О. Чиж ― 16 часов практически 6 минут в Москве, это программа «Знаменатель». Всеволод Бойко и Оксана Чиж. Если кто-то вдруг только что присоединился, то здравствуйте вам. В. Бойко ― Программа «Знаменатель» — это программа о самых важных и необычных числах прошедшей недели. И, по традиции, начинается она с цифровых новостей. НОВОСТИ В. Бойко ― 48% россиян готовы переехать в другой город страны ради более высокой зарплаты, — об этом свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ. Для сравнения, в 1990-м на перелез д готовы были согласиться 40% наших соотечественников. По мнению большинства опрошенных, а именно 56%, основной помехой для смены места жительства внутри России являются трудности с жильем. Среди других проблем отсутствие работы для членов семьи в другом городе, а также недостаток информации о существующих вакансиях. А.Чуйкин: Где-то к 2018-2020 году нам обещают уже первые образцы беспилотных автомобилей О. Чиж: 1365 ―метровую гору предлагают подарить Финляндии жители Норвегии. Сопка Халтиа находится на границе и поделена между двумя странами. Вершина горы находится на территории Норвегии, при этом сама гора является самой высокой точкой Финляндии. По замыслу участников общественной кампании в Норвегии, гора стала бы отличным подарком финнам к столетию независимости их страны. Давайте поднимем Финляндию к новым высотам! – призывают инициаторы на страницах своего проекта в Фейсбуке. В. Бойко ― 8,8 градуса составляла сегодня максимальная температура в Москве. Таким образом, был побит температурный рекорд, зафиксированный для 21 декабря в столице в 1982-м – тогда в Москве было плюс 5. Обычная температура для этого дня составляет минус 7 градусов. Температурные рекорды побиты и в некоторых регионах Северо-Западного федерального округа. В Гидрометцентре объяснили: причина аномальной погоды – быстрое перемещение теплого воздуха из Атлантики. По прогнозам, этот фронт дойдет до Западной Сибири, где температура может подняться на 25-28 градусов. О. Чиж ― 238 миллионов долларов собрал за первые прокатные выходные в США седьмой эпизод «Звездных войн», — сообщает издание… произнеси это. В. Бойко ― Variety. О. Чиж ― Variety. Это новый рекорд, предыдущий принадлежал ленте «Мир Юрского периода», который за такой же период собрал 208 миллионов. Как сообщает портал «Кинодата» в России картине «Звездные войны: Пробуждение силы» удалось собрать 12,8 миллионов долларов. Это для отечественного кинопроката также является рекордом для стартовых выходных. В. Бойко ― Более одного миллиарда просмотров собрал на видеохостинге YouTube один из эпизодов российского мультсериала «Маша и медведь», — об этом сообщает агентство РИА со ссылкой на студию «Анимакорд». Речь идет о серии «Маша плюс каша», в которой главная героиня наварила слишком много вышеозначенного блюда. Видео стало первым русскоязычным роликом, вызвавшим такое внимание пользователей YouTube, — отмечает представитель студии. ПРЕЙСКУРАНТ В. Бойко: 11 ―летнего минимума… О. Чиж: 11 ―летнего минимума достигли мировые цены на нефть. Февральские фьючерсы на нефть марки Brent на лондонской бирже. Цена на них падала до 36,2 доллара за баррель. Последний раз такие показатели фиксировались летом 2004 года. Цены на нефть ускорили падение после заседания ОПЕК в начале декабря. Тогда организация не приняла четкого решения по квотам на добычу, что сохранило переизбыток предложения нефти на рынке. Кроме того, в пятницу Соединенные Штаты отменили запрет на экспорт черного золота, действовавший в течение сорока лет. В. Бойко ― Ну, вот, пожалуй, уже без малого год мы пристальнейшим образом следим за ценами на нефть, с пор того самого кризиса, когда на обменниках приходилось дорисовывать дополнительные цифры. О. Чиж ― Иногда фломастером, да. В. Бойко ― Да. И все уже, в общем, более или менее понимают, что такое ОПЕК, и понимают, как от цен на нефть зависит рубль, поскольку бюджет у нас формируется, исходя из цены на нефть. Но какие-то вопросы того, как непосредственно продается и покупается нефть, кем откуда и куда она переливается – вот эти все вопросы еще остаются, по крайней мере для меня, некоторые из них, открытыми. О. Чиж ― Что это за абстрактный бочонок, которым все торгуют? В. Бойко ― Да, что это за абстрактный бочонок, которым все торгуют? Может быть, это вообще бочонок конкретный. Об этом хотим мы поговорим. Интересно узнать у вас, что вам непонятно про нефть. +7-985-970-45-45 – это номер для ваших смс-сообщений. Еще у нас есть аккаунт в Твиттере, который называется @vyzvon, и сайт echo.msk.ru тоже к вашим услугам. О. Чиж ― Вопрос сейчас будет немножко, может быть, оскорбительный, но это на самом деле не так, ничего плохого не имею в виду. Вопрос к диванным финансовым аналитикам: следите ли вы за изменением цены на нефть? Если да – 660-06-64. Если нет – 660-06-65. В. Бойко ― Итак, следите ли вы за изменением цен на нефть, сидя