А. Дурново ― Именно так все и есть, это «Военный совет», меня зовут Алексей Дурново, в Москве 12 часов и уже ровно 7 минут. И я с огромным удовольствием представляю своего сегодняшнего гостя: Алексей Суров, начальник Нахимовского военно-морского училища, контр-адмирал. Алексей Борисович, добрый день. А. Суров ― Добрый день, уважаемые радиослушатели. А. Дурново ― Как вы догадались, говорить будем сегодня о Нахимовском военно-морском училище, и о подготовке нахимовцев. Если у вас есть вопросы, вы можете присылать их на СМС, номер +7-985-970-45-45. Если под рукой есть твиттер, то и им можно воспользоваться, аккаунт @vyzvon к вашим услугам. Алексей Борисович, ну давайте начнем с истории Нахимовского военного училища. Потому, что название-то всем знакомо хорошо, да? Одно из самых известных образовательных учреждений в нашей стране. Но все-таки расскажите немножко об истории и исторических традициях, дошедших до наших дней. А. Суров ― Училище является одним из самых старейших училищ, в системе довузовского образования Минобороны, и создано было в 1944 году, на основании постановления совета народных комиссаров, и приказа народного комиссара ВМФ. Это мы считаем днем образования училища 23 июня 1944 года. В то время училище образовывалось для учения, воспитания сыновей воинов ВМФ, красной армии, партизан Великой отечественной войны. Ну естественно для того, чтобы прежде всего выполнить социальный проект. И в 144 году 7 ноября училище начало функционировать, первые мальчишки появились в училище. Многие были… Даже скажем большинство с орденами, медалями, было 405 пацанов там, это вот был первый набор 1944 года. А в 1948 году, просто так к слову, училищу уже было передан крейсер «Аврора», где тоже дополнительно были организованы классы для этих же ребят. Ну и само училище уникально, оно находится в уникальном месте, в центре Санкт-Петербурга, рядом с домиком Петра, со знаменитым музеем. Уникальное здание 1910 года постройки, которое было построено в честь 200-летия со дня основания города Санкт-Петербурга, как училищный дом. И вот до настоящего времени это здание не меняло своего назначения, там все время учились дети. И одно из самых красивых зданий города Санкт-Петербурга в 44-м году было передано нашему училищу. И за это время в училище отучилось более 14 тысяч человек, в истории училища теперь уже более 100адмиралов, 14 генералов, 5 героев Советского Союза. То есть, училище уникальное в этом плане во всем, вот если мы говорим об училище. А. Дурново ― А вот если говорить там о более ранних традициях, все-таки у нас там военно-морская школа, она в XIIX века берет свое начало. Вот те, еще более ранние традиции в воспитании будущих военных моряков, они живы в наши дни? А. Суров ― Ну конечно живы. Во-первых, флот в хорошем плане… Ну, слово так сразу не подобрать… Не то, чтобы… Не костный, а флот в хорошем плане консервативен. И вот эти традиции ВМФ, конечно, мы стараемся хранить. Мы, прежде всего, конечно помним свою историю, поэтому училище и названо именем Павла Степановича Нахимова, героя Крымской войны, который погиб на Малаховом Кургане в (неразборчиво) году. И девиз нашего училища – у моряка нет трудного или легкого пути, есть только один путь – славный. Это девиз нашего училища, я не постесняюсь сказать и девиз нашего ВМФ. Конечно, мы традиции флота все чтим и соблюдаем. А. Дурново ― А как к вам поступить, как вы осуществляете набор в училище? А. Суров ― Набор в училище с каждым годом… Ну, начтем с того, что значит был эпизод, и были года в истории нашей страны… Вот имеется в виду 90-е годы, начало 2000-х годов, когда с конкурсом было… Ну не то что плохо, а маленький был конкурс, скажем так. И было время, когда училище решало социальную задачу, ну вот может быть потом в процессе разговора я об этом расскажу. Решало, в большей степени было ориентировано на социальную задачу. Сейчас, допустим по опыту прошлого года, по опыту этого года, набор растет на 1 человек в год, если мы говорим относительно. То есть, если в том году было 4 человека на место, в этом году уже 5 человек на место. Вот мы провели мандатную комиссию, и с учетом принятых личных дел – 5 человек на место в этом году составил конкурс, и с 1 июля начнутся экзамены. Как поступать? То есть, где-то с 1 апреля, может чуть позже, как выходит приказ министра обороны, мы начинаем прием документов. Прием документов длится до 30 мая, а после этого как я сказал уже, идет мандатная комиссия. Детально какие документы нужно готовить в личное дело? Это есть на сайте училища, поэтому я думаю, нет смысла на этом останавливаться. А экзамен начинается, я уже упоминал, с 1 июля. Идет обязательная медкомиссия, требования сейчас к здоровью абитуриентов ожесточились. Я бы сказал даже так, не ожесточились, а возвращаются к тем временам, вот как я учился в училище. Была очень серьезная медкомиссия, и сейчас министр обороны в своем приказе требует, чтобы у