О. Бычкова ― 22.08 московское время. У микрофона Ольга Бычкова. Добрый вечер! Я приветствую Владимира Герасимова, исполнительного директора «Интерфакса». Володя, добрый вечер! В. Герасимов ― Добрый вечер, Оля! О. Бычкова ― Я хочу сказать, что я-то нахожусь в городе на Неве сейчас (говорю я нашим слушателям, а Володя Герасимов и так об этом знает), и мы общаемся через сложные технические коммуникации. Будем надеяться, что наше общение будет, как всегда, продуктивным и без всяких срывов. Скажу ещё раз, конечно, что, в программе «Сканер», как обычно, мы подводим итоги завершающейся недели. Делаем мы это с помощью информационной системы «СКАН» «Интерфакса», которая всю эту неделю для нас специально – ну, не только, конечно, для нас, но мы считаем, что лично для нас – занимается обсчитыванием, изучением всевозможных средств массовой информации и публикаций в них в большом количестве. И, соответственно, выстраивает нам рейтинги того, какие персоны, какие люди, какие сюжеты, компании и организации были на этой неделе в центре общественного внимания. А Владимир Герасимов, как всегда, нам представляет очень подробный и тонкий анализ этих рейтингов. Давай. В. Герасимов ― Как раз могу сказать, что «СКАН» знает, что есть имена, названия, которые неизбежно появляются у нас в рейтинге как минимум раз в году. В конце декабря это был Дед Мороз, а сейчас, в конце января, это Давос. И на этой неделе о Давосе, точнее, конечно, о происходящем там экономическом форуме писали в российских средствах массовой информации 4,5 тысячи раз. И два главных ньюсмейкера форума в этом году – это вице-премьер Аркадий Дворкович и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Они находятся на 6-м и 7-м местах по упоминаемости в нашем рейтинге. И вообще верхнюю часть рейтинга, как и все последние недели, занимают представители экономического блока Правительства: министр финансов Антон Силуанов, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, министр экономики Алексей Улюкаев. Кстати, Улюкаев на этой неделе опубликовал в журнале «Знамя» свои стихи. А вот бывший министр финансов Алексей Кудрин в Давосе критиковал антикризисный план Правительства. В общем, было очень много экономических тем, и всё в основном из Давоса. Выросло число упоминаний президента Украина Петра Порошенко, он тоже был в Давосе, и в рейтинге у нас на 3-м месте. А президент Путин и премьер Дмитрий Медведев на традиционных 1-м и 2-м местах в рейтинге. На 4-е место поднялся президент США Барак Обама, который в обращении к нации рассказал о плохом состоянии экономики России и вызвал параллельно серию лингвистических споров, что же он буквально сказал, как это правильно перевести. В первой десятке нашего рейтинга впервые за последние месяцы глава ДНР Александр Захарченко. И это, конечно, признак обострения ситуации на востоке Украины. Из других тем: на 12-м месте губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв. Это очень высокое для него место. На этой неделе он докладывал президенту Путину о социально-экономическом состоянии области и провёл у нас в агентстве сегодня большую пресс-конференцию. 16-е место у главы Европейского центрального банка Марио Драги. Банк принял решение о выкупе облигаций, запустил программу стимулирования роста экономики по образцу американского Федерального резерва. На 18-м месте главный тренер сборной по футболу Фабио Капелло. РФС собирается погасить ему долги. Следом канцлер ФРГ Ангела Меркель. На форуме в Давосе она объявила, что разговоры об отмене санкций в отношении России преждевременные. И у нас в рейтинге сразу идёт за Ангелой Меркель умерший король Саудовской Аравии Абдулла. На 29-м месте (в начале недели значительно более высокое место было, но сейчас эта тема чуть-чуть ушла на второй план) военнослужащий Валерий Пермяков, который подозревается в убийстве семьи в Гюмри. Следом – глава польского МИДа Гжегож Схетына, который сказал, что Освенцим освобождали украинцы. Ну и, наконец, в рейтинге у нас впервые олимпийский чемпион по спортивной ходьбе Сергей Кирдяпкин, который был дисквалифицирован за допинг. И в самом-самом конце оказался режиссёр Никита Михалков. Он вместе с другими кинематографистами направил премьер-министру письмо с просьбой отменить запрет на мат в художественных фильмах. Вот попал в ТОП-50. А у нас, как вы поняли, разговор будет про Давос и про участие в нём российских министров, российских вице-премьеров. Так что поговорим об этом. О. Бычкова ― Что такое форум в Давосе, все, конечно, знают – Всемирный экономический форум, существует давно и хорошо известен. Но тем не менее Марина Королёва напомнит нам и о Давосе, и о том, что там происходит в нынешнем году: