<
Эхо Москвы :: Подумать только…: Михаил Веллер
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы

 М.Веллер ― Итак, вечер добрый! Воскресенье. 17-05 с копейками. «Подумать только…». Воскресенье, все-таки ближе к вечеру, завтра рабочая неделя. Вообще, на самом деле передача должна быть веселой. В принципе, в воскресенье вечером передачи должны идти сплошь юмористические, иронические, духоподъемные, потому что, ну, что ж такое – легкая сосущая тоска, она образуется сама. Это, знаете ли, с первого класса. Завтра в школу, воскресенье, вечер – это уже не то удовольствие. Так вот, разве что я могу предложить в качестве известного удовольствия. Прошло в прессе интересное, заслуживающее внимания сообщения, что РПЦ… Я люблю эти аббревиатуры, они просто замечательные. Встречаешь что-то в тексте – это тихий ужас! Ну, ВОВ – это мы уже привыкли. Иногда бывает нечто вообще невообразимое. Итак, РПЦ предложила включить в ежегодное торжественное, праздничное, скорбное, памятное 9 мая шествие «Бессмертный полк» не только поминание тех, кто пал на Великой Отечественной войне, но, в общем, были и другие герои, отдавшие жизнь за родину, скажем, в Первую мировую войну 1914-го, ну для России – тире— 1917-го годов. И в общем, была еще Отечественная война 1812 года, когда весь народ поднялся против супостата, захватчика, оккупанта и так далее. И вот мне эта идея нравится до чрезвычайности. Я думаю, что во все времена, в общем-то, у всех народов отдавали люди жизнь за свободу и независимость своей родины, боролись с захватчиками. Такова история, такова участь человеческая, так мы устроены. Так что ведь кроме этого, смотрите, вы, если не ошибаюсь – могу ошибиться, поправьте – где-то 1759-м, 1760-м году, я не помню, когда Россия участвовала в 7-летней войне вместе с Францией, — и на помощь пришли английские деньги, — против Пруссии, русская армия под командованием фельдмаршала Салтыкова, если опять не ошибаюсь, заняла восточную Пруссию. Население привели к присяге. Философ Кант Иммануил наш великий, один из четверки главных мировых мудрецов, он тоже принимал присягу российскому государству, императрице. А куда бы он, собственно, на фиг делся? Тоже вот можно помянуть. М. Веллер: Если на один потраченный рубль не украдено два, то, в сущности, ты зря работал Сражение под Полтавой. Битва под Полтавой – это битва историческая. Недаром Пушкин написал «Полтаву». Недаром Петр кубок поднимал за своих учителей. Ну, там Мазепа сбоку и так далее. Я думаю, что поближе к украинской границе, поближе к Полтаве надо поставить памятник и отмечать также тех, кто пал при Полтаве. И, в конце концов, а 612-й годы? Да, Минин и Пожарский. Но ведь были же и еще люди, были и погибшие. Куликовская битва также. То есть да, эти самые талоны на приобретение автомобиля ветеранам Куликовский битвы бесплатно – была такая шутка в позднем Советском Союзе. И, более того, с чего все началось, кто прибил щит на врата Царьграда — не того, который канал, а того, который Византия, Константинополь? Олег. Спрашивается, а как не помянуть Олега? А Ольгу? А Игоря? А Святослава, великого воителя? Таким образом, мне это шествие видится так. Потому что всегда стремятся бюрократические структуры подчинить себе любые перспективные начинания и как-то ими руководить, корректировать и расширять. Я думаю, что во главе надо тащить памятник великому князю Владимиру Крестителю. То есть представьте себе такой кадр из боевика костюмного про строительство египетских пирамид. Вот ставим этот памятник на катки, его тащат, между прочим, священнослужители в торжественных одеяниях, в золоченых, в парчовых… впрягаются в лямки. Его тащат – князя Владимира – а уж за ним портрет Олега, щит там торжественно несут и так далее. Называется все, конечно, не »Бессмертный полк», а »Бессмертная дивизия». Можно было бы называть «Бессмертная армия», но в армии что-то такое уже не то угрожающее, не то излишне милитаристское. То есть картина получается совершеннейшего, казалось бы, глумления. Если кто это вдруг за глумление понял, то я приношу все свои извинения, бью поклоны, говорю, нет-нет, я не это имел в виду. Я имел в виду, что может получиться, если