<
Разворот
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы

 код для блога  А. ПОЗНЯКОВ – С нами на прямой связи Евгения Абелюк — заслуженный учитель РФ, учитель литературы лицея №1525 «Воробьевы горы». Здравствуйте. Е. АБЕЛЮК — Здравствуйте. К. ОРЛОВА — У меня первый вопрос, Павел Пожигайло сказал такую фразу, что сейчас в литературе происходит перекос в эстетическое удовольствие, нужно это исправить, нужно больше воспитательных функций. Что это вообще такое? Е. АБЕЛЮК — Я обратила внимание, что он сказал, что никто никогда не осмыслял задачи литературы. Меня это страшно удивляет. Потому что нет учителя, филолога, который бы не думал над тем, зачем он это делает. И конечно те стандарты, они выстраиваются, прежде всего, вокруг таких ценностных ориентиров. Вокруг задач курса. И я вам должна сказать, что литература как любое искусство в школе рассматривается как диалог с автором. Конечно диалог специфический. Диалог мысленный. Читатель или зритель задает автору вопросы и нам, учителям надо научить ребенка задавать эти вопросы. Вопросы, которые касаются прежде всего авторской позиции. Но дело в том, что это искусство и об этом тоже забывать не нужно. И автор то, что он сказал, сказал в художественной форме. Не прямо, и чтобы понять его мысль, нужно воспринять и форму, в том числе эстетически. В том числе может быть порадоваться форме. Или наоборот может быть форма должна раздражать читателя. Иногда она специально шокирующая. Ни в коем нельзя отделять содержание от формы. А когда мы начинаем это отделять, у нас появляется очень серьезная опасность. К. ОРЛОВА — Евгения… Е. АБЕЛЮК — В советские годы литературу всегда рассматривали в школе, прежде всего, как идеологический предмет. А вообще литературу и литераторов и задачи перед членами Союза писателей ставились совершенно определенные. Перед писателями. И вред от такого рассмотрения совершенно ужасный. Огромный. Поэтому такое заявление, какая-то новая концепция, во-первых, она представляет непрофессионализм. Во-вторых, ее можно рассматривать… А. ПОЗНЯКОВ – У нас, к сожалению, что-то со связью, практически вас не слышно. Попробуем вам перенабрать. Потому что есть еще пара вопросов. К. ОРЛОВА — Неужели сейчас учителя литературы не задумываются над смыслом и не учат детей ставить вопросы. А. ПОЗНЯКОВ – Евгения. Е. АБЕЛЮК — Конечно, эти вопросы они возникают, очень часто литературоведы говорят и пишут о нравственных исканиях русских писателей. Есть книжка А. П. Скафтымова, замечательного литературоведа, которая так называется «Нравственные искания русских писателей». Действительно эти вопросы стоят, и эти вопросы обсуждаются в школе. Но время от времени, откуда-то из думы доносятся до нас какие-то такие странные речи, что никто об этом не думает, что никто не воспитывает. Литература воспитывает, ее изучение воспитывает, если это делается профессиональным учителем и если учитель смотрит на литературу как на искусство, а не как морализаторский трактат. Единственное что утешает, что, похоже, дума во всех государствах этим страдает. Скажем, Лев Толстой в 1906 году дал интервью и говорил о том, что его возмущает, что те парламентские люди, я просто процитирую: стоят ниже среднего уровня, пусть на меня не обижаются думцы, общества. И вместе с тем берут на себя самоуверенную задачу разрешить судьбу стомиллионного народа. Пожалуйста, 1906 год, Толстой. Откуда без изучения предмета, без понимания того, что и как происходит, такие заявления мне совершенно непонятно. К. ОРЛОВА — Евгения, а вот еще господин Пожигайло сказал такую фразу, что учителя должны объяснять ученикам, что имел в виду писатель. То есть должны не учить… Е. АБЕЛЮК — На самом деле желательно, чтобы учителя не объясняли и давали готовые формулы, а чтобы читая произведение и пробираясь через лабиринты, выраженные в очень сложной образной форме, вместе с ребенком доходили до каких-то вещей. Тогда ребенок будет открывать учителю то, что он не находил, иногда учитель будет открывать ребенку то, что тот не понимает. Чтобы они вместе учились понимать автора. Это задача курса литературы. Поэтому у нас традиционно в курсе литературы изучаются сложные произведения. Часто жалуются, что произведения не по возрасту. Но дело в том, что простые вещи дети сами прочитают. А сложные да, надо учить читать и учиться вместе с ними читать. А. ПОЗНЯКОВ – Сейчас же существуют всевозможные методические указания и правила, как преподавать литературу. Хочется понять, в какой степени проект концепции преподавания литературы, если будет реализован, в какой степени ограничит учителей. Сейчас же уже среди целей изучения литературы называют воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями и развитие личности познавательных, созидательных способностей. Там что-то про граждан было в методическом письме 2004 года. В какой степени сейчас определяет власть, государство, министерство как должны вести уроки. Е. АБЕЛЮК — Эти слова, которые вы сейчас произнесли, они звучали всегда. И воспитание, и воспитание патриотизма, и гражданин. То, как преподается литература, зависит от учителя, от его профессионализма. А. ПОЗНЯКОВ – А концепция что-то изменит? Е. АБЕЛЮК — Вообще это ничего не изменит, но с другой стороны это некий сигнал, который опасен. Когда не профессиональные люди говорят, что надо изучать содержание, а не получать удовольствие. Они вообще не понимают, что есть искусство. Какова задача предмета. Претендуют на то, что они все понимают. К. ОРЛОВА — Евгения, я уточню вопрос, не получится ли так, что в скором времени будет утвержденный список литературы, которую только и можно изучать. Как было в советское время. Которую можно и нужно изучать в школах. Например, нельзя будет читать Довлатова, Булгакова. Е. АБЕЛЮК — Вы знаете, мы и в советские годы Мандельштама здесь не читали. Опять все зависит от учителя. Можно запретить все, что угодно, но с другой стороны я думаю, что сегодня уже нельзя. Мы живем все-таки в совершенно другую эпоху, эпоху глобализации, это серьезная вещь. Наличие Интернета, ребенок имеет много возможностей получать информацию. Я думаю, что не получится ничего. Запретить не получится. А. ПОЗНЯКОВ – Спасибо большое. Это Евгения Абелюк — заслуженный учитель РФ, учитель литературы лицея №1525.

Ссылка на источник

admin @ 12:00 дп

Извините, комментарии сейчас закрыты.