К. Ларина ― Начинаем выступать. Пока еще. Да? И. Петровская ― Да. К. Ларина ― Выступай. И. Петровская ― И forever. Здравствуйте, дорогие друзья. К. Ларина ― Выступает Ирина Петровская. И. Петровская ― Сегодня суббота, 15 ноября. И мы в эфире. Ксения Ларина и я – Ирина Петровская. К. Ларина ― Не прошло и века, как Ирина Петровская стала ведущей «Эхо Москвы». И. Петровская ― 10 лет, между прочим. К. Ларина ― Я тебя поздравляю с этим. И. Петровская ― А я значусь ведущей. Соведущей. К. Ларина ― Я пока открываю страничку «Человек из телевизора», только имейте в виду она у нас одна. Там нет никаких вариантов, потому что здесь иногда попадаются какие-то фальшаки. Двойники. «Человек из телевизора» это «Человек из телевизора», есть ссылка с моей страницы в фейсбук. Я открываю ветку прямого эфира, можете присылать ваши вопросы, реплики, рецензии. Мы в прямом эфире, поэтому sms +7-985-970-45-45. Телефон прямого эфира 485-363-36-59. Наталья Кузьмина наш звукорежиссер. Ну короче мы обсуждаем телевизионные программы прошедшей недели. Я так поняла, судя по откликам в социальных сетях, прежде всего самой популярной программой недели стала программа Владимира Познера – встреча с режиссером Оливером Стоуном. И. Петровская ― Если говорить о популярности в социальных сетях. По обсуждаемости. А если говорить о популярности вообще… К. Ларина ― По рейтингам. И. Петровская ― По долям, рейтингам это… К. Ларина ― Киношка. И. Петровская ― Кино «Улыбка пересмешника». И безусловно целых два выпуска у Андрея Малахова, посвященных продолжению этой трагической истории. Когда Марат Башаров до полусмерти исколотил свою жену. Это были самые популярные проекты. К. Ларина ― Рассказывай, с чего ты начнешь? Ты все смотрела? И. Петровская ― Да. К. Ларина ― Мне интересно про Стоуна. И. Петровская ― На мой взгляд, был очень интересный эфир, именно потому что, как бы ни подозревали Стоуна в конъюнктурности, другие говорят, что его используют и его определенный антиамериканизм сегодня ложится на общие ожидания публики и настроения этой публики. Тем не менее, мне показалось, что даже, наверное, в своих каких-то заблуждениях очень искренний человек. Который расстается на наших глазах, прощался с некоторыми своими иллюзиями. А напротив сидел другой человек, который тоже некоторое время назад прощался со своими иллюзиями относительно наоборот, коммунизма, справедливого устройства Советского Союза. И так далее. И это был тот случай, когда обоим собеседникам было интересно, что бывает нечасто. К. Ларина ― А они про Америку говорили или про Россию? И. Петровская ― Ну конечно про Америку. Про Россию только в том смысле, что Стоун убежден, что это очень неправильно делать из русских врагов, что враги естественные союзники Америки. Другой вопрос, какие он выводы делает, кого обвиняет в том, что продолжается холодная война на определенном новом этапе. Но преимущественно конечно это было в рамках промоушена, хотя это не грубый промоушен, того фильма, который стартовал сразу после программы «Познер» — «Нерассказанная история США». Десятисерийный документальный. К. Ларина ― И раз в неделю будет идти серия что ли. И. Петровская ― Я вначале решила, что раз в неделю, но обнаружила, что следующая будет в воскресенье, а потом в понедельник. Поэтому я не очень понимаю, в воскресенье они повторят предыдущую или будет уже следующая. Но в любом случае не менее раза в неделю, но и не каждый день. Конечно, этот шаг мне кажется не очень выгодным. Про кино я бы в меньшей степени говорила как об очень интересном чем-то, потому что это такое представление тоже, хотя Стоун, они с историком написали книгу большую. К. Ларина ― Она продается. И. Петровская ― И фильм, историка зовут, по-моему, Питер Кузник, а фильм в соавторстве с ним сделан. Это