у себя дома? Если да – +7 (495) 660-06-64. Если нет – +7 (495) 660-06-65. Ну, а у нас на прямой связи по телефону со студией «Эхо Москвы» человек, которому по должности полагается за этим следить – директор африканского направления компании Palm Resources Владимир Бекиш. Владимир Станиславович, здравствуйте. В. Бекиш ― Добрый день. О. Чиж ― Добрый день. Если это возможно, давайте попробуем устроить такой ликбез «Баррель для чайников». В. Бекиш ― Хорошо, давайте попробуем. В. Бойко ― Ну, во-первых, вот все время говорится, что нефть продается баррелями. И мы привыкли из сленга экономических агентств говорить о том, что, значит, цена за бочку. А на самом деле, я так понимаю, никакими реальными бочками нефть нигде не продается. В. Бекиш ― Да, безусловно. Нефть продается тоннами, одна тонна содержит семь с небольшим… один баррель – это 153 литра, американский баррель. И понятно, что в одну тонну укладывается, скажем так, семь баррелей нефти. Но поскольку испокон веков такой (неразб.) на рынке, что цены удобнее исчислять в бочках так называемых, в баррелях, поэтому цены считаются, соответственно (неразб.) этому обмену. Соответственно (неразб.) сегодня мы говорим о том, что цена нефти сегодня 30 долларов за баррель, умножаем на семь, получается (неразб.) это 250 с небольшим долларов за тонну. В. Бойко ― Ага, понятно. То есть, все считается на самом деле в тоннах. Мы сейчас перезвоним еще раз Владимиру Бекешу, потому что у нас не очень хорошая связь, просим прощения у слушателей. А.Чуйкин: Осталось все связать – и вот он вам, автоматический автомобиль, который не нуждается в водителе У нас голосование идет, я напоминаю, мы спрашиваем, следите ли вы за изменениями цен на нефть. +7 (495) 660-06-64, если да. И +7 (495) 660-06-65, если нет. У нас еще есть номер для смс-сообщений +7-985-970-45-45. О. Чиж ― Твиттер-аккаунт @vyzvon, сайт радио «Эхо Москвы» echo.msk.ru к вашим услугам. Я, кстати, не ожидала, что сейчас в смс-сообщениях будут авторитетные заметки такого рода, но наш слушатель из Краснодарского края пишет: «Не только слежу, еще и играю на бирже». Это уже следующий уровень прокачки. В. Бойко ― Вот от Владимира в бане интересный вопрос поступил нашему эксперту, мы сейчас обязательно его передадим, когда восстановим связь. И вообще вопросы нам уже приходят. Я, откровенно говоря, слежу за ценами на нефть, только когда это имеет отношение к рублю. Ну, то есть, вот когда рубль начинает падать, и обычно в бэкграунде к новости затем пишется всеми агентствами, что падение рубля связано с падением мировых цен на нефть – вот тогда я начинаю понемножку следить. А каждый день, конечно, если национальная валюта стабильна, я, как диванный аналитик, не пытаюсь с этим разбираться. О. Чиж ― Наверное, с этим разбирается каждый день слушатель из Краснодарского края, который, видишь, на этом еще и видимо как-то, зарабатывает. Не знаю, с каким успехом. Напишите, кстати говоря, если вы еще и на бирже играете, то получается ли у вас обхитрить мировую финансовую систему с ее скачущими курсами и котировками. В. Бойко ― Ну да, и, собственно, каково это, играть на нефти. Это тоже вопрос, соответственно, к нашим слушателям. Снова на связи у нас Владимир Бекиш. Владимир Станиславович, как слышите нас? Алло. В. Бекиш ― Хорошо слышу. Я думаю, что связь не очень хорошая, потому что я нахожусь в центре Африки, в Республике Судан. В. Бойко ― А, в центре Африки, в Республике Судан, ясно. Слушайте, вот мы разобрались с тем, что на самом деле бáррелями, или баррéлями, как говорят некоторые нефтяники, никто ее не меряет фактически, а меряют ее тоннами. Еще хочется вопрос задать про то, чем отличается между собой Brent, WTI и Urals. В. Бекиш ― Это сорта нефти, которые отличаются своими физико-химическими свойствами, в основном по двум параметрам: вязкость нефти и содержание серы. (неразб.) В. Бойко ― Я прошу прощения, связь у нас очень плохая, к сожалению, из центра Судана, там не очень все хорошо. Смски от слушателей почитаем. О. Чиж ― Да, у нас остались неразрешенные вопросы. В. Бойко ― Да, остались неразрешенные вопросы. Но есть еще и те, кто следят за нефтью. Александр пишет: «У нас почти все время работает телеканал РБК». О. Чиж ― Так что, следим. В. Бойко ― Так что, следим. Ну, там трудно не следить, там, по-моему, никуда эти котировки и не исчезают. О. Чиж ― Слушатель наш из Московской области негодует: «Не слежу за нефтью, поэтому когда по радио передают новую цену, не понимаю, радоваться или плакать». В основном, я думаю, когда она снижается, все население Российской Федерации, да, понимает, что поступлений в главную казну станет меньше. В. Бойко ― Михаил из Москвы пишет: «Интересно одновременно следить за ценой нефти, ценой тройской унции золота на Goldman Sachs и нытьем российских чиновников и стоимостью квадратного метра на Остоженке». О. Чиж ― Взаимосвязанная система, да, я так