мальчиков, которые поступают в училище, была группа здоровья 1, либо 2. То есть, эта группа здоровья должна по выпуску из училища позволять мальчишкам учиться, и служить потом на надводных кораблях, подводных лодках, либо это годность к летно-подъемному составу. То есть, это здоровые ребята должны быть. Здоровье потом естественно, это психологические тесты соответствующие, и собеседование по трем предметам: русский, английский и математика. То есть, ребята пишут ответы на вопросы, и потом еще педагог с ними беседует, чтобы составить еще помимо этого и впечатление уже личное, то есть в процессе беседы с парнем, что же он из себя представляет. Конкурс, как я сказал уже сложный, и вот когда мы сейчас получили 4, 3 человека на место ребят за последние года, мы резко видим, как улучшается качество обучения. Ну, если мы говорим качество обучения, особенно в младших классах. То есть, вот сейчас министр обороны требует, чтобы у нас качество обучения было не менее 60%, то есть это учащиеся на 4 и 5. И вот пятый класс, шестой класс, вот те ребята, которые пошли уже с хорошим конкурсом, имели возможность отбирать, у нас уже достигает даже больше 80%. Понимаете, то есть вот такое качество учебы. Ну, а про конкурс вы сами понимаете, что все очень серьезно. Ну, к сожалению можно сказать, что опять если мы говорим о конкурсе, то много приходит ребят с ослабленным здоровьем. То есть, ну это же вопрос больше не к нам, а вот к той системе, которая существует. Ну, видимо родители. Много ребят приходит с ожирением, то есть видимо питаются не так как нужно. Ну и особо чувствуется, что разный уровень подготовки в школах. Даже вот ребята, которые приходят с крупных городов – Москва, Питер, Екатеринбург, такие крупные города-милионники, все равно просаживаются на балл, на два потому, что пацаны не умеют работать самостоятельно. То есть, у нас же четкий распорядок дня. То есть он встал, зарядка, отучился, потом какое-то личное время, либо работа в кружках, самоподготовка, ну у всех по-разному. Там 5-6 класс в одно время, старшие классы в другое время. И он должен уметь работать самостоятельно, то есть на самоподготовке под руководством офицера-воспитателя. И вот если дома он не приучен, то первые там четверть-две, кто-то больше, кто-то меньше, мальчишки по баллам просаживаются, потом набирают. А. Дурново ― Ну это сложно, да? 5-6 класс, 11-12 лет… А. Суров ― Сложно. Это сложно, но мы понимаем, что наверное в большей степени родители мотивированы на поступление вот в таком возрасте, в 5-6 классе, хотя есть пацаны, которые на удивление… Вот уже он в 5 класс поступает, он уже заточен: хочу быть флотским офицером. Прямо искры из глаз, вот и таких ребят много. Хотя есть и ребята, так же тоже достаточно много, где ориентированы родители, понимают, что это та школа, которая нужна детям. Поэтому вот так то. Процесс неоднозначен, но интересный. А. Дурново ― А скажите пожалуйста, какие-то вот нормативы физкультурные сдают при поступлении, или… А. Суров ― Да, да. А. Дурново ― Что именно? А. Суров ― Сдают подтягивание, сдают бег 60 метров — это скорость, и сдают бег 1000 метров – это выносливость. Причем все это идет на глазах у родителей, и конечно… Ну, училище находится в центре города, у нас закрытой территории как таковой нету. Поэтому мы 60 метров бегаем у себя на плацу, а 1000 метров бежим уже по набережной. Ну и просто… А. Дурново ― А, по городу, да? А. Суров ― Да, да. И просто это надо видеть. Это хочется смеяться, когда бежит впереди мама или бабушка, а сзади бежит внучок или сын. И кричит ему: давай, догоняй. Взрослые обгоняют детей. То есть, это вот смех, смех, но такие факты, они имеют место быть. А. Дурново ― А плавание, кстати, не сдают при поступлении? А. Суров ― Плавание – нет, не сдают. Но свой бассейн у нас есть, и для пацанов 5-6 класса, в системе дополнительного образования плавание – это обязательный вид. То есть, помимо того, что они в основном в сетке плавают, они еще и плавают обязательно в дополнительном образовании потому, что это очень важно ля здоровья. А. Дурново ― А кстати вот они к вам приходят, у них как с плаванием? Ведь не у всех даже возможность есть. А. Суров ― Не у всех, учим. А. Дурново ― Вот какое примерно соотношение умеющих, хорошо умеющих и тех, у кого трудности с этим? А. Суров ― Ой, я вам не скажу. Но не умеющих плавать к счастью меньшинство. Ну, может быть процентов 10-15, которые не умеют плавать, мы учим плавать. И вот подчеркиваю, 5-6 класс плавать обязательно, в системе дополнительного образования плавать обязательно (неразборчиво). А. Дурново ― Я напомню, у нас в гостях Алексей Суров, начальник Нахимовского военно-морского училища. Алексей Борисович, ну вот поговорили о том, как поступить… Кстати у вас, я так понимаю… У вас, вот вы в начале разговора сказали, что вот когда-то там исторически в 44-м году было 405, а сейчас сколько? А. Суров ― По штату 560 человек. А. Дурново ― А