М. Королёва ― Всемирный экономический форум в Давосе – это площадка, где мировые политические и деловые лидеры проводят критический анализ ситуации мировой политики и экономики. Нынешний, 45-й по счёту форум проходит в непростых экономических и геополитических условиях: на фоне обвала цен на нефть, замедления темпов глобальной экономики, продолжающегося кризиса на Украине и войны санкций между Западом и Россией. Президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев в этом году на форум не полетели – так же, как и год назад. Делегацию от России возглавил первый вице-премьер Игорь Шувалов. В числе участников форума министры российского экономического блока и около 70 бизнес-лидеров, в том числе руководители попавших под западные санкции «Сбербанка», «ВТБ», «Внешэкономбанка», «Газпром нефти». Главным экономическим спикером форума от России в первый день стал вице-премьер Аркадий Дворкович. Он сделал сразу несколько громких заявлений, предположив, что цены на нефть способны упасть до 25 долларов за баррель, а поскольку российский бюджет на 2015 год рассчитан, исходя из стоимости бочки примерно в 100 долларов, то расходы придётся сокращать на 10-15%. России на форуме приходится выслушивать не самые лестные оценки своего положения на мировой арене. Например, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что санкции против России были неизбежны и отменять их преждевременно. Кроме того, некоторые американцы пытаются возмущаться тем, что русские в период санкций вообще осмелились приехать на форум. Американский конгрессмен Марио Диас-Баларт объявил, что он намерен держаться подальше от мероприятий, которые устраивают попавшие под санкции компании. А экономист Калифорнийского университета Лора Тайсон считает, что присутствие бизнесменов из России, а особенно находящихся под западными санкциями, создаёт проблемы главам мировых концернов. «Будь я русской, я бы сочла, что, может быть, не стоит сюда ехать», – сказала она. О. Бычкова ― Но тем не менее русские поехали в Давос на Всемирный экономический форум. Туда не поехал президент Путин. Как мы знаем, тот же Дворкович сказал, что президент Путин нынче серьёзно занят внутренней повесткой, внутренними делами. В общем, это уже не первое международное событие, куда он не едет. Можем ли мы уже поговорить с тем человеком, который поехал в Давос, Володя, скажи мне? В. Герасимов ― Да, можем. О. Бычкова ― Да? Ну, всё. Это Родион Ромов, главный редактор информационного агентства «Интерфакс». Правильно я всё прочитала? Родион, привет тебе. Р. Ромов ― Ольга, добрый вечер. О. Бычкова ― А ты где? Ты в Давосе или ты уже вернулся? Р. Ромов ― Я в Давосе. О. Бычкова ― Как обстановка? В. Герасимов ― Родион, хотелось бы, конечно, понять… Форум привычный, в общем, участники тоже привычные. Правда, непривычная слегка обстановка, и отношение к России тоже изменилось за последний год. Как себя чувствует в Давосе российская делегация, как отношение к России? Р. Ромов ― Участники российской делегации в один голос говорят, что отношение к ним никак не поменялось (по крайней мере, они этого не чувствуют). У них масса встреч – как официальных, так и кулуарных; как в рамках каких-то мероприятий, так и на полях. Их даже больше, чем раньше. По крайней мере, за пределами публичной повестки форума иностранные партнёры утверждают, что они совершенно не разочаровались в России, по-прежнему хотят инвестировать. Они уже столько инвестировали, что никуда уйти не могут и не хотят. Но, честно говоря, некая доля такой хорошей мины при плохой игре в этом есть, потому что нельзя не отметить, что настроения, отношение несколько поменялось. В. Герасимов ― Родион, а всё-таки с точки зрения общей тональности? У нас часто бывает, что те же самые политики внутри страны говорят одно, а выезжая за границу, меняют тональность, что объяснимо тем, что это другие люди, другая аудитория. Здесь чувствуется, что для внешнего потребления это немножко другие тезисы и люди немножко по-другому говорят, объясняют то, что происходит в России? Р. Ромов ― Да, вообще это довольно характерная такая штука для Давоса. Российские политические деятели, так сказать, глотнув воздуха свободы в Швейцарии, говорят некоторые вещи, которые они, возможно, не стали бы говорить в России или, по крайней мере, формулировать их несколько иначе. Причём это было и в достаточно сравнительно благополучные годы, когда вроде бы всё было нормально, экономика росла. Но тем не менее наши члены Правительства, приезжая сюда, говорили достаточно жёсткие, резкие вещи о том, какие у нас проблемы, чего нам не хватает, что нам нужно сделать. В этом году тут у всех по-разному. У некоторых спикеров, наоборот, было заметно