дать дураку играть со спичками. Это ни в коем случае не про церковь. Это есть такая поговорка в разных странах, в том числе, русская народная. Вы знаете, может быть, все-таки ограничиться. Томское телевидение сделало когда-то хорошее, благое дело – и навалились! И хотят командовать. От этих инициатив, от этой, я бы сказал, инновационной политики РПЦ совершенно естественным ходом можно переходить к главной новости прошедшей недели – передаче Исаакиевского собора. Указ который есть о выведении из государственного кошта в церковный. Что я вам скажу. Я в общем, согласен с некоторыми административными чинами, с некоторыми лицами церкви согласен. Потому что, в принципе, понятно же, дело обстоит как. Президент решил этот вопрос с патриархом. То есть такие вещи могут решаться только на уровне Путина и Кирилла. Если этот вопрос уже решен, то возражать в общем и целом бессмысленно, бестактно и неуместно. Вот как-то так. Ну, что Полтавченко? Полтавченко губернатор, он, разумеется, выполняет спущенные распоряжения сверху вниз, понимаете, тем более, что не привыкать. Меня что удивляет, вот, когда они наименовали мост Ахмата Кадырова, там были определенные подвижки, рядом там попытались поставить памятник, нарисовать граффити полковнику Буданову, какие-то экстремисты буквально спустили полотнище с этой цитатой: «Убивайте русских как можно больше», якобы приписывая ее Ахмат-Хаджи Кадырову того периода, когда он еще не был союзником России, Российской Федерации, а состоял в вооруженной оппозиции. Потом он изменил, как известно, свою позицию, был верным другом, строителем новой Чечни. Короче, был шум. А вот, кода уродовали Летний сад — хоть был один звук! Причем, что они делают при помощи Летнего сада? Что делает власть при помощи чего угодно? Это, как рядовой Иванов, глядя на кирпич: «Все равно воруют». Нигде в мире ни в одном парке, ни в одном саду не доводилось мне видеть, чтобы ты сквозь прекрасные и знаменитые ворота, в знаменитые прекрасные узорные кованные чугунные решетки входил в сад и видел настолько кретинских стоек, таких железных, никелированных, на блинчик-основаниях; между ними натянутую резиновую ленту – ну, вроде как в кассы, чтобы направлять потоки, – и две вертушки: слева – проходить по одному туда, справа – возвращаться по одному обратно. Сбоку – будка. В будке – люди, с почтенной внешностью пенсионера. Одеты, однако, в пятнистые комбезы, а на спине у них написано «Секьюрити». Зачем они стоят? Кого они собираются задерживать? Что они там делают? Они там служат оправданием деньгам, которые списываются на секьюрити, и, как принято у нас, если на один потраченный рубль не украдено два, то, в сущности, ты зря работал. Протестов не было. А вот уже, когда стали строить «Охта-центр», протест был, и, слава богу на Охте эту кукурузину 400-метровую не построили. Я думаю, что Алексей Миллер – человек упорный. Упорство – это качество хорошее у топ-менеджера. Так что теперь они будут в Лахте, по-моему, у побережья строить кукурузину, но уже, по-моему, не 400 метров, а под 500. Это тогда, когда «Газпром» заявляет, что он убыльный. Что его убыль заранее запланирована, что он будет сводить сальдо с бульдой при помощи заимствований, влезая в кредиты, при этом он будет строить этот небоскреб. Как он без него живет? Вот как? Я не понимаю, как он живет без небоскреба. Может быть, они хотят все вместе влезть на верхний этаж и прыгнуть вниз? Я не знаю. Так их можно уже поднять на самолете. Если вдруг такое ужасное желание, мы боремся с суицидами, но иногда, бог его знает… вот у голландцев свой опыт эвтаназии, понимаете, по крайней мере, безболезненно. Нет, мысли приходят ужасные. Я категорически против таких мыслей. Зачем им эта кукурузина?! Причем, как вы понимаете, на 2 миллиарда построят – на 8 миллиардов украдут. Любуйтесь на эту самую «Зенит-футбол-арену»: крадут, крадут – и все не могут построить! Ну, что поделать, экономика такая. М. Веллер: Когда Казанский сбор был музеем, он был более ухоженный, он лучше выглядел изнутри Тут вроде сообщили вражеские всякие фальсификаторы статистики, что по уровню коррупции Россия на 131-м месте. А Украина тоже на 131-м