Р.Плюсов ― Мы заканчиваем в этом году цикл передач по водной проблематике. 2016-й оказался насыщенным на разные события. Это и паводки и ситуация за Байкалом, и в Крыму, и экореабилитация. Мы говорили о берегозащите, модернизации очистных сооружений, в конце концов, просвещении. И много было различных акций по бережному отношению к воде. У на сегодня в студии Дмитрий Кириллов, директор водного департамента Минприроды России. Дмитрий Михайлович, здравствуйте! Д.Кириллов ― Добрый день, Роман. Р.Плюсов ― И Илья Разбаш, руководитель пресс-центра «Вода России». Илья, добрый день! И.Разбаш ― Добрый день! Р.Плюсов ― Дмитрий Михайлович, первый вопрос вам. Как обстоят дела с водохозяйственной отраслью в 2016 году. Уже декабрь, хотя первая половина, можно уже как-то… Д.Кириллов ― Конечно, год уже можно характеризовать. Давайте по порядку, по тем вопросам, которые вы осветили, сказали. Действительно, в 16-м году, если касаться, скажем, напряженной водохозяйственной обстановки обязательно обеспечения водой, мы занимались тем, что преодолевали последствия тяжелого 15-го года. Это связано с маловодьем и на Волге и на Дону, обеспечением судоходства, обеспечением обводнения нижней Волги, созданием условий для надежного обводнения Волго-Ахтубинской пойме, Западных подстепных ильменей. В итоге, в том числе, в результате регулирования работы наших водохранилищ и складывающихся погодных условий –не буду здесь лукавить – в целом напряженность 15-го года мы преодолели. Никаких осложнений и сложностей, связанных с падением грузооборота, как было в 15-м году по судоходству – в 16-м мы смогли всего этого избежать. По обводнению и спецпропуску на нижней Волге, спецпропуск составил, вообще, в объеме 130% от нормы, тоже даже превысил необходимые объемы. И.Разбаш ― Большое количество людей, как раз проживающих там, в этом году отметили, что уровень воды был в норме. Д.Кириллов ― Мы с коллегами, кто занимается этой работой, в том числе, в регионах, подводили итоги весеннего обводнения. Можно даже сказать, что в шутку говорили, что боролись с наводнениями и в Астраханской области в Волгоградской в этом году. Р.Плюсов ― Можно сказать, что 16-й год оказался спокойней, чем 15-й? Д.Кириллов ― В этой части да. У нас сохраняется напряженная обстановка на Байкале, где мы также аккумулируем запасы водных ресурсов для того, чтобы преодолеть вот этот двухлетний спад водности, который там был в 15-м и в 14-м году. Мы надеемся, что, начиная с 17-го, собственно говоря, мы войдем в ту норму, которая у нас предписана законом об охране озера Байкал и сможет тоже стабилизировать водохозяйственную обстановку и с точки зрения экологической составляющей и с точки зрения обеспечения водой расположенных ниже озера Байкал на реке Ангаре населенных пунктов Иркутска, Ангарска, ряда других. Р.Плюсов ― Дмитрий Михайлович, если позволите… В целом понятно, 16-й год оказался проще. Давайте по пунктам просто пройдем. Вот приходили новости о паводковой ситуации. Была сложная на Амуре ситуация опять. Если начать с паводков. Д.Кириллов ― Абсолютно верно, конечно. Все же мы понимаем, какая была ситуация. Я не случайно сказал, что одни из составляющих этого процесса, что мы преодолели последствия маловодных лет, связано и со складывающимися гидрогеологическими условиями, то есть с повышенной водностью в определенных бассейнах. Паводковая ситуация, действительно, была непростая. Традиционно это, собственно говоря, Северо-Запад России. Традиционно в этом году это были: Приморье, Дальний Восток, Сахалин. Все мы видели те циклоны, которые заходили. Могу сказать так. Если говорить про Дальний Восток, то помимо той работы, которая, конечно, была проведена, с одной стороны, есть и определенные результаты, связанные с предотвращением последствий наводнения 13-го года и так далее… И.