такое кино, кто-то его сравнивал… К. Ларина ― С советскими документальными фильмами. Пропагандистскими. И. Петровская ― ЦСДФовскими фильмами. Не то чтобы даже пропагандистскими, потому что действительно их взгляд, наверное, и возможно их какие-то заблуждения. Но если иметь в виду, что все-таки это кино предназначалось в первую очередь американскому зрителю и американский зритель совсем не искушен в истории, как говорят все этой новейшей истории Второй мировой войны, да, наверное это интересно. Потом я подумала, а наш-то очень сильно искушен что ли. Тоже уже давно не искушен. К. Ларина ― Это же очень поздно показывают фильм, получается. И смотрели его люди? И. Петровская ― Самое поразительное, конечно, Познер начался чуть раньше, чем обычно. В последнее время он начинается в ноль, а иногда и 00.30, в этот раз они начали полдвенадцатого, соответственно фильм начался через час, полпервого. И вот на Познера пришло 20%, это доля. То есть это 20% от числа всех людей, которые в этот момент смотрели телевизор. Не от общего числа телезрителей потенциальных, а от количества людей, смотревших телевизор. А на сам фильм пришло уже 25,8, то есть еще больше. Значит, каким-то образом люди, понятно, в этот час собирается чуть отличная от основной аудитории прайм-тайма, качественная и так далее. Но люди специально шли и на Оливера Стоуна и на это кино. И это из разряда — старожилы не припомнят. Такие цифры. А если продолжать разговор об этой беседе… К. Ларина ― Как Познер вообще выстраивал, ему что важно было? И. Петровская ― Я повторяю, разговор в основном шел об истории и фильме. Об истории через фильм. Познера мне показалось, какие-то вещи очень раздражали. С другой стороны была зеркальность, когда особенно шла речь, например, задавал вопрос: вот, наверное, сейчас нас обвинят, что здесь та самая конъюнктурность или наше телевидение или вы воспользовались моментом, специально вся история и ваши взгляды ложатся на эти наши сегодня бытующие антиамериканские настроения. Но плюс еще вас посмотрят ваши коллеги американцы, которые здесь работают и потом доложат у себя дома, что вы тут такое говорили. К. Ларина ― Так у него этот фильм прошел по американскому телевидению. И книга, по-моему, широко продавалась на языке оригинала. И. Петровская ― То есть Владимир Владимирович, конечно же, прекрасно понимает, что ничего похожего на то, что здесь могло бы произойти с условным Макаревичем или кем угодно, который бы осмелился и осмеливается высказывать какие-то критические замечания о своей стране. На что Оливер Стоун совершенно не понял и сказал, ну да, будут спорить, а потом выяснилось, что и фильм показали там. И дискутировали, и книга, которая вышла достаточно большим тиражом там продается. То есть не получается такой зеркальности, аналогии. К. Ларина ― То есть нельзя сказать, что мы с тобой, мой друг Оливер, пятая колонна, ты в своей стране, а я в своей. И. Петровская ― Нет, наоборот. В конце же прощалку, собственно и весь эфир этим был, это был лейтмотив. И он задавал эти вопросы. Возможно ли гражданское неповиновение. В чем оно выражается. Ваше гражданское неповиновение. И тот же Оливер Стоун в самом начале сказал, что, ссылаясь на какого-то американского деятеля, его слова цитировал, что естественно, государство и власть и страна это разные вещи. И естественно любовь в своей стране это не тождественно любви к власти. И потом впоследствии в своей прощалке, которая иногда бывает важнее самой программы, но в данном случае она была естественным продолжением и финалом, Познер и сказал об этом, что, наверное, в представлении некоторых Оливер Стоун не патриот, а на мой взгляд он абсолютный патриот, потому что… и продолжил, что и у нас также, людей, которые не соглашаются, тут он, безусловно, покривил