набираете только в 5-й, или можно как-то еще (неразборчиво). А. Суров ― Мы набираем в 5 класс. Ну мы живем… Нахимовское, Суворовские училища все, президентские училища и так далее, так далее, мы живем в одной юридической плоскости, в соответствии с одной юридической базой. То есть, мы набираем всех в 5-й класс. Просто там президентские училища допустим побольше в штатной численности в целом, а мы вот 560 человек, и у нас получается… Ну, рота там скажем, или курс, или класс, да? То есть, 8 человек на каждом курсе: 5, 6, 7, 8 и так далее. То есть, вот ребята учатся 7 лет, 8 человек на каждом курсе. А. Дурново ― Ну вот поговорили мы о том как поступить, а вот когда заканчивают военные училища, куда идут? Понятно, что идут там в высшие военно-морские образовательные учреждения, а куда еще могут пойти? А. Суров ― Вот когда я учился в училище, я закончил училище Нахимовское в 76-м году. Мы все поступали в высшие военно-морские училища, причем не поступали, а мы распределялись и назначались приказом туда главнокомандующим ВМФ. А кто шел куда-то на сторону, то есть либо в гражданские ВУЗы, то есть понятно, они поступали в соответствии с общей сеткой. Либо если в другие ВУЗы видов вооруженных сил, тоже поступали со сдачей экзаменов там. Как в то же время и Суворовцы поступали в военно-морские училища, и тоже сдавали экзамены. Сейчас в связи с тем, что есть федеральный закон, то есть таких льгот нету, поэтому и Нахимовцы, и не Нахимовцы, все поступают, все сдают экзамены. Ну естественно при условии успешной сдачи ЕГЭ. Процент поступающих в военно-морские училища, либо в ВУЗы силовых ведомств, в последние года, как резко изменился престиж вооруженных сил, резко растет. Вот я могу сказать так, что если допустим в 2012 году скажем половина выпускников шло в ВУЗы силовых министерств, то по поводу прошлого года, уже у нас 84% поступило в ВУЗы Минобороны. И порядка 80% поступило в ВУЗы ВМФ. А по этому году мы уже знаем, мы уже сдали документы, 92% выпускников идет в ВУЗы силовых ведомств, и 90%… Там то есть получается дин человек только у меня не идет. 90% идут в ВУЗы ВМФ. И больше бы пошло, но 3 пацана не годны по состоянию здоровья, и один мальчишка изъявил поступить желание в институт актерского мастерства в Санкт-Петербурге. Ну такие люди тоже нужны. Вот он поступает. То есть, только 4 человека из выпуска не идут в наши училища Минобороны. А. Дурново ― А я правильно понимаю, что это основная причина, вот когда человек закончив Нахимовское училище, не поступает потом в один из военных ВУЗов, это вот именно состояние здоровья. А. Суров ― Вот про те года не говорим, когда вооруженные силы может быть не совсем пользовались авторитетом. В эти года – да. Вот я могу сказать так, что в этом году выпускаются мальчишки, которых мы называем «был социальный набор». Это вот еще в те времена, когда министром обороны был Сердюков, были набраны ребята практически без экзаменов: откройте ворота, возьмите. Значит без экзаменов, не было конкурса, и так далее, так далее. Из неполных семей, там опекаемые ребята, и так далее, так далее. И вот с ними на протяжении 7 лет проводилась колоссальная работа, понимаете? Это денно и нощно работали преподаватели, воспитатели, ну потом расскажу. Так вот госэкзамены практически все уже закончены, и вот мы сейчас получили результаты госэкзаменов по русскому языку. Вот ребята сдали, средний балл вот этого выпуска по русскому языку – 70,5. То есть понимаете, да? То есть это я считаю, что учитывая, что вот такие были пацаны, исходный материал был такой слабый. И вот так их подготовить за 7 лет, вот так ребят поднять, понимаете? Это такая путевка в жизнь! И мы уверены, что они так же хорошо сдадут и остальные предметы: физику, математику, и прочего, прочего, прочего. Ну, может быть там где-то послабже будет, но в целом все равно, если мы сравниваем 70,5 с прошлым годом, это выше среднего по стране прошлогоднего. Ну посмотрим, какой будет в этом году средний по стране. А. Дурново ― А кстати, вот детдомовцы поступают к вам? А. Суров ― Поступают. То есть, у нас нет, что вот мы детдомовцев не берем, такого нет. Поступают на общих основаниях естественно. А. Дурново ― Нет, я в том смысле, часто ли вот такое происходит? А. Суров ― Ну, поступают, поступают. Вот сейчас выпускаются ребята, вот я же говорю, 22… Вот из этого выпуска 22 человека… Ну, не детдомовцев в чистом виде, там опекаемые, сироты. И кстати вот в этом впуске есть 5 человек – круглые сироты. Вот дело дошло до того, что… Ну спасибо есть спонсоры, меценаты, мы этим ребятам к выпуску купили костюмы, верхнюю одежду, понимаете? Просто потому, что у них была только форма. И вот сейчас эти ребята выпускаются, я хочу вот в эфире сказать: спасибо тем людям, которые помогли нам их одеть, понимаете? Чтобы ребятам было не стыдно сходить на выпускной вечер, с девушкой прогуляться. Потому, что у них нет ничего, понимаете? Я фамилию не помню, к