<
Музей утонувшего корабля
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы

 В.Нечай ― Мы продолжаем путешествовать по различным интересным музеям. Сейчас я нахожусь в одном из самых известных шведских музеев — Музее Корабля Васа и путешествовать по этим музейным палатам или даже музейным каютам нам поможет Маттиас Андерссон, сотрудник этого музея. Здравствуйте! М.Андерссон ― Здравствуйте. В.Нечай ― Если вы не против, я бы хотел начать с истории. В различных путеводителях встречается фраза, что Корабль Васа — это эдакий шведский «Титаник». Так ли это? И до какой степени? М.Андерссон ― Действительно, это в некотором смысле так. Как и »Титаник», Васа затонул в ходе своего первого плавания — 10 августа 1628 года. Он проплыл меньше морской мили — всего около 20 минут и затонул фактически в Стокгольмской гавани. Прямо на глазах тех людей, которые пришли посмотреть за тем, как его спускают на воду. Это, наверное, чрезвычайно шокирующее зрелище — видеть, как за несколько минут корабль опрокидывается и начинает тонуть. В.Нечай ― Кстати, это всё-таки был военный корабль. М.Андерссон ― Да, это был военный корабль, построенный в Стокгольме между 1626 и 1628 годами и, насколько нам известно, это был самый большой корабль, когда либо построенный к тому времени в Европе. Тогда в Швеции не было достаточного количества умелых корабелов и множество людей были приглашены на эту стройку из-за рубежа: из Германии, Голландии, Италии и других стран. Так что это можно было бы назвать интернациональным проектом для Стокгольма, который в то время был очень маленьким городком на окраине Европы. В.Нечай ― Сколько времени понадобилось для того, чтобы вернуть корабль на поверхность? Насколько мне известно, порядка 300 лет ушло только на то, чтобы подумать об этом. М.Андерссон ― Ещё когда он только затонул в 1628 году, было предпринято несколько попыток его поднять, но это были невыполнимые задачи. Швеция была бедной и постоянно воюющей страной и, наверное, на то время были гораздо более важные дела, чем этот корабль, лежащий на дне гавани Стокгольма. Так что люди забыли о нём до 50-х годов прошлого века, когда обычный швед Андерс Франсен начал изучать древние записи и документы и обнаружил сведения о корабле, который затонул где-то неподалёку от Стокгольма. И он был настолько настойчив в своих попытках обнаружить и поднять со дна этот корабль, что потратил на это несколько лет. Много времени ушло в попытках убедить соотечественников в необходимости обнаружить, достать его и создать музей. На самом деле, никто особенно не был заинтересован в финансировании этого проекта и никто не знал, как поднять корабль со дна. У него было очень много препятствий, которые ему пришлось преодолеть, чтобы в конце 1961 года Васа был всё-таки обнаружен. В.Нечай ― Это, действительно, пример чрезвычайной приверженности идее истории страны. Ведь, на самом деле, Васа — это не музей одного единственного экспоната, он рассказывает историю того, что происходило в то время. И с его помощью мы можем понять, что, к примеру, тогда ели люди и много много всего другого. М.Андерссон ― Да, это так. Сейчас у нас одновременно открыты 11 выставок и все они имеют отношение или к кораблю, или к тому времени, когда он был построен. Из них можно узнать о жизни на борту, Стокгольме того времени, мы даже можем узнать о людях, которые погибли в кораблекрушении, так как были обнаружены останки тех, кто был на борту в тот трагический день. Мы смогли определить состояние их здоровья, чем они питались и мы даже попытались реконструировать их внешний облик, их лица. Так что вы сможете даже их увидеть лично. Это музей истории и культуры. Вы можете узнать больше о том времени, политике и многом другом. Уникальность Васы в том, что это как будто «капсула времени», это застывший момент времени, мы знаем точное время, когда всё на борту остановилось: это 10 августа 1628 года. И точное время, когда он был поднят заново — спустя 300 лет после этого. Всё было на своём месте. Так что это уникальное свидетельство из той ранней истории Швеции. В.Нечай ― Главный вопрос — как сохранить всё это? Интересно, как много усилий потребовалось для этого? М.