<
Военный совет
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы

 код для блога  А. ЕРМОЛИН: Добрый день всем, кто нас слушает, в эфире программа «Военный совет», сегодня мы говорим о музыке, о военной музыке, и наш гость сегодня Игорь Вячеславович Шевернев, главный инспектор военно-оркестровой службы Вооруженных Сил России, подполковник. Здравствуйте, Игорь Вячеславович. И. ШЕВЕРНЕВ: Добрый день. А. ЕРМОЛИН: Игорь Вячеславович, что у вас за должность такая интересная? Инспектор. Что инспектируете? И. ШЕВЕРНЕВ: Ну не секрет, что в вооруженных силах порядка 200 военных оркестров, и для того, чтобы контролировать их деятельность, прежде всего служебно-творческую, профессиональную, для этого существует орган управления военно-оркестровой службы, в котором я имею честь служить. Прежде всего, конечно наша деятельность направлена как я сказал на служебную творческую деятельность, чтобы помочь военному дирижеру определиться с репертуаром, проконтролировать его так сказать внутреннюю работу, как у него осуществляются строевые приемы, как у него обстоит дело с возмещением военного оркестра, ну и так далее. То есть, большой ряд вопросов, которые мы контролируем. Контролируем это в ходе проверок, осуществляем. Периодичность – один округ мы проверяем раз в 2 года. То есть, у нас 4 округа, два округа в год, вот такая периодичность. Так же выявляем лучшие оркестры проведения смотра конкурсов военных оркестров. Они проводятся раз в 5 лет, вот уже ну, будем говорить в современное время. В советское время они проводились раз в 10 лет. Вот впервые после 90-го года мы провели смотр конкурса в 2008 году, и в этом году будет проведен подобный смотр конкурс, очень интересное событие, мероприятие, но поговорим позже об этом. А. ЕРМОЛИН: Ну как скажете. Можем сейчас, может и позже. Я предлагаю сейчас напомнить нашим слушателям, представители вашей службы не первый раз у нас в эфире. Вообще, как устроена оркестровая служба. Вы уже сказали, что около 200… Или больше. И. ШЕВЕРНЕВ: Порядка 200, да. А. ЕРМОЛИН: Порядка 200 оркестров, вот на каком уровне подразделений есть оркестры, и как это всё устроено? То есть, какую они роль играют, какое место в структуре воинских подразделений занимают? И. ШЕВЕРНЕВ: Ну, оркестры у нас содержат в соответствии с нормами содержания. Существуют 4, будем так говорить, разновидности. Это зависит от численности состава. Это оркестр полков бригад соединений, в численности 18 человек, оркестр военно-учебных заведений – 26 человек, оркестры штабов, флотов – 44 человека, и оркестры штабов военных округов. Это самые крупные, по 63 человека. То есть, вот это вот такая существует так сказать градация, да? Именно по численному составу. Комплектуется военный оркестр различными категориями, это военнослужащие по призыву, и по контракту, музыкантскими воспитанниками, и артистами оркестра. Конечно, военный оркестр признан содействовать культурному, эстетическому воспитанию военнослужащих, гражданского персонала. Военный оркестр выступает в дальних каких-то гарнизонах, если брать вот наш центральный военный оркестр постоянно. (Неразборчиво) штабов с такой же миссией выступают, за рубежом, ну и конечно любой оркестр – это его деятельность тесно связана с войсками, то есть с работой внутри воинской части. Это от подъема до отбоя. А. ЕРМОЛИН: Вы говорите, что это от роли полка, да? Но ведь не во всех полках же есть оркестр. И. ШЕВЕРНЕВ: Ну, практически во всех полках, по-моему, от 1000 человек, штатная численность там есть оркестр. Ну, на 90% везде укомплектован. А. ЕРМОЛИН: Мне сейчас подумалось (неразборчиво), если есть оркестр, значит есть и полк как минимум, да? Ну, вот с утра до вечера такая же воинская служба. Как устроен собственно день военного музыканта? Руководитель – это дирижер, да? Я так понимаю. И. ШЕВЕРНЕВ: Да, конечно. Это профессиональный человек, который имеет высшее музыкальное образование, либо он закончил военно-дирижерский факультет в свое время, либо московскую военную консерваторию, либо сейчас, как это единственное наше учебное заведение, готовящее дирижеров, именуется военный институт военных дирижеров, военного университета. То есть, все люди прошли эту школу, и имеют высшее образование. И как я сказал, оркестр с подъема и до отбоя присутствует на всех мероприятиях, это прежде всего обеспечение воинских ритуалов. Мы знаем это и строевой смотр полка, и проведение общеполковой вечерней поверки, и развод караулов, и участие в