А. Дурново ― Все так и есть, 12.08 в Москве. Меня зовут Алексей Дурново, это «Военный совет», он всегда выходит в это время, вы должны были уже привыкнуть. «Подготовка специалистов для вооруженных сил России, других министерств и ведомств в ВУЗах сухопутных войск наша сегодняшняя тема». С огромным удовольствием представляю своего сегодняшнего гостя: Сергей Марковчин, начальник отдела военного образования Сухопутных войск вооруженных сил России, полковник. Сергей Григорьевич, добрый день. С. Марковчин ― Здравствуйте. А. Дурново ― Если у вас есть вопросы, вы можете присылать их в виде СМС на номер +7-985-970-45-45, можете так же воспользоваться аккаунтом @vyzvon в твиттере для этих же целей. Сергей Григорьевич, а для начала система военного образования сухопутных войск, она охватывает… Насколько она широка? Она охватывает ВУЗы, или довузовскую систему тоже? С. Марковчин ― Система образовательных организаций сухопутных войск начинается с довузовского образования, потом мы даем образование в военных институтах, и соответственно заканчиваем образование в видовых академиях. А. Дурново ― То есть вот от суворовца до специалиста? С. Марковчин ― Да, ну это комплекс мероприятий, который выстроен от пятого класса, до практически полковничьих генеральских пагон. А. Дурново ― Ну давайте тогда чуть-чуть поподробнее поговорим, что нового было сделано за последнее время в системе образования сухопутных войск, и в каком она состоянии нынче? С. Марковчин ― Ну, я бы наверное начал с чего? Что маленький анализ за 3 года… Почему за 3? Ну, 3 года как созданы, воссозданы такие органы управления образованием, как отделы военных образований при заказчиков кадра, 3 года прошло после последней нашей встречи с вашими коллегами в этой же студии. Мы не стояли на месте, мы развивались. Хочется отметить, что мы оптимизировали систему ВУЗов сухопутных войск, провели оптимизацию сроков программ обучения, провели немалое количество организационно-штатных структур, чтобы улучшить структуры ВУЗов. Увеличили набор. Нам есть чем гордиться, и есть, что рассказать. Если начать с системы ВУЗов, то решением министра обороны по территориальной принадлежности мы часть суворовских училищ переподчинили командующим военных округов, это Уссурийское, Екатеринбургское и Санкт-Петербургское суворовское военное училище. Выведены из состава военного учебно-научного центра из придания статуса самостоятельных ВУЗов Новосибирскому и дальневосточному командному училищам. Если говорить в каком мы состоянии находимся или находились в последние 3 года, то я бы назвал это режимом постоянного совершенствования учебно-материальной базы, выполнения программ развития, которые разработаны для каждого ВУЗа до 20-го года, и утверждены министром обороны. Они выполняются в соответствии с теми временными нормативами, которые нам определены. Ну и соответственно заинтересованы центральные органы военного управления, кто отвечает за эти вопросы. Нас постоянно контролируют, и соответственно работают с нами в полном взаимодействии. А, Дурново ― Мы вообще вот о каком количестве приблизительно говорим? У вас сколько суворовских училищ (неразборчиво)? С. Марковчин ― На сегодняшний день у нас в подчинении главнокомандующего сухопутными войсками генерал-полковника Салюкова, довузовских организаций осталось Московское и Казанское суворовские военные училища, и Аксайский казанский кадетский корпус, дислоцированный под Ростовым, с поселке «Рассвет». Так же мы имеем в составе нашей системы военное училище, это дальневосточное высшее общевойсковое командное училище в городе Благовещенск. Новосибирское высшее военно-командное училище, Казанское высшее военное командно-танковое училище в Казани, и Московское наше знаменитое Кремлевское училище. Соответственно имеем три базовых академии. Это всем известная во всем мире общевойсковая академия вооруженных сил именно Фрунзе, Михайловская высшая военно-артиллеристская академия дислоцирована в Санкт-Петербурге, и академия войсковой ПВО вооруженных сил дислоцировано в Смоленске. А. Дурново ― Ну, в общем у вас широчайшая география. С. Марковчин ― НУ, если говорить именно о географии, то от Невы до берегов Амура и (неразборчиво) наши ВУЗы расположены, поэтому… А. Дурново ― Почти от тайги до Британских морей. С. Марковчин ― Ну достойно, да. А. Дурново ― Скажите пожалуйста, какие особенности сейчас образовательного процесса в суворовских военных училищах? С. Марковчин ― Ну, Суворовские училища – это наверное все-таки отдельный вопрос, в каком боевом ведомстве, или кому они подчинялись. Потому, что это дети, которые идут в пятый класс, им 10-11 лет, и естественно здесь не может быть никаких ошибок, и только трепетное отношение к организации, обеспечение