душой, потому что мы видели прекрасно, что Оливер Стоун не соглашается с действиями своей власти… К. Ларина ― Никто его за это не преследует. И. Петровская ― Но при этом его никто за это не преследует. К. Ларина ― И не запрещает ему ни кино снимать, ни книжки писать, ни по телевизору выступать. И. Петровская ― Абсолютно. Наша история в том, что как только ты высказываешься против чего-то, начинаешь критиковать или не дай господь, говорить о заблуждениях или еще хуже преступлениях власти, то мгновенно ты становишься антипатриотом и тебя в первую очередь в чем обвиняют – в том, что ты свою родину не любишь. Конечно, это совершенно разные истории. И отождествлять их совершенно бессмысленно. Сила Америки в первую очередь в том, что да, наверное, и наверняка можно всяких туда фактов подверстать, что там тоже не очень хорошо, может быть и политика внешняя и какая угодно может тоже быть какой угодно, но уж в чем-чем, а отказать в свободе высказывания собственного мнения, в плюрализме, в представлении разных точек зрения, уж точно это не про Америку К. Ларина ― Мне кажется, там при Буше были какие-то проблемы, связанные с цензурой. Я помню, во-первых, Майкл Мур, предшественник Оливера Стоуна на этом пути критики американской политики и внешней прежде всего, у него тоже было несколько фильмов документальных. У которых были проблемы в Америке и сам говорил. Я помню, как в Каннах приз он получил именно, скорее был приз поддержки, чем оценки его творческих способностей. Я помню историю, когда войска вводили в Ирак, тоже не рекомендовалось публичным фигурам публично выступать со своим особым мнением, как у нас сейчас Андрей Макаревич. Это же особое мнение. И я помню, когда была очередная церемония вручения Оскара, всех участников, которые выходили на сцену, заранее предупредили, что нежелательно высказываться по этому поводу. Не превращать церемонию в митинг. И я помню, как они выходили из положения, они надевали значки против войны в Ираке. Не все. Но многие звезды голливудские выходили со значками. И намеками, маячками пытались там передать сигнал обществу, что он думают не так, как сегодня принято в Америке. Но это была другая эпоха. И. Петровская ― Во-вторых, вообще с Ираком я помню очень хорошо, что появились целые циркуляры, которые никто очевидно не скрывал. К. Ларина ― С музыкой связанные. И. Петровская ― Нет, в первую очередь, они касались освещения военных действий. У нас еще близко ничего похожего не было, а там очень жестко предписывалось, как и что можно говорить. Потому что была реальная, мы оставляем за скобками справедливость войны, несправедливость, обоснованность действий американских, но в то время когда армия американская была в военном конфликте, то их местное министерство обороны или что выпустило этот циркуляр… К. Ларина ― Для СМИ. И. Петровская ― Правила игры СМИ в условиях военного конфликта. К. Ларина ― Но я говорю про другое. И. Петровская ― Я понимаю. Но просто военная любая ситуация отдельно еще помимо всего прочего. Но это, правда, не означает того, что на этой войне врут и замалчивают реально происходящее. К. Ларина ― Это другой вопрос, что касается действительно условий работы журналистов во время войны. Это одно. А то, что касается оценки общества этих действий власти это другое. Там все-таки была другая ситуация. Сегодня действительно там как угодно можно критиковать того же Барака Обаму, что они и делают, кстати… И. Петровская ― Основные претензии у Стоуна были у Бушу-младшему. И даже, отвечая на вопрос последний из анкеты Пруста, он ответил на вопрос то ли ненавидит он кого, то ли презирает, он сказал: Буш-младший. Да, но при этом все равно, когда он говорил об Америке нынешней и прошлой, во всем этом было и впрямую сказано и не впрямую, что я