желание немножко сгладить, не драматизировать, не ударяться в алармизм, видимо, чтобы показать миру, что «мы готовы, мы справимся, мы все проблемы свои решим так или иначе». Но, допустим, выступления сегодняшние первого вице-премьера Шувалова на деловом завтраке «Сбербанка» и потом собственно на сессии форума были достаточно такими жёсткими, местами довольно-таки мрачноватыми. Хотя Шувалов и подчёркивал, что все те наши проблемы, о которых он так откровенно говорил – это не повод впадать в панику, а это шанс наконец-то всё-таки взяться за ум и провести реформы, которые мы не провели в предыдущие кризисы, когда нефть быстро отскочила и мотивация к реформам упала. Я думаю, что на самом деле на этот раз (что касается выступлений Шувалова) он своей аудиторией видел скорее на давосскую публику, потому что, наверное, масштаб российских проблем внутренних для инвесторов, которые сейчас не могут приходить со своими инвестициями в России, может быть, не так принципиален. Я думаю, что адресовал он свои довольно такие местами пессимистичные реплики аудитории в России, чтобы наконец-то возникло ощущение в элите и, наверное, среди населения тоже, что действительно масштаб проблем серьёзный и придётся пережить довольно сложный период. О. Бычкова ― Родион, а какие такие реплики, например? Мы, конечно, тут некоторые прекрасные заявления господина Шувалова по лентам информационных агентств, в том числе по твоим сообщениям, видим. Но ты сейчас что имел в виду? Р. Ромов ― Собственно, Шувалов начал своё выступление на завтраке «Сбербанка» сразу с того, что ситуация в экономике у нас крайне тяжёлая. И в дальнейшем похожие какие-то грустные тезисы звучали от Шувалова неоднократно, хотя он их всё время сопровождал таким disclaimer, пояснением: «Это не то, что мы сидим сложа руки и смотрим, как всё рушится, а это наоборот – наш шанс наконец-то провести реформы структурные, без которых нам будет ещё хуже». В. Герасимов ― Родион, а если сравнить то, как относились или относятся к нам, и то, как украинская делегация и украинские бизнесмены там чувствуют себя в Давосе – здесь как это всё смотрится? Р. Ромов ― Наши бизнесмены и сейчас чувствуют себя в Давосе вполне неплохо, потому что всё-таки надо понимать, что это та часть нашей элиты, которая изначально была с Западом на дружеской ноге, она была здесь всегда хорошо принимаема. В общем, это не те люди, которым Запад адресует свои претензии. И отношение к лидерам нашей делегации, к нашим бизнес-лидерам в целом вполне позитивное. Было бы, безусловно, очень интересно посмотреть на отношение, если бы сюда приехала наша политическая элита, кто-то из высших руководителей. Это было бы, наверное, более показательно. Отношение к украинской делегации? Безусловно, интерес был. Собственно, президент Порошенко хоть провёл здесь всего один день, но он провёл очень насыщенный день. Он появлялся в разных концах конгресс-центра и всё время проводил в каких-то коммуникациях на трёх языках: на английском, на украинском и на русском. Действительно, наверное, раз семь или восемь можно было увидеть буквально за несколько часов Порошенко, передвигающегося из одной переговорной зоны в другую. Он выступал на сессии (об этом, я думаю, все знают). Причём каких-то контактов его с российской делегацией заметить не удалось, хотя был момент, когда Порошенко занимал соседнюю переговорную комнату с нашим вице-премьером Дворковичем. По крайней мере, внешних никаких контактов видно не было. В. Герасимов ― Родион, а что касается другой темы, которая активно волнует нас, активно волнует Россию – нефти. Что говорят? Подорожает? Р. Ромов ― Говорят разное. Нет такого консенсуса, что нефть скоро подорожает. Напротив, есть такие достаточно пессимистичные для нас, как для экспортёров нефти, и, наверное, приятные для её потребителей прогнозы, что она может ещё подешеветь. В частности, глава «Лукойла» Вагит Алекперов говорил, что не исключает падения до 25 долларов за баррель. Правда, после такого глубокого падения, после того, как нефть достигнет этого дна, по мнению и Алекперова, и других нефтяников, она всё-таки отрастёт и стабилизируется где-то на уровне 50-60 долларов, о чём сегодня и глава «BP» Боб Дадли говорил, он называл вот этот коридор. То есть какого-то такого оптимизма, что вот цены быстро достигнут уровня хотя бы 70-80 долларов, который в частности для российского бюджета был бы более приятен – этого нет. И совсем такого какого-то трагического настроя, что нефть скоро будет стоить 10 долларов – такого я тоже не слышал. В. Герасимов ― Родион, завтра будет ключевое событие, очередное ключевое, потому что в Давосе это такая как раз конференция, где все дни напряжённые, все