Разбаш ― Это, в частности, по Саха и в этом году закончены в этом году работы, которые в 2014 году начались, и по Магаданской области, на реке Орла. Д.Кириллов ― Абсолютно верно. Много было проведено там мероприятий, достаточное количество, будем так говорить в пределах возможностей и имеющихся средств. Это и Магаданская область, и Еврейская автономная область, и Хабаровский край и республика Саха. Что хотелось бы отменить. Вообще говоря, ситуация 16-го года показала и определенную, скажем так, нерасторопность региональных властей. Я бы не хотел сейчас называть конкретные населенные пункты. Есть у нас населенные пункты, которые подвергались наводнению в 13-м году и о которых мы в 13-м году говорили о необходимости разработки планов инженерной защиты этих территорий, и которые повторно подверглись подтоплению по результатам 16-го года. Р.Плюсов ― Это, что халатность или денег не хватает? Можно как-то предположить? Д.Кириллов ― Знаете, у нас все умеют объяснят — то сменой руководства, то еще чем-нибудь. Но по большому счету эта ситуация не имеет объяснений, потому что средства на разработку соответствующей документации были выделены из федерального бюджета региона. Я говорю в данном случае про Приморский край в 14-м году. На дворе конец 16-го… Р.Плюсов ― И ничего не сделано. Д.Кириллов ― И мы сейчас буквально заставляем регионы начинать эти работы с 17-го года. Хотя по большому счету это нужно было сделать два года назад. Такие результаты нашего водохозяйственного года тоже есть. Р.Плюсов ― А кроме Приморья есть еще такие явно проблемные регионы? Д.Кириллов ― Явно проблемные… Знаете, это как в поговорке: все счастливы одинаково, а несчастливы по-своему. У каждого свои сложности, в том числе, сейчас обеспечением финансирования соответствующих объектов. Не в плане федерального бюджета, а в плане регионального софинансирования. Есть сложности объективные, скажем, в Амурской области с точки зрения соблюдения бюджета, возможности исполнения своих обязательств. Но там не такого характера, ни организационного, не управленческого, будем так говорить. Они, я надеюсь, будут преодолены при желании руководства работать по данному направлению. Р.Плюсов ― Илья, есть какие-то цифры по берегозащите, по паводку? И.Разбаш ― Я перечислил несколько объектов, которые в 16-м году были закончены. Среди них, если мы говорим… Р.Плюсов ― Самые крупные, да. И.Разбаш ― Это, допустим, была реконструкция плотины на реке Певек… Р.Плюсов ― Это какой регион? Д.Кириллов ― Это Чукотский автономный округ, это довольно сложный объект опять же, в условиях вечной мерзлоты. Довольно долго, собственно говоря, мы искали инженерное решение, как к нему подступаться и довольно долго проблемно реализовывали этот объект с учетом климатических условий. Объект важный не только с точки зрения предотвращения, прежде всего с точки зрения водообеспечения целого поселка, где других альтернативных источников нет. И, честно говоря, пока шло строительство этого объекта, населенный пункт был вынужден снабжаться водой на опреснительных установках. И наконец в этом году, мы, собственно говоря, прежде всего, региональные власти закончили наконец этот объект. И люди смогут почувствовать улучшение с точки зрения надежности водоснабжения. Р.Плюсов ― А есть какие-то цифры, сколько людей в итоге получили защиту от паводков, от стихийных бедствий? И.Разбаш ― Порядка 300 тысяч человек. Р.Плюсов – В 16 ―м году, благодаря проведенной работе. И.Разбаш ― По конкретным завершенным… Тут надо понимать, что строительство такого объекта либо это дамба, либо это еще что-то – это не вот, за 3 месяца взяли, поставили… Р.Плюсов ― Капитальное сооружение. И.