люблю свою страну, за всем этим была, безусловно, боль за то, что происходило, происходит иногда и может происходить. И надежда, и он это тоже впрямую говорит на то, что как-то к лучшему все изменится. Хотя, конечно, прозвучали и эти клише, которые любят здесь использовать и «мировой жандарм»… К. Ларина ― А вот тема антиамериканских настроений в России поднималась? И. Петровская ― Исключительно, когда Познер сказал, что сегодня антиамериканские настроения и такого рода взгляды и беседы с человеком, их исповедующим, невольно льет воду на эти настроения. К. Ларина ― Действительно так. Я знаю, что среди наших знакомых общих есть люди, которые восприняли это как что называется не время, вот такая передача она вышла, что называется, вот хорошо было в другое время выпустить. Стоуна с этой темой. И. Петровская ― Совершенно верно. К. Ларина ― Сейчас, это конечно, абсолютно, что называется в масть. Типа, ой, как удобно сегодня про это поговорить. И. Петровская ― Это уже называется политика канала. Когда понятно, что это полезный, свой… К. Ларина ― Стоун нам тут пригодится очень. И. Петровская ― Конечно. Но я не знаю, представлял ли, понимал ли Оливер Стоун, что его используют… К. Ларина ― В какой момент. И. Петровская ― И в каком качестве и как могут быть интерпретированы эти слова. К. Ларина ― То есть вопросы внешней политики России вообще не поднимались. То есть тема Украины, Путина не трогалась в этом разговоре. Отношения Запада, санкций. И. Петровская ― Нет, речь шла в основном об истории именно той, с которой начинается фильм и продолжается. Повторю, это было скорее о фильме и об истории и ядерной бомбе, которую сбросили американцы на Хиросиму и о том, как события Второй мировой войны трактуются в Америке и на Западе. Вот в этом смысле. Но все равно это было интересно, потому что даже мы прекрасно понимаем, что его использовали. Но сам по себе разговор и он лично мне были очень интересны. И эта вся система его взглядов. Человека, который на самом деле предположить, что он специально подыгрывает… Потому что были и такие упреки, что мол, приехал в гости и знает, что здесь будет приятно, если он скажет это. Но это совсем трудно мне представить, чтобы человек этого масштаба так конъюнктурничал. К. Ларина ― Слушаем новости, потом продолжаем нашу программу и конечно других тем телевизионных обязательно коснемся. НОВОСТИ К. Ларина ― Возвращаемся в программу. Ну что, расскажи мне про Марата Башарова. И. Петровская ― Я вначале хочу тебе сказать… К. Ларина ― Я люблю страшное. И. Петровская ― Первый канал вообще на этой неделе особенно, уже не первый месяц становится лидером действительно, пресс-служба регулярно рассылает всякие измерения и показания. Так вот, Первый канал раза в два опережает по среднесуточной доле зрителей всех своих конкурентов. Более того, на этой неделе был лидером и в известном смысле антилидером, если иметь в виду вчерашнюю историю с Леонтьевым и показом сюжета, ты знаешь. К. Ларина ― Это абсолютная подделка. Все, кто мог ее разоблачили. Я вижу, что разоблачение идет исключительно по социальным сетям. И. Петровская ― Конечно. К. Ларина ― Якобы съемка со спутника, где якобы украинская ракета якобы сбивает якобы Боинг. И. Петровская ― Украинский самолет, который выпускает ракету. К. Ларина ― Чушь собачья. Причем так быстро все сказали, что подделка. Абсолютный фальшак. Доказали. В телевизоре доказали? И. Петровская ― Ну конечно нет. К. Ларина ― На «Дожде» где-нибудь. И. Петровская ― Дело в том, что поскольку эта история вечерняя вчерашняя, я думаю, опять же это может быть единственный канал, который может вообще хоть как-то на эту тему высказаться. Но на «Эхо Москвы» высказывались. К. Ларина ― Как не стыдно вам, Леонтьев, этим заниматься. Как не стыдно. И потом