С. Бунтман ― Доброе утро всем. Анна Трефилова, которая здесь давно уже работает. А. Трефилова ― И Сергей Бунтман, который тоже здесь на самом деле давно уже работает. С. Бунтман ― В каком смысле? А. Трефилова ― Много лет. С. Бунтман ― А, нет, я говорю не про лет, я говорю с сегодняшнего утра. А. Трефилова ― Давайте не будем считаться. Я же знаю, что вы с сегодняшнего утра, как проснулись, сразу, в общем, начали думать о нас. С. Бунтман ― Да, естественно. А. Трефилова ― Так что, тоже на работу. С. Бунтман ― Ну, что же, мы сегодня продолжаем наши прогулки по Москве, и прогулки по Москве у нас сегодня продолжаются с Музеем Москвы. У нас в гостях Алина Сапрыкина, директор музейного объединения. А. Сапрыкина ― Добрый день. С. Бунтман ― А что вы так подозрительно на меня смотрите? Вы уже меня отругали, что я не был до сих пор еще. А. Сапрыкина ― Ну, вы же не были еще в Музее Москвы. А. Трефилова ― А вы не были? С. Бунтман ― И ты будешь меня ругать? А. Трефилова ― Я просто сейчас буду ругать, да. С. Бунтман ― Да, я раб лампы, я здесь сижу… А. Трефилова ― Как вы могли? С. Бунтман ― Да, да, вот так вот, вот такая промашка вышла. И Евгения Кикодзе, куратор проектов. Здрасьте. Е. Кикодзе ― Здрасьте. А. Трефилова ― Здрасьте. С. Бунтман ― Мы сегодня поговорим, у нас Андрей Позняков подготовил общий облет… А. Трефилова ― Давайте с Андрея начнем. С. Бунтман ― Потому что это все грандиозно. А. Трефилова ― Будем учить матчасть. Андрей Позняков. С. Бунтман ― Да, будем учить. Андрюша, давай. А. Позняков ― В Музее Москвы очень гордятся своей историей, и тут с работниками этого учреждения культуры сложно не согласиться, это действительно один из старейших музеев города. Он был основан еще до революции в 1896-м, сюда по решению Городской Думы в буквальном смысле слова пристроили экспозицию Всероссийской художественно-промышленной выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде. С этой коллекции и начали формироваться одни из крупнейших музейных фондов столицы. Из справок можно узнать, что первое десятилетие основная экспозиция была посвящена, прежде всего, быту городской жизни. Но со временем экспонаты приобретали все большую историческую ценность. Уже в 1940-м учреждение, именовавшееся тогда Коммунальным музеем, превратилось официально в Музей истории и реконструкции Москвы. Тогда, кстати, основная экспозиция размещалась на Новой площади в церкви Иоанна Богослова. Фонды пополнялись новыми коллекциями, на этот раз уже не только и не столько бытовыми: это и живопись, и археологические материалы, и печатная продукция разных эпох, и коллекции монет, и даже архивы учреждений, личные архивы московских ученых. В серии преобразований, переименований музея надо упомянуть 1986-й, тогда он стал просто Музеем истории города Москвы, и, наконец, 2008-й, тогда было окончательно оформлено музейное объединение «Музеи Москвы». Основное здание переместилось к этому времени в провиантские магазины в начале Остоженки у метро «Парк культуры». Тоже, кстати, памятник 19-го века, построенный по проекту Василия Стасова к 1835 году для провиантского приказа, ведомства, которое занималось снабжением армии провизией. Проще говоря, это старинные складские помещения: длинные огромные залы внутри, минимум окон и лаконичные украшения. Здесь отлично размещаются не только автомобили разных времен и даже противотанковые ежи, здесь, в провиантских магазинах, можно увидеть основную экспозицию разросшегося Музея Москвы. Само объединение состоит из отделов музеев. Это, в частности, Музей археологии под Охотным Рядом, где можно увидеть законсервированные археологические раскопки с артефактами, относящимися к средневековой истории. Это музей Английское подворье на Варварке в здании 15-17-го веков, с интерьерами, которые должны напоминать о той эпохе. Отдельный музей в усадьбе Голицыных в Кузьминках, отдельный – в Лефортово, посвященный истории района. Особое место в этом списке занимает Музей русской гармоники на Тверской-Ямской. Здесь представлена реконструкция первой в мире