дни активные. Так вот, завтра будет панель, несмотря на то что суббота, про международные перспективы. Многие ждут от неё тоже каких-то интересных оценок. Что ты ожидаешь от этого? Вообще какие главные темы помимо тех, которые мы обсудили, ещё обсуждаются в Давосе? Р. Ромов ― Безусловно, Россия, Украина, нефть – этим повестка Давоса не исчерпывается. Завтра действительно будет очень интересная сессия, которая традиционно каждый год проходит именно в субботу, с участием руководства МВФ и крупнейших центральных банков мира. Это сессия о перспективах мировой экономики. Темы все, в принципе, которые здесь обсуждаются, понятны. Кстати, такой любопытный момент. Когда разразился кризис в конце 2008 года, минимум два года банки и банкиры в Давосе доминировали, потому что все думали только о том, что будет с крупнейшими банками, как их будут спасать или не будут спасать, как они будут развиваться. Потом наступил период таких, скажем, репрессий в отношении банкиров, появилось расхожее выражение о «жирных котах», банкиров в Давосе как-то старались максимально прессинговать. Даже в прошлом году специально организаторы объявляли перед форумом, что они пересмотрели акценты повестки и с этих финансовых вопросов, вопросов банковской системы переходят к здравоохранению, медицине. Но в этом году прессинг в отношении банков и банкиров немножко спал, уже как-то более конструктивно обсуждаются перспективы банковской системы. Люди говорят о том, какие направления банковского бизнеса будут более востребованы в ближайшее время. А что касается глобальных каких-то макроэкономических вопросов, то, безусловно, у всех на устах количественное смягчение так называемое, которые объявили ЦБ. Здесь все обсуждали первые два дня, будет ли оно, в каком объёме и когда его объявят. Теперь все обсуждают, когда оно уже объявлено, к чему это приведёт. Я думаю, что завтра это будет, наверное, одной из самых таких обсуждаемых тем на панели, посвящённой мировой экономике. О. Бычкова ― Обычно ведь бывает так, что мы-то очень внимательно следим, конечно, за нашими представителями в Давосе всегда, а когда находишься там, то понимаешь, что Россия – не единственная точка на географической карте. Сейчас тоже так примерно? Р. Ромов ― Безусловно. Конечно, да. Хотя, естественно, мы – журналисты, которые приезжают из России – большую часть времени посвящаем нашей делегации. Тем не менее мы действительно видим, что появляются периодически какие-то новые игроки на глобальной арене. Естественно, минимум последние лет пять, наверное, Китай всё время в центре повестки, китайская экономика: насколько она будет расти, будет ли она расти на 7% или всего лишь на «жалкие» 5%, которые для нас уже давно нечто такое из области… О. Бычкова ― Родион, спасибо большое. Мы прерываемся сейчас, у нас на очереди краткие новости, небольшая реклама. Это программа «Сканер». Через несколько минут в эфир вернёмся. НОВОСТИ О. Бычкова ― И мы продолжаем программу «Сканер». Ольга Бычкова, Владимир Герасимов. В этой части нашего «Сканера» мы обсуждаем компании и организации, о которых больше всего писала пресса на этой неделе. Конечно, всегда для этого есть какие-то причины. В. Герасимов ― И на этот раз эта причина – Давосский форум. Упоминаемость и «Сбербанка», и «ВТБ» очень сильно выросла. Они были самыми такими активными участниками в Давосе и уже сейчас набрали упоминаний больше, чем за всю предыдущую неделю, то есть за полные семь дней. «Газпром», который обычно у нас занимает 2-ю строчку, оказался на 3-й позиции. «Лукойл», который тоже активный участник Давоса, на 6-м месте. И выше обычного и «Внешэкономбанк», «Газпром нефть», «Новатэк», АФК «Система» – руководители этих компаний тоже в Давосе. А вот «Газпром» получил от «Нафтогаза» доплату за январский газ. И «Нафтогаз» тоже в рейтинге, но это уже не давосская тема. Больше обычного упоминаний у «Роснефти», она на 5-м месте. Поводом стало награждение Ивана Сечина – сына главы компании Игоря Сечина – Орденом за заслуги перед Отечеством, что вызвало бурные обсуждения и в СМИ, и в блогах. «Google» и «Apple» идут ноздря в ноздрю – 7-е и 8-е места. В частности, «Apple»: была новость, что компания прекращает продажи своей продукции в Крыму из-за санкций. Чуть ниже, на 10-м месте, «Microsoft». Компания представила операционную систему «Windows 10″. «АвтоВАЗ» сократил по итогам года продажи на 18%, поэтому тоже на высоком для себя 12-м месте. «Альфа-Банк» продолжает судиться с «UTair» по поводу кредитов. И вот «Альфа-Банк» и «UTair» находятся на 12-м и 13-м местах. И та же авиационная тема вывела на 16-е место «Аэрофлот», который вместе с авиакомпанией «Сибирь» просит Правительство, как писали средства