зачем. Нарисовал бы. Он же наверняка умеет сам рисовать. Нарисовал бы на листочке в клеточку самолетик, раз, бомбочка взорвалась. Нарисовал бы украинский флаг. И. Петровская ― Все понятно. Дай скажу. Конечно, это не Леонтьев придумал, особенно если учесть, в Вестях этот сюжет тоже прошел. К. Ларина ― Они там это делали по всем каналам. И. Петровская ― По двум как минимум. К. Ларина ― А кто это придумал тогда. И. Петровская ― Я не знаю. К. Ларина ― Володин нарисовал? Где это придумали. И. Петровская ― Ты не нападай. К. Ларина ― Я хочу понять, если это не программа Леонтьева и не Вести конкретно, если это один и тот же сюжет, они разослали по разным телеканалам, значит кто-то автор этого сюжета. И. Петровская ― Я, честно говоря, когда ехала и думала про это, что хорошо, когда выходит сюжет про распятого мальчика это понятно… К. Ларина ― Инициатива снизу. И. Петровская ― Это корреспондент их на этом южном корпункте. И в свете и тренде находясь, она понимает, что чем хуже, тем лучше. Чем жестче… К. Ларина ― А это как делается. И. Петровская ― Это вопрос. Очевидно, все-таки это существует, мне трудно предположить, что существует некая специальная контора какая-нибудь… К. Ларина ― Отдел телевидения при ФСБ. И. Петровская ― Отдел дезинформации. К. Ларина ― Как у Войновича. Специальный отдел. И. Петровская ― Который штампует такие вещи. Потому что ведь там были снимки действительно, потом только выяснилось, что снимки да, существуют реально, снимки со спутника. Только это другой самолет, это другая какая-то может быть территория, и так далее. Я плохо понимаю в этой специфике… К. Ларина ― Или действительно как у Оруэлла специальный такой отдел по корректировке прошлого. Когда из всех газет, журналов вырезается, монтируется. И. Петровская ― Корректировки, интерпретации известных событий. К. Ларина ― То есть, есть специальные люди, которые работают в таком отделе, получают зарплату. И. Петровская ― Я нисколько не сомневаюсь… К. Ларина ― И наверное запрещают нести со службы что-то. Подписку дают о неразглашении. И. Петровская ― Эти люди как очень талантливые там есть, так и абсолютно такие халтурщики. Которые думают, что все сойдет и особенно если какая-нибудь такая история, снимки со спутника, пойди, докажи. Они не просчитывают, что доказать сегодня и разоблачить очень легко. И специалистов в соцсетях, которые в состоянии измерить, одно на другое наложить, очень много. К. Ларина ― …Чтобы эти опровержения давали бы сразу и у себя. В своей же программе. И. Петровская ― Ты очень прекраснодушна, поскольку никто не опроверг ни распятого мальчика, ни какие-то другие уже потом случившиеся истории. К. Ларина ― И про этого мальчика-маячка. И. Петровская ― Да, на НТВ историю рассказывали. К. Ларина ― Тоже никто не признался. И. Петровская ― Нет, никто. Единственную я помню историю, когда канал Россия и канал НТВ пытались оправдываться, это по поводу то ли наемника, то ли наоборот мирного николаевского гражданина, которого в разных сюжетах двух разных каналов представили по-разному, хотя в одном и тот же интерьере. И потом одни объяснили, что они правы… К. Ларина ― А еще был случай. Когда они извинялись и говорили типа напортачили монтажники какие-то. Когда Мацкявичюс извинялся в прямом эфире. Дмитрий Киселев говорил, что… И. Петровская ― Да, да… К. Ларина ― Подсунули пленку какую-то людям. И. Петровская ― Это был еще майдан и показали события, которые произошли не на этой неделе, а когда-то. И тогда они чего-то извинялись. Но мне кажется, что сейчас ситуация изменилась в первую очередь в том, что уже никто ничего не извиняется. Ни за что. И более того, люди, которые не бывают в соцсетях, а их огромное количество среди аудитории телевизионной, посмотревшие вчера и Леонтьева и потом Второй