сожалению. Вот до слез. По итогам прошлого года отпуска приезжает мальчишка, сейчас он выпускник 11-го класса. И рассказывает… Он поехал то ли к бабушке… Ну, к какому-то родственнику. Приезжает и рассказывает, вот все, что у него было из денег, он отдал бабушке, чтобы она провела газ. А. Дурново ― О, господи. А. Суров ― Понимаете, в какой-то далекой-далекой деревне. Вот он там получил 12-15 тысяч, понимаете? Вот все что было, все отдал. И вот ну, спортивная (неразборчиво) то есть спасибо людям, есть такие, помогают. А. Дурново ― А давайте поговорим об особенностях вашей системы образования. Какие у вас подходы к новому поколению молодому? А. Суров ― Подходы у нас… Ну, во-первых что хотелось бы сказать? Что в системе образования Минобороны довузовской имеется в виду. То есть, вот наше училище, Суворовское, на мой взгляд сохранено все лучшее, что было в советской школе. Потому, что сравниваю, как я учился 40 лет назад, и вот то, что вижу, что происходит сейчас – сохранено все лучшее, и соответственно реализуется все что можно лучшее сделать сейчас. Вот смотрите, рота допустим, 80 человек. В каждом классе 2 офицера-воспитателя. Помимо этого в каждой роте еще и ночные воспитатели. Значит на каждую роту психолог, на каждую роту педагог-организатор. Вы понимаете, какой плотный идет охват пацанов там? Всем. Значит дальше как работают наши преподаватели. Вот приходят там в восемь, в полдевятого. И уходят так же в восемь, в полдевятого. Потому, что я вот когда приходят ко мне написаться преподаватели на работу, я спрашиваю: понимаете, что вы здесь будете жить? Потому, что система там репетиторства, там или еще чего-нибудь… Ну, в училище она просто не возможна. То есть, вы должны будете отчитать основные часы все что положено, там отзаниматься в дополнительной сетке, и после этого если кто-то там не освоит материал, получил двойку… То есть, надо мальчишку же все равно научить, рассказать. И вот я иду… Тоже всегда ухожу поздно из училища, там в 8, в полдевятого. Смотрю, мои преподаватели идут. Говорю: а чего так поздно-то? Она говорит: а куда я денусь, они ко мне идут. У меня кабинет рядом с классом с каким-то, понимаете? И вот с одной стороны я понимаю, с другой стороны радостно, что вот такие фанатичные, преданные училищу преподаватели-воспитатели в училище есть. А. Дурново ― Ну, вот кстати наверное повод поговорить о том… У нас правда всего полторы минуты остается до перерыва, но тем не менее, кто преподает-то у вас? Расскажите о преподавателях. А. Суров ― Преподаватели естественно по основным дисциплинам в основном женщины. Ну понятно, что у нас полностью курс в соответствии с Федеральным стандартом. А военно-морская подготовка – это офицеры естественно запаса флотские. А физподготовку преподают тоже офицеры военного института физкультуры. То есть вот, кто преподает. А. Дурново ― А воспитатели рот военные? А. Суров ― Да, то есть все офицеры запаса в прошлом. То есть, ну если мы говорим… Что еще надо? Все уже, да? А. Дурново ― Нет, у нас еще минута есть. А. Суров ― Да, есть? Вот что еще хотелось бы сказать о системе преподавания. То есть для того, чтобы быть офицером ВМФ, нужно на соответствующем уровне знать физику, математику и английский. То есть если мы понимаем, что есть федеральный компонент то, что требует стандарт, и что дает Нахимовское училище. Мы допустим в старших классах, в отличие от того, что требует стандарт, вот допустим в физике надо давать 5 часов, а мы даем 7. Вернее (неразборчиво) в математике. В физике надо давать 2 часа в 9 классе, мы даем 3. А в 11 классе физике 2 часа требуется, мы даем 6. Понимаете, мы готовим ребят конкретно к поступлению именно в высшие военно-морские училища. Потому, что там пацаны при поступлении сдают физику, математику. То есть, у нас это другое. Английский. Вот если берем штатную группу или класс 20 человек… То есть, у нас английского получается 5 часов в неделю. И еще мы эти… А. Дурново ― Прерву вас сейчас к сожалению. Потому, что у нас сейчас время новостей и рекламы, но никуда не уходите, продолжим ровно через 5 минут. НОВОСТИ. А. Дурново ― 12.34 в Москве, «Военный совет» продолжается, Алексей Дурново у микрофона. Мой гость Алексей Суров, начальник Нахимовского военно-морского училища, говорим и о самом училище, и о его подготовке нахимовцев. Напомню, можете присылать вопросы на номер +7-985-970-45-45, а так же воспользоваться аккаунтом @vyzvon в твиттере. Алексей Борисович, ну вот я вас прервал как всегда бывает в таких случаях на самом интересном месте, вы о программе говорили, да? Там на английском. А. Суров ― Да, на английском. Вот в старших классах федеральный компонент 3 часа английского в неделю давать, а мы даем 5. Ну и помимо этого в системе доп.