<
Эхо Москвы :: Интервью: Андрей Звягинцев
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы

 А.Звягинцев ― Конечно, волнительное было событие. Конкуренты наши были сильные ребята. Я видел две картины, они вполне, вполне… К тому же там был Павел Павликовский, который на Евро…, на академии… Я прошу прощения, сегодня такой тяжелый день, я буду, наверное, выглядеть, если можно так сказать о радиоэфире, уставшим и косноязычным. А.Барышникова ― Ничего страшного, все в порядке. А.Звягинцев ― В общем, я говорю о том, что Европейская киноакадемия вручала награды недавно, в середине декабря в Риге была церемония, где абсолютным триумфатором была картина Павла Павликовского «Ида». Разумеется, очень сильная была конкуренция. Мы подружились с Павлом. Он нашу картину полюбил, мы обменялись любезностями… Ну, это не любезности светского толка, такие, комплементарные, пустые, ни на чем не основанные, а действительно признание выдающихся сторон их фильма… В общем, обсуждали, поделились своими впечатлениями друг о друге. И поэтому, конечно, было непросто ждать результата. День был длинный. В два часа дня должны были быть уже… и долго-долго ехали до соседнего отеля, наверное, минут сорок, если не большое. Это грандиозное шоу. Наверное, слушатели, радиослушатели, какая-то часть, если интересуется, видела это шоу. Понятно, что масштаб его очень… Так что усталость какая-то, опустошенность своего рода, но с победным ощущением нормально, но, тем не менее, усталость, опустошенность — вот такие чувства. Я не знаю, что еще к этому добавить, кроме того, что я, честно говоря, сегодня только узнал от Роднянского, продюсера фильма – мы сидели за столом, уже когда получили приз, он вдруг сказал, что оказывается российское кино получило приз Golden Globe второй раз в своей истории, советского и российского кино. То есть последний раз и единственный раз русское кино получали свой приз Golden Globe за фильм «Война и мир» Бондарчука. Я этого сам не знал, услышал от Роднянского эту интересную деталь. Возможно именно поэтому российский зритель не знает о том, что существует такая премия, между тем это очень важная премия, поскольку это уже, наверное – вам лучше знать, может быть, вы поправите меня – 72 года или 78, в общем, она вскоре после «Оскара» была образована и, собственно говоря, является такой ассоциацией иностранной прессы, аккредитованной в Голливуд, то есть это фактически приз критики всего мира, которая аккредитована, а стало быть как-то обретается в пределах Голливуда… В общем, это второй по значимости приз после «Оскара». Так что, что можно чувствовать, когда ты, в общем, побеждаешь в этом состязании. Я не очень люблю эту спортивную терминологию, но, тем не менее, употребляю ее, потому что ничего другого, никаких других ассоциаций с этим не возникает, потому что полное ощущение, что ты на какой-то беговой дорожке. Она длинная, красная эта дорожка и по ней долго идешь, даешь блиц-интервью разным изданием и словно ощущение, что ты движешься к какому-то финалу. Вот, финал наступил, картина победила. Это важно для репутации фильма не только во всем мире, но для российского контекста. А.Барышникова ― Андрей Петрович, у фильма вашего, действительно, ошеломительный успех среди мировой аудитории. Хотели бы спросить, чем по вашему мнению обусловлен успех? А.Звягинцев ― Я убежден, что дело все только в том, что тема, затронутая в фильме и тот способ рассказа, который мы предлагаем зрителю на самом деле абсолютно универсален, вот и все. Мы никуда не отдалялись от наших пределов, целиком и полностью фокусируясь на фактуре русской действительности, российской действительности, сегодняшнего дня в частности, на наших реалиях русской жизни, что называется, рассказываем историю, которая абсолютно универсальна: подавление маленького человека бездушной и равнодушной системой с этим механистичным орудием подавления индивидуального в человеке, свободы человека и так далее. Эта тема понятная всем, убежден. И это не просто голые слова, не на чем не основанные, а я вижу реакцию зрителей в Америке, в Италии, Израиле, на фестивалях; и в Торонто, где мексиканец журналист подошел ко мне и сказал: «У меня будет с вами интервью, и первое, что я хотел сказать, что замените ваши водку на нашу текилу, а ю изменить… измените ваши северные пределы на наши кактусы и жару и это будет абсолютно история про Мексику». Вот и все, мне кажется, все дело только в этом. А.