канал, пребывают в уверенности, что о, как, наконец-то мы доказали, что на самом деле сами украинцы и сбили этот самолет. Более того, там же была подводка у Леонтьева к этим кадрам, что как раз из-за того, что сегодня начался саммит «двадцатки» и там будет этот вопрос обязательно подниматься, и они обещали этот вопрос задать Путину, вот мы облегчаем задачу… К. Ларина ― А Леонтьев знает, что это подделка? И. Петровская ― Это тоже вопрос для меня. Знал ли он, что он пользуется этой абсолютной фальшивкой. Поскольку плюй в глаза теперь уже давно божья роса, может и знать, а может и не знать. Ему дали, сказали: парень, прокомментируй. К. Ларина ― Нет. Но он не такой тупой, как ты сейчас изображаешь. И. Петровская ― А я сейчас не говорю тупой. К. Ларина ― Парень, прокомментируй. Нет. Он должен верить в это, он такой человек. Он не Доренко, это Доренко у нас такой циничный персонаж. Он играет роль. А Леонтьев человек веры. С большой буквы «в». И. Петровская ― Хорошо, есть такой вариант. Ему говорят: послушай… К. Ларина ― Это сенсация, бомба. И. Петровская ― Нет, один вариант – сенсация, бомба, и он берет ее и комментирует, другой вариант: понимаешь, это возможно подделка, но это очень важно сегодня именно, эту информацию запустить, потому что ты же понимаешь, наш там в тяжелых обстоятельствах… К. Ларина ― Или: надеюсь, ты-то не сомневаешься, что Боинг сбили украинские ракеты. Конечно, это «укры», фашисты, конечно. Ну вот тут можно и как раз, вот тебе и картинка подоспела. И. Петровская ― Тут может быть масса мотивов и технологий… К. Ларина ― А когда он домой пришел потом. И жена говорит ему, и дети его окружили, говорят: папа, папа, это правда. И. Петровская ― Ваши сети притащили мертвеца, говорит он в очередной раз. Он говорит: это ваши сети… Социальные сети. К. Ларина ― Ну правда, он дома тоже верит? Представь себе, пришел домой, разделся до трусов, майку надел. Пошел на кухню, пошлепал. И. Петровская ― И немедленно выпил. И все. А когда выпиваешь, ты не знаешь этот эффект. Ты угрызаешься чем-то, а потом думаешь, а не выпить ли мне. Выпиваешь, и как-то оно отступает, а черт с ним, завтра все про это забудут, будет новый день. К. Ларина ― Нет, тут другая история. Вот тут он сидит, типа пошлепал, выпил… И. Петровская ― В трусах. К. Ларина ― Включил телевизор. А там ему на канале Вести показывают его родную пленку. Ему не обидно? И сидит какой-то хмырь без лица и фамилии и все это комментирует как сенсацию канала РТР, ВГТРК Россия. Ему не обидно. И. Петровская ― Нет, потому что… К. Ларина ― Он не звонит, кричит: это че ваще, Алексей, ты же мне дал, ты же мне дал. Почему это идет у этого хмыря. И. Петровская ― Нет, ему не обидно, потому что Алексей условный, Игорь, Сева. К. Ларина ― Имярек. И. Петровская ― Он сразу обоим давал. И говорил… К. Ларина ― Он не говорил «только тебе». И. Петровская ― Это вряд ли. К. Ларина ― Только у тебя это будет. И. Петровская ― Здесь мне кажется многие службы нынешние информационные, пропагандистские можно объединить в единое. К. Ларина ― Монолит. И. Петровская ― Это монолит. Теперь, заканчивая эту тему и оставляя нашего слушателя в размышлениях о том, как это происходит, как попадают эти сюжеты, и главное какие чувства испытывает человек, который это озвучил, и выдал за сенсацию. А я очень сомневаюсь, что у них какие-то… К. Ларина ― Их мучают кошмары? И. Петровская ― Мучают, но другого рода. К. Ларина ― Допустим, он ложится спать типа… И. Петровская ― Слушай, у тебя какой-то сегодня… К. Ларина ― Я хочу понять, там же есть что-то человеческое. Там же течет кровь какая-то. Мозг шевелится. Сердце стучит и бьется. Иногда стучит сильно, иногда редко, но стучит. Он ложится спать, что вот он чувствует. И. Петровская ― Я постараюсь к следующей неделе это