понимаю? В. Бойко ― Ну, да, судя по тому, что следить нужно одновременно, это история взаимосвязанная. О. Чиж ― Итоги голосования подвожу, наверное, останавливаю я его. Между прочим, у нас крайне экономически просвещенная аудитория: 88% тех, кто голосовал с помощью телефона, утверждают, что следят пристально, куда она там вверх-вниз скачет. ИТОГО О. Чиж ― Один месяц. В. Бойко ― Один месяц ушел у 26-летнего хакера из США на создание собственного проекта беспилотного автомобиля. Джордж Хотц прославился еще в 2007 – тогда именно он придумал, как взломать первый смартфон Apple и заставить его работать в любых сетях. Несколько месяцев назад создатель электромобилей Tesla Элон Маск предложил молодому человеку заняться разработкой технологии автоматического управления для машин. Хотц отказался и решил поработать над своим проектом. Материалом для опытов послужила собственная машина хакера. В октябре мужчина устроился в автосалон Honda и получил доступ к документации автомобиля модели Acura. В автомобиле Хотца на месте коробки передач был установлен джойстик, на центральной панели появился экран, а в бардачке – компьютер. Через месяц создатель беспилотной машины продемонстрировал ее журналистам Bloomberg. Как пишет портал «Медуза», к этому времени с помощью нескольких камер, GPS-приемников, радара и – внимание – скотча Джорджу Хотцу удалось подключиться к центральным узлам машины и научить ее самостоятельно ездить по дорогам. О. Чиж ― Вообще можно найти видеозаписи различных тест-драйвов беспилотных автомобилей – выглядит немножко жутковато. Ну, там есть люксовые варианты, где практически внутри такое купе, там диваны стоят друг против друга, все это очень высокотехнологично, кругом сенсорные панели, джойстики, все остальное. Но когда ты видишь, что там за рулем реально никого нет, становится очень не по себе. Это что-то такое из фильмов Дэвида Линча немного. В. Бойко ― Были даже новости: беспилотный автомобиль на улицах такого-то города напугал пешеходов и других участников дорожного движения. Я хочу голосование провести с нашими слушателями: верите ли вы, что при жизни удастся покататься в беспилотнике? О. Чиж ― Как-то немножко пессимистично звучит «при жизни». В. Бойко ― Да нет, мне кажется, не пессимистично. А.Чуйкин: Попадает автомобиль без водителя в ДТП. Какт быть с вот этой юридической коллизией? О. Чиж ― Нормально, да? Верите ли вы, что на вашем веку… В. Бойко ― Да, что на вашем веку доведется вот вам сесть в такой беспилотник. О. Чиж ― Не в качестве исключения, а в качестве, ну, какой-то нормальной практики – в магазин поехал. В. Бойко ― Да. Если да — +7 (495) 660-06-64. Если нет — +7 (495) 660-06-65. О. Чиж ― Итак, верите ли вы в том, что на вашем веку уже будет реальным абсолютно использование беспилотных автомобилей, вы на них будете рассекать где-то на, видимо, ровных и хороших дорогах? 660-06-64, если да. И 660-06-65, если нет. В. Бойко ― Я объясню, с чем связан такой вопрос. Это известная байка, легенда: когда Элон Маск взялся только за электромобиль Tesla, по его словам, это была неподъемная тележка, больше похожая на гольфкар, которая вообще была не готова к коммерциализации и к промышленному производству как продукт для рядового пользователя. Но вот всего за несколько лет знаменитому миллиардеру, визионеру, изобретателю удалось настолько в инженерном смысле этот проект продвинуть, что сегодня Tesla – уже не редкость на даже московских улицах, где ее уже используют и в качестве промоутингового хода, для того чтобы некоторые службы такси рекламировать. И можно легко выиграть поездку на этой самой Tesla. О. Чиж ― Мы сейчас будем выяснять, обычным ли делом и как скоро станут такие поезди. Автомобильный эксперт Игорь Чуйкин у нас на прямой телефонной связи. Игорь, здравствуйте. Слышите ли вы нас? А. Чуйкин ― Да, для начала давайте назовем меня Антоном, как будет правильнее. В. Бойко ― Прошу прощения. Антон Чуйкин, автомобильный эксперт, у нас на прямой связи со студией. Скажите, пожалуйста, вы верите, что в ближайшем обозримом будущем на улицах той же самой Москвы появятся беспилотные автомобили? А. Чуйкин ― Да, конечно, безусловно, появятся. И вы сейчас поверите. Потому что, да на самом деле все уже есть, все предпосылки, для того чтобы такая технология пошла в жизнь, они уже существуют, причем уже некоторое время. Смотрите, уже не только на автомобилях высшего класса есть система автоматической парковки, есть адаптивный круиз-контроль, есть камеры, есть системы, которые следят за линиями разметки и сами подруливают. Есть, наконец, навигатор. Осталось все это связать в единое целое – и вот он вам, тот самый автоматический автомобиль, который не нуждается в водителе и который, в принципе, способен воспринять от вас команду и отвезти куда нужно. Поэтому на самом деле действительно не так уж долго до этого осталось. В. Бойко ― Скажите, пожалуйста, если, с вашей точки