образовательного процесса. Я хочу сказать, тут есть чем гордиться, и в плане обеспечения могут позавидовать наверное многие ведущие ВУЗы… Вернее не ВУЗы, а школы не только страны, может быть и ближнего, дальнего зарубежья. Здесь надо дать большое спасибо потому, что нашему министру обороны… Потому, как обеспечено современными учебными классами, современной мультимедией, спортивными комплексами. Позволяет нам готовить мальчиков конечно с достаточным качеством. Здесь большая работа проведена главным управлением кадров Минобороны, естественно главнокомандующим сухопутными войсками, ну и я говорю, все лично и контролирует, и посещает министр обороны. То есть, здесь нельзя стесняться (неразборчиво) трепетное отношение к суворовцам потому, что это дети. Это дети, в которых мы как говорится, как вложим установки, так они и будут учиться. Мы понимаем, что суворовские училища создавались для того, чтобы готовить первоначально детей-сирот. Ну мы знаем, да? В 43-м году, во время Второй мировой Великой отечественной войны было принято решение. Прототипами стали наши пажеские кадетские корпуса. Здесь основной принцип, мы готовим государственного человека. Пойдет он дальше военным, пойдет он дальше государственным рабочим, не важно, где он будет исполнять свои обязанности, он… Мы готовим государственного человека, чтобы он был хорошо подготовлен, обучен, и конечно коэффициент его естественно отдачи государству должен быть выше, чем у других. А. Дурново ― А вот кстати, большая разница в образовательном процессе между суворовским училищем, подчиненным сухопутным войскам, и суворовским училищам, которое подчинено скажем ВДВ? С. Марковчин ― Ой, здесь смотрите, я уже как-то здесь говорил, мы находимся в едином образовательном поле. Здесь тоже не побоюсь повториться, никакой самодеятельности. Есть четкая общеобразовательная программа, которую выполняют все, кому бы они не подчинялись. Мы понимаем, что в сегодняшнее время современное общество требует повышенного отношения к уровню именно образования. Поэтому практически примерно одинаково обеспечены что суворовские, что кадетские, что казачьи корпуса, Нахимовское… Здесь нет разделения как говорится, на одной руке все пальцы равны, поэтому тут все идет обеспечение нормированное, и как говорится без перетягивания каната. А. Дурново ― Ну хорошо, тогда скажите пожалуйста, вообще какой процент воспитанников поступает потом в ВУЗы именно сухопутных войск? С. Марковчин ― Я понимаю, о чем вы говорите. Значит мы последние 3 года плотно этим вопросом занимаемся, и тут тоже есть, чем гордиться. Сейчас на сегодняшний день мы довели эту цифру до 80% выпускников. Я знаю мы ведем статистику, есть суворовские училища, которые довели статистику до 100% желающих поступать. Офицер главного командования сухопутных войск осуществляет пофамильное сопровождение. То есть, от момента подачи заявления, что я вот хочу сдавать такие ЕГЭ, и себя вижу ориентировочно в таком-то высшем военном учебном заведении Минобороны. До момента зачисления, для чего мы это делаем? На самом деле это хороший вопрос, который нам помогает изучить проблемные вопросы: где, по каким предметам произошел провал, где, почему не поступил там, может быть где-то какие-то упражнения по физической подготовке. Делаем выводы, даем соответственно установки на корректировки этих вопросов в процессе обучения, и к следующему набору проводим уже как говорится тот комплекс мероприятий, чтобы устранить их. Что бы хотелось отметить, конечно мы провели за эти несколько лет большую агитационную работу, у нас руководящий состав участвует в образовательном процессе, руководящий состав сухопутных войск провел… Практически с каждым классом у нас мероприятия по тому, как… Объясняющие что дает, какие возможности обучения в ВУЗах. Сухопутных войск, Минобороны мы здесь не разделяем. Главнокомандующие сухопутными войсками перед выпуском встретился со всеми выпускными классами, дал им напутственное слово. Большую работу провело само Минобороны. Мы знаем, что прошли агитационные акции: «Есть такая профессия – родину защищать», там «Служба по контракту – мой выбор». Суворовцы приняли самое активное участие, где лишний раз практически увидели и убедились те, кто определился в правильности выбора своей дальнейшей профессии. А. Дурново ― Скажите пожалуйста, как поступить в суворовские училища, что нужно сделать для этого? С. Марковчин ― Самое главное – быть гражданином РФ, и закончить четвертый класс успешно, и подать соответственно тот комплект документов, который определен руководящими документами в училище. Ну как правило, где… Сразу отвечаю, я думаю, это будет такой вопрос. Эти документы как правило определены в перечне, мы ничего не скрываем, с октября