3 июня в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской состоится премьера спектакля «Бесконечный апрель» по пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович. Жанр обозначен как «Ленинградская история». Спектакль о памяти прошлого, без которого настоящее теряет смысл. Апрель. Апрель 20-х. Петроград. Маленький мальчик Веня с мамой. Апрель 30-х. Ленинград. Веня школьник. Апрель 1942-го. Веня в осажденном Ленинграде. Жизнь четырех поколений проходит чередой воспоминаний перед мысленным взором старика. Времена, эпохи, пространство. И все апрели, весенним звоном, голосами прошлого кружатся у изголовья… Режиссер – Иван Латышев Сценография и костюмы — Анвар Гумаров Художники по свету — з.р.культуры России Евгений Ганзбург, Елена Филимонова Музыкальное оформление — з.р.культуры России Владлен Неплох В главной роли – н.а.России Ефим Каменецкий В спектакле заняты: заслуженные артисты России Ольга Белявская, Маргарита Бычкова, актеры Елена Андреева, Ольга Арикова, Варя Светлова В спектакле использована музыка В.-А. Моцарта и П.И. Чайковского (из цикла «Времена года»), звучат стихи А.С.Пушкина, С.Я.Маршака, Б. Л. Пастернака. Спектакль «Бесконечный апрель» — это взгляд молодого поколения на историю страны. Главный герой Веня родился в 1912 г., а умер в 2010-м – перед его взором прошел весь XX век и начался новый, XXI. Он помнит многое: свое детство в годы гражданской войны, экспроприацию после Октябрьской революции; молодость — в период ленинградской блокады, сталинское время; зрелость — во времена хрущевской оттепели; старость — в «глухие» 80-е, перестройку и новейшее, сегодняшнее время….. Он не участвует в истории, но является ее неотъемлемой частью. Его глазами мы смотрим на меняющийся мир. История создания пьесы Идея создания данного текста принадлежит художественному руководителю АБДТ им.Товстоногова, который предложил этот сюжет на фестивале-лаборатории «Театральное пространство Андрея Могучего». Молодые драматурги и режиссеры должны были сделать эскиз или сцену по мотивам жизни конкретного человека в реально существующей петроградской-ленинградской-петербургской квартире. В эту очень старую квартиру, которая никогда не ремонтировалась (там даже краны с пометкой 1907 года), были приглашены начинающие драматурги, которые попытались фантазийно, но на основе биографии хозяина жилья, написать тексты… Многие тексты не удались, а Ярослава Пулинович создала пьесу, которая на данный момент идёт в нескольких театрах России. Ярослава Пулинович: «Бывает, произойдет какое-то событие, и ты начинаешь придумывать, додумывать, — и рождается какая-то история… Бывает — смотришь на человека и понимаешь, что это просто герой пьесы. А если человек прочитает, он все равно не догадается, что это про него, потому что его образ – только точка отсчета… Есть одна питерская квартира – она реально существует, мы по ней ходили. И этот дедушка Веня тоже реально существовал – мы нашли какие-то письма, записи, вещи его. У него была жена Галя, и он действительно был еврей. Были найдены кассеты, на которые он монтировал все свои юбилеи (Вене-50, Вене-55, Вене-60 и т.д.). Там была своя компания, которая постепенно уменьшалась. Вот, например, на кассете «Вене – 70″ уже нет подруги, которая была на других кассетах, «Вене – 75″ – уже нет жены, «Вене – 80″ — всего 6 человек, «Вене – 85″ — три человека сидят, а там, где Вене – 90, возникает ощущение, что он один… И мне стало так пронзительно-больно оттого, что жил-жил человек, а потом – раз – и смерть… (из телепередачи «Форум» на телеканале «ВОТ», 2014// драматург Ярослава Пулинович в гостях у Данила Вачегина) Сюжет Слова, сказанные мамой еще в детстве, становятся для Вени жизненной философией: «Ты должен прожить большую, долгую и красивую жизнь, а все, что вокруг, не имеет значения». Герой переживает четыре или пять переломных моментов, которые происходят в апреле, и для него этот месяц превращается в «бесконечный апрель». Главному герою отпущено 98 лет, и проходят они в старом доме на Петроградской стороне. Отец погиб на первой мировой войне, детские воспоминания начинаются еще до революции. Период военного коммунизма Веня почувствовал на себе, когда их с мамой уплотнили, и квартира в Петрограде превратилась в коммуналку. Веня предстает перед нами в 1930-е годы, потом — в блокадном Ленинграде, где спасает от смерти маленького мальчика. И далее ничего примечательного в его жизни не происходит: вступает в партию, работает редактором, женится на той самой девочке, что подселили в его квартиру, рождается дочь, доживает до пенсии, появляется внучка, тяжело болеет и умирает в апреле 2012 года, два года не дожив до столетнего юбилея. Жили люди, не оставили следа, как Катя-кухарка, которая вдруг исчезла, будто ее и не было никогда. С женой, прожив 60 лет, они так и остались чужими. А случайно встреченную Женщину, которая могла бы стать его судьбой, он даже не попытался удержать. И память его жестоко обманывает: не помнит, точнее не верит Веня себе, что было в его жизни что-нибудь настоящее. И дочь его торопится скорее продать квартиру, которая является носительницей этой самой исторической памяти, воплощенной в немудреных вещах: коробочке от монпансье, старинной кулинарной книге с «ятями». И понимает Веня, что «прожил так, что мог бы и не жить». А в самой квартире с высокими потолками еще живет дух истории, и вот уже внучка верит, когда говорят, что дед ее был «потрясающий», «совершенно героический». И хочется внучке оставить что-то из старой квартиры себе на память, чтобы коллекцию сделать, «чтобы сохранить традиции…». Но история совершенно безразлична к судьбе отдельно взятого человека…
Май 21
Опубликовано в рубрике: Новости Питера
Комментарии отключены
Извините, комментарии сейчас закрыты.