гармоники конца 18-го столетия. Сразу оговорюсь: не все музеи работают сейчас, так что, надо заранее выяснить, не закрыта ли экспозиция. На площадках Музея Москвы – а в последнее время все чаще на главной площадке в провиантских магазинах проводят множество интерактивных образовательных мероприятий – это, например, кабинет экспериментальной археологии и школа начинающего археолога, в рамках этих программ учат некоторым основам работы на раскопках, приглашают на дошкольную образовательную программу «Играем в прошлое». Конечно, большие помещения провиантских магазинов позволяют устраивать здесь и концерты, и театральные представления, и всевозможные фестивали, и выпускные для школьников. Это, как правило, в помещениях детской игровой студии «Солнечная столица», в которой детей знакомят со средневековой культурой в современном представлении, учат шить и носить городские костюмы, рассказывают о традициях и обрядах, о строительстве, военном деле, и так далее. Это все интересно еще и потому, что речь идет о попытке реализовать концепцию под многообещающим названием Универсальный музейный комплекс 21-го века. С. Бунтман ― Ну, вот Андрюша Позняков рассказал, и сразу все оживились, потому что рассказать можно много что еще. Вот, ну, давайте сразу. А. Трефилова ― Не стесняйтесь. С. Бунтман ― Что тут, скажем так, не увидел Позняков. Но мне-то что говорить, я еще не был. А. Трефилова ― Вам вообще. С. Бунтман ― Я вообще молчать буду. Я слушать буду. А. Сапрыкина ― Первое, что, конечно, зацепило, это про постоянную экспозицию. В Музее Москвы нет сейчас постоянной экспозиции. С. Бунтман ― Но она будет? А. Сапрыкина ― Она будет. Это как раз то, над чем сейчас музей и работает последние полтора года очень активно. Сейчас мы приближаемся к какому-то такому решающему моменту, мы создаем концепцию этой постоянной экспозиции, потом выйдем на конкурс, на художественно-архитектурный проект. И это по нашим представлениям должна быть очень современная, очень мультимедийная, очень целостная и очень научная, конечно, и проработанная экспозиция, посвященная истории Москвы с древнейших времен до сегодняшнего дня, которой у Москвы так долго, к сожалению, нет. И вот она, наконец-то, разумеется, должна появиться в Музее Москвы в провиантских. А для этого прежде всего мы должны отреставрировать наши прекрасные провиантские склады, которые ведь не реставрированы и не ремонтированы, и музей, когда переехал на эту площадку в 2011 году окончательно со всеми своими коллекциями, направлениями работы, со всеми своими сотрудниками, музей переехал в площадку, брошенную просто после гаражей Генштаба и абсолютно не приспособленную. И постепенно, шаг за шагом, кусочек за кусочком, мы отвоевываем эти провиантские, грандиозный ампирный комплекс, который потрясающей красоты стасовский, и вот в этом мы видим тоже важную часть своей работы. То есть, сначала спасти и раскрыть вот красоту того пространства, в котором довелось теперь быть Музею Москвы, и обновленному Музею Москвы, развивающемуся, с одной стороны, вбирающему всю ту, почти 120-летнюю, историю музея, и, с другой стороны, очень соответствующую сегодняшнему дню, сегодняшнему настроению, задачам и уровню, как выглядят сейчас современные музеи городов, тем более, мегаполисов. С. Бунтман ― А у вас есть какой-нибудь или несколько образцов городских музеев? Потому что они очень разные везде и в больших городах, и в столицах. А. Трефилова ― На кого равняться. А. Сапрыкина ― Это правда, они очень разные, и мы, конечно же, исследовали эту тему, мы изучили музеи крупных городов: музей Лондона, музей Нью-Йорка, музей Шанхая, музей Парижа, музей Токио. Вот сейчас наш сотрудник находится как раз в музее Токио, изучает именно этот подход. Вот когда соединяется история с очень таким исследованием урбанистическим в одном музейном центре, музее города Токио. Есть прекрасный музей, например, Сеула. И музей Берлина, он очень отличается, там вообще это частный проект. То есть, они как муниципальные, даже бывают частные музеи городов. Мы