Разбаш ― Капитальное сооружение. Бывают переходящие стройки. Вот конкретно за 16-й год по тем стройкам, которые на сегодняшний день завершены, 300 тысяч человек защищены. Это довольно прилично. Безусловно есть еще переходящие объекты, я бы просто сейчас не останавливался… Р.Плюсов ― Которые будут в следующем году. И.Разбаш ― Да. У нас достаточно большой проект по Хабаровску, да, Дмитрий Михайлович? Р.Плюсов ― Но по Хабаровску – там долго… Вы имеете в виду берегозащиту? Там долго тянется эта история вся. И.Разбаш ― Сам по себе крупный объект, который защищает в центре города порядка 30 тысяч человек. Д.Кириллов ― Если вкратце говорить об итогах поводков 16-го года, то, по крайней мере, мы видим, что у нас в зоне внимания по-прежнему остается Дальний Восток. И определились несколько болезненных точек на Северо-Западе. Это и Архангельск, и Великий Устюг. По Великому Устюгу в этом смысле решения все необходимые приняты. Проект мы начнем с 17-го года. И здесь как раз совсем противоположная ситуация в плане внимания региональных властей. Быстро среагировали, быстро подготовили проект, тоже масштабный, протяженностью 6 километров. Но, по крайней мере, он весь микрорайон закроет, которые пострадал у нас. Р.Плюсов ― Великий Устюг – это Дед Мороз, это такое имиджевый проект. Должны… Д.Кириллов ― Ну, должны, не должны – везде должны. Везде люди живут и страдают. Поэтому, что тут говорить… Р.Плюсов ― Хорошо. С паводком понятно. Огромная страна – огромные проблемы. С одной стороны, у нас паводок и где-то топит, а где-то воды не хватает. Крым, как известно, вододефицитный регион. Что здесь? 2016 год прошел. Д.Кириллов ― Мы много говорили про Крым, в том числе, в нашей передаче. Поэтому, чтобы не повторяться, несколько цифр скажу в целом по водопотреблению в Крыму для хозяйственно-питьевого и промышленного снабжения. На сегодняшний день в результате принятых мер по экономии порядка 30% мы снизили водопотребление в республике. Р.Плюсов ― Это промышленные предприятия или люди стали меньше пользоваться? Д.Кириллов ― Это не люди и не промышленные предприятия. Поскольку, когда мы с вами начинали разговоры про Крым мы отмечали – все это знают – те большие потери, которые там были в системах водоснабжения, которые доходили до 50%. Р.Плюсов ― То есть только за счет НРЗБ Д.Кириллов ― Это, прежде всего, за счет не экономии даже воды, а за счет сокращения потерь в результате транспортировки. Р.Плюсов ― По сути, модернизации. Д.Кириллов ― За счет выполнения тех планов, которые там реализовывались, начиная с 14-го года – планы по водоснабжению и водообеспечению. И реконструкция прежде всего большого количества магистральных трубопроводов, которые проложены по всей республике. Так вот, эти меры позволили сократить нам само водопотребление на порядка 30% за счет сокращения потерь прежде всего. Это уже достаточно серьезный результат для вододефицитного региона. Второе: в результате выполненных мер, в принципе, найдены все источники водоснабжения населенных пунктов, в том числе, за счет подземных вод. Это на сегодняшний день становится, скажем так, одним из основных направлений водообеспечения региона — это, естественно, имеющиеся там подземные воды. Перспективные задачи на сегодняшний день как минимум три. Это рациональное использование этих подземных вод в целях их неистощения, предотвращения засоления и в результате потери способности отвечать требованиям водопитьевого качества. Рациональное использование этих подземных вод – один из приоритетов должен быть в работе, собственно говоря, деятельности республики. Поскольку нужно понимать, что это стратегический сейчас ресурс, за счет которого будет осуществляться снабжение на долгие годы. Второе – это, естественно, строительство трактов водоподачи для обеспечения наиболее проблемных регионов Крыма. Как мы говорили, это