Звягинцев ― Вот и все, мне кажется, все дело только в этом, еще и потому, что знаю, что возможно сейчас есть какие-то… да я и слышал это все, собственно, и есть такие мнения, что достаточно как-то очернить собственную страну – во всем мире все только и будут счастливы, чтобы возвести на пьедестал такое высказывания. Это все не просто досужие мысли, это какие-то несусветные глупости. Надо расширять горизонт, надо не схлопывать свой собственный мир до такого, квасного патриотизма, а смотреть на мир шире, вот и все. Но это все закомплексованная какая-то… я говорю о тех мнениях… вот и все. Абстрагироваться, отстраниться и посмотреть на фильм… а я знаю, что у нас, вообще, вчера был шок, потому что мы знали, что фильм выложен в раздачу, в интернете можно скачать картину. Мы были сильно впечатлены этим событием. Короткое было некоторое расследование, и в общем, мы понимаем, что это члены Киноакадемии оскаровской, получившие DVD – кто-то, в общем, выложил это в сеть, каким-то образом это оказалось в сети, вот именно через посредство раздачи DVD персонально каждому члену академии, а их там 7 тысяч человек. Значит, кто-то это сделал, к сожалению. И поэтому я знаю уже какие-то реакции. Нас радует – мы уже обсуждали это с Роднянским – нас очень радует то обстоятельство, что в сети, в торрентах, твиттерах и в фейсбуках преимущественно люди отзываются о фильме позитивно. Мы ожидали другой реакции. Так что я надеюсь, что разум возобладает, здравый смысл все-таки победит и русский зритель увидит эту картину, как картину о том, о чем стоит всерьез задуматься. А.Барышникова ― Андрей Петрович, спасибо большое, что у вас нашлось время с нами поговорить, учитывая вашу усталость и насыщенность последних дней, но хотели бы задать еще последний вопрос. Учитывая универсальность картины, учитывая ее успех, как вы думаете, насколько велика возможность еще и на «Оскар»? А.Звягинцев ― Я не знаю. Все в руках божьих, что называется, все зависит только от судьбы. Так что ровно через четыре дня, по-моему так, 15-го числа будет известно, попали ли мы в пятерку финалистов. А уже в конце февраля, 22 кажется, состоится церемония и там поглядим. Я не знаю, я не загадываю. Это на самом деле не имеет, если говорить откровенно и всерьез, это не имеет никакого значения, даже не после сегодняшнего вечера, а в общем и целом не имеет значения. Будь, что будет. Мы сделали фильм, мы сделали его честно, мы сделали его от сердца, были искренни, мы говорили о нашей боли, мы говорили о том, что нас разделяет; о том, в каком мире мы живем. Возвращаясь к теме универсальности, которой я нахожу подтверждение здесь. Я вижу, что люди слышат, понимают и акцентируются именно на том, что это о человеке вообще, о его уделе, а не о каких-то там политических соображениях. Нельзя все делать от политики. Слушайте, мы настолько политизированы, что дальше уже некуда. Давайте посмотрим вокруг, что-то же в жизни кроме политики у человека еще происходит, и значительно более важные вещи. Конечно, картина – я не знаю, видели вы или нет ее — она критична, конечно, она остра в социальном плане, но она говорит о каком-то состоянии, которое не только сиюминутно, не здесь и сейчас, не сегодняшние рассматривает проблемы нашего бытия. Так что, отвечая на ваш вопрос: я не знаю, что будет. Будет, что будет. Будем ждать.

Ссылка на источник

admin @ 6:01 дп

Извините, комментарии сейчас закрыты.