изучаем весь этот материал, но мы, конечно же, ищем какой-то свой образ, очень отвечающий Москве сегодня и очень отвечающий вот той нашей задаче рассказать об истории этого великого и прекрасного города. Но Женя хотела добавить еще про провиантские на самом деле. Е. Кикодзе ― Да, которые на самом деле присутствуют в каком-то количестве, они большого размера, и главное, что они представляют собой такой образец эпохи московского ампира. Это очень важно, потому что, вот когда я поступала в университет, на вступительных экзаменах дополнительным вопросом у меня было сравнить окна провиантских складов и генерального штаба в Питере. То есть, да, представляете? С. Бунтман ― Это был знак. Е. Кикодзе ― Абсолютно. Это были именно окна. Почему? Потому что войти на территорию было нельзя, можно было увидеть только окна с Садового кольца. Там же были ворота закрытые навсегда, казалось бы. С. Бунтман ― Да, эти ворота меня всю жизнь… я очень любил всегда провиантские магазины, очень любил. Они дивно поставлены, вот это чуть-чуть скошенное такое, вот оно все, она их объем просто облегчает, так все это здорово сделано. Но, действительно. Я же рядом учился в Инязе. Е. Кикодзе ― Проходили мимо всегда. С. Бунтман ― Конечно, всегда проходил мимо, и это было заманчиво. А. Сапрыкина ― Но они очень испорчены внутри. Вы знаете, там ведь… С. Бунтман ― Много там наворотили за это время? А. Сапрыкина ― Наворотили. Ну, например, в каждом корпусе встроили по одному промежуточному этажу. Это же были гаражи, соответственно, нужно было больше машиномест, и это изнутри испортило весь архитектурный объем. С. Бунтман ― Высота была сколько? Вообще изначально была? А. Сапрыкина ― У нас высота по одному этажу 6 метров. То есть, это очень красиво, каждый корпус 30 на 80 метров, это три пролета аркад, таких, похожих на акведуки, и это цельный единый объем с высоким красивым потолком. А. Трефилова ― Ну, а как вы сейчас будете с этим поступать? Будете разрушать вот эти дополнительные? Или уже оставите как есть? А. Сапрыкина ― Мы провели исследования и получили проект реставрации. По этому проекту реставрации, уже согласованному с Департаментом культурного наследия города Москвы, мы возвращаем былую красоту и величие провиантских. То есть, мы сносим все внутренние, это количество перегородок, и подвесные эти потолки советские, и, конечно, все то, что туда было внесено, в этот памятник и народного, и ужасного, скажем так, оно должно быть оттуда… А. Трефилова ― Потому что вся прелесть, конечно, в том, что здесь от цели шло к зданию, то есть, поскольку надо было хранить продовольствие. А. Сапрыкина ― Да, это функциональный подход, безусловно. С. Бунтман ― Ну, конечно. А. Сапрыкина ― У нас ведь тоже будет функциональный подход, мы вычистим этот памятник и должны приспособить его к музею. Но здесь наше отношение – это бережное восстановление и диалог с этим зданием. Это мы как бы видим эту красоту здания, и провиантские чувствуем как один из главных наших экспонатов, пожалуй, музея. С. Бунтман ― Сам, конечно, сам. А вы будете обыгрывать внутри его конструкцию? Потому что вот как, например, когда вселился d’Orsay в вокзал, они отыграли вокзал. Они очень много, они отыграли перекрытия, вот клепку, ну, вот это конца 19-го века, второй половины. А. Сапрыкина ― Безусловно. Я не хочу пока раскрывать все секреты, но мы сейчас с одним прекрасным архитектором московским как раз работаем над тем, как можно подойти, вот какова может быть концепция приспособления этих провиантских, и как бы мы сходимся в той мысли, что, конечно же, эта площадка сама по себе, она должна задать определенный уровень и музею. Ее величие, ее красота, и должна быть определенная деликатность в подходе. Но при этом это для провиантских шанс получить какое-то второе рождение. С. Бунтман ― Ну, конечно. А. Сапрыкина ― Поэтому как бы и восстановить исторический облик и, с другой стороны, усилить его и обыграть и, конечно же, получить музей. С. Бунтман ― Но при этом, если так завершать о провиантских магазинах, бывает, что