прежде всего восточная его часть. По всем другим регионам,– если говорить о Симферополе, о южном береге Крыма, если говорить о Севастополе даже, – в результате принимаемых в целом задачу водообеспечения на сегодняшний день уже можно считать решенной. Проблемой остается восточная часть – это Керчь, Феодосия и Судак. Там нужно все-таки в намеченные сроки реализовать мероприятия по строительству водоводов, которое есть в соответствующей Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 20-го года. Те мероприятия, которые там заложены, в этой части должны быть выполнены безусловно, чтобы обеспечить водоснабжение. И, пожалуй, третье – это, собственно говоря, в отношении восточного Крыма, наличие и реальности, безусловно, исполнения планов водообеспечения и водоснабжения населения на случай возможных чрезвычайных ситуаций и так далее. Чтобы эти планы не оказались бумажными, не оказались дутыми. Р.Плюсов ― То есть такой резерв должен быть. Д.Кириллов ― Безусловно. Чтобы мы могли избежать ситуации, которая в определенных районах Крыма скалывалась во времена блэкаута, когда вроде бы мобилизационные планы есть, мощности есть, а оказывается, что они либо не работают, либо физически отсутствуют. Р.Плюсов ― А где брать эти резервы? Д.Кириллов ― Дело не в резервах. Сами водные источники определены. Разведаны месторождения, поставлены в эксплуатацию эти месторождения подземных вод, за счет которых будут наполняться те самый трубопроводы, которые подлежат строительству до 20-го года. Вопрос только в том, что в случае неблагоприятных водохозяйственных условий нужно иметь технику, нужно иметь графики ограничения режимной подачи воды, подачи воды по часам, отключение промышленных потребителей в целях обеспечения питьевого водоснабжения. Нужно иметь технику для подвоза воды – элементарные водовозки и так далее. И все это должно быть разработано и апробацию пройти и работать в случае возникновения реальной необходимости. Р.Плюсов ― Какие сроки поставили вы? Д.Кириллов ― Я полагаю, что до февраля месяца все эти планы будут в регионах отработаны. Они существуют… Р.Плюсов ― Планы ближайшего времени. Д.Кириллов ― Конечно. Они существуют. Вопрос в том, что нужно их контролировать, нужно обеспечивать их реальное исполнение при необходимости. Р.Плюсов ― Чтобы закончить тему с Крымом, хочу последний вопрос задать. Можно сегодня сказать, что Крым больше не зависит от этого канала из Украины, перекрывая который – были проблемы в Крыму? Д.Кириллов ― Это уже давно и безусловно так. Поскольку и сама подача воды прекратилась. И все необходимо меры начали приниматься с первого дня. И реальное водоснабжение полуострова, безусловно, основано на собственных источниках водоснабжения. Р.Плюсов ― Хорошо. К следующему вопросу. Любопытные видел я цифры. Во ВЦИОМ проводили опросы. 63% опрошенных считают, что существует те или иные проблемы, что касается воды. И.Разбаш ― Да, все верно. Мы совместно с ВЦИОМ проводили исследования в октябре 16-го года. Р.Плюсов – 63% ― это много или нет? Даже больше, чем каждый второй… Д.Кириллов ― Исследования ВЦИОМ показывают, что 63% опрошенных признают даже качество воды в водных объектов ключевой проблемой. И.Разбаш ― Там важно, что как о проблеме люди говорят о том, что вода загрязнена. То есть этот ответ, собственно, сформировал проблематику, которая не сегодняшний день волнует наших граждан. И вопрос антропогенной нагрузки на объекты, он на сегодняшний день один из самых актуальных. Р.Плюсов ― Эти 63% говорят о том, что люди опасаются за качество воды. И.Разбаш ― Абсолютно верно. Тут важно отметить, что на сегодняшний день вопрос ни количества, вопрос не достаточности, а именно качества воды является, по сути, самым актуальным. Р.Плюсов ― Из чего состоит этот вопрос? Модернизация очистных… Д.