месте. Ну, братски делят 131-2. Что говорит о том, что что бы ни говорили украинские националисты, отрицающие всякое родство русского и украинского народа, похоже, они неправы, похоже народы все-таки родственные. Поэтому оставим уж в покое изыскания филологов, историков, антропологов, кого угодно. Ну, вот как-то так… Это, что касается «Газпрома», которые все-таки будет строить. Возвращаемся к протестам. Вы знаете, я только сегодня посмотрел этот ролик – он есть на сайте «Эха» — как вчера там, действительно, человек 20 (это был разрешенный митинг на Марсовом поле) и не менее никак 5-ти тысяч был так называемый неразрешенный. Если разрешили неразрешенный, значит, решили: Ну их на фиг, давайте спустим пар. Ну, пускай себе побазарят часок-другой. Но что это означает? Я не знаю, как поступить правильно. С одной стороны, многие известные, знаменитые, как это сказать… основополагающие христианские храмы Европы принадлежат церкви. Но не все. Некоторые – государству. Некоторые сами по себе. Вот Кельнский собор. Он сам себе единица. Однако на него расходуются безумные деньги. То есть называются цифры до 10-ти… Ничего страшного – 10 миллионов евро в год, подумаешь. Чего это я сказал, что безумная? Вот передать Исаакий. Почему такой шум? Потому что вдруг все против церкви? Я думаю, нет. Я думаю, это означает, что чаша терпения близка к тому, чтобы переполниться. Когда положение дел несправедливо, когда какая-то значительная социальная группа или целый ряд групп, составляющих большинство и подавляющее большинство населения какой-то структуры постоянно чувствует себя униженными и несправедливо униженными, то это социальное напряжение копится и может вспыхнуть от самой малой искры. В принципе, это должны знать все социологи, социопсихологи, которые занимаются социальной психологией экстремальных ситуаций, восстаний и так далее. Здесь дело не столько в Исаакиевском соборе. Если бы в 90-е это все было – о, что там кипело в 90-е годы! – там бы было бы не до того. Но сейчас, как отмечено давно и многими, политическая жизнь умертвлена, раздражение ищет выход. Это означает, что никогда не знаешь, с какой кочки все полетит по кочкам в клочья. Вот поэтому, я думаю, прежде всего, такой шум из-за Исаакиевского собора – потому что, в принципе, мне кажется — это крамольный такой, как та обезьяна, которая посередине – принадлежит ли он городу, государству или принадлежит ли он церкви, большой, особой, кардинальной разницы для народа нет. Когда я имел честь работать в Казанском соборе, по крыльям обеих колоннад шла длинная надпись золочеными буквами, такая славянская азбука: «Государственный музей истории религии и атеизма». Согласитесь, длинная вывеска. Экспозиционеры советские были когда-то замечательные. Зарплаты были небольшие, престиж был невысок. Но в свое дело, которое они любили, в котором они самоутверждались, они вкладывали всю душу. Я хочу сказать, что когда Казанский сбор был музеем, он был более ухоженный, он лучше выглядел изнутри, чем когда он действующий. Ну, знаете, это в первую очередь строился храм, а не музей. Чего уж там. Но когда людям плюют на головы и говорят, что так и было – спросите, пожалуйста, у своего друга патриарха Кирилла, что означает выражение «божья роса» — была такая штука в »Красной Бурде», то это совершенно выводит из себя. То есть все оттоптались на несчастном Петре Толстом. Но надо же понять. Человек же в течение ряда лет был ведущим ток-шоу на »Первом канале». Ток-шоу эти были политические, общественно-политические, у них был очень высокий рейтинг. А там ведущий – это кто? Это хозяин и абсолютный разыгрывающий. Ему возражения, в общем, мало подразумеваются. Потому что с тех, кто возражает, убирают звук. Если запись, так всегда могут вырезать и так далее. А здесь – бряк! – и начинают всё! Это черт знает что. Кроме того, стало быть, окружение все такое, совершенно естественно. То есть, действительно, замечательное заявление Володина, что за чертой оседлости жили каторжане. Это прекрасно! Это типа «и дрожал как банный лист», это типа «русские сидят в тени развесистой клюквы и пьют чай с кусками самовара», а »за чертой оседлости жили каторжане». Действительно, все