историческое здание, в которое вселяется музей, оно передавливает любую экспозицию, которая может быть, там, это дворцы других эпох, богато декорированные. А это очень строгое здание снаружи и внутри тоже, наверное, функциональное. Довольно оно строгое изначально было. Е. Кикодзе ― Строгое, но это не дворец. Это как чистый белый лист, красивейший. А. Трефилова ― И тоже диктующий все-таки, высота даже потолков. Е. Кикодзе ― Со стенами, скорее, которые нельзя трогать, дырявить. С. Бунтман ― Да-да-да. А. Сапрыкина ― Диктующий просто определенный ритм, определенный объем, масштаб, да, как бы величие какое-то. Это ампир все-таки. Но, мне кажется, не подавляющее экспозицию, поскольку мы делаем же выставки там сейчас и мы работаем уже с этим пространством. У нас есть какой-то опыт, полтора года, и с Женей сделали тоже много выставок и почувствовали это. Это важно почувствовать, действительно, как встроиться туда, и работа наша ведется параллельно. С одной стороны, это архитектура здания, с другой стороны, постоянная экспозиция. И все это мы как бы в баланс какой-то… А. Трефилова ― Женя, вам привет здесь пишут: «Большой привет Женечке Кикодзе, очень правильным делом занимаетесь. Лактионова Екатерина, мама Вани». Е. Кикодзе ― От меня тоже большой привет. С. Бунтман ― Да, Ваня – это мой слушатель. А. Трефилова ― Да? С. Бунтман ― Ваня – это мой слушатель. Ваня – музыкант-флейтист маленький. А. Трефилова ― У меня есть правильный ответ на вопрос «Красной площади» и победители. Я просто предлагаю их огласить. Перейти к нашему вопросу, уже к «Прогулкам по Москве» и поговорить о призах, которые нам позволят в свою очередь поговорить о том, что там такое сейчас в Музее Москвы происходит. Значит, я спрашивала, вот что: он считал Страстной монастырь бельмом на глазу, а взамен звал в Москву Эйфелеву башню. Я спрашивала, кто это. Это, конечно, Маяковский. Суперприз получает Ольга, последние цифры телефона 6218. И призы получают Саша, последние цифры 1302, Павел – 0855, Лена – 6158, Михаил – 5589 и Наташа – 9168. А теперь, смотрите, я сейчас задам вопрос сначала. Вы на него можете отвечать по смс +7-985-970-45-45, в Твиттер, пожалуйста, аккаунт @vyzvon, сайт Эхо Москвы, можно отвечать. И у нас есть призы-книги, и есть, Алина принесла совершенно обалденный суперприз, даже два суперприза. Значит, вопрос такой: именно туда безуспешно пыталась добраться Масяня в Москве. А? Неожиданно. Куда Масяня пыталась, ну, и, в общем, она так и не добралась? Алина, значит, карточка гостя феерическая. А. Сапрыкина ― Эта карточка действительно удивительная. Мы ее только выпустили. Это, пожалуй, второй номер, который дает возможность посещать Музей Москвы в течение всего 2015 года, все наши вернисажи, выставки и мероприятия. А. Трефилова ― Вот прямо новогодний подарок. С. Бунтман ― Первого пришли… А. Трефилова: И 31 ―го вышли. А. Сапрыкина ― На карточке написано «Друг Музея Москвы». И в принципе, да вот это абсолютно все, что происходит в музее, все наши выставки, очень интересные, я думаю, мы дальше немножко поговорим о них. Но это более двадцати проектов в году сейчас, и это посещение всего. А. Трефилова ― Это действительно суперприз. Будет, чем заняться. И есть книга. А. Сапрыкина ― И есть книга. А. Трефилова ― Это второй суперприз. А. Сапрыкина ― Это второй приз. Это каталог «Москва, которую мы потеряли». Это каталог, который приурочен к выставке, которая идет в Музее Москвы прямо сейчас. Выставка фотографий из частной коллекции Игоря Минтусова, а также коллекция фотографий, сделанная Музеем Москвы. Это виды города и утраченные памятники архитектуры, и те виды, которые мы видим сейчас на этом месте. Да, то есть, это сопоставление таких двух городов, по сути. Город 100-летней давности и сейчас, и отражение таких двух эпох, что ли, сменивших друг друга за последние 100 лет. С. Бунтман ― Пока не отдали, можно взглянуть? А. Сапрыкина ― Да, пожалуйста. А. Трефилова ― Под пристальным взором Сетевизора мы видим, как вы ее берете и как вы ее потом отдадите. С. Бунтман ― Да я ее отдам, отдам, обязательно. Да. Все будет хорошо. А. Сапрыкина ― В основном – снесенные церкви, конечно же, потому что город очень много потерял именно в 30-е годы, именно эти здания, и это был такой глобальный план реконструкции Москвы. И, в общем-то, можно как-то вспомнить. С. Бунтман ― У меня вот даже больше всегда со времен чтения Гиляровского, вот эта утраченная пожарная и полицейская часть была на Тверской площади. Там, конечно, где потом марксизм-ленинизм поставили. А. Трефилова ― Восторжествовал. С. Бунтман ― Да. А с той стороны еще пристроили, уже на моей памяти пристроили трех слепых, на месте магазина молдавских вин. Трех слепых вы помните там, да? Так вот так вот смотрят… Они есть там: Маркс, Энгельс и Ленин, такие, без зрачков. А. Трефилова ― Такая троица. Сейчас на краткие новости мы прервемся, а потом, кстати сказать, здесь Елена вспоминает и пишет нам: «В чудесном музее Стокгольма мы на полчаса зависли перед экраном, где девушка демонстрировала процесс надевания национальных шведских костюмов со всеми шнурочками, пуговками». Вот и про это тоже мы как раз поговорим после кратких новостей, очень в тему – Лена, спасибо. С. Бунтман ― Спасибо. НОВОСТИ С. Бунтман ― Ну что ж, мы продолжаем. И действительно, собственно, сегодня «Прогулки по Москве» и прогулки по тому, что называется «Музей Москвы», потому что это целый действительно и комплекс, как по смыслу, так и все-таки, я надеюсь, что это будет такая вот всеобъемлющая паутина. А. Трефилова ― Мы все на это рассчитываем и смотрим на вас с ожиданием. С. Бунтман ― Вот я сейчас засмотрелся каталогом выставки. А. Трефилова ― Да, я тоже. Вообще моя любимая тема. С. Бунтман ― Честно говоря, я много знаю, и видели-то мы много фотографий, но вообще каждое изображение, в нем что-то есть свое оригинальное, и не бывает двух одинаковых, даже если тот же примерно ракурс. А. Трефилова ― Слушайте, про народные костюмы. Не зря же я прочитала смску. Расскажите, что вы там затеваете вот по поводу всяких… А. Сапрыкина ― Это вы имели в виду музей Стокгольма все-таки. А есть ли что-то такое у нас, да? А. Трефилова ― Да, есть ли что-то такое у вас? А я подозреваю, что что-то такое у вас есть. А. Сапрыкина ― Ну, у нас в этом плане, конечно же, есть, в наших выставках присутствуют разные костюмы, одежда, обувь. Но мне кажется, что… я хочу сначала сказать, вообще про что музей, что мы показываем, о чем мы рассказываем своими проектами. В фокусе нашего внимания, во-первых, город, город во всех его проявлениях, город как живой организм, город как инфраструктура, город как его история, его атмосфера, те явления, которые сейчас происходят, те события, как его идентичность, его культура, его величие, его жизнь сейчас, да? Вот мы регистрируем ее, отражаем и мы исследуем историческую тему тоже, как вы поняли уже по каталогу, очень активно. И вторая наша тема – это, конечно же, люди, то есть, сами горожане. И в этом смысле нам очень интересны вот эти темы, связанные с такой повседневностью, бытом. В Музее Москвы довольно большая коллекция, связанная с жизнью простых москвичей, она постоянно пополняется. И как раз это и дары самих горожан, это и коллекции каких-то коллекционеров, которые полностью приносят свои, допустим, вещи или какие-то особые вещи. Это также и личные вещи каких-то знаменитых москвичей. И мы как раз продолжаем работать в этом направлении и на наших проектах. То есть, мы постоянно собираем это, и хотим даже создать некий такой, скажем, каталог жизни москвичей, может быть, виртуальный, собирая фотографии простых горожан, создавая такую базу, базу людей, которые жили здесь. И, конечно, наши выставки, они связаны тоже с этой темой активно. То есть, сейчас проходят, например, две выставки, пожалуй, можно привязать к этой теме. Первая – это «Советское детство», понятная тема, куда идут люди разных поколений, когда взрослые показывают детям или внукам вещи из своей жизни. То есть, это и одежда, и школьная форма, и игрушки, книжки, и какие-то предметы быта, и все это очень