Кириллов ― Вопрос состоит по большому счету из трех блоков, которые мы не должны забывать. Первое – это, конечно, качество сброса. Это модернизация, реконструкция очистных, очистка сточных вод до нормативного состояния и как следствие – снижение загрязнения. Второе – это обустройство и функционирование водоохранных, чтобы они могли выполнять свои водоохранные, природоохранные функции, чтобы они вовремя залесялись, чтобы там происходили процессы лесовосстановления… Р.Плюсов ― Чтобы дачи не строили на берегах. Д.Кириллов ― Это все туда, это все к режиму водоохранной зоны. А если и строили, то с оборудованными системами сбора и удаления сточных вод с целью предотвращения их поступления в водный объект. Состояние водоохранных зон. И третье направление, которое все-таки беспокоит наших граждан, это тема немножко смежная с системой жилищно-коммунального хозяйства – это качество воды и питьевой воды. Все эти темы в широком смысле государство, конечно, должно держать в поле своего зрения и заниматься этими проблемами. Р.Плюсов ― Если по цифрам, по модернизации очистных, что сделано за 16-й год? Д.Кириллов ― Как вы знаете, мы поддерживаем соответствующие проекты по модернизации очистных ежегодно уже, наверное, 6-й год… Р.Плюсов – С 12 ―го года федеральная целевая программа «Вода России» работает. Д.Кириллов ― Да. Большое количество проектов у нас идет, достаточно крупных порядка 60 инвестиционных проектов крупных по крупнейшим водоканалам с объемом инвестиций свыше ста – 126 миллиардов рублей, довольно значительная сумма. В 16-м году мы планируем, собственно говоря, что будут завершены работы в таких городах, как Липецк; по реконструкции очистных сооружений – Обнинск Московской области, в Екатеринбурге, ряде других, более мелких… В 17 ―м соответствующие работы будут закончены (в настоящий они продолжаются) по таким городам, как Великий Новгород, Петрозаводск, Екатеринбург. Кроме того будут продолжены работы и в Москве и в Санкт-Петербурге. То есть работа идет по реконструкции очистных. Р.Плюсов ― А охотно идут предприятия ЖКХ, промышленные предприятия на контакт и выполняют работы по модернизации очистных? Д.Кириллов ― Это вопрос тесно связан с сегодняшней общей экономической ситуацией, поэтому государство должно думать о том, чтобы инструменты поддержки, инструменты, может быть, принуждения еще дополнительно разрабатывать и вводить, стимулировать эти инвестиции. Мы понимаем, что природоохранные инвестиции – это в прямом смысле не инвестиции, расширение производства. А когда их в принципе не хватает, понятно, что природоохранные объективно по экономическим законам отходят, условно говоря, на второй план. Р.Плюсов ― Предприятиям нужно выживать. Д.Кириллов ― Или развивать свою какую-то линейку производства, расширяться, грубо говоря. Природоохранные инвестиции – это такой хороши бонус, грубо говоря, в благополучные времена. А поскольку сейчас времена, может быть, более сложные для нашего бизнеса, нашего производства, то, конечно, и поддержка таких проектов со стороны государства должна быть более ощутима и разновекторная. Р.Плюсов ― Мы говорили про ВЦИОМ. Очень большая часть работы – просвещение, работа с людьми. Не одну передачу мы делали. Действительно, ведется огромная работа. И »Чистые берега» и другие акции. И.Разбаш ― На сегодняшний день миллионы принимают участие и в образовательных программах, которые проходят по всей стране и в программах нашего субботника «Вода России», где волонтеры расчищают берега рек от скопившегося мусора. Согласно нашему исследованию 87% жителей Российской Федерации демонстрируют ответственное отношение даже и к расходованию воды. В принципе, мы считаем, что вектор такого бережного отношения к воде, он не стоит на месте, он развивается. И все меньше и меньше граждан, в общем, находятся в состоянии таких аутсайдеров и, по сути, с наплевательским отношением к воде. Р.