массовой информации, не выделять «UTair» господдержку. Ещё в рейтинге есть, кстати, впервые НПФ «Сургутнефтегаз» – это главный акционер «UTair». Кстати, ещё снегопад неожиданно увеличил упоминаемость «Шереметьево» и «Домодедово», потому что появились сводки о том, как задерживаются полёты в двух этих аэропортах. Так что вот такая авиационная ко всему прочему неделя, и поэтому эту тему у нас представляет как раз «UTair». О. Бычкова ― «UTair» – третья компания после двух крупнейших российских, которые уже назвал Владимир Герасимову. И для многих это было, конечно, большим удивлением. Но при этом это не единственная компания, которая испытывает сейчас трудности. Подробнее обо всех них Марина Королёва: М. Королёва ― Авиакомпании «UTair» была основана в советское время как Тюменское управление гражданской авиации. В 1991 году она была преобразована в «Тюменьавиатранс», а в 2002-м после ребрендинга её переименовали в «UTair». Она является третьей по объёму перевозок авиакомпанией страны, перевезла в прошлом году примерно 8 миллионов пассажиров. Её контролирующим акционером является негосударственный пенсионный фонд «Сургутнефтегаз». С середины прошлого года компания испытывает финансовые проблемы. Одной из причин ухудшения финансового состояния «UTair» могло стать банкротство туроператоров, которые бронировали её чартеры. В частности, долг туроператора «Южный Крест» составлял 400 миллионов рублей. По информации самой компании, её задолженность перед кредиторами превышает 167 миллиардов рублей, основная часть приходится на задолженность по лизингу. С середины прошлого года в «UTair» действует программа сокращения затрат, по ней она избавилась от части нерентабельных маршрутов и собирается существенно сократить парк самолётов и вертолётов. Но это не спасло её от претензий кредиторов, которые в ноябре-декабре 2014 года подали в арбитражные суды иски к компании и её дочкам на общую сумму в 9 миллиардов рублей. Иски подали аэропорты в Новосибирске, Перми, Екатеринбурге, Кургане, Ульяновске и Ростове-на-Дону. 11 исков на общую сумму около 3 миллиардов рублей к авиаперевозчику подал и «Альфа-Банк». По искам банка в аэропортах судебные приставы уже арестовывают имущество «UTair». Сложные времена переживает вся авиационная отрасль. В конце декабря вице-премьер Аркадий Дворкович предположил, что не использованный в 2014 году остаток госгарантий по кредитам могут получить ряд авиаперевозчиков. Среди проблемных авиакомпаний, которые нуждаются в поддержке, он назвал «UTair» и «Трансаэро». О. Бычкова ― Сейчас мы эту тему обсуждаем с участием нашего эксперта прямо в студии «Эха Москвы», в Москве. Роман Гусаров – главный редактор портала «Avia.ru» и эксперт комитета Госдумы по транспорту. Роман, добрый вечер. Р. Гусаров ― Ольга, добрый вечер. Владимир, добрый вечер. В. Герасимов ― Добрый вечер. О. Бычкова ― Прежде чем мы перейдём к обсуждению и отрасли, и конкретно компании «UTair», я сразу хочу сказать по следам справки, которую сейчас нам представила Марина Королёва: что, и «Трансаэро» тоже? Р. Гусаров ― Ситуация действительно сложная. Я бы сказал: и «Трансаэро» в том числе. В числе практически всех авиакомпаний, всей отрасли, которая оказалась ввиду кризиса в тяжёлом положении. По большому счёту, все уже слышали про «UTair», и каждый день практически появляются новости про другие авиакомпании. Но мало кто понимает, откуда же растут, как говорится, ноги всех этих проблем. В. Герасимов ― Откуда же? Р. Гусаров ― А здесь надо вернуться в предыдущий кризис 2008 года. Тогда авиакомпании первый раз ощутили такое холодное дыхание кризиса, но не успели сильно испугаться. Действительно, падение было достаточно глубоким, мы потеряли 30% пассажиров в тот год. Я бы сказал, это был 2009 год, то есть такой переходный – с 2008-го на 2009-й. Но кризис очень быстро закончился, и кроме банкротства нескольких средних авиаперевозчиков средней руки, пожалуй, никто сильно не испугался, наверное, за исключение авиакомпании «S7″, которая входит в четвёрку крупнейших перевозчиков. Ей тогда было хуже всех, она не была готова совершенно к тому кризису. Но в компании сделали определённые выводы: она была реструктурирована, кардинальные шаги были предприняты. На сегодняшний день наиболее стабильное положение именно как раз у авиакомпании «S7″. Правда, тоже определённую цену она за это заплатила: она уступила позиции лидера и авиакомпании «Трансаэро», выпустив её вперёд, и авиакомпании «UTair» (я имею в виду – по объёмам перевозок). В. Герасимов ― Сейчас главные причины ухудшения ситуации в отрасли – это турперевозки или стоимость лизинга, который, естественно, резко возрос из-за того, что упал рубль? Р. Гусаров ― Во-первых, авиационный бизнес сам по себе низкорентабельный. Даже в те годы, когда пассажиропоток рос по 15-17% – количество увеличивалось, мультипликативный эффект был, – всё равно рентабельность на внутрироссийских перевозках была нулевая или отрицательная. И всё, что могли авиакомпании зарабатывать – на международных линиях. Там была более-менее приличная рентабельность, в среднем 5-7% маржи авиакомпании получали с перевозок. Соответственно, как только весь этот рост снизился до 5-7% в год – всё, тут же проявились кризисные явления. Авиакомпании поняли, что они не могут обслуживать уже ни кредиты, которые они брали, ни свою жизнедеятельность. А тут ещё наложились, ясное дело, кризисные явления, в первую очередь – девальвация рубля. Она ударила по рынку лизинга воздушных судов. Для авиакомпаний – а особенно для тех, у которых парк воздушных судов состоит из новых самолётов – лизинг подорожал в полтора раза, поскольку он номинирован в валюте. А самолёты новые и дорогие, и им сейчас будет тяжелее всего. Одновременно она ударила по платёжеспособности населения. И мы уже видим, как рухнул туристический рынок в 2014 году. И мы ещё не понимаем, что будет в 2015 году. А если пассажир не полетит? Это единственный инвестор для авиационной отрасли. В. Герасимов ― То есть туристы – всё-таки самый хороший рынок для авиакомпаний российских, самый главный? Р. Гусаров ― Несомненно. Турист – это вообще самый главный пассажир. Если брать Западную Европу, то там доминирует деловая активность всё-таки. Там экономические связи, люди летают из города в город, из страны в страну, потому что им, как говорится, нужно это по работе. У нас в основном чаще всего типичный российский пассажир – это тот, который летит раз в год куда-нибудь в Египет туда и обратно. И всё, и больше он не летает. Соответственно, весь заработок авиакомпаний сезонный: зимой авиакомпании летают полупустые, резко сокращают маршрутную сеть или частоты, залезают в долги банкам; летом они летают полные по всем направлениям, возят туристов, зарабатывают деньги; осенью отдают опять долги и выплачивают свои проценты. В. Герасимов ― Мы выяснили, что авиакомпаниям сейчас плохо. А что касается пассажиров? Мы видим, что дорожают билеты. Это нас ждёт и в будущем? Что ещё может ухудшиться для нас как пассажиров? Р. Гусаров ― К сожалению, нет никаких предпосылок рассчитывать, что авиаперевозки станут дешевле. Опять-таки надо понимать, что расходная часть авиакомпаний растёт. Тот же лизинг воздушных судов – всё, он не даст авиакомпаниям возможности снижать стоимость авиабилетов. При этом у авиакомпаний, поскольку пассажиров стало меньше, избыток провозных мощностей, они будут бороться за пассажира. Бороться вплоть до демпинга, то есть летать ниже себестоимости. И здесь выживет тот, у кого либо подушка безопасности будет за спиной наиболее прочная, либо та авиакомпания, которая получит какую-то внешнюю поддержку. И тут хочется вернуться, кстати, к письму «S7″ и «Аэрофлота». В. Герасимов ― Да, я как раз хотел спросить, потому что как раз это признак конкуренции в отрасли, причём такой довольно жёсткой, когда две компании выступают против компании явно с планами забрать кусок рынка. Р. Гусаров ― Несомненно, они на это рассчитывают. О. Бычкова ― Подождите, пожалуйста. Я просто нашим слушателям напомню, о чём идёт речь. Когда «Аэрофлот» и «Сибирь» пишут, что «во всём виновата политика бессистемной экспансии на фоне растущего рынка, а такое развитие может поддерживаться только путём завоевания доли рынка более дешёвыми тарифами» – это же ревность в чистом виде. Р. Гусаров ― На самом деле со стороны это выглядит так, как будто бы ревность. Но, с другой стороны, понимая глубину проблем «UTair», я прекрасно понимаю, что сегодня авиакомпании могут дожить до окончания кризиса… Мы не знаем, когда он закончится – в 2015-м, в 2016 году, в 2017-м. Но доживут только те авиакомпании и только за счёт того, что они будут канибализировать пассажиров умерших авиакомпаний, то есть им будет доставаться та часть. Естественно, пассажиропоток будет падать. Им пассажиров будет больше негде взять, кроме как отобрать у конкурентов. С этой позиции всё понятно. Но есть ещё один более важный момент. Вопреки многим заявлениям ситуация, в которой оказалась «UTair» – это совершенно не проблема кризиса, не проблема санкции и девальвации рубля. «UTair» в этой ситуации оказалась задолго до кризиса: набрала долгов из-за своей, скажем, несколько необдуманной политики развития авиакомпании, неэффективной структуры. И даже в тучные годы она была убыточна. Сегодня, в общем-то, авиакомпании резонно говорят: «Если помогать, то давайте тогда всем помогать в равной