увлекательно. Увлекательно, как дети реагируют на это. То есть, это такой проект на связь поколений и на воспоминания, немножко на ностальгию, но и в то же время, конечно же, на коммуникацию, может быть, более старшего поколения с более молодым. Вторая выставка, которая проходит у нас сейчас, посвящена 25-летию музея в Доме на набережной. В конце прошлого года это стало нашим филиалом. И Музей Москвы сделал сейчас небольшой проект, посвященный… С. Бунтман ― А раньше он такой просто общественный был? А. Сапрыкина ― Это удивительная история. Дело в том, что этот музей создан жильцами самого дома. С. Бунтман ― Жильцами, да. А. Сапрыкина ― И все то, что вот в музее мы видим сейчас: и его вещи, коллекция, и та экспозиция, которая там – это все создано людьми, которые жили в этом доме. И вот исследуем историю этого дома, историю личных каких-то… историю личных историй, в общем. Мы показываем это все на этой выставке. Поэтому как раз таки вот этот абонемент прекрасный, 2015 год, дает возможность посещать такие проекты. И наши проекты сейчас – это две основные темы: город во всех его проявлениях и горожане как самое главное, что и создает этот город, да? А. Трефилова ― У меня есть один знакомый, который живет до сих пор в Доме на набережной, и я помню, что меня совершенно поразила табуретка номерная, на которой вот… которая от дедушки досталась, да? Которую уже нельзя выносить… С. Бунтман ― Там просто многие квартиры были изначально меблированы, там была казенная мебель. А. Трефилова ― И все учтено. А. Сапрыкина ― Все учтено, все зафиксировано, с номерами, да. В каких-то квартирах еще сохранились интерьеры. Вот. С. Бунтман ― Здорово. А вот смотрите, в том же Стокгольме я когда-то видел на выставке в поисках шведской истории, там была чудесная, вот когда мы сейчас о быте говорили, там была чудесная такая галерея, и на ней подряд были столы обеденные разного времени, разных десятилетий 19 века и 20-го было. Как сервировано: вот какая посуда, вилки, ложки, ножи – вот это все было. А. Сапрыкина ― Наша тема абсолютно. С. Бунтман ― Супницы. Это с московским было бы просто замечательно. А. Сапрыкина ― Абсолютно наша тема. С. Бунтман ― Хотя у нас всегда была сборная солянка почти у всех, но очень интересно, как выпускали все эти тарелки… А. Сапрыкина ― Была такая идея, да, в будущем году или когда-нибудь сделать выставку «Московское застолье». Но в следующем году у нас также вот Женя делает выставку «Духовка и нетленка», которая тоже про реконструкцию времен, да? Е. Кикодзе ― Про квартирные выставки, выставки неофициального искусства, с 56-го по 86-й год, 30 лет. И у нас замечательные кураторы – это Оксана Саркисян и Юлия Лебедева, которые уже такой пилотный проект показали в 2005 году. И когда вот я начала работать в музее, мне все время хотелось вернуться к этому проекту, потому что, ну, да, тоже абсолютно наш. Это история о том, как тлела культура в квартирах, когда нельзя было выйти. Вы знаете, что давали Дом культуры, например, на один день на выставку, да? И за один день мало что можно посмотреть, мало народу может посмотреть. Поэтому устраивались выставки-квартирники. И это знаменитая галерея APTART, однокомнатная квартира Никиты Алексеева на улице Вавилова, это многие другие места, когда художники собирались и приносили работы, и устраивали показ. Иногда за день проходило 300-400 человек, вы представляете, вот в этих квартирах. Вот это такой как бы сугробный вид жизни, когда, знаете, сверху снег, а там внизу теплится жизнь, мышки бегают. А. Сапрыкина ― Это восстановление тоже… Е. Кикодзе ― Это очень важная вещь, это как бы непрерывность культуры, понимаете? Она не выходила на поверхность, на официальные какие-то смотры, но она жила, и она дала, конечно, потрясающий расцвет, когда сугроб растаял. С. Бунтман ― Анна еще раз спрашивает у нас, где находится музей. А. Сапрыкина ― Это провиантские склады, комплекс архитектурный большой и прекрасный, Зубовский бульвар, дом 2, метро «Парк Культуры». Прямо через дорогу… А. Трефилова ― Дорогу перейти, и