месяца, то есть фактически за 6-7 месяцев до набора мы вывешиваем это на сайтах, официальных сайтах наших училищ. Комплект документов не сложный, собирается в школе, проходится медицинская комиссия, и сдается в училище. В этом году прием документом осуществлялся итоговый с 15 апреля до 1 июня. И с 1 июля вот сейчас у нас идут отборочные мероприятия, наши вузовские образовательные организации. А. Дурново ― А сколько человек на место, так в среднем, и что именно представляют собой отборочные мероприятия, что сдают? С. Марковчин ― Ну давайте так, предварительный отбор по личным делам, мы вышли в среднем на наши суворовские училища Кадетский корпус, от 4 до 7 человек. То есть в Москве естественно самый большой конкурс, немножко отстала Казань, но тут не назовешь отстала потому, что показатели реально удивляют. 7 человек на место – это очень серьезная цифра. Что радует, мы выполняем такое понятие как качество отбора. Министр обороны, зам.министр обороны, стат.секретарь, генерал армии Панков постоянно требует, чтобы мы улучшали качество отбора. То есть, чем лучше мальчики учатся в школе, чем выше проходной балл в итоге, тем он соответственно нам на выходе лучше выпускать. Здесь сдается тестирование по общеобразовательным предметам, русский язык, математика, иностранный язык, который изучал ребенок в школе. Соответственно уровень физической подготовке в школе, ну и мы делаем психологические тесты, проверяем уровень психологической готовности мальчика к обучению в военных училищах. Почему это делаем? Потому, что нагрузка конечно будет отличаться от средней обычной школы, ну вот в принципе это… А. Дурново ― А вот физическая нагрузка – это подтягивание, отжимание бег… С. Марковчин ― Подтягивание, бег километр, да, то есть в этом возрасте мальчик бежит, и я вам хочу сказать, с каждым годом результаты набора увеличиваются. Ну то есть видно, что мальчики готовятся. То есть, нет такого, что оп, подошла весна, я ребенка отправил, хочет он, не хочет… Желание, старание, и мы сами присутствовали, контролировали на днях эти мероприятия. Приятно, бегут, стараются, не все еще осознают серьезность этого момента, потому, что момент такой есть как догонялки, и так далее. Но большая часть серьезно готовится, и сдает нормально. А. Дурново ― А я помню, еще недавно были времена, когда в суворовские училища поступали в основном дети военных. Как сейчас, кто поступает сейчас? С. Марковчин ― Ну, это на самом деле во все времена наверное было так, что поступали любые. Я сам заканчивал Свердловское Екатеринбургское Суворовское училище на общих основаниях. Все приезжают, подают документы, и… Говорю, главное условие – ты гражданин РФ, подходишь по возрастным показателям, ну и соответственно чтобы был готов по общеобразовательным дисциплинам, сдать вступительные испытания. А. Дурново ― А давайте поговорим о подготовке офицерских кадров. Как она сейчас организована, и по каким специальностям, в каких ВУЗах можно стать офицером сейчас? С. Марковчин ― Нет, ну соответственно мы в военных институтах и училищах везде готовим офицерские кадры, это первый уровень. По окончанию наших училищ ребята получают первое офицерское звание – лейтенант, мы называем первый уровень, тактический. Ребята как правило выпускаются на должности командира взводов, по окончанию обучения получают диплом специалиста. Здесь тоже проведена большая работа, мы не стояли на месте, я вначале сказал, что мы оптимизировали сроки. И министром обороны принято решение, мы оптимизировали сроки, и курсанты командных ВУЗов у нас учатся не 5 лет, а 4 года. При этом мы узаконили и оставили диплом специалитета. За счет чего? Мы не отказались от пятигодичной программы, мы пятилетнюю программу уложили в 4 года, то есть оптимизировали сроки, вот и все. То есть, ребята будут немного больше заниматься, больше занятий с преподавателями. При всем при этом выполнено требование начальника генерального штаба, министра обороны, соотношение практических и теоретических занятий у нас теперь составляет 70% практических, 30 – это теория. Ну, как говорится: «Поле – академия солдата», — наш великий генералиссимус Суворов говорил. Мы в эти требования укладываемся, причем с достаточным качеством. А. Дурново ― А раньше как было? С. Марковчин ― Раньше немножечко больше было соотношение… То есть, занятий по теории было больше занятий в классах. Сейчас мы стараемся, чтобы ребята больше стреляли, водили, больше занятий по управлению по подразделению боев, все это было в поле на местности, то есть будет качественней подготовлены в этих вопросах. А. Дурново ― Как поступать в военные ВУЗы сухопутных войск не суворовцам? Есть такая возможность? С. Марковчин ― Все точно так же. Просто (неразборчиво) наш официальный