Плюсов ― Что это значит? Человек, когда приезжает на водоем, убирает за собой мусор? И.Разбаш ― Вот смотри, цифра такая:22% от случая к случаю экономят воду; каждый 5-й позволяет себе не сильно заботиться, с одной стороны, экономить воду, с другой стороны, в это число входят люди, которые могут себе позволить не экономить воду. Конечно, нас эти цифры полностью удовлетворяют с точки зрения того, что видна как бы некая работа, которая проведена. И, что самое главное, эта работа, ведущаяся на системной основе с поддержкой в регионах, она с каждым годом набирает все больше и больше участников. Мы когда-то начинали свою акцию со 170 тысяч человек, на сегодня это 1 300 000. Р.Плюсов ― Илья, можно поподробнее о механизме. Ведь сегодня, насколько я понимаю, говорить «береги воду», «не мусори» — какие-то такие пропагандистские методы, они не работают. Нужно как-то завлекать, какие-то игровые… И.Разбаш ― Нет, работает комплекс мероприятий. То есть со школьной скамьи, с одной стороны, через бабушку, дом, во время проведения урока о воде… Р.Плюсов ― Экоуроки. И.Разбаш ― Это экоуроки, да, которые у нас проходят. И порядка миллиона детей в этом году прошли через эко-урок. Р.Плюсов ― Я принимал участие в этом эко-уроке. Это, действительно, удивительная атмосфера. И.Разбаш ― В открытом доступе есть как онлайн-урок, то есть можно детишек совершенно спокойно просить проходить в сети-интернет, либо офлайн-урок для тех учителей, которые до сих пор не провели по какой-то причине и хотят повторить. Это все в открытом доступе на сайте voda.org.ru. Р.Плюсов ― А для студентов что-то есть? И.Разбаш ― Безусловно, конечно. Студенты – это активная часть населения, которая вовлечена с точки зрения организации волонтерских движений по регионам по уборке рек. Давайте мы сейчас ненадолго прервемся. «Вода России-2016″. Мы итоги промежуточные подводим, уже можем подвести. Сейчас новости, небольшая реклама, затем продолжим, поговорим о приоритетных направлениях работы, что нас ожидает, что дальше, в 2017-м году. РЕКЛАМА Р.Плюсов ― Поводим итоги года. «Вода России 2016″. Вот перед перерывом я сейчас сказал, что мы поговорим о планах. У нас даже президент выделил приоритетные направления работы, как сказал Владимиру Путину, это Волга. Сегодня в России из водной проблематики Волга – это основное мероприятие на 17-й год. Но ведь нельзя сказать, что это ниоткуда появилось. Волгой занимались, на я так понимаю, больше нижней ее частью, нижней Волгой и Волго-Ахтубинской поймой. Д.Кириллов ― Конечно, Роман. Даже то, что сегодня Илья говорил, оно уже подтверждает, что президент это говорит не на пустом месте. Когда 63% опрошенных ставят вопрос качества воды и водных объектов в качестве приоритетной проблемы водохозяйственной, понятно, что это запрос людей. Мы тоже неоднократно говорили, что, несмотря на имеющиеся ограничения по водности – они у нас носят локальный характер – территории, подвергающиеся наводнением тоже нам достаточно известны, и тоже понятно, что с ним делать. Это просто работа как вложение и инженерные защиты. А проблема качества водных объектов, особенно в освоенной части Российской Федерации – это, по сути, ключевая проблема – проблема снижения антропогенного воздействия на наши водоемы, на сохранение их рекреационного, продуктивного потенциала, сохранение их как среды обитания водных биологических ресурсов. Это одна из ключевых проблем. Поэтому, когда президент ставит ее в Послание, безусловно, это отвечает и реальному положению дел и злобе дня и ожиданию людей. Р.Плюсов ― По каким направлениям, если можно примеры пойдет работа? Вот обозначено направление – Волга. И теперь что нужно делать? Д.