образования у нас еще 4 часа есть. Поэтому мы тщательно и педантично готовим ребят к поступлению именно в училища военно-морского профиля. Что и физика, математика, английский язык – это то, что нужно вот именно им для поступления. А. Дурново ― Давайте немножко тему инфраструктуры затронем, как живут нахимовцы. Вот у нас тут один человек спрашивает: играют ли нахимовцы в футбол, другой спрашивает: играют ли нахимовцы в хоккей? А. Суров ― Значит, в хоккей мы играем на площадке (неразборчиво), но тема для нас новая, но так или иначе мы этим делом начали заниматься, тем более поступают ребята, которые играли в хоккей до школы, до Нахимовского училища. Ну немножко для нас эта тема неудобная потому, что своей площадки у нас нет. В футбол мы играем, наша сборная по мини-футболу выступила очень хорошо, заняла первое место в Санкт-Петербурге, поэтому в мини-футбол мы играем. Футбольной площадки полноразмерной у нас к сожалению нет потому, что территория маленькая. Ну зато у нас есть бассейн, мы занимаемся и (неразборчиво) спортом, и ориентированием. Помимо этого, учитывая то, что мы училище военно-морское, у нас есть вой лагерь на озере Нахимовском, и у нас целая флотилия. То есть, у нас там 10 шлюпок, 2 (неразборчиво), 2 моторных катера. То есть, это тоже своего рода спорт, и военно-морская подготовка. Пользуясь случаем хочу сказать, что мы заключили договор с МЧС по городу Санкт-Петербургу, и внутрь своей программы военно-морской подготовки вставили федеральную программу по управлению маломореходными плавсредствами. И наши мальчишки начиная с 8 класс изучают в соответствии все, что положено по этой программе, в 11 классе сдают экзамены, получают справочку, и по достижении 18 лет он эту справку меняет на права Федерального образца. А. Дурново ― Ух, ты! А. Суров ― Да, то есть вот, что мы сделали. Более того, с этого года мы начинаем давать основы дайверской подготовки у себя в бассейне. Ну, работа шла долго, потому, что этого не было предусмотрено никак не нормами снабжения, ничего. Ну вот помог главнокомандующий, мы соответственно часть имущества получили, часть имущества нам помогли спонсоры – купили. У нас есть акваланги, у нас есть компрессор. Мы взяли, сейчас на работу приняли тренера международного уровня, и с этого года 10-й класс начнет осваивать… Получать основы дайверской подготовки. То есть, поэтому у нас кое-что есть, а кое-что – это наша направленность военно-морская. А. Дурново ― Ну раз уж мы затронули эту тему, как нахимовцы знакомятся с военно-морским флотом? А. Суров ― Все начинается в 5 класса. А. Дурново ― То есть, прямо сразу? А. Суров ― Да, с 5 класса. То есть, они поступили, и у них с 5 класса начинается дисциплина под названием «основы безопасности жизнедеятельности», включая военно-морскую подготовку. И вот час в неделю, в основной сетке они соответственно готовятся. Мало того похвастаюсь, что мы сделали? Наша кафедра военно-морской подготовки работала в этом году очень плотно, и мы написали учебники по военно-морской подготовке с 5 по 11 класс. И сейчас спасибо генеральному директору ЦКБ «Рубин», мы эти учебники печатаем. Печатаем причем не просто для себя, а чтобы их обеспечить все училища подобные военно-морской направленности. То есть Владивосток, Севастополь, Кронштадт, и себе в том числе. То есть, это профессионально выполненные учебники с хорошими картинками, с иллюстрациями, то есть и вот ребята с 5 класса по 11 это дело в течение года учат. Помимо этого организована практическая деятельность ребят по окончанию учебного года. То есть, это вот мы отучились там 34 или 35 недель, и в июне месяце начинается практика. Ну, как угодно можно называть летняя школа, практика. А 5-6 класс занимается в яхт-клубе города Санкт-Петербурга. Спасибо, нам помогает капитан-командор яхт-клуба (неразборчиво). И ребята учатся там ходить первоначальное парусное обучение либо на оптимисте, либо на капитанской гичке. 7-8 класс как я уже сказал, занимается у нас в лагере. 7 класс – это управление, и учатся ходить на ялах, на веслах, а уже 8 класс, в том числе и под парусом. После чего они даже удостоверение получают на управление нашим флотским ялом на веслах или под парусом. А 9-10 класс, у них практика уже более сложная. В этом году практику 9 класса пришлось изменить потому, что появилось 4 госэкзамена, и вот сейчас ребята как раз с этого дня начали… У них практика идет по судостроительным заводам города Санкт-Петербурга, и ознакамливаются с кораблями, которые сейчас издаются в Санкт-Петербурге с военными кораблями. А 10 класс у нас готовится по аналогичной тематике. Мы дружим с морским техническим колледжем Санкт-Петербурга, там очень хорошая тренажерная база. И вот ребята как раз пройдя курс подготовки на управление мореходными плавсредствами в теории, сейчас практически на тренажерах отрабатываются. Если получится, в этом году может быть еще сутки-двое выйдут в море на учебных катерах Ленинградской военно-морской базы. То есть система выстроилась, и выстроилась очень хорошо. Помимо этого скажу так, что училище является экспериментальной площадкой Федерального института развития