сайт (неразборчиво), заходите, смотрите, выбираете ВУЗ, ВУЗов много. Понимаете, к чему склонны. Если склонны к точным наукам, и у вас выбраны там экзамены по ЕГЭ физика, смотрите инженерные ВУЗы как правило. У нас физики поступают в Михайловскую артиллеристскую академию в Санкт-Петербурге, где готовят офицеров для ракетных войск и артиллерии вооруженных сил. Смоленская академия, войсковое ПВО готовят специалистов на основании этого ЕГЭ. Остальные ВУЗы, обществознание русский, математика. Поступление осуществляется так же, с октября мы вывешиваем наши как говорится требования к абитуриентам, оформляется дело в военном комиссариате, проходятся медицинские комиссии. Вот если мальчик готов пройти (неразборчиво) испытания, хороший балл ЕГЭ высокий. У нас есть пороговый минимум пройденный. Если он сдает успешно физическую подготовку, естественно здесь требования пожестче, чем в Суворовских училищах, ну и готовность так же его к психологическим нагрузкам, так называемых профотбор. Почему? Потому, что ребята уже проходя обучение в ВУЗах, будут выполнять и учебные, учебно-боевые задачи, это несение караульной службы, допуск к боевому оружию, Это работа на технике, и на сегодняшний день я вам хочу сказать, не каждый проходит эти тесты. Даже не смотря на то, что баллы ЕГЭ у кого-то довольно-таки серьезные. Между прочим к нам поступают не только из гражданской молодежи, не только суворовцы, у нас так же сейчас параллельно идет набор военнослужащих по контракту, военнослужащих срочной службы, которые с войск прибыли, прошли предварительные отборы в воинских частях, то есть к нам… мы пытаемся, чтобы опять это вот качество отбора. А. Дурново ― То есть, прошедшие службу тоже идут? С. Марковчин ― И прошедшие службу идут, и те, кто служит. При условии того ,что они положительно характеризуются командованием своей воинской части, их отпускают к нам для вступительных мероприятий. А. Дурново ― А скажите пожалуйста, ну вот я так понимаю, что после 11-го класса, да? С результатами ЕГЭ. А после 9 класс как-то можно попасть в систему военного образования? С. Марковчин ― Нет, к сожалению нужно иметь полное среднее образование, ждать… После 9 класса ЕГЭ же не сдашь. А. Дурново ― Ну да. С. Марковчин ― Это только уникальные дети наверное могут там 1-2. И я вам хочу сказать, вот если мы говорим опять про набор, мы… Наверное это тоже предмет гордости нашей, уже не первый год рейтинг наших ВУЗов я считаю растет, конкурс… Ну, основание это говорить, тоже конкурс. Ведь всегда считалось, что в командные ВУЗы всегда конкурс был чуть меньше. На сегодняшний день мы по этим результатам наверное первые в Минобороны. У нас Новосибирское училище второй год подряд предварительные отборы завершает с конкурсом 7 человек, 7,5 человек на место. Там мы готовим войсковых разведчиков и мотострелков. Дальневосточное училище общевойсковое, в этом году вышло на 6,5 человек на место. Это мало того, что училище далеко, и некоторые считают, что по территориальному как говорится расположению далеко люди (неразборчиво). Нет, я вам хочу спектр регионов, спектр городов – это вся страна. Ну и конкурс сам за себя говорит, 6,5 человек на место – это очень много. При всем при этом, в Благовещенске мы готовим специалистов помимо мотострелковых подразделений, морских пехотинцев. Мы готовим специалистов для горных подразделений, и арктических. Танковое училище у нас тоже вышло на серьезный конкурс в Казани. Сейчас порядка 4 человек на место, и где-то 4,5 московское командное наше Кремлевское училище. Хотел бы отметить, в следующем году будет праздновать свое 100-летие, тоже одно из старейших ВУЗов Минобороны. А. Дурново ― Мы сейчас прервемся ненадолго, всего на 5 минут, у нас короткие новости и реклама. Я напомню, что Сергей Марковчин, начальник отдела военного образования Сухопутных войск вооруженных сил России, полковник у нас в гостях. Мы говорим о подготовки специалистов для вооруженных сил России, и других министерств и ведомств, ВУЗов сухопутных воск. Никуда не уходите потому, что этот разговор мы продолжим сразу после небольшого перерыва. НОВОСТИ. А. Дурново ― 12 часов и 35 минут в Москве, второй тайм «Военного совета», Сергей Марковчин, начальник отдела военного образования Сухопутных войск вооруженных сил России, Сергей Григорьевич еще раз здравствуйте. С. Марковчин ― Еще раз здравствуйте. А. Дурново ― Я напоминаю нашу тему: «Подготовка специалистов для вооруженных сил России и других Министерств и ведомств ВУЗов сухопутных войск», и напоминаю наш телефон. Если у вас есть вопросы, можете присылать их в виде СМС на номер +7-985-970-45-45, или можете воспользоваться твиттером, там работает прекраснейший аккаунт @vyzvon, и туда тоже можно прислать вопрос. Сергей