парадах, и возложение венков, и отдание различных почестей, поэтому… Ну, основная функция – это осуществление воинских ритуалов, ну и конечно нельзя (неразборчиво) концертную деятельность. Потому, что для души, когда заканчивается боевая учеба, естественно каждому человеку необходимо немножко… Ну, чтобы его душа отдохнула, расцвела, и он был готов к новым свершениям. Я однажды в проверке спросил солдата, я говорю: ну, вот у вас есть военный оркестр в полку, что он для тебя значит? Как ты его слышишь, видишь, какие он у тебя вызывает эмоции, когда ты его слышишь. Он думал, думал, и сказал: бодрит. То есть, вот это вот как нельзя лучше характеризует то, для чего нужен военный оркестр. А. ЕРМОЛИН: Четко сформулировано. Но вот надо сказать, что редкий случай, когда начинается эфир с СМС-ок, которые там бодрят в хорошем смысле этого слова с комплиментов: Лучших российских военных оркестров не встречал», — пишет нам Сергей из Кронштадта. Вот а у вас есть какая-то своя внутренняя карьерная ветка, или там маршрут… То есть, можно так условно говоря там от полкового оркестра дорасти до… Или там нет такой как бы прямой взаимосвязи, можно сразу же после училища попасть и в один оркестр, и в другой, и в третий. Вот как у вас отбираются кадры, как распределяются, по какому принципу? И. ШЕВЕРНЕВ: Понятно. Ну конечно по окончании учебных заведений существует рейтинг, как и в любом высшем учебном заведении. То есть окончивший офицер с дипломом, с отличием, он имеет право выбора. Очень редко конечно бывает такие места, что в большие крупные оркестры он распределяется. Но вот если взять за последние годы, лейтенанты назначались и на оркестры 44 человека, и 63, но вторым дирижером. Потому, что в таких у нас крупных оркестрах по 2 дирижера: начальник оркестра и заместитель. И вот он как заместитель работы вот проверяли, буквально полгода-год проходит, он достаточно уверенно работает, приносит какой-то вот задор молодой, да? Знания свежие, свежую струю здоровую с оркестр, и это мы видели, реально приносит свои результаты. А вообще, конечно если дирижер в начале своей службы был назначен на должность полкового звена, конечно постепенно он растет, может в какой-то город достаточно крупный, может быть где у него родители, где есть жилье, то естественно он туда может быть и стремиться. Есть и такие, и если он показывает результаты… А показывает результаты опять-таки где? Проверки, конкурсы, тогда он… Ну, будем говорить растет во всех отношениях. А. ЕРМОЛИН: А вот какая амбиция главная у военного дирижера? Делать военную карьеру, расти в должности, в звании, или творческая? И. ШЕВЕРНЕВ: Я думаю, это конечно творчество. Потому, что все-таки творчество – это основа деятельности военного дирижера, это… Вообще военный коллективы наши, они же являются служебно-творческими коллективами, и естественно я думаю, это творчество. А. ЕРМОЛИН: А вот есть ли какая-нибудь практика… Ну я не знаю, там внутренняя какая-то, там интимная… Сравнивания вот себя – военного музыканта, с музыкантом вообще. Ну все-таки достаточно такая… По крайней мере кажется, что это узкая ниша, да? То есть, нет простора. Вряд ли у вас есть возможность в таких вот престижных музыкальных конкурсах участвовать… Я не говорю сейчас про военные там, об этом отдельно действительно поговорим. Есть какие-то ограничения, которые накладывает на военного музыканта, вообще специфика службы? И. ШЕВЕРНЕВ: Конечно, безусловно, есть специфика. Мы вообще как я уже сказал, комплектуемся такими категориями, и конечно же у него… Когда он приходит в оркестр музыкант, устраиваться на работу, конечно наличие профессионализма. То есть, это обычные люди, окончившие среднее или высшее специальное музыкальное учреждение. Ну конечно еще испытательный срок определенный дожжен пройти, чтобы адаптироваться именно к военной службе. Потому что не только творчество, не только концертная деятельность как я сказал оркестра, да? Это еще и обеспечение воинских ритуалов: общественных, спортивных, культурно-массовых различных мероприятий. Поэтому приходится… Тех же парадов, например, да? То есть, это служба в строю. Это уже не пошевелиться это уже четкое выполнение строевых приемов, повороты… Ну, в общем пошла воинская служба. Поэтому требуется адаптация, и не каждый её выдерживает, далеко не каждый. Если тебе нужно встать в 5 утра, в 6 выехать, в 8 быть уже в Алабино на парадной тренировке. А освобождается в полтретьего, в три. То есть, если считать – это все время надо играть, стоять… Просто даже физически тяжело, и не каждый это выдержит. А. ЕРМОЛИН: Я прошел 4 парада на Красной площади, я хорошо представляю физическую нагрузку просто вот участника парадного расчета. И. ШЕВЕРНЕВ: (Неразборчиво) музыканта от начала до конца, пока все подразделения и военная техника, и авиация не пройдут. А. ЕРМОЛИН: Кстати вот очень необычный вопрос… Сейчас вот думаю с подписи начать, или все-таки… Нет, в конце скажу подпись, пусть будет интрига: «Здравствуйте, прошу вас откройте тайну: почему на парадах победы при прохождении родов войск не оглашается имя композитора, чьи марши или фрагменты звучат на Красной площади. Так вот, уже 4 майских дня победы вначале прохода войск звучат марши Виктора Сергеевича Рунова. И его музыку очень любят военные музыканты, отчего тишина? Спасибо вам, Москва, Людмила. Внучка В.С. Рунова». И. ШЕВЕРНЕВ: Интересно. Ну хочу сказать, что Рунова марш, да? Вот этот строевой марш мы уже не исполняем… В Москве во всяком случае, да? Года 3 или 4… Может быть Санкт-Петербурге… Гарнизоны Санкт-Петербурга исполняют, возможно. Но дело в том, что в момент прохождения войск, рассказывается о тех подразделениях, которые идут. О командирах, достижениях так сказать подразделений. А в это е время говорить о том, что звучит – нет. Есть в конце, когда мы отходим к ГУМу, в этот момент рассказывается о Чернецком, о том, кто дирижирует парадом, об Агапкине Василии Ивановиче. Это да, есть. А о Рунове, вот я объяснил, в Москве во всяком случае у нас такая ситуация. А. ЕРМОЛИН: Кстати над этим ведь можно подумать, и не только потому, что вот нам сейчас написала внучка Рунова, да? А в принципе ведь за каждым маршем стоит очень серьезная история. И мне кажется, это такой очень серьезный просветительский был бы шаг, если бы вот как раз вот в период комментирования парада, что-то рассказывали и про историю. Или у вас для этого есть отдельные программы и мероприятия? И. ШЕВЕРНЕВ: Да, это лучше отдельно. Потому, что я еще раз говорю, во время парада всё так настолько сложено, да? Весь алгоритм действий, поэтому там просто не достаточно время, обо всем просто не рассказать. Мы исполняем порядка 30 произведений, если вы представляете. Если о каждом мы начнем говорить, то просто не будет времени. А. ЕРМОЛИН: Да. А вот действительно, есть ли вот любимые марши, любимые мелодии, которые однозначно считаются самыми-самыми такими… И. ШЕВЕРНЕВ: Вы имеете в виду для… А. ЕРМОЛИН: Для военных музыкантов. И. ШЕВЕРНЕВ: Для военных музыкантов? Ну конечно это легендарный марш «Прощание Славянки», который написан полковником Агапкиным Василием Ивановичем, военным дирижером, который дирижировал 7 ноября тоже 41 года. Конечно те же произведения, которые звучат на параде наверное, да? Которые идут под определенный род войск, вид войск. Допустим «Белорусский вокзал» Окуджавы, да? Играем для десантников, тут уже трудно представить какой-нибудь другой марш. Или для авиации «(Неразборчиво) всё выше», ну и так далее. А. ЕРМОЛИН: Значит по видам, и родам. И. ШЕВЕРНЕВ: По видам. Каждый музыкант служит в определенном виде войск, и у них вот именно вот эти марши являются своего рода определяющими, главными в их творчестве и деятельности. А. ЕРМОЛИН: А вот какой-то музыкальной просветительской деятельностью вы занимаетесь? Вот можно… Или может быть кто-то при вашей помощи и поддержке занимается? Вот собственно чем например хороша Москва – то, что вот… Ну, есть возможность и в музыкальных школах, и рядом с музыкальными школами, или дворцах культуры, и просто даже вспоминаю лихие 90-е когда у меня там дети понимались старшие. И здорово было, когда дети приходят, с ними встречаются музыканты, рассказывают. Я понимаю, что можно купить абонемент в зал Чайковского, нет мысли сделать такую специализированную программу, вот именно рассказывать о том, что такое военная музыка? И. ШЕВЕРНЕВ: Нет, такие есть проекты, в частности проект «Армия и дети». Это существует оркестр штаба бывшего московского округа, и центральный военный оркестр наш такие мероприятия проводит акции, когда дети приходят и слушают музыку, специально концерт, составляются программы, чтобы им было интересно. И в то же время происходит пропаганда нашего дела. Так же московское военно-музыкальное училище в Московском доме музыки уже выступают в большом зале консерватории. Так же пропагандируют, поэтому военные дирижеры так же проводят концерты, вот о чем вы сказали в музыкальных