были потенциальные каторжане иудейского вероисповедания, можно так сказать. Ну вот, да, вся атмосфера такая. К этому нужно, с одной стороны, прибавить что? Что вопрос религии – вопрос крайне деликатный. И когда решается вопрос о том, быть ли православному храму в ведении государства или церкви – не только Восток дело тонкое, да и Россия, в конце концов, Восток – здесь, в принципе, ну, чисто в идеале было бы желательно, чтобы этот вопрос решали сами православные. С другой стороны, такая точка зрения может быть справедливо названа националистической, а, собственно, почему? И тогда выдвигаются возражения. Вообще-то, вы знаете, ребята, Иисус явил себя среди народа израильского, выйдя из лона народа израильского, и крестил его еврей, и учение его понесли по миру 12 лиц еврейской национальности — апостолы. Так что, в сущности, что это значит, наше дело, не наше дело, кто это все придумал и так далее? Но там, где есть больше одной национальности, всегда будет национальный вопрос, что бы, кто бы ни говорил. Скажем, после Второй мировой войны в Германии евреев объявили лучшими, идеальными, настолько пострадавшими людьми, что при этом слове полагалось умиляться, произносить все эпитеты в превосходной степени и давать благ столько, сколько можно. К чему эта политика перехлестывания привела, скажем, 60, 70… — сколько так лет прошло – спустя? К тому, что сегодня европейский антисемитизм имеет форму отказа государству Израиль в существовании и всяческой поддержки арабских террористов в том случае, если они хотят уничтожить Израиль. Во остальных случаях не поддерживаются. А то, что там террор в программе, черт, дьявол… Не-не-не, это не оккупировали! Что оккупировал, как оккупировал – это формулировка – после того, как были провозглашены в ООН два новых государства Израиль и Палестина, вспыхнули арабо-израильская война. Как же это она вспыхнула? Это все равно, что сказать: «22 июня вспыхнула война между Советским Союзом и Германией». С чего она вспыхнула? Гитлер напал. Вот там было примерно то же самое. И вопрос антисемитизма – это очень тонкий вопрос, на котором кто только не сидел. Когда вышла книги Александра Исаевича Солженицына «200 лет вместе», я, начав ее читать, спросил одного вполне интеллигентного знакомого доктора политико-социологических каких-то наук, политолога, зачем, собственно, Солженицын взялся писать эту книгу, которая, на мой взгляд, неинтересна абсолютно никому, ну, кроме разве что евреев-антисемитов. Он на меня посмотрел с улыбкой, как на чадо неразумное и сказал: «Милый мой, эти две категории населения составляют едва ли не всю читательскую аудиторию России. Так вот, что касается антисемитизма. У нас осталось еще несколько минут до перерыва. Вот пара слов из одного труда. Не буду называть ни автора, ни книгу чисто принципиально. М. Веллер: Когда людям плюют на головы и говорят, что так и было, то это совершенно выводит из себя Евреи существуют благодаря антисемитизму – и до тех пор, до каких будет существовать антисемитизм (тогда, возможно, вечно). Антисемитизм – создает фактор типа естественного отбора: чтобы выжить – ты должен постоянно противостоять этому социальному давлению. А оно обеспечивает еврея трудностями: угроза террора, постоянное ожидание любых неожиданных препятствий в связи с национальностью, возможность ежеминутного оскорбления и физического воздействия. Еврей проводит всю жизнь в атмосфере психологического и социального давления, которое необходимо преодолевать. Его подсознание воспринимает неравенство, несправедливость, в которых он существует, как естественные условия среды обитания. То есть: всегда надо быть настороже, всегда надо быть готовым решить неожиданные проблемы, всегда надо быть готовым сделать больше других, чтобы встать с ними вровень, всегда надо найти нестандартные пути и решения – потому что на стандартных путях тебя оттеснят и затенят в силу твоей национальности. Действие рождает противодействие. Человек – наложение фенотипа на генотип – несколько эволюционирует в двух аспектах, по двум направлениям: Во-первых, выживают и получают преимущество для продления рода, создания и обеспечения больших семей