уточнить. К. Ларина ― Типа: ах, ай да Мишка, ай да сукин сын. Так он думает или по-другому. И. Петровская ― Мишка, Мишка, где ж твоя улыбка. Нет, ты, видимо, все время думаешь про эту химеру под названием «совесть», а она в этом случае подчинена служению каким-то совсем другим идеалам. Если это можно назвать идеалами. Каким-то другим совершенно целям. К. Ларина ― Бог с ними с идеалами. Человеческие чувства. И. Петровская ― А это все связано. И с идеалами и представлениями о чести, порядочности, профессионализме. Приличиях. Это все одно с другим очень тесно связано. А с человеческими чувствами те, кто были, уже давно вышли оттуда. К. Ларина ― А как же. А дети. И. Петровская ― Чего дети? К. Ларина ― Там же есть дети, там же есть отношения. А эти люди тоже влюбляются, наверное. Изменяют женам или не изменяют им. Любят детей, едят ту же кашу, пьют ту же водку. Как это происходит. И. Петровская ― Виски. Я не могу тебе объяснить это, потому что… К. Ларина ― Хочу понять. Где этот раздел происходит или уже стираются все границы действительно. Они не чувствуют ничего. И. Петровская ― Стираются, потому что часть людей, я не знаю, как означенный персонаж, но другие более рядовые бойцы этого фронта все время существуют в этой относительно замкнутой как я себе представляю среде и там происходит определенная накачка, подпитка. Они друг от друга заражаются уже… К. Ларина ― Патриотизмом. И. Петровская ― Я бы даже наоборот сказала ненавистью в первую очередь к чужому. А патриотизм в нашем случае в первую очередь… К. Ларина ― Злокачественный патриотизм. И. Петровская ― Да, в кавычках патриотизм он и заключается в первую очередь в ненависти и нагнетании ненависти к чужому. Нежели в том, что ты любишь свою родину в том, как говорили Оливер Стоун с Познером и, критикуя, в том числе свою страну. Это абсолютно исключено. Кстати очень смешно на этой неделе вышла программа «Политика», которую Петр Толстой начал со слов: сегодня год как программа «Политика» говорит только об Украине. И раздались совершенно оглушительные аплодисменты в студии. К. Ларина ― Вот Арина пишет в фейсбуке в «Человеке из телевизора», что «Дождь» рассказывал про фотосъемку эту. И. Петровская ― Молодцы. Значит успели. К. Ларина ― Ну так мы не успеем про что… И. Петровская ― Мы можем сказать, что это одна часть Первого канала. Но вторая совершенно потрясающая. Потрясающие результаты, которые демонстрировал на этой неделе особенно сериал «Улыбка пересмешника», 37 с чем-то доля была к заключительным сериям. И теперь тоже все гадают, с чем это связано. Потому что, правда, качество сериала незавидное. К. Ларина ― Мы сидели с мужем и тоже вслух рассуждали, до чего нужно довести народ, чтобы он это смотрел, не отрываясь. Я смотрела, я под вашим давлением… И. Петровская ― Нет, не давлением. К. Ларина ― Петровской, Бородиной, я вынуждена была все это посмотреть. Я убила день, практически день вычеркнут из моей жизни. Целый день я смотрела эту шнягу. И тоже думала, до чего нужно довести народ, чтобы он это все смотрел, чтобы он это воспринимал как некое зрелище, развлечение. Качественное. И. Петровская ― Да, в первую очередь это, безусловно, развлечение. Но с узнаванием каких-то определенных реалий. Хотя пусть даже и какие-то наметки. Некоторые отличные от этой кошмарной пропагандистской истерики, жизни. К. Ларина ― Нужен какой-то выход, какая-то альтернатива этому нужна. И. Петровская ― Плюс еще очень важно, заметим, как Первый канал грамотно выстраивает сериальную политику уже который месяц. Начиная с «Дома с лилиями», потом… К. Ларина ― «Дом с лилиями» шедевр рядом с этим. Ты чего. И. Петровская ― Не знаю. Тут они могут поспорить… К. Ларина ― Там актеры какие. Там история, страна есть. Там есть попытка рефлексии какой-то. И. Петровская ― Если предположить, как мы предположили, что есть некий центр, который организует некоторые фальшивки, и если предположить, что на Первом канале сидят какие-то очень грамотные люди, которые высчитывают, что сегодня ложится в зрительское ожидание. Ложится история жизни и нескольких жизней, как в «Доме с лилиями», сага такая. История очень упрощенная с «Григорием Р.», если иметь в виду, с замесом на мракобесии, мистицизме и черт знает чем… К. Ларина ― «Распутина» ты имеешь в виду. И. Петровская ― И представлении массового зрителя о том, кто это такой. Условном представлении, но, тем не менее, каждый человек примерно знает, кто такой Распутин. Дальше история из некой современной жизни. Где тоже все очень упрощено в общем, но, тем не менее, есть то, на что люди ведутся и на ток-шоу, эта мать одинокая, которая становится одинокой. Сволочь богатый, который подлец бросает. Отбирает детей. К. Ларина ― Мы все знаем это, Ира, но это же можно сделать талантливо. Ёксель-моксель. Вспомни замечательную «Обратную сторону Луны», по-моему, так назывался, один из первых сериалов на видео, который мы смотрели. Или с Томом Беренджером, замечательный фильм по Шелдону прекрасный совершенно. Забыла, как называется. И. Петровская ― Это вторая история. Когда обсуждали «Дом с лилиями», кто-то очень грамотно сформулировал: помимо запроса на что-то «человеческое», отличное от этого всего шовинизма, маразма и прочее, еще есть некий запрос неосознанный на понижение в том числе. К. Ларина ― То есть так сойдет. И. Петровская ― И так сойдет. Поскольку это уже тоже понятно, никто особенно и не заморачивается. К. Ларина ― Ведь привыкаешь, ты смотришь первую серию, когда я начинала смотреть этого «Пересмешника», мы первую серию еле досмотрели, я хохотала невозможно. Какой кошмар. Какой позор, мыло такое типовое. Жуткие диалоги, ужасное исполнение. И. Петровская ― Да на крупных планах одни и те же эмоции. К. Ларина ― Но потом, когда я поняла, что все это смотрят и все про это пишут, думаю, надо смотреть. И вот я села и вроде втянулась. А дальше мне уже интересно. И я смотрю, вроде этот неплохо играет и этот ничего. И. Петровская ― Вообще успех любого сериала в том, что если ты начал, уж если совсем кошмар, а здесь какая-то история на протяжении времени рассказывается. Очень смешно даже теперь уже никто не заморачивается, чтобы хотя бы новую пару детей найти. Шли годы, дети остались такие, чтобы… К. Ларина ― Было даже обидно. И. Петровская ― И мама такая же осталась. К. Ларина ― Совсем нас за дураков держат. И. Петровская ― Это неважно, это символы определенные. Некоторая условность… К. Ларина ― Знаешь, какой я фильм вспоминала. «Лицо со шрамом». Из этой же серии. Точка отсчета. С Аль Пачино. И он здесь пытается Кирилл Сафонов что-то такое сыграть, но он на этом материале невозможно. Чем лучше ты играешь, тем нелепее выглядишь. И. Петровская ― Мне кажется даже особенно и не пытался. А уж что говорить о Малахове, это всегда всем интересно, когда знаменитости дерутся, скандалят. И я должна сказать, что у него обсуждение было все-таки более пристойное, чем предыдущее в «Прямом эфире». И все-таки произнесены какие-то важные слова и о насилии в семье и о том, что ни один человек не должен в такой ситуации, пусть он трижды и суперзнаменитость уходить от ответственности. К. Ларина ― Мы заканчиваем наш эфир. Здесь много вопросов, связанных с ситуацией вокруг и внутри радиостанции «Эхо Москвы». Об этом вы узнаете из газет, дорогие друзья. Мы работаем. Мы в эфире. А что касается комментария к ситуации, у нас музыкальный комментарий. Владимир Высоцкий. Программа «Человек из телевизора». И до встречи.
Ноя 17
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы
Комментарии отключены
Извините, комментарии сейчас закрыты.