Григорьевич, имеют ли суворовцы какой-то приоритет при поступлении в военные ВУЗы, перед не суворовцами? С. Марковчин ― Поступают на общих основаниях, и естественно при равных как говорится итогах экзаменов, приоритетом будет пользоваться выпускник Суворовского училища. Многие задаю вопрос, вообще есть ли льготы, постоянно обращаются в адрес президента России, министра, главкома. Льгот как таковых, понятия нет. Есть право преимущественного, при равных показателях. Ну, и категория эта тоже определена приказом министра обороны, причем здесь понятно есть дети – сироты, дети героев РФ, дети военнослужащих, погибших при выполнении служебного долга. Причем это касается не только офицеров Минобороны, это касается офицеров всех силовых структур и ведомств страны, поэтому здесь подход очень прозрачный, и на самом деле тут все понятно. А. Дурново ― Ну я так понимаю, что помимо прочего суворовцы, они же еще и подготовлены лучше (неразборчиво) из школы приходят. С. Марковчин ― Ну да, мы в едином образовательном пространстве страны, армия – это лицо нашего общества, и соответственно так же поступают по результатам ЕГЭ. Как правило на 2-3 головы выше по физической подготовке, проблем практически нет с медицинским освидетельствованием, ну и естественно профотбор, ребята более подготовленные, менее… Вернее более стрессоустойчивее, и так далее. То есть, здесь проблем у суворовцев как правило не бывает. А. Дурново ― А вот наш постоянны слушатель Дмитрий Мезенцев спрашивает, может ли найти себя у вас гуманитарий? С. Марковчин ― Без проблем. Вы знаете, у нас есть такой институт, как участие в международных олимпиадах, российских олимпиадах. Здесь кстати что суворовцы, что курсанты участвуют, и результаты, которые мы на сегодняшний день имеем, и спектр, где участвуют наши обучающиеся, тоже это один из поводов гордиться нашими учениками. Если взять вообще спортивные мероприятия, у нас Казанское Суворовское военное училище в этом году в олимпиаде между довузовскими организациями первое место… Московское Суворовское – второе место. Ну, то есть это серьезно, не могу не сказать, что проводятся олимпиады как и по военной истории. Вот международная олимпиада недавно закончилась, по иностранному языку… Ну, по точным наукам, там информатика, физика у нас проходили, по общей профессиональной подготовленности. То есть в принципе при желании, если человек склонен к более гуманитарным наукам, но хочет служить, быть офицером, у нас не запрещено составлять индивидуальную программу при успешном освоении основных предметов обучения. Пожалуйста, занимайтесь. Говорю, сегодня военное образование настолько трансформировалось с гражданским, я вам хочу сказать решением Главкома, министра мы привлекаем к проведению занятий ведь и гражданских преподавателей гражданских ВУЗов. Помимо того, как я вам говорил, сам руководящий состав, министр обороны, заместители и вводные лекции читают, участвуют в других видах занятий. Поэтому здесь говорить о том, что не реализоваться… Есть желание – реализуешься. Чем бы ты не увлекался, какой бы направленности ты не был там, какие способности у тебя есть… Только желание, вот и все. А. Дурново ― Я правильно понимаю, что гражданские ВУЗы для вас тоже готовят специалистов? С. Марковчин ― Да, мы являемся заказчиками офицеров запаса, в 14-ти ВУЗах мы имеем 14 военных кафедр, 5 учебных центров. Здесь тоже полное взаимодействие организовано, мы выстроили встроенную систему. Даже в тех же международных олимпиадах студенты гражданских ВУЗов участвуют у нас, наша гордость – студенты Высшей школы экономики в этом году вошли в призовую тройку по высшей математике, мы гордились этим потому, что мы тоже являемся заказчиками. Подготовка осуществляется там как правило, если это военная кафедра, после первого курса, тоже при условии, что успешно обучаются по основным предметам обучения, учится 2,5 – 3 года, и потом после завершения всего полного курса обучения, им присваивается воинское звание лейтенант запаса. А. Дурново ― Раньше я помню, офицеров запаса постоянно вызывали на сборы всевозможные. Вот сейчас они в каком состоянии? Вот офицеры запаса, что требуется от них? С. Марковчин ― Ну мы понимаем, что это наш резерв, да? И как правило, без желания на самом деле мы их не вызываем, не призываем и так далее. То есть, при изъявлении желания выпускник проводит определенную работу установленным порядком через главное управление кадров, через руководство института, университета, и тогда этот вопрос решается. Если брать учебные центры, которые есть при гражданских ВУЗах, то они естественно осуществляют подготовку на протяжении всего обучения ребят, и по выпуску они становятся кадровыми, идут в войска, работают, служат так же, как