зрения, все эти отдельные агрегаты и узлы, так сказать, они уже существуют… не с вашей точки зрения, а практически они существуют, да? Тут спорить не с чем. В чем проблема связывания их в единую систему? А. Чуйкин ― Проблем технических нет, это признают практически все автопроизводители, кто более-менее в этой теме работает. Проблемы в основном юридического характера, правового. Ну, потому что, представьте себе, допустим, вот на сегодня автомобиль без водителя – это технология так называемого автономного вождения, или автономного движения – выезжает на улицы города и попадает, ну, в какую-то неприятную ситуацию, может быть, даже в ДТП. И, может быть, даже не по своей вине, что наиболее вероятно. Как тогда быть с вот этой юридической коллизией? Понимаете. Со страховками, с той же самой оплатой парковки, со всем прочим. Поэтому больше проблем правовых, потому что дорожное движение регулируется огромным количеством всяких актов, и международных, и национальных, и скорее с ними надо решать вопросы. Именно поэтому я думаю, что первые автомобили, которые будут способны без водителя ездить, мы увидим не столько на скоростных трассах и не на улицах города, а, скорее всего, на парковках. Потому что там, мне кажется, юридические проблемы решить немного проще, а представьте себе, как будет здорово: я к вам могу приехать на »Эхо Москвы», вместо того чтобы искать парковку в районе Арбата, я дверцу хлопну, автомобилю скомандую что-нибудь, и он там сам поедет выбирать себе место. Ну, или куда-нибудь еще там, не знаю, любое метро в районе Третьего кольца от Тульской до Менделеевской. В. Бойко ― Вот меня интересует, почему раскритиковали другие корпорации и конкретные персоналии, занимающиеся подобными разработками… О. Чиж ― … проект молодого и дерзкого? В. Бойко ― Да, проект молодого и дерзкого. И в Tesla это сделали, в Tesla Motors, и в Гугле тоже. А. Чуйкин ― Понимаете, мне тут сложно в их взаимоотношения влезать, но дело вот в чем. Время одиночек ведь прошло. Поэтому, скорее всего, все-таки здесь впереди будут корпорации, а не одиночки. Потому что нельзя же говорить, что Tesla – это первый и единственный электромобиль. Да помилуйте, электромобилю сто пятьдесят лет. В данном случае удачное соединение известных технологий, ну, и некое везение плюс, естественно, некий талант и технический, и в первую очередь управленческий. Поэтому не факт, что здесь именно под видом Tesla мы увидим первый такой автомобиль, потому что подобными технологиями активно успешно и довольно давно занимается и Nissan, и Renault, и Mercedes, и BMW, и GM. Практически любую корпорацию возьмите, и выяснится, что там довольно много наработок. О. Чиж ― А вот если мы говорим про перспективы в России, то здесь, наверное, совсем особенная ситуация, да? А. Чуйкин ― Ну, смотрите, вот опять-таки, представим себе ситуацию, допустим, супермаркета и рядом с ним парковки: многоэтажной, подземной, или плоскостной – неважно. А что же такого особенного в России, чтобы вы не могли действительно подъехать в автомобиле к нужному вам месту, выйти, нажав на кнопочку, отправить его самостоятельно искать место парковки, а выйдя, нажать вторую кнопочку у себя на брелоке, чтобы он к вам подъехал? Ведь ничего здесь такого уж особенного не требуется. В данном случае автомобилю никакой такой хитрой структуры специального американского или французского воздуха не нужно. Поэтому я думаю, что, в общем, это и у нас появится. О. Чиж ― А как же вот, например, уникальная память живого водителя, который хранит знание об огромной ямище по дороге от торгового центра к этой парковке и точно знает, что нужно незадолго до нее слегка сбросить, уйти влево и как-то аккуратненько ее миновать? А. Чуйкин ― Ну, вы же понимаете, что технически вложить сведения об этой яме в память некоего робота, который в недрах автомобиля будет прятаться, еще проще, чем водителю запомнить эту яму. Хотя на самом деле, конечно, еще проще ее просто заделать. Естественно, есть какие-то проблемы определенные, опыт никуда не денешь, но, в принципе, зато здесь чем хорошо? Понимаете, среди водителей есть новички, а среди систем автоматического вождения новичков не будет, они же все будут обладать коллективным опытом. В. Бойко ― Хочется сразу еще про конспирологию спросить. Вероятно, если есть беспилотный автомобиль, то он каким-то образом связан с неким командным центром. Ну, как уже сейчас многие автомобильные системы с этими командными центрами связаны. Вот будет ли некий, грубо говоря, центр сети, который будет знать, куда я езжу каждый день, сколько я трачу бензина, где я останавливаюсь и так далее и тому подобное? А. Чуйкин ― Вы знаете, я боюсь вас разочаровать, но если поставить перед собой такую цель, то и сейчас, без всякого автономного вождения, легко узнать, куда вы ездили, сколько вы заправлялись и так далее и так далее. Потому что расплачиваетесь вы не только