степени». Почему только спасать отдельно взятую авиакомпанию «UTair»? Тем более, если посмотреть – ведь не просто так. Я понимаю, что «Альфа-Банк», может быть, слишком агрессивно себя ведёт по отношению к авиакомпании, но я тоже прекрасно понимаю их мотивы. Они просто не видят никакой иной возможности возврата своих средств. Они просто понимают, что авиакомпания своей операционной деятельностью не сможет ни себя обслуживать в перспективе двух-трёх лет, ни вернуть накопленные долги. И в этом отношении тоже надо понять и «Аэрофлот» с «S7″. Государство должно предложить универсальный механизм для всех авиакомпаний – например, субсидирование лизинговых ставок. Очень хороший механизм и очень нужный. Сегодня авиакомпании не могут перекредитоваться, потому что ставки взлетели до небес. Они понимают, что если возьмут сегодня кредиты по этим ставкам, они уже никогда из долгов не вылезут, это прямой путь к банкротству. Давайте оказывать помощь. В. Герасимов ― Отличие от предыдущего кризиса ещё и в том, что у нас теперь есть дискаунтеры на рынке. В частности, по крайней мере, один дискаунтер «Победа». Это что-то меняет? Вообще как наш крупнейший перевозчик «Аэрофлот» себя чувствует в этой ситуации? Что для него меняет то, что у него изменилась его политика на рынке с появлением нового перевозчика? Р. Гусаров ― Как это ни удивительно, но появление авиакомпании «Победа» как раз очень помогает тому же «Аэрофлоту». Если бы ситуация была иная, стабильная, то можно было бы говорить: «Вот «Аэрофлот» за счёт своих пассажиров субсидирует бюджетную авиакомпанию». Но сегодня получается так, что пассажир уходит от авиакомпании, и единственная возможность его сохранить – это предложить ему дисконт, то есть дешёвые тарифы, low-cost- модель. И может быть наоборот: та часть, которую тот же «Аэрофлот» и другие авиакомпании пассажиров начнут терять, она не уйдёт совсем, а она останется с «Победой», которая сможет им предложить более дешёвые услуги. И почему сможет предложить? Ведь начинается с чистого листа: никакой долговой нагрузки у неё нет, кредитная история чистая. Лизинг воздушных судов – это всё реализуется уже сейчас в понятной ситуации. Понятное дело, что это всё адаптируется к этой нынешней ситуации. И структура не такая огромная и тяжёлая, как у того же «Аэрофлота» – значительно меньшие накладные расходы, расходная часть. Соответственно, «Победа» в любом случае сможет предложить пассажиру более низкий тариф и при этом быть более рентабельной, чем классические авиакомпании. В. Герасимов ― Если говорить о прогнозе рынка на этот год. Если будет падение, то для нового перевозчика бюджетного это как раз разрушает экономическую модель. Вообще какой прогноз на этот год? Р. Гусаров ― Прогнозы строить сложно. Вот год назад, когда закончился 2013 год, он показал плюс 15% (или побольше даже было) роста. На этот год я спрогнозировал 10-11% – на 2014 год. Я, конечно же, был сильно удивлён, когда мой прогноз практически подтвердился. Я думал, что будет значительно хуже. Оказалось, что по итогам года примерно мы получили в районе 10% прироста пассажиров. Понятное дело, что в течение года вся эта динамика была неравномерная. Но здесь тоже интересная ситуация получилась. Мы прибавили очень существенно на внутрироссийских маршрутах (плюс 18%) и всего 4% на международных, что совершенно нестандартная ситуация. Всегда международный трафик рос значительно более быстрыми темпами. Более того, именно он и кормил авиакомпании. То есть сегодня даже эти плюс 18% авиакомпаниям с точки зрения доходности практически ничего не дали, а может быть, даже утянули в минус. Что произойдёт на следующий год? Я не берусь говорить, потому что всё будет зависеть от того, полетит ли весной турист. Если турист не полетит (а есть большие опасения, что это так и будет), то авиационной отрасли будет очень и очень тяжело. В. Герасимов ― А государство что в этой ситуации может, захочет сделать? Что вы считаете, было бы реальным? Р. Гусаров ― Единственное, что может сделать государство в этой ситуации…. Оно не может уже изменить ни условий лизинга, ни курс рубля существенно. Всё, что можно – это помочь авиакомпаниям заимствовать деньги на более выгодных условиях. Это первое, самое главное. И это уже серьёзно их поддержит. Само собой, государство также не может заставить пассажиров летать. Никакими субсидиями мы не сможем поднять такую массу пассажиров. 