все. С. Бунтман ― Одну дорогу перейти от радиальной, а другую дорогу (в смысле, Садовое кольцо), перейти от кольцевой. А. Сапрыкина ― На Садовом кольце, да, мы находимся. А. Трефилова ― Мне кажется, уже мы так описали, как это должно выглядеть, что вы не промахнетесь. Когда вы выйдете из метро «Парк Культуры», вы точно сразу увидите вот то самое здание, те самые окна и те самые Провиантские склады, на которых не был еще Сергей Бунтман. С. Бунтман ― Я промолчу. А. Трефилова ― Сейчас он кинет в меня чем-нибудь тяжелым. С. Бунтман ― Нет-нет. А. Трефилова ― Слушайте, я сейчас еще добавлю. Сергей Александрович, он о возвышенном, а я все время о меркантильном. Это правда, что цена на билеты повышается с нового года в музеях московских? А. Сапрыкина ― На самом деле музеи ведь сами устанавливают… А. Трефилова ― Вот у вас. А. Сапрыкина ― У нас билет стоит 200 рублей – это посещение для взрослых. 100 рублей – это льготный билет. И у нас, конечно же, есть социальная категория – бесплатно. Даже если билеты, ну, как бы немного повышаются, естественно, все равно Музеи Москвы, они выполняют определенную функцию образовательную, да? И поэтому Департамент культуры учредил такую как бы акцию, как бесплатное посещение всех музеев городских муниципальных. И у нас бесплатно посетить Музей Москвы можно каждое третье воскресенье месяца. А также есть определенные даты в году, когда тоже бесплатный вход для всех. Например, со 2-го по 11 января, как раз рождественские каникулы – это те дни, когда, что приятно, конечно, стоят очереди в музеи. То есть, это доступная все-таки как бы ситуация… А. Трефилова ― А вы участвуете вот в этой гостевой карточке Комитета по культуре московского? А. Сапрыкина ― Конечно, да, да. А. Трефилова ― Которую можно купить и сразу в несколько музеев… А. Сапрыкина ― И сразу посетить несколько музеев. Есть такие программы, есть самые разнообразные. С. Бунтман ― Хорошо. А. Сапрыкина ― То есть, если хочешь ходить в музей, и у тебя нет денег, возможность такая есть. А. Трефилова ― Ну, мне-то вообще кажется, что если чего-то ты хочешь, то, как у Гоголя было, с каждой сотенки по десяточке, и все равно… Если есть желание, то всегда можно. С. Бунтман ― Дело в том, что есть возможность. Я же не говорю, что я хочу каждый день ходить в музей. Можно каждое третье воскресенье. А. Сапрыкина ― Конечно. А. Трефилова ― Можно. Ну, то есть, это не запредельное что-то. С. Бунтман ― Можно придумать. А. Трефилова ― Было бы желание. А. Сапрыкина ― Это очень важно, что город предоставляет такие возможности. Мне кажется, что вот как раз для нас, мы это очень чувствуем, потому что мы все-таки чувствуем вот свою социальную функцию очень важной. У нас особый подход и к разным категориям, мы работаем и с благотворительностью, и с инвалидами, и с разными социальными программами. Вот в ближайшее буквально воскресенье, то есть, завтра, у нас большая благотворительная ярмарка, например, где разные фонды московские собирают средства для детей, для больных детей. То есть, музеи, по крайней мере, Музей Москвы – активный участник в этом поле. С. Бунтман ― Хорошо, мы сейчас прервемся на две минуты, а потом будем подводить итоги. Может быть, ответим на последние вопросы, дадим ответ. Ну, в общем, много всяких занятий. А. Трефилова ― Да, сейчас организуемся. РЕКЛАМА С. Бунтман ― Ну что ж, давайте мы подведем потихонечку итоги. А. Трефилова ― Да, ответы, победители. С. Бунтман ― Только сначала скажем, что у нас в гостях Алина Сапрыкина, директор музейного объединения «Музеи Москвы»; Евгения Кикодзе, куратор проектов «Музеи Москвы». Давай раздадим подарки. А. Трефилова ― Раздадим, но у меня нет еще списка. Но я уже вижу, что есть правильные ответы. Масяня не могла попасть в Староколпакский переулок, она все ходила и всех спрашивала без конца. Сейчас принесут, мы расскажем, но на самом деле я уверена, что референты наши уже всем позвонили, и есть тот счастливец, который получит карточку, второй счастливец, которому мы отдадим книжку. Сейчас нам принесут, и мы объявим