Кириллов ― Сейчас в соответствии с поручением из-за по итогам Послания будет подготовлен приоритетный проект в рамках деятельности Совета по стратегическому развитию Российской Федерации при президенте, по водным объектам, по особо охраняемым территориям, поскольку президент поставил задачи еще и по озеру Байкал, по Телецкому озеру и ряду других. Понятно, что он не все озвучил, что требует работы. Основные направления, скажем так, пласт стратегических направлений по снижению негативного антропогенного воздействия на водные объекты – это реконструкция, модернизация очистных путем расширения инструментов господдержки, о чем я уже говорил в начале нашей передачи. Р.Плюсов ― Государство будет стимулировать строительство очистных сооружений на протяжении всей Волги. Д.Кириллов ― Да. Хотим мы или не хотим, надо находить субсидии непосредственно на строительство малых очистных сооружений там, где это экономически нерентабельно; нам нужно искать новые инструменты поддержки… Р.Плюсов ― Нерентабельно – имеется в виду маленькие поселения, города. Д.Кириллов ― В маленьких населенных пунктах, конечно, безусловно. Где стоят проблемы и водоснабжения и очистки сточных вод. …И дополнительного стимулирования наших предприятий к модернизации очистных. И обустройство наших водоохранных зон, о чем мы говорили. Это одно направление деятельности. Безусловно, оно требует участия общественности, потому как мы все понимаем, что такое, допустим, привести в порядок наши природоохранные зоны и берега наших рек. Мы все понимаем протяженность этих берегов, понимаем и места и захламления. И.Разбаш ― Говоря о Волге – это более 30 регионов. Вообще, это житница России, то есть сосредоточение населения достаточно большое. И возвращаясь к нашему исследованию, 77% респондентов готовы выйти на помощь. Р.Плюсов – 77% ― это подавляющее большинство. И.Разбаш ― Люди готовы выходить на берега речь, очищать его от мусора, и, что самое главное, продолжать дальше обеспечивать некий общественный контроль – такая модная на сегодняшний день тема. И в беседа и, безусловно, мы сталкиваемся в работе с природоохранной прокуратурой. Коллеги оценивают такую совместную работу на достаточно высоком уровне. Потому что, во-первых, всегда удобно, когда есть от местного населения смотритель за кусочком этого берега, который красивый, имеет рекреационный потенциал, имеет какое-то культурное наследие, то, конечно, грубо говоря о том, что на сегодняшний день люди стали больше задумываться о ценности того, что протекает у них рядом. Д.Кириллов ― Грубо говоря про участие общественности, что хочу сказать. Наша задача – сформировать механизмы, где люди бы могли приложить свои усилия, реализовать свои потребности, и свою гражданскую инициативу, которая у них существует. В рамках проекта это должно быть сделано. Для примера могу сказать. Я не знаю, знаете вы или нет, но самое большое количество мусора на Байкале убирают как раз волонтеры, а не организации, отвечающие за сбор, утилизацию… И.Разбаш ― У нас был отдельный эфир на эту тему, где мы говорили о том, что в действительности даже из стран Европы приезжают туристы экологически зачистку совершать такую. Д.Кириллов ― Безусловно, возвращаясь к той задаче приоритетной, о которой мы стали говорить во второй части нашей программе, нужно сказать, что она, конечно, требует больших капитальных вложений. На сегодняшний день мы в правительства прорабатываем вопрос создания специализированного бюджетного фонда в рамках бюджета, скажем так, эквивалентного в объеме платы за сбросы в водные объекты, чтобы эта плата поступала как раз… стала источником модернизации очистных сооружений, наведения порядка и финансирования мероприятий по наведению порядка в водоохранных зонах. Р.