90 миллионов пассажиров примерно будет по итогам предыдущего года. Если 10-15% вдруг будет падение пассажиропотока, то государство даже субсидиями не сможет привлечь такое количество – 10 миллионов – в авиакомпании. Люди не полетят, даже если им будут бесплатно предлагать авиаперевозки. Почему? Да потому что не надо. Если он не летит в отпуск, если он не может купить гостиницу за границей и не может оплатить свои развлечения – зачем он вообще полетит даже бесплатно? Он же не будет там бомжевать под мостом? Вот в чём проблема. В. Герасимов ― То есть это чисто экономическая проблема, что мы нелетающая нация, как сказали? Или это ещё и психологические какие-то вещи, особенности жизни нашей с точки зрения размещения ресурсов и многих других вещей? Р. Гусаров ― Это и то, и другое. С одной стороны, мы – малолетающая нация, потому что мы психологически не готовы летать. Чем больше человек летает – тем более он привыкает к этому. Мы, к сожалению, за минувшие десятилетия разучились доверять авиационному транспорту. Просто многие люди страдают скрытой формой аэрофобии и боятся летать. Ну, один раз в год они как-то собираются. Почему, кстати, напиваются и дерутся. Это всё такие вариации аэрофобии. Хочется полететь и отдохнуть. А с другой стороны, конечно же, у нас в стране совершенно не работают экономические связи, они не действуют. Вот у нас государство субсидирует перевозки в Приволжье, в Приволжском федеральном округе. Не очень-то хорошо даже с этими субсидиями – при том, что цена получается для пассажира даже ниже, чем на «РЖД». А люди особо не летают. А почему? На мой взгляд, да потому, что им не надо. Нет ни экономических связей, ни необходимости, ни внутреннего туризма – не летят. Весь наш внутренний трафик чаще всего связан с Москвой, для того чтобы улететь куда-то дальше в Египет, в Грецию, в ту же Европу и точно так же вернуться назад. О. Бычкова ― Я прошу прощения. Вы сказали раньше, что компании работают сезонным образом: летом или в какие-то каникулы они зарабатывают, а потом летают не очень наполненные. Может быть, то, что сейчас происходит – это такой естественный отбор? Может быть, их не надо так много (или столько, сколько есть) по таким ценам? Действительно, останется несколько крупных перевозчиков, типа «Аэрофлота» и «Сибири». Может быть, ещё какой-нибудь появится лоукостер дополнительный. Ну и хватит. Р. Гусаров ― Такая точка зрения тоже имеет место быть. Наверное, она справедлива. На рынке должны оставаться наиболее эффективные компании, которые способны не только пройти кризис, но даже и в нормальных условиях обеспечивать своё функционирование на должном уровне и быть рентабельными – чего, кстати, никогда не могла делать авиакомпания «UTair». По большому счёту, у неё было два сегмента бизнеса – авиационный и вертолётный. Так вот, вертолётный был прибыльный, и за счёт вертолётного они субсидировали свой самолётный сегмент, который всегда был убыточный. Может быть, им стоит уйти в вертолётный сегмент полностью, а самолётный просто оставить тем, кто на этом рынке более эффективен? В. Герасимов ― С точки зрения авиапарка наших авиакомпаний. В последнее время много говорится, что надо покупать российские самолёты. Вы сейчас видите шансы на то, что «Superjet» или какие-то другие наши лайнеры имеют шанс прорваться в небо по-настоящему? Р. Гусаров ― Проблема на самом деле не в наших авиакомпаниях, она в нашем авиапроме. Дело в том, что тот же самолёт «Sukhoi Superjet 100″ – в принципе, это самолёт на хорошем мировом уровне. Да, там есть ещё много всяких проблем: нет достойного сервиса, обеспечения запчастями и так далее – многих всяких факторов, которые делают его хорошим и привлекательным рыночным продуктом для Запада. Но для нас, в принципе, он вполне подходящий. Но надо понимать, что это нишевый продукт. Это маленький ближнемагистральный самолёт, который можно использовать на ограниченном количестве маршрутов, на нём нельзя лететь во Владивосток. Поэтому заставить всех покупать только «Superjet»? Ну, можно, только мы будем с двумя промежуточными посадками летать во Владивосток. Это, конечно, нелогично. То есть сегодня наша авиационная промышленность не в состоянии дать нашим авиакомпаниям ни нужное количество самолётов современных, ни тех самолётов, которые нам нужны для обеспечения авиаперевозок, к сожалению. О. Бычкова ― Что ж, спасибо вам большое. Это Роман Гусаров, главный редактор портала «Avia.ru», эксперт комитета Госдумы по транспорту. Это была программа «Сканер». Ольга Бычкова, Владимир Герасимов. Мы встретимся с вами ровно через неделю. Спасибо всем (сочувствуем), кто слушал нашу сегодняшнюю техническую пробу. Встречаемся ровно через неделю в программе «Сканер», опять будем подводить итоги и смотреть, какие люди, организации и компании вырвались вперёд. В. Герасимов ― Всего доброго! Р. Гусаров ― Всего хорошего!
Янв 26
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы
Комментарии отключены
Извините, комментарии сейчас закрыты.