образования, и училище вступило с инициативой в позапрошлом году. В прошлом году мы понимая, что нам нужно знать, кого же мы должны выпускать из училища, разработали так называемый портрет выпускника. Его можно посмотреть на сайте училища, но если коротко, то есть там порядка 7 основных критериев. Часть критериев позволяет нахимовцу-выпускнику быть конкурентоспособным в обществе, а часть критериев быть конкурентоспособным при поступлении в ВУЗы Минобороны. Там детально расписаны все эти требования. Если просто перевести для радио-эфира, это сказать, что мы себе поставили задачу выпустить подготовленного командира отделения высшей школы Минобороны. То есть, который знает требование уставов, умеет их выполнять. Как я уже сказал, обладает определенными навыками моряка, то есть и будет способен уже на 1 курсе не только знать, но и уметь руководить мальчишками, которые придут после 10 класса высшей школы, имеется ввиду Минобороны. А. Дурново ― Ну все-таки на боевых кораблях бывают они во время обучения? А. Суров ― Конечно. Я же говорю, вот это и 9 класс сейчас пойдет, да? 10 класс само собой. И мало того, в этом году спланировано правда к сожалению не 100%, но спланировано участие ребят 10 класса в дальнем походе вокруг Европы. А. Дурново ― Ух, ты! А. Суров ― Да. Это вот они у нас пойдут с начала сентября, и до конца там. Порядка 20-25 дней. А. Дурново ― То есть, как из Петербурга в Севастополь… А. Суров ― Из Севастополя в Петербург, наоборот. А. Дурново ― А, из Севастополя в Петербург. А. Суров ― Да, но ввиду того, что учебный корабль должен быть загружен полностью, то есть поэтому кто-то пойдет из Севастополя в Петербург, кто-то из Петербурга в Севастополь, и так все будут на учебном корабле ходить. Ну, в основном это курсанты высших училищ, но в том числе повезло, и пойдут ребята нашего училища, пойдет Кронштадтский морской военный корпус, то есть вот ребята пойдут. Хотелось бы, чтобы пошли все, но мало учебных кораблей, вместимость маленькая. Я думаю, со временем этот недостаток будет устранен. А. Дурново ― Ну само собой. А как питание организовано воспитанников, и как с досугом вообще, и на досуг время остается? А. Суров ― На досуг времени практически не остается. Имеется ввиду самопроизвольный досуг. Питание в училище пятиразовое, кормят хорошо. Конечно ребята, которые выпускаются в выше училище, потом приходят к нам, и говорят: ой, как здорово и вкусно питались. Потому, что уже в высших училищах там трехразовое питание. У нас-то пятиразовое питание. Поэтому, если говорить об обеспечении основными продуктами питания, то есть к примеру там ну порядка 100 грамм мяса в сутки положено, мясо птицы там 40-50 грамм, колбасы различные там 25 грамм, рыбное филе 40-50 грамм, соки. Это вот речь (неразборчиво) если мы идем (неразборчиво) питание, все получает пачечку сока и булочку. То есть, это вот он ест между завтраком и обедом, и между обедом и ужином. Либо может быть если допустим ужин (неразборчиво) сдвинут пораньше по времени, значит после ужина. Сделано так, чтобы промежуток между приемом пищи не превышал 3,5-4 часа. То есть, ребята должны все есть, и вот это тоже анекдот, но мы не успеваем брюки пацанам менять. Потому, что они так быстро растут. Вот смотришь, только-только были хорошие по длине. Прошло полгода, уже брюки выше косточек, понимаете? А. Дурново ― Самый возраст, да, самый возраст. А. Суров ― И мальчишки растут очень быстро. И в 5 классе, и в 10 классе, благодаря вот тому, что они и двигаются, и питаются хорошо, то есть это все видно. А с досугом… То есть конечно нет такого, как… Ну не во всех семьях я надеюсь. То есть, пацаны в компьютерах не висят. То есть, он в 9 начал заниматься в 15 он закончил, потом у него перерыв на обед, потом у него занятие в системе доп.образования, потом самоподготовка. То есть, он все время загружен, и в 23 часа отбой. Все время загружен, поэтому… А. Дурново ― А как с выходными, и каникулами? А. Суров ― Выходной… Каникулы – мы живем по четвертной системе, то есть типовая четвертная система. Значит выходные. Если нет двойки, то он может уволиться и в субботу, и в воскресенье. Если двойка есть, то в субботу самоподготовка, сидит учится. Увольняем на ночь, если это питерцы, либо у кого есть нотариальная доверенность, родители доверяют, кто может забрать этого ребенка. Но это не значит, что все остальные сидят, и от тоски плачут. То есть, для этого есть педагоги – организаторы, есть воспитатели. То есть, досуг выходного дня организован в обязательном виде. То есть, поэтому те, кто не уволился, они с педагогом-организатором и пошли соответственно… Тем более, есть куда в Петербурге где сходить, пошли по Петербургу. Это там парки, музеи, там все что угодно. И бывает мы смеемся, ребята, которые выпускаются, а у каждого есть личная тетрадь же ведь. Портфолио, он там пишет: русский музей — был 10 раз, Эрмитаж – 4 раза, музей артиллерии – 12 раз, то есть многое там. Театры, и