и ребята, которые закончили военные учебные заведения. А. Дурново ― А вот кстати, выпускники военных ВУЗов все в конечном итоге… Вот 100% идут потом в войска, или кто-то все-таки уволен в гражданку? С. Марковчин ― У нас нет такого, чтобы кто-то был не востребован. Вообще формирование и набора курсантов и выпуска, это наша потребность в этих специалистах. Каждый выпускник перед выпуском, проходит через многоуровневый отбор, где ему определяется его должность по предназначению, кадровые органы составляют рейтинг с командирами, готовит итоговый приказ министра обороны, и случаев, чтобы у нас выпускник остался не нужный, ушел сразу на гражданку – такого нету. А. Дурново ― А какой-то отсев вот во время обучения есть? С. Марковчин ― Ну это естественный процесс, здесь нельзя не говорить о том, что у кого-то могут сложиться проблемы и со здоровьем, есть там единичный случай, что не выдерживают ребята, или вскрывается какая-то болезнь, которая при поступлении не проверяется. Здесь как правило у нас таких случаев я вообще не помню, но те, кто не успевает по успеваемости, ну и естественно не дай бог нарушители воинской дисциплины, которые что-то совершили неправомерное, естественно к воинскому званию офицера их не допускаем. А. Дурново ― Смотрите, у нас просто еще в теме нашего разговора, да? Подготовка специалистов для вооруженных сил России, и других Министерств и ведомств. То есть, вы готовите и для других ведомств? С. Марковчин ― Я больше хочу сказать, мы готовим так же и иностранных военнослужащих. И тут тоже есть, чем гордиться. Мы статистику ведем уже порядка за 70 лет, ВУЗы Минобороны подготовили более 280 тысяч специалистов. И если делать анализ, кем они стали у себя на родине, там как правило, это руководители высокого уровня, Минобороны, есть президенты, председатели правительств, которые закончили наши военные учебные заведения. И это тоже предмет гордости, на сегодняшний день в ВУЗах Минобороны обучается более 5000 иностранных военнослужащих, и тут тоже более 40 стран, то есть к нам едут, наше образование востребовано, оно престижное, диплом ценится, и это говорит о том, что в принципе у нас педагоги очень хорошие, подготовленные, и готовим. Силовые структуры и другие ведомства так же являются заказчиками кадра, и практически в каждом ВУЗе, где по необходимости где нужно разведчики, где мотострелки, где артиллеристы, обучаются специалисты, интересы их заканчивают в общих потоках, так же учатся в одних группах, но по выпуску идут уже соответственно по предназначению. Либо во внутренние войска там сейчас наша национальная гвардия, либо ФСБ, ФСО там, и так далее. А. Дурново ― А скажите пожалуйста, вот при поступлении именно в ВУЗы, география… Как-то география расположения училищ не влияет никак? С. Марковчин ― Никак не влияет. Это мы считаем как бы утопией, когда говорят, что например стоит академия в Смоленске, там учатся одни смоляне. Нет, я говорю, едут со всех регионов, присылают личные дела еще на стадии даже, когда ЕГЭ не сдали. У нас в этом году говорю, всплеск желающих поступать в ВУЗы, в том числе сухопутных войск, да? Если брать (неразборчиво) Минобороны. И поэтому отсюда и конкурс. География никак не определяет желание мальчика. Гражданин РФ, хочу учиться там, все в установленном порядке подал через военкомат документы, и поехал учиться. А. Дурново ― А как это организовано? Вот едет человек поступать допустим из Иркутска в Смоленск, он за свой счет едет, или вы ему как-то помогаете? С. Марковчин ― Ну, военкомат выписывает ему проездные документы, он прибывает сюда, здесь его принимают в списки части приемная комиссия, согласно расписанию, которое естественно заранее утверждено. Проводятся отборочные мероприятия. Если прошел и утвердился, то остается дальше. Если нет, то соответственно по проездным документам он убывает обратно в тот город, где живет. А. Дурново ― Прямо в день приезда отборочные мероприятия? Или… Живет где, вот пока ждет? С. Марковчин ― Мы для первых курсов как правило готовим специальный казарменный фонд, либо они заезжают на место выпускников, либо вот как в московском командном училище есть отдельный лагерь Ногинский, где традиционно абитуриенты проживают, готовятся, и им не обязательно, чтобы вы приехали, и как правило такого нету. Приехали, есть какая-то там адаптация, пока изучают личное дело, и естественно первые начинают профотбор, медицинская комиссия, прежде чем допустить на физподготовку, чтобы понимать физически это возможно или нет. С каждым персонально работают офицеры, специальная администрация. Это очень глубоко продуманный процесс на самом деле, и он на контроле у всех. То есть, тат ошибок не будет, и не было в принципе. А. Дурново ― Я напомню, у нас в гостях