школах, в училищах. Поэтому… А. ЕРМОЛИН: То есть, (неразборчиво) есть? И. ШЕВЕРНЕВ: Да, недостатка информации в том, что в том или ином городе существует военный оркестр для того, чтобы могли туда пойти в дальнейшем служить, да? Просветить в этом плане молодежь – я считаю нет на сегодняшний день такой проблемы. А. ЕРМОЛИН: А вот опять же не секрет, что в армии, когда каждое училище готовит там специалиста военного по какой-то специальности, по какому-то направлению, существует определенная профессиограмма. То есть, очень четко понятно, какими знаниями, умениями, навыками должен владеть человек (неразборчиво), как сейчас модно говорить. Вот какой скажем такой заказ – образ желаемого результата на военного музыканта существует, да? Вот что он как профессионал должен знать, уметь… Какой может быть репертуар у него должен быть обязательным к окончанию высшего военно-музыкального учебного заведения? И. ШЕВЕРНЕВ: Ну, здесь существуют требования, предъявляемые к каждой категории музыкантов. Существует одиночная подготовка в оркестре. То есть, она проводится ежедневно, по одному часу. Сюда включается работа самостоятельная над этюдами, упражнениями, гаммами, музыкальными пьесами для того, чтобы музыкант сам мог порепетировать, и в конце каждого полугодия отчитаться в форме контрольного урока. Присутствует весь личный состав оркестра, и музыкант отчитывается. То, что он за полгода сделал. Это определяет объем требований военный дирижер, и таким образом происходит совершенствование его профессиональной деятельности. То есть, каждый год дирижер требования повышает естественно, и таким образом поддерживает и совершенствует своего профессиональной подготовкой каждого музыканта. А. ЕРМОЛИН: То есть, это произведение, и качество исполнения, да? И. ШЕВЕРНЕВ: Да, конечно. Объем… То есть, заранее оговаривается, и ежедневно (неразборчиво). Потому, что действительно что такое военный музыкант? Это прежде всего, его губной аппарат, да? Это мышцы, связано с мышцами. А мы знаем мышцы – это требует тренировки ежедневной. То есть если ты не позанимался день, два, три, уже всё, уже ты откатываешься назад. Как бы заново начинается, они не слушаются. Поэтому вот такая существует у нас одиночная подготовка. Помимо этого, еще существует общая оркестровая подготовка. То есть это тоже ежедневно, но уже в составе всего военного оркестра, это занимает 2-3 часа ежедневно. Потому, что мероприятия проходят, если тоже месяц не позаниматься, или даже неделю, да? Уже выйдет подразделение, уже будут проблемы. А. ЕРМОЛИН: Ну, очень похоже на обычную военную подготовку. И. ШЕВЕРНЕВ: Да, да, да. А мы кстати и занимаемся, у нас существует программа боевой подготовки военных оркестров, туда входят все дисциплины, и физическая, строевая, огневая, тактическая. Ну, конечно в меньшем объеме, чем у боевых подразделений, это естественно, так и должно быть. Потому, что каждый занимается по предназначению, поэтому просто это же воинское подразделение – военный оркестр. Поэтому естественно, должны эти науки знать, хотя бы какие-то азы. А физическая подготовка – она вообще просто необходима музыкантам. То, о чем мы говорили выше, участие в парадах, всех церемониалах, требует специальной хорошей физической формы. А. ЕРМОЛИН: Вот музыканта вас выдает только лира на погонах, так вы выглядите таким крепким подполковником вооруженных сил. Спортивным, накаченным. И. ШЕВЕРНЕВ: Спасибо. А. ЕРМОЛИН: Вот вы музыкант по… И. ШЕВЕРНЕВ: Да, я тоже заканчивал военно-дирижерский факультет московской государственной консерватории. Затем был распределен, назначен на должность дирижера в академию РВСН Петра Великого, тогда она еще называлась академией Дзержинского, там 12 лет проработал, тоже участвовал в смотрах, конкурсах, и выезжал за рубеж и на фестивали, после этого был назначен начальником военно-оркестровой службы московского военного округа, после реорганизации назначен, и вот сейчас где я работаю, в органы управления военно-оркестровой службы. Конечно всегда хочется и творчества, потому, что здесь административная больше работа. Хотелось бы больше заняться творчеством, но иногда бывают такие минуты. А. ЕРМОЛИН: Я хочу напомнить нашим слушателям, что в гостях у нас Игорь Вячеславович Шевернев, главный инспектор военно-оркестровой службы вооруженных сил РФ, подполковник, и сейчас мы прервемся на небольшой информационный выпуск. НОВОСТИ.

Ссылка на источник

admin @ 12:00 дп

Извините, комментарии сейчас закрыты.