так далее. То есть ходят ребята, и много ходят. Единственное, что хотелось бы… Вот когда я учился опять же, нас в театр пускали бесплатно, а сейчас только за деньги, понимаете? То есть, вот в этом плане, когда родительский комитет помогает хорошо, то есть деньги, и попадают в театры пацаны чаще. Хорошие а Питере театры. А. Дурново ― И не один. А. Суров ― Да, и не один. Вот если бы это было возможно, чтобы для нахимовцев, суворовцем там, кадет выделялось определенное количество в выходные дни… Ну, в неходовые часы скажем так, да? Билеты в театр, вот это было бы здорово конечно. А. Дурново ― А кстати вот на каникулы может нахимовец остаться в училище? А. Суров ― Да, остаются. Потому, что есть ребята, которые там из Якутска, из Магадана, из Сахалина. То есть учитывая то, что бесплатно проезд только раз в год, то есть не все родители имеют возможность оплатить такие дорогостоящие билеты. Поэтому ребята остаются, мы их сформировываем там в какой-то в один кубрик там, класс, и так далее. И ребята отдыхают, им организован полностью досуг на каникулах, насколько это возможно. То есть, они там экскурсии, там увольнения и так далее, все это делается конечно. А. Дурново ― Ну вот кстати слышал я, что нахимовцы на полном государственном обеспечении. А. Суров ― На полном. А. Дурново ― А что входит? А. Суров ― Всё. А. Дурново ― Вообще всё? А. Суров ― Вообще всё. Начиная от носков, заканчивая головным убором. То есть, сейчас кардинально изменился аттестат вещевой в лучшую сторону. Там только одних головных уборов 8 штук. Значит спортивный костюм, две пары кроссовок для улицы и для зала. Значит полностью одеты ребята, единственное что отличается — в 10-11 классе, введена так называемая особо парадная форма одежды. Это когда вот сейчас менялась форма одежды, и руководство Минобороны запросило наши предложения, мы подняли фотографии первых нахимовцев, там очень красивый китель. И вот в этом году на параде наши мальчишки шли как раз вот в этом кители. Воротник-стойка, там якорь шитье… Ну, очень красиво. И сейчас опять де руководство Минобороны хочет… Спрашивает нас, и нам помочь, какие замечания – мы хотим еще немножко это т китель… Ну, сделать еще более красивее. То есть, там надо шлицы переделать, и так далее. Ну красиво смотрится, очень здорово. А. Дурново ― Вот кстати такой, немножко болезненный вопрос. А ведь поступают к вам ребята, да? Через пару лет начинаются сложности переходного возраста. Как вы с этим боретесь? А. Суров ― Начинаются. И ну, борются… Я бы сказал так, что мы боремся, но я бы сказал больше не боремся, а воспитываем. Вот потому, что вся система, она вот этим делом управляет. Ну мы уже с вами говорили о людях, которые ежеминутно, ежесекундно живут с этим. И если даже какие-то всплески есть, соответственно во-первых мы в связи с родителями, то есть и это комплексный подход. Где-то вынуждены оставить здесь родителей, чтобы нам помогли. Где-то это чисто дисциплинарные воздействия, где-то уговоры, где-то работа психолога. Вот мы с вами говорили вначале передачи о социальном наборе, да? Эти ребята были посложнее. Сейчас уже учитывая вот то, что ребята идут мотивированные… Я не хочу сказать, что стало совсем просто, все равно так или иначе если мы хотим или не хотим, то с возрастом начинает… Переходный возраст проявляется там на этапе 9 класса, 10. У кого-то 8, у кого-то 11-й, есть эти проблемы. Ну удается решать, удается управлять. Но уж если человек не встраивается в этот социум Нахимовского училища, ну тогда уходит по собственному желанию. А. Дурново ― Вот очень часто и вы говорите, и коллеги ваши – воспитательный процесс. А как он у вас организован? Еще воспитательный процесс – это весь комплекс, это вот всё? Или… А. Суров ― Нет, это всё. Это всё, потому, что сказать, что учеба отдельно, воспитать отдельно, так не бывает. Это конечно все. Потому, что воспитательный процесс – это вообще, это сама жизнь училища. То есть потому, что даже тот же самый преподаватель, вот он начинает урок с того, что старшина класса строит класс перед кабинетом, докладывает сколько людей прибыло, там может кто-то больной, и так далее, так далее. То есть, преподаватель принимает доклад, и они пошли. То есть, это уже воспитание, понимаете? То есть, это элемент нашего воинского уклада, воинской жизни. Тот же самый допустим подъем: встали, после этого малая приборка. Это тоже воспитание. Самоподготовка. Ведь вот они должны придти на самоподготовку, сесть, и под контролем одного воспитателя 20 человек занимается самоподготовкой. Кто-то допустим что-то не понял, тогда либо в классе есть ребята, там передовики, которые понимают материал лучше. Он может выйти к доске, и ребятам что-то расскажет. Это тоже воспитание, понимаете? Вот мы сейчас сдавали госэкзамены, не буду говорить номера школ в городе Санкт-Петербурге. Вот были наши выпускники, и были просто школьники. Понимаете, это две разные ступени. Вот наши ребята