Сергей Марковчин, начальник отдела военного образования Сухопутных войск вооруженных сил России, мы говорим о подготовке специалистов для вооруженных сил России, и других министерств и ведомств в ВУЗах сухопутных войск. Сергей Григорьевич, вот о чем я хотел спросить: кто преподает в военных образовательных организациях? С. Марковчин ― Ну, в ВУЗах у нас две категории: это военные педагоги и гражданские. Поэтому здесь в принципе большого разделения мы не делаем, требования ко всем одинаковые. У нас есть утвержденная министром нормативная база, согласно которых мы отбираем педагогов. Ну, если брать офицеров, то как правило мы берем офицеров с опытом работы, склонных к педагогической деятельности. Попасть сразу в ВУЗ не так просто, это тоже многоуровневая работа. Помимо прохождения аттестационной комиссии на предназначенную желаемую должность, нужно соответствовать квалификационным требованиям занимаемой должности, пройти согласование с кадровыми органами, с управлением образования, главного управления кадров Минобороны. Поэтому проходимцев как правило у нас нету на этих должностях. Помимо этого, тех людей, кто не занимался наукой, не имеет научного звания и степени, мы планово прорабатываем вопрос, чтобы они занимались наукой, писали диссертации по выбранным своим темам, которые актуальны для Минобороны, и чтобы они тоже были специалистами по тем предметам, куда они хотят придти. Если брать гражданских специалистов, то как правило это педагоги высшей школы, у нас практически все преподаватели остепененные. По аккредитационным показателям в сухопутных войсках нет никаких проблем по этому вопросу, и ну говорю, педагоги у нас на очень высоком уровне. А. Дурново ― А кстати, вот многие забывают, что ВУЗ – то ведь не только образовательное, это еще и научное учреждение. Как у вас научная деятельность организована. С. Марковчин ― Ну давайте не забывать, что центр научной деятельности – это кафедра. И продолжая кстати тот вопрос можно сказать, что от старшего преподавателя до начальника кафедры, заместители начальников ВУЗов уже должности все конкурсные. Пройти конкурс, как правило требования занимаемым этим должностям иметь ученое звание, ученую степень, на кафедрах работают предметно-методические комиссии. Я хочу сказать, здесь тоже есть чем гордиться. Наши преподаватели участвуют во многих исследовательских работах, получают гранды и Минобороны и правительства. Особенно конечно хотелось бы отметить преподавателей Смоленской академии в этом вопросе. В этом году просто всплеск и дипломов, и свидетельств, и патентов на изобретение. Но и что хотелось бы отметить, мы к этой работе привлекаем-то не только педагогов. Мы начинаем заниматься наукой уже с курсантов. По большому счету научные кружки, в которые они прикрепляются, тоже к вопросу нашего слушателя – гуманитарий. Если ты гуманитарий, пошел по гуманитарным. Потому, что специалисты высокого класса, и развиваем весь этот вопрос так же. Ну помимо этого не секрет, что ВУЗах Минобороны есть научные роты, у нас в сухопутных войсках, в стенах Московского командного училища тоже есть научная рота, которая выполняет задачи в интересах главнокомандования сухопутных войск, национального центра обороны государства, и командования ВДВ. Ребята за 2 года, вот в 14-м году в мае была создана эта рота, тоже показались высококлассными специалистами, есть результаты, свидетельства, внедренные программы, и есть чем гордиться. Мальчики настолько проявили себя, при желании некоторые остаются, заключают контракт, получают некоторые первое воинское звание офицерское – лейтенант, и работают дальше. А. Дурново ― Наш любимый вопрос в этой программе, который мы всегда всем задаем. А девочек набираете? Хотя бы в какие-нибудь ВУЗы, хотя бы сколько-нибудь. Есть квоты? С. Марковчин ― В сухопутные войска девочек не набирают. А. Дурново ― Вообще никогда? С. Марковчин ― Вы понимаете, что такое сухопутные войска? Это передовая, это с автоматом… А. Дурново ― То есть, это исключено на данный момент совершенно, да? С. Марковчин ― У нас может быть к сожалению, но пока потребности в военнослужащих женщинах нету. А. Дурново ― Нету. А скажите пожалуйста, вот мы говорили с вами о практических занятиях в ВУЗы, а в войска выезжают? С. Марковчин ― Здесь однозначно идет мощнейшая интеграция образовательного процесса с повседневной боевой деятельностью войск. Мы во-первых не только участвуем во всех учениях, мы проводим… У нас как один из видов, это командно-штабные игры. Причем мы их стали проводить не только внутри ВУЗов, а это комплекс привлечения всех заинтересованных ВУЗов. То есть, например проводит общевойсковая академия, привлекаем Михайловских специалистов артиллерии, слушателей Смоленской академии, то