Плюсов ― Где деньги взять? Будут деньги? И.Разбаш ― Реинвестирование. То есть те, кто гадят, те платят, соответственно, эти деньги направляются в бюджет… Д.Кириллов ― Чтобы сумма эквивалентная это плате, имела бы в бюджете целевой характер и тратилась на данное воодоохранное мероприятие и являлось как раз источником финансирования того приоритетного проекта, о котором мы говорим, который нужно реализовать в рамках послания президента. Надеюсь, мы эту работу доведем до конца в 1-м полугодии 17-го года и проект заработает по очистке. Конечно, мы исходим из того, что те три водных объекта, о которых говорит президент – это просто направление работы. Вот нас сейчас слушает вся страна. Буквально вчера были в Государственной думе, общались с новыми депутатами и с новым составом комитета по охране окружающей среди. И даже там уже возникали вопросы: А вот есть Ладожское озеро, Онежское и ряд других водных объектов…. Безусловно, они требуют внимания. И мы исходим из того, что этот фонд и будет источником финансирования мероприятий по всем водным объектам. А, условно говоря, Волга – это всего лишь начало большого пути. Р.Плюсов ― Привлекли внимание к Волге – это распространится и на другие объекты. И.Разбаш – 17 ―й год, я напомню, год экологии. Р.Плюсов ― Это важно. И.Разбаш ― Это важно. И наш министр Сергей Ефимович Донской говорил, что этот год – это не год, за который мы должны все сделать, это год, который активирует и будет катализатором многих и многих экономических проектов, направленных на повышение качества жизни наших граждан. Р.Плюсов ― Дальше будет развиваться не один год, не два, не три… Д.Кириллов ― Все нужно привести в систему, чтобы это работало постоянно. И.Разбаш ― Важно иметь работающую систему, а дальше просто будут видны плоды ее реализации, тех мер, о которых мы сегодня говорили, начиная с экореабилитации водоемов… И наша страна – мы говорили – более двух с половиной миллионов рек. Вот сейчас пойди их все и очисти стразу! Нет, важна система. Д.Кириллов ― Я должен успокоить наши радиослушателей: далеко не все из них требуют очистки и реабилитации… И.Разбаш ― Безусловно. Важна система. И мы предполагаем, что тот фонд, который хотелось бы создать, согласовать его со всеми… Р.Плюсов ― Какие примерно очертания этого фонда есть уже? Сколько средств нужно привлечь? По срокам, по цифрам… Или пока это все нужно прорабатывать. Д.Кириллов ― По большому счету его параметры стартовые известны. В целом мы за оплату негативное воздействие это и по размещению отходов и по выбросам и выбросам в воздух и по сбросам в водные объекты собираем в стране порядка 26-27 миллиардов рублей. Из них плата за сбросы в водные объекты на сегодняшний день составляет порядка 5,5. Если мы говорим о начале работы этого фонда, скажем, с 18-м года, поскольку мы понимаем, что бюджет на 17-й год уже сверстан, принят, то те объемы которые есть – 5,5 миллиардов в год – на ближайшие 2 года – 18-19-й – нам, экспертам видятся вполне достаточными для того, чтобы этот механизм запустить. Поскольку проекты должны перво-наперво существовать по модернизации очистных, пройти необходимый отбор – вот о чем Илья говорил. Потом еще нужно наладить инструменты, связанные с общественным контролем над деятельностью этих фондов. Ведь никому не хочется повторения каких-то историй, связанный с деятельностью определенных фондов. Хотелось бы, чтобы эти средства имели целевое назначение и тратились эффективно под контролем, в том числе, общественным. Р.Плюсов ― Спасибо вам за интервью. Важное вы делаете дело. Удачи вам! Чтобы наша вода была чистой и не угрожала нам. Спасибо! И.Разбаш ― Присоединяйтесь! Спасибо.
Дек 08
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы
Комментарии отключены
Извините, комментарии сейчас закрыты.