<
Киргизские угольные войны мешают инвестициям
Опубликовано в рубрике: Новости Питера

 Киргизские угольные войны мешают инвестициям 7 марта, 19:30 «Азия Таймс Онлайн» рассказывает об огромном угольном месторождении Кара-Кече в Киргизии, запасы на котором составляют 430 миллионов тонн. Эта залежь в удалённой и гористой Нарынской области может стать одним из важнейших активов для киргизской экономики. «И чёрный горючий камень интересует не только правительство и местные компании, которые потихоньку ковыряются в карьерах — в ноябре прошлого года на Кара-Кече произошла перестрелка между бандитами, которая показала тёмную сторону этого бизнеса (см. материал «Вечернего Бишкека»). Согласно данным из государственной стратегии развития страны, в Кыргызстане может иметься до 3,3 миллиарда тонн угля — стране этого достаточно, по разным оценкам, на несколько сот лет. Но ископаемое топливо добывают многочисленные мелкие (и неэффективные) производители, цены высоки — и киргизам даже приходится покупать уголь за границей. Во всё той же стратегии состояние отрасли названо «кризисным». Иностранные инвесторы — которых власти считают ответом на все вопросы — проявляют интерес, но ведут себя осторожно, потому что с транспортной инфраструктурой в стране плохо, повсюду коррупция и насилие. Иначе говоря, проблемы примерно те же, что мешают развитию золотодобывающего сектора. Сейчас объёмы добычи в четыре раза меньше пиковых показателей советской эпохи, достигнутых в конце 70-х годов, говорит Алмаз Алимбеков, глава отдела горнодобывающей отрасли в министерстве экономики Киргизии. Центральная ТЭЦ Бишкека — крупнейшая угольная электростанция в стране — на 70 процентов питается топливом, привезённым из соседнего Казахстана, а это обходится небогатой казне страны в 40 миллионов долларов ежегодно. Остальные 30 процентов — уголь, добытый на Кара-Кече и других киргизских разработках, поясняет Алимбеков. Уголь — популярная тема для обсуждения. Не в последнюю очередь потому, что его можно покупать и топить им дома студёной горной зимой. Как пишет агентство «Киргизия-24″, прошлой зимой цена на топочный уголь варьировалась в пределах от 50 до 200 долларов за тонну, причём цены росли с падением температуры. Районы, которые ближе всего находятся к угольным шахтам, часто получают топливо по дешёвке, хотя социальная поддержка не является обязательным обременением при выдаче лицензий на добычу. Недавно местные СМИ заинтересовались последствиями ноябрьской перестрелки на Кара-Кече (которую вели, как считается, члены одной нарынской банды и люди из ОПГ, которой руководит Максат Абакиров по кличке Водолаз, бандит из Иссык-Кульской области. Именно его считают ответственным за провоцирование прошлогодних беспорядков в посёлках вокруг золотого рудника Кумтор, которым владеют канадцы. Хотя при «разборке» никто, судя по всему, не погиб, через десять дней на месторождении нашли убитым Айбека Мамбеталиева — человека, которого «Вечерний Бишкек» некогда называл гангстером из Нарына, «решавшим, кому нужно продавать уголь». Затем, 20 февраля, группа, среди которой опознали родственников Мамбеталиева, во время слушаний по делу о его гибели напала в зале суда на милиционеров. Троих стражей порядка подожгли самодельными зажигательными бомбами, одного похитили и жестоко избили, а ещё один бежал в сторону реки и был, по имеющимся данным, утоплен погромщиками. Прокуратура завела дело на нападавших, но найти их до сих пор не удалось. Хаос в угледобывающей отрасли — явление не новое. В 2005 году, после свержения первого президента Киргизии [Аскара Акаева], взбунтовавшийся лидер оппозиции Нурлан Мотуев (прозванный «Угольным королём») произвёл нашумевший захват Кара-Кече, выгнав оттуда работавшие там компании. При нём добыча топлива резко упала. Чтобы навести порядок, нужны мощные инвестиции из-за рубежа, указывает Алимбеков. Проблема отчасти в том, что некоторыми из лучших залежей страны распоряжаются неэффективные «местечковые» компании, у которых «нет ни капитала, ни возможностей в сфере логистики». А значит, они зависят от продавцов — которые, в свою очередь, находятся под влиянием рэкетиров. — Они не могут обеспечить углём бишкекскую ТЭЦ, потому что у них слабые технологии добычи и нет своего транспорта, — добавил Алимбеков. В идеале разрабатывать Кара-Кече нужно было бы отдать единому иностранному инвестору. Кара-Кече — это высокогорная долина, попасть в которую можно только по извилистой и разбитой дороге, часто перекрываемой оползнями. В долинах ниже дороги не лучше. А уголь нужно перевозить большими объёмами, чтобы это было выгодно. Железнодорожная ветка до города Балыкчи (Рыбачье), откуда уже есть рельсы до Бишкека, помогла бы наладить снабжение, но её прокладка будет стоить очень дорого. Западные компании с надеждой смотрят на застопорившийся в последнее время проект магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан, говорит Алистер Мьюир, директор по техническим операциям австралийской компании Celsius Coal, которая имеет лицензию на добычу угля в Узгенском районе на юге Киргизии. У страны большой потенциал в добыче коксующегося угля, используемого в металлургии — в нём нуждаются сталевары китайского Синьцзяна, но «транспортный вопрос по-прежнему остаётся больным для нас», поясняет Мьюир. Признаков того, что проект сдвинется в ближайшее время с мёртвой точки, нет — по крайней мере, в последние несколько лет. Если зарубежные инвесторы и сделают рискованный шаг, им придётся преодолевать сопротивление местных жителей, предупреждает член правления Кыргызской Горной Ассоциации Валентин Богдецкий. Граждане ждут от угледобытчиков крупной социальной помощи, что, по его словам, «граничит с вымогательством». Это тоже может напугать инвесторов. — Некоторые из местных думаю, что в «соцпакет» будет входить пожизненное обеспечение бесплатным углём, — рассказал Богдецкий корреспондентам портала EurasiaNet.org. — При таких условиях производство не будет выгодным. Правительству нужно навести порядок, прежде чем можно будет говорить об иностранных инвестициях». ASIA TIMES ONLINE (Гонконг)

Ссылка на источник

admin @ 5:00 пп

Извините, комментарии сейчас закрыты.