немедленно. Вот уже прямо приз в студию. Значит, один суперприз получает Катя, 1541 последние цифры телефона. Второй суперприз получает Яна — 8089. Ну, и дополнительные, всякие тоже приятные, не менее приятные призы получают: Кирилл — 3355, Саша — 1302, Илья — 8867, Елена — 7826. Я считаю, что новогоднюю миссию мы, примазавшись к Музею Москвы, сегодня выполнили и осчастливили. С. Бунтман ― Да, приносим подарки. А вот скажите, пожалуйста, вы что-нибудь с войной в Москве будете делать? А. Сапрыкина ― Безусловно, мы будем делать выставочный проект в следующем году к юбилею, да, великой Победы. Это будет такая большая выставка. Мы и в этом году делали, собственно, выставку к Первой мировой тоже, Москва во время Первой мировой войны. С. Бунтман ― Это ужасно интересно. А. Трефилова ― Очень. А. Сапрыкина ― Да. А. Трефилова ― Вообще хочется про людей поговорить, потому что в годы войны жизнь-то в Москве шла. С. Бунтман ― Конечно. А. Трефилова ― Люди, они как-то жили. Конечно, хочется понять. А. Сапрыкина ― Именно этим и славится наша коллекция. То есть, это и какие-то документальные источники, фотографии, воспоминания, альбомы, какие-то личные вещи, связанные с разными эпизодами. То есть, это колоссальная такая база музейная, которая дает возможность рассказа и вот показа того времени. А. Трефилова ― А много приносят вам? Как, можно просто прийти и принести свое? А. Сапрыкина ― Приносят, да, пополняется наша коллекция. А. Трефилова ― Все что угодно? А. Сапрыкина ― Нет, конечно, у нас есть специальная комиссия при музее, которая рассматривает приносимые вещи, отбирает. И, конечно, есть какая-то логика комплектования, пополнения фонда. Мы пополняем свою коллекцию от 3 тысяч предметов ежегодно. Наша коллекция очень большая, около миллиона единиц хранения. Но музею почти 120 лет, не будем забывать об этом. И это самое разнообразное. Это и живопись, и графика, и скульптура, и карты, и планы, самые старые карты, кстати, которые касаются Москвы, у нас в коллекции, и макеты городские, и элементы городской среды, рекламная вывеска, какие-то предметы инфраструктуры, старые в том числе: телефонные какие-то автоматы, элементы дизайна… С. Бунтман ― Даже, кстати, номерные знаки… А. Сапрыкина ― Автомобили в нашей коллекции, есть несколько раритетных автомобилей, 27. И вот как раз автомобиль, который фургонным сбором занимался во время Первой мировой войны, он у нас был и есть, был на выставке и есть в коллекции. Это и костюмы. Археология – отдельная тема у нас совершенно, поскольку даже не одна программа может быть посвящена археологической коллекции уникальной нашей. С. Бунтман ― А еще такую вот вещь, можно, пока мы не завершили, я спрошу? Если у человека не просто есть какие-то вещи, экспонаты, а есть же коллекционеры, собиратели. Может ли человек, если у него действительно серьезная коллекция, не просто передать, а выставить на некоторое время? А. Сапрыкина ― Вот как сейчас, как Минтусов принес свои фотографии. Это часть вообще нашей программы, да? Все-таки поддерживать людей, которые коллекционируют Москву, собирают через свою личную жизнь или вообще что-то о Москве, да? Наша тема вокруг города, и все интересное мы, конечно же, будем с большим удовольствием показывать. А что касается людей, которые приносят, и мы не можем взять, например. Вот пользуясь случаем, давайте я скажу. Завтра в рамках нашего благотворительного фестиваля «Снежный день» в Музее Москвы каждый человек может принести какую-то вещь свою, например, которую он хотел бы подарить музею, передать, или куда-то передать. Ну, скажем, уже ненужную ему, да? Принести ее в музей и передать на фестиваль как бы в зачет благотворительности. А. Трефилова ― Ну что, Сергей Александрович, берем наших с вами, не побоюсь этого слова, детей… С. Бунтман ― Да, и пойдем. А. Трефилова ― Спасибо большое. С. Бунтман ― Спасибо, Алина, спасибо, Женя, большое. А. Трефилова ― Счастливо.
Дек 22
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы
Комментарии отключены
Извините, комментарии сейчас закрыты.