Андерссон ― С самого начала, с 1961 года, вопрос консервации был основным для нас и по началу было непонятно, каким образом это можно сделать. Поэтому в первое время корабль смачивали водой, чтобы он оставался под воздействием влаги. В противном случае, он бы высыхал и постепенно разрушался. Помимо этого нам пришлось обеспечить сохранность мелких элементов корабля — их порядка 40 тысяч. Наша задача сейчас — придумать способ, как сохранить его на тысячелетия. И именно сейчас пришло время об этом подумать. В.Нечай ― Да, конечно. И сейчас это самый посещаемый музей в Скандинавии. Сколько человек посещают его? М.Андерссон ― Каждый год у нас около 1 миллиона 200 тысяч посетителей. В этот понедельник мы встретили своего 35-миллионного посетителя — с момента открытия музея в 1962. Мы обычно говорим, что наш музей — это такая точка притяжения людей со всего мира, так как около 80 процентов посетителей — иностранцы. В.Нечай ― И, конечно же, много туристов из России. Что, на ваш взгляд, самое интересное для них здесь? М.Андерссон ― Насколько я понимаю из того, что я услышал, в России существует неподдельный интерес к искусству и культуре, желание вовлечь в их изуение детей. И, конечно же, у нас общая история. Балтия всегда была местом активных действий: иногда это были войны, иногда торговые маршруты. Так или иначе, но у нас общая история, и нас объединяет Балтийское море. Так что в этом смысле — у нас много общего, что мы и показываем в нашем музее. В.Нечай ― Есть такая фраза: «История — не учительница, а надзирательница, которая жёстко карает за невыученный уроки». Какие уроки дала нам история корабля Васа? М.Андерссон ― Этот корабль, он как зеркало. И то, что меня очень поражает, это то, что мы можем стоять лицом к лицу с такой махиной из прошлого. Васа, который был слишком большим для своей эпохи и слишком перевооруженным, почему и затонул, сохранился на 98 процентов: это 70 метров в длину и 20 в высоту и украшен всеми этими резными скульптурами. Это чрезвычайно огромный уникальный исторический объект, который не каждый имеет возможность видеть ежедневно. В то же время, когда вы начинаете изучать экспозицию, вы видите многое из того, что принадлежало, скажем, членам экипажа: их одежду, личные вещи, ящички, в которых они хранили всё, что нужно было для ремонта обуви и одежды и многое другое. И тогда это уже превращается в очень личную встречу с людьми, которые точно такие же, как мы, но только старше нас почти на 400 лет. Посетители могут много раз сюда возвращаться и находить что-то новое. Это может быть какая-то деталь, на которую вы раньше не обращали внимание или выставка, или вновь появившаяся экспозиция. Кстати, нам об этом часто говорят, люди приходят и каждый раз находят что-то чего раньше не видели. Последняя по времени выставка, которую я нахожу довольно любопытной, называется «Тем временем» и она рассказывает о том, что происходило в мире, когда затонул Васа: что происходило в Москве, в Париже, Голландии, Корее и так далее. Эта выставка помещает корабль в глобальный контекст, и как посетитель из другой страны вы можете посмотреть на Васу с другой стороны, так как это рассказывает историю вашей страны. В.Нечай ― А что было самое интересное для вас из этих историй? М.Андерссон ― Мне очень понравилась история из Исландии. Страну атаковали пираты с Ближнего Востока, они захватили заложников, которых увезли с собой и превратили в рабов. Из них только один человек вернулся — это женщина, которая провела в рабстве около 50 лет. Эта история мне показалась довольно интересной. В.Нечай ― А мне, как русскому было интересно посмотреть на корабль, который был построен ещё до того, как появился первый русский флот. М.Андерссон ― Это небольшие истории со всего мира. Мне кажется, что когда вы их читаете или слушаете (так как мы попытались показать реконструкцию некоторых из них), это приводит к мысли, что этот тот же самый мир, который всегда был таким же и нисколько не изменился. В.Нечай ― Да, действительно. Спасибо большое, Маттиас Андерссон, сотрудник Музея Корабля Васа в Стокгольме. Спасибо! М.Андерссон ― Спасибо Вам!

Ссылка на источник

admin @ 7:00 дп

Извините, комментарии сейчас закрыты.