наличными, в кармане у вас есть сотовый телефон. Поэтому здесь, ну, чего уж бояться? Мы живем в таком мире, где в принципе про каждого можно довольно много информации накопать. Вопрос, нужно ли это, вредит ли это кому-либо. Но, пройдя по улицам Москвы, вы раз 15, как минимум, засветитесь в разных камерах видеонаблюдения. Ваш маршрут можно отследить. То есть, мне кажется, что появление таких систем, как автономное движение, вот с этой точки зрения оно нашу жизнь не изменит и не ухудшит. В. Бойко ― И вот еще один вопрос от нашей слушательницы Тани, она написала на +7-985-970-45-45 смс-сообщение: «А зачем такое авто, если ездить хочется человеку?» — интересуется она. Но я его хочу несколько переформулировать. С вашей точки зрения, эта технология в будущем будет выдавливать автомобили с реальной, грубо говоря, рулевой колонкой, или соседствовать? О. Чиж ― Или человеку свойственно страховаться? А. Чуйкин ― Смотрите, пока автопилоты, даром, что существуют больше полувека, не выдавили пилотов из-за штурвалов самолетов, и, больше того, есть целая армия людей, для которых это хобби, которые летают сами. Я думаю, что здесь будет ровно то же самое. Ну, желаете вы воспользоваться таким автопилотом внутри машины – ну, пользуйтесь. Но если вам хочется поехать самому, то почему бы и нет. Е.Волкова: Голлум стал более сложным персонажем, он стал более ничтожным и злобным существом Другое дело, что если смотреть чуть дальше вперед, то можно прогнозировать появление специальных трасс, специальных магистралей, которые будут предназначены только для автомобилей-роботов, таких вот под управлением электронных водителей. Возможно, дороги общего пользования будут делить и те, и другие. Но уж в любом случае, запретить, отнять у нас право сидеть за рулем – нет, вот тогда я уже сейчас объявлю войну электронным водителям, мне бы очень этого не хотелось. В. Бойко ― То есть, это как с круиз-контролем: хочу – нажимаю кнопочку и не парюсь… А. Чуйкин ― Совершенно верно. В. Бойко ― А хочу – брутально сам, значит, дергаю коробку. А. Чуйкин ― Как с круиз-контролем, как с системой автоматической парковки, да. О. Чиж ― В общем, осталось разобраться только с юридическими коллизиями? А. Чуйкин ― В первую очередь, да. И, в общем, по прогнозам где-то к 2018-2020 году нам обещают уже первые образцы ходовые, и буквально товарные таких систем. Тогда и посмотрим. В. Бойко ― Спасибо большое. Антон Чуйкин, автомобильный эксперт был у нас на прямой связи со студией. Последний вопрос относительно прогнозов появления на рынке как раз снял у меня с языка. Ну не столько на рынке, сколько вообще каких-то прототипов. Я напоминаю, что это программа «Знаменатель» про самые интересные необычные числа недели. О. Чиж ― Да, итоги голосования у нас готовы, я его сейчас останавливаю. У нас нацеленные на будущее слушатели 46% нашей аудитории, которая голосовала с помощью телефона, уверена, что да, вполне себе в ближайшем обозримом будущем, ближайшее будущее принесет им новые технологии, и будут они спокойненько кататься на беспилотных автомобилях, которые будут запоминать сами ямки, выезжать с парковки, забирать из торговых центров, и не нужно больше будет напряженно сидеть за рулем, портить себе осанку, а можно будет читать книжку там где-то на заднем сидении или смотреть фильмы. В. Бойко ― Большой процент оптимистов, главное, чтобы против беспилотных автомобилей санкции не ввели. Сейчас краткие новости, вернемся через 5 минут. НОВОСТИ О. Чиж ― 16 часов 35 минут в Москве, это программа «Знаменатель». Продолжаем. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УЧЕТ В. Бойко ― Двое ученых, два психолога и один специалист по телевидению и кино. О. Чиж ― Двое ученых, два психолога и один специалист по телевидению и кино на суде в Турции должны дать оценку персонажу Голлуму из »Властелина колец». На скамье подсудимых оказался местный врач. Он разместил фото толкиновского героя рядом со снимками президента страны Эрдогана, указывая на их сходство. Голлум в культовом романе-эпопее представляет собой маленькое лысое существо, физически зависимое от украденного у него Кольца Всевластия. Судья не смог определить, является ли подобное сравнение оскорблением для президента Турции. Сомнения председательствующего должны разрешить как раз таки приглашенные эксперты. В. Бойко ― И у нас в качестве эксперта выступает Екатерина Волкова, режиссер документального фильма о Джоне Рональде Толкине. Екатерина, здравствуйте. Е. Волкова ― Добрый день. Добрый вечер, наверное, уже. О. Чиж ― Уже близится к вечеру, да. Екатерина, все-таки это оскорбительно или нет, когда указывают на твое какое-то то ли внешнее, то ли внутреннее сходство с Голлумом? Е. Волкова ― Дело в том, что здесь скалывается очень интересная ситуация. Основная черта Голлума – то, что он двуличный. У него есть две стороны его личности, и, возможно, это даже какое-то психическое расстройство. Есть