есть все академии завязаны в единое целое, и соответственно отрабатывают учение. Педагоги у нас все участвуют не смотря на то, что это дополнительная нагрузка, во всех видах учений, которые проводятся в войсках. Сами видите, решение верховного главнокомандующего, чистота их увеличена, и наши преподаватели на этих учениях занимают тоже ответственные должности, получают навык, и возвращаются в ВУЗ, как говорится с теми освеженными знаниями, корректирует где-то свои там конспекты, планы, и доводит более свежую информацию до обучаемых. Это мы вот кстати говорим о том, чего мы добились. Это связь процесса обучения с повседневной боевой деятельностью войск. То есть, мы не разделяемся, и это ускоряет процесс доведения самой свежей информации. Вы видите, да? Какими темпами наша армия получает самые современные перспективные образцы вооружения военной техники. Естественно, придя в войска, мы в опережающем порядке получаем их себе, вместе в комплекте с тренажерами учебными, где отрабатываем. Но когда приехал и опробовал ее на учениях, то есть в принципе ее боевое применение. Соответственно более качественно сможешь про нее рассказать, научить пользоваться, и так далее. То есть, мы лучше готовим специалистов. А. Дурново ― 3 минуты у нас остается до конца, давайте чуть-чуть о будущем поговорим. Вот в каком направлении должно развиваться военное образование, и как повысить качество востребованности его? С. Марковчин ― Ну, достижение качества уровня образования возможно только при условии эффективной организации образовательного процесса, эффективного управления этим процессом. Этот процесс у нас реально сложный почему? Потому, что нам помимо базовых гражданских предметов надо дать наш военный (неразборчиво), и трансформировать процесс обучения так, чтобы наш специалист был помимо того, что высоко подготовлен как военный специалист, его диплом и его работа была востребована как специалиста и на гражданке. Поэтому здесь мы только стоим на том, что вот не стоять на месте. Я говорил, реформ бояться не надо, мы не закостенелые, мы развиваемся, мы учитываем современные требования, современные угрозы, и естественно все в правовом поле, все согласно как говорится одной правовой базы, образовательной базы, и в одном поле со всеми другими ВУЗами. А. Дурново ― Ну, если так сравнивать скажем в 90-ми, что-то так был упадок-упадок в 90-х? Насколько большой разрыв сейчас? С. Марковчин ― Это две разных армии, это две разных составляющих военного образования. Сейчас на том пике, на котором мы находимся, это честь и хвала, мы гордимся нашим руководством. Так как мы обеспечены, как защищены наши выпускники, какой у нас социальный пакет, какая у нас техника. Мы выполним любые задачи верховного главнокомандующего в любой точке мира, не смотря ни на что. А. Дурново ― Последний вопрос, наверное на последнюю минуту. Я так понимаю, что помимо всего прочего в системе военного образования бурно развивается инфраструктура. С. Марковчин ― Естественно. Этот процесс, я вам говорил, мы провели жесткий мониторинг, логистику, составили программы развития. К этому комплексу были привлечены все ведущие Центрального органа военного управления, это прошло под руководством начальника генерального штаба статс-секретаря заместителя министра обороны. И по направлению деятельности я вначале говорил, что каждый замминистра участвует по своим должностным обязанностям. Я отвечаю за строительство, за стройку, за боевую подготовку… Я говорю – комплекс, и все завязано в единое целое, и под контролем. Я говорил, нормативы временные выдерживаются, жесткий контроль, поэтому все у нас будет нормально. А. Дурново ― Ну, кстати вот если в ближайшее будущее заглядывать, станет ли больше ВУЗов в системе образования сухопутных войск? С. Марковчин ― Вы знаете, опять. Все привыкли ругать, да? Говорили, раньше было больше, и так далее, и так далее. Потребность. Мы исходим из потребности. Специалистов мы сейчас готовим качественно, нормально, и обеспечиваем ту потребность войск, которая есть на сегодняшний день. Надо будет, прикажут, мы в кратчайшие сроки все сделаем. А. Дурново ― Спасибо вам большое, я напомню, в гостях у нас был Сергей Марковчин, начальник отдела военного образования Сухопутных войск вооруженных сил России, полковник. «Подготовка специалистов для вооруженных сил России и других Министерств и ведомств сухопутных войск», мы говорили об этом сегодня. Меня зовут Алексей Дурново, мы прощаемся до следующей субботы. Не забудьте, ровно через неделю в 12 часов включить «Военный совет», он всегда на своем месте, спасибо. С. Марковчин ― До свидания.
Июл 13
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы
Комментарии отключены
Извините, комментарии сейчас закрыты.