пришли, тихо сели, и стали заниматься в соответствии вот с экзаменом. И пришли пацаны, которые там шумят, галдят… Дело дошло до того, что вынуждены были ребята: успокойтесь, дайте как положено написать ответ, понимаете? То есть, это другие люди. Вот если мы говорим об элите, то есть вот это элита элит. Это вот мы воспитываем элиту элитную. Не только мы, не Нахимовское, а вот вся система довузовского образования Минобороны – это прекрасная идея, которая сейчас реализуется. Вот (неразборчиво), сейчас уже 23 училища в системе довузовского образования Минобороны. Это идет на самом деле, это воспитание элиты элит. Вот они пойдут, кто-то пойдет в военное училище, кто-то придет на государственную службу, понимаете? Это уникальные люди. Вот кстати один из министров образования, это выпускник Нахимовского училища. Я сам об этом когда-то узнал, это выпускник 54-го года Эдуард Дмитриевич (неразборчиво). Он был министром образования с 90 по 92 год. А. Дурново ― Ничего себе. А. Суров ― Да, это выпускник Нахимовского училища. Причем и на флоте отслужил с 58 года по 71, то есть он на Северном флоте. А. Дурново ― 13 лет. А. Суров ― Да, да, да, то есть это был сформировавшийся офицер. За это время защитил кандидатскую диссертацию там, и так далее, так далее. И потом еще стал министром образования РФ, представляете? Вот, какие у нас люди есть. А. Дурново ― Бывает, бывает. Скажите пожалуйста, вот раньше я знаю, воспитательный процесс нахимовцев происходит в том числе и на крейсере «Аврора». Он скоро должен вернуться на прежнее место, вот как-то возобновится эта традиция? А. Суров ― Обязательно. Значит на крейсере «Аврора» предусмотрены для нас 2 класса. Вот если мы говорим чисто даже об учебном процессе. Два класса предусмотрено, и соответственно мы там планируем организовать класс морского боцманского дела, и может быть тренажерный класс. Там посмотрим по ситуации. И помимо этого там же на «Авроре» будем изучать зрительные сигналы производства. То есть, поэтому обязательно. А. Дурново ― Я так понимаю… А. Суров ― Помимо этого, устройство корабля интересно посмотреть. А. Дурново ― Я так понимаю, что это же теперь будет фактически такой музей ВМФ еще, да? А. СУРОВ: Ну он и был музеем, музеем и останется. А. Дурново ― Ну, то есть уже не 17-й год, а именно вот ВМФ. А важно ли то, что это вот старейший корабль? А. Суров ― Конечно, конечно. А. Дурново ― Сам Николай II его когда-то спускал. А. Суров ― Ведь видите, вот если мы сейчас обернемся назад, кораблей исторической постройки осталось крайне мало. Вот «Аврора», дальше стоит «Кутузов» в Новороссийске, к сожалению именно стоит. Понимаете, то есть его бы надо отремонтировать. Уникальный корабль, крейсер (неразборчиво) классической схемы, которая построена по опыту Великой отечественной, Второй мировой войны. И тоже уникальный корабль там же в Севастополе «Комунна». Постройки по-моему 1912 года, спасательный. Поэтому такие корабли надо хранить. Надо хранить, и уже их изучать, и ими гордиться как историей просто флота. Уже «Аврора» еще и участник (неразборчиво) сражения. А. Дурново ― Да, действительно. Причем уцелевший к счастью. А. Суров ― Да, да, да к счастью уцелевший. А. Дурново ― Очень много говорят в последнее время о том, что Нахимовское училище могут объединить там и с Владивостокским, и с Севастопольскими кадетскими корпусами. Как вы это решение оцениваете, и вообще будет ли это? И чем это вызвано? А. Суров ― Ну, решение такое принято, это инициатива принадлежит министру обороны. Сделано это с целью добиться единого понимания в учебно-методическом процессе, особенно с точки зрения военно-морской направленности. Поэтому сейчас идет уже юридическое оформление, и Владивостокское училище, и Севастопольское будут филиалами Нахимовского военно-морского училища, и соответственно будут так же наименоваться. То есть, Нахимовское училище филиал город Владивосток, Нахимовское училище филиал город Севастополь. Мы уже не дожидаясь издания приказа эту работу начали, уже в Питере у меня работают представители и Владивостокского училища, и Севастопольского училища. Мы подготовили, уже дали соответствующие (неразборчиво) указания по планированию учебной деятельности, и повседневной деятельности на 16-17 год… А. Дурново ― Минута у нас остается. А. Суров ― То есть, работа идет. Посмотрим, посмотрим. Конечно будут сложности в управлении, потому что очень размах огромный. Но с другой стороны интересно. А. Дурново ― Спасибо вам большое. Алексей Суров, начальник Нахимовского военно-морского училища, контр-адмирал. Алексей Борисович спасибо большое, приходите к нам еще. А »Военный совет» прощается… А. Суров ― Спасибо! Приглашайте, с удовольствием придем. А. Дурново ― Обязательно! А »Военный совет» прощается ровно на одну неделю, до встречи в следующую субботу.
Июн 21
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы
Комментарии отключены
Извините, комментарии сейчас закрыты.