его темная сторона, которая способна на предательство, убийство. Для Толкина, как поклонника северной мифологии, эти две способности: убить и предать, были равны практически смертным грехам. И эта темная его сторона, она, к сожалению, зачастую преобладает над светлой. Но есть также и светлая, искренняя, честная. И дело в том, что главный герой произведения «Властелин колец» и »Хоббит», потому что Голлум фигурирует в обеих книгах Толкина, главный герой относится к Голлуму с милосердием и жалеет его, потому что видит в нем именно светлую сторону. Поэтому большой вопрос, какая именно из личностей Голлума имелась в виду в данном случае. О. Чиж ― Я вот, кстати, смотрю на эти фотографии, которые были размещены в Фейсбуке рядом со снимками Эрдогана, и вот, честно, я как раз не понимаю, собственно, на них Голлум или на них его хорошая сторона, которая Смеагол, потому что пока оно молчит и не произносит ничего конкретного, по внешности определить не так уж просто. В. Бойко ― Тут самое интересное, конечно, что турецкий суд в принципе вызвал ученых, психологов и специалистов по телевидению и кино для рассмотрения этого разбирательства, потому что речь идет не о каком-то сравнении литературного или кинематографического персонажа с реальным человеком в плане поведенческих особенностей или тех или иных черт характера, а о том, что с точки зрения вот этого блогера-врача просто киношный персонаж похож внешне мимикой даже, не столько внешне, сколько своей мимикой, похож на Реджепа Тайипа Эрдогана президента Турции. Вот такая история. Е. Волкова ― Мне кажется, что если сравнение идет чисто внешнее, то здесь вряд ли имелась в виду какая-то темная сторона личности Голлума. Тем более, насколько я видела эту картинку, это именно момент, где в Голлуме борются его темная и светлая сторона, это именно та сцена, где светлая сторона однажды побеждает. О. Чиж ― Ага! То есть, это как раз момент противоборства между злом и добром. Е. Волкова ― Я думаю, что автор вряд ли имел это в виду, когда делал этот постер. В. Бойко ― Ну, вот здесь, да. Трудно сказать как раз, в этом специалисты будут разбираться. А вообще, известно ли, каким образом Толкину пришло в голову этого самого Голлума ввести в повествование? Есть ли у него какие-то реальные прототипы, возможно? Может быть, что-то об этом известно литературоведам и биографам? Е. Волкова ― Дело в том, что Толкин со временем изменил личность Голлума, и есть первая редакция книги «Хоббит», где Голлум более простой, и при этом положительный персонаж. А во «Властелине колец» и в последующей редакции «Хоббита» Голлум стал уже более сложным персонажем, он стал более, как там говорится, ничтожным и злобным существом, но при этом через него действует провидение, потому что если бы не этот герой, то вся история могла бы закончиться совершенно другим образом. Он, сам того не желая, совершенно случайно уничтожил главный артефакт всей книги, Кольцо Всевластия, и это и есть главная цель и книги, и фильма. О. Чиж ― А изначально он был – вот вы говорите, что он был проще, да? Он был проще и добрее, или он был наоборот однозначно негативным парнем? Е. Волкова ― Скажем так, в первой редакции, если я не ошибаюсь, он бы не нарушил клятву. Потом он уже стал таким героем, который способен и на предательство, и на убийство. Я имею в виду именно его темную сторону, которая, к сожалению, в нем победила. В. Бойко ― Вообще, интересная история. Мне он как-то симпатичен. О. Чиж ― Знал турецкий врач, с кем сравнивать, чтобы отмазаться. В. Бойко ― Да, знал турецкий врач, с кем сравнивать. Спасибо большое. На связи у нас, напоминаю, была Екатерина Волкова, режиссер документального фильма о Толкине. Обсуждали мы, что до двух лет тюрьмы грозит турецкому блогеру за сравнение Реджепа Тайипа Эрдогана с Голлумом, героем «Властелина колец». О. Чиж ― Хотя я вот смотрю опять в эти честные большие полные муки глаза и не получается оскорбляться, правда. Ну, он какой-то, даже в своем агрессивном проявлении вызывает большое сочувствие и жалость. Я не про президента Эрдогана ни в коем случае! Я про Голлума, разумеется. В. Бойко ― Давай голосование проведем, потому что нам тут уже пишут смски на тему того, что Владимир Путин тоже напоминает некоторых киношных персонажей, как раз таких рисованных, да? Не совсем реалистичных. С вашей точки зрения, давайте сейчас отвлечемся от Путина, Эрдогана, и других национальных лидеров, вообще, сравнение с любым персонажем, у которого есть негативная сторона – вот если вас сравнивают, вам это обидно? Ну, или это нормально, потому что это вымышленное существо какое-то. О. Чиж ― Плюс – это юмор, а юмор многое списывает. В. Бойко ― Да. Так вот, если вас сравнят с Голлумом на фотографии… О. Чиж ― Обидитесь ли вы? 660-06-64 – да, обижусь. 660-06-65 – да вот, еще не хватало! В. Бойко ― Давайте для тех, кто, может быть, не смотрел фильм из »Властелина колец», еще раз опишем, кто такой Голлум. М.Лурье: Черный юмор сам по себе для культуры 20-го века стал одной из универсалий О. Чиж ― Такой маленький практически голый парень с большими оттопыренными ушами, огромными глазищами, которые могут быть то злыми, то очень жалостливыми, с не очень приятной внешностью. В. Бойко ― С серо-синей кожей. О. Чиж ― Да. Он такой, практически лысенький. Знаете, часто бывало такое, еще 20 лет назад можно было каждый день где-нибудь увидеть эту прическу, когда человек лысеет, он отращивает с одной стороны от лысины вот такие длинные волосы, которые он через лысину перебрасывает, как бы маскируя голое место. В. Бойко ― Возможно, через 20 лет ты это увидишь на моей голове. О. Чиж ― Мечтаю посмотреть. Вот примерно с такой прической парень ходит, то в хорошем своем проявлении, то в плохом, но внешность у него, в общем, не то чтобы идеально журнальная. Длинные руки и длинные ноги, костлявенький, с животиком небольшим. Ползает и говорит: моя прелесть. В. Бойко ― Возможно, вот это напомнит вам, кто это такой. У многих персонажей книги и фильма, снятого по книге, он вызывает очень серьезное отторжение, про него многие говорят, что он противный. О. Чиж ― Но у многих он вызывает жалость, и вообще довольно трогательный парень, борется же в себе. В. Бойко ― Но здесь можно сказать, что есть, конечно, отрицательные персонажи, сравнение с которыми будет многим приятно, взять того же самого Дарта Вейдера, например. О. Чиж ― А, ну, то есть, это величие такое. Это понт, обаяние зла. В. Бойко ― Да. Трагическая судьба, тяжелые внутренние переживания и прочее. О. Чиж ― Эффектный костюм. В. Бойко ― Эффектный костюм, который скрывает под собой истерзанное тело. О. Чиж ― И вот это вот зловещее дыхание, да? В. Бойко ― Да. И зловещее дыхание. Ну, какой-нибудь еще, я не знаю – профессор Мориарти, который, опять же, несмотря на физическую неполноценность, обладает потрясающим умом. О. Чиж ― Ну, ты давай, не путай все-таки у нас гламурное зло и такое, очень эстетически выверенное, и персонажей, которые, ну, такие какие-то не очень, ну, немножечко ущербные внешне. В. Бойко ― Вроде старухи Шапокляк. О. Чиж ― Ну, вроде нее, да. Остановить голосование? В. Бойко ― Да, давай останавливать. О. Чиж ― У нас треть практически оскорбилась бы, 31% говорит, что да, обиделись бы. 69% все же понимают шутки. В. Бойко ― Переходим к следующей рубрике. БРИТАНСКИЕ УЧЕНЫЕ О. Чиж ― 51 слово. В. Бойко ― 51 слово включили составители в список главных слов 2015 года. Перечень опубликован порталом «Деловой Петербург». В описании говорится, что в него вошли неологизмы, окказионализмы и фразеологизмы, укрепившиеся в лексиконе в уходящем году. В список попали такие слова и сочетания, как «гибридный» и »часы Пескова», «импортозамещение» и »палка для селфи», «Русский мир» и »тверкинг». Внимание авторов программы «Знаменатель» привлек неологизм «депрессяшки». О. Чиж ― Не смогли пройти мимо. В. Бойко ― По определению «Делового Петербурга» это стихи про мрак, холод, смерть, тоску и прочие неурядицы. Издание называет депрессяшки актуальным поэтическим жанром в интернетном фольклоре беспросветного 2015 года. Это была цитата. О. Чиж ― Предлагаю нашим слушателям самим окинуть своим взором уже из декабря 2015 весь уходящий год и прислать свои варианты главных слов этого уходящего года. +7-985-970-45-45, твиттер-аккаунт @vyzvon и сайт радио «Эхо Москвы» echo.msk.ru к вашим услугам. Альтернативный список попробуем сами тут набрать. В. Бойко ― Да. А к нам присоединяется Михаил Лурье, кандидат искусствоведения, доцент, декан факультета антропологии ЕУСПб. Я, к своему стыду, не знаю, как расшифровывается название вуза. Михаил Лазаревич, здравствуйте. Слышите ли вы нас? М. Лурье ― Да, здравствуйте, я вас слышу. Название расшифровывается: «Европейский университет в Санкт-Петербурге», и я там, слава богу, уже два месяца как не декан, а просто преподаватель. В. Бойко ― Спасибо большое за уточнение. Михаил Лазаревич, скажите, пожалуйста, вот для вас удивительно, что депрессяшки стали каким-то трендом интернета? Ну, названы, по крайней мере, таковым. О. Чиж ― И вообще, насколько это новое явление в интернет-фольклоре? М. Лурье ― Нет, это, конечно, явление не новое. И не только в интернет-фольклоре, а вообще в современной, можно сказать, поэтической культуре, потому что границы между фольклором и авторской поэзией в данном случае сильно размываются. Можно вспомнить знаменитые так называемые «садистские» стишки: маленький мальчик нашел пулемет – больше в деревне никто не живет, и так далее. Которые, кстати, по легенде тоже восходят к авторскому стихотворению Олега Григорьева, что неправда. Но то, что такая легенда появилась, это очень характерно. И тогда еще не было никакого интернета, конечно, они начались с 70-х годов, это более или менее известно. И они тоже всячески муссировали разные кровавые жестокие темы. И распространялись исключительно как фольклор, поскольку никакого авторства нигде оставить было невозможно. Депрессяшки отчасти похожи на них. В. Бойко ― Сейчас давайте сделаем небольшую паузу. Я попрошу вас оставаться на связи. Нам нужно 2-минутную рекламу послушать, а потом мы вернемся и, собственно, уже про эти самые депрессяшки (прости господи) продолжим разговор. РЕКЛАМА В. Бойко ― 16 часов и почти 50 минут в Москве, «Знаменатель». На прямой связи со студией «Эхо Москвы» Михаил Лурье, кандидат искусствоведения, преподаватель «Европейского университета в Санкт-Петербурге». Михаил Лазаревич, мы остановились на том, что депрессяшки уходят корнями вообще в фольклор 20-го века, авторские и не авторские одновременно. М. Лурье ― Да, совершенно верно. И в отношении темы и общего мрачного настроя можно сказать, что в них ничего нового нет. можно, например вспомнить такую депрессяшку: как повяжешь галстук, береги его – вес вполне удержит в случае чего. На самом деле она построена по той же модели, что и садистские стишки, когда в первой половине строфы дается некая картина, а во второй она получает свою истинную мрачную какую-то ужасную трактовку и развитие. Но интернет-культура многое изменила в этой традиции, потому что вообще в интернете, и в частности это касается традиции порошков и пирожков, и теперь появившихся депрессяшек, принято подписывать свои творения, и даже ставить там копирайты. И, с одной стороны, эта установка на авторство уже не позволяет назвать это фольклором, потому что фольклор, он должен быть анонимен или, по крайней мере, стремиться к этому. А здесь мы видим копирайт, а копирайт и фольклор – понятия трудно совместимые. Но, с другой стороны, ведь лучшие из этих стишков, точнее, самые популярные, самые как-то попавшие в точку, потом распространяются и устным путем. И, конечно, никто, как правило, не помнит, кто автор того или иного шедевра. О. Чиж ― А есть вообще какая-то тенденция или симптоматичность в том, что они такую популярность приобрели именно сейчас? Ну, понятно, что интернет оказывает свое влияние, но это влияние интернета плюс какие-то настроения общего порядка, или все-таки никакой социологической данности, представления о данности, они не дают? В. Бойко ― То есть, уровень черного юмора в фольклоре, он стабилен вне зависимости от политико-экономической ситуации, или он к ней привязан? О. Чиж ― Скачет? М. Лурье ― Вы знаете, мне кажется, он стабилен. Черный юмор сам по себе для культуры 20-го века стал одной из универсалий, по крайней мере, для второй половины. Можно вспомнить даже детский фольклор, как: Шапокляк повисла на суку, и Чебурашка плавает в пруду. Понятно, что дети совсем не реагировали ни на социально-экономическое положение, которое тогда для них было, наверное, вполне приемлемым. И если посмотреть на самом деле и на порошки, и на пирожки, которые появились раньше, мы там всегда увидим те же самые темы. Мне кажется, что это универсалии. А наоборот, если мы посмотрим на депрессяшки, то среди них мы увидим достаточно немного таких, которые как-то напрямую отзываются на экономический кризис, на политическое обострение и на прочие неприятности, которые мы сейчас все переживаем. В. Бойко ― Ну, да, то есть, много тех, которые – ну, вот помимо известной депрессяшки, приведенной… О. Чиж ― Про галстук, да. В. Бойко ― Или помимо известной депрессяшки, приведенной собственно «Деловым Петербургом»: «денег стало мало кризиса из-за, и коньяк теперь я капаю в глаза», есть много связанных просто с какими-то бытовыми ценностями – с тем, что в понедельник на работу; с тем, что ты съел 3 килограмма торта; с тем, что наступила осень и так далее и тому подобное. То есть, никак к экономике непосредственно не привязаны. М. Лурье ― Да, мне тоже так кажется. Вообще, весь этот фольклор, и не только фольклор, склонен работать с такими вечными темами, а среди вечных тем, конечно, многие, связанные с тоской, с усталостью, с изменой, с разочарованием. Другое дело, что от садистских стишков до депрессяшек, вся эта линия, если ее как-то выстраивать, можно вспомнить и »гарики» Игоря Губермана, кстати, тоже во многом похожи, такие же поэтические миниатюры, емкие и отчасти афористические. Они, конечно, все работают и с этими темами: все, как ты хотела, полюбуйся, Зин – мертвые соседи, сладкий апельсин. (смех) О. Чиж ― Вот на этом… В. Бойко ― Давайте здесь, да, ставим точку. Спасибо большое Михаилу Лурье, кандидату искусствоведения, преподавателю «Европейского университета в Санкт-Петербурге». О. Чиж ― Только одно слово назову, которое – нам слушатели разные варианты тут присылают, но мне больше всего понравилось слово: деньгодой. В. Бойко ― Завершается этим словом сегодня программа «Знаменатель». Всеволод Бойко и Оксана Чиж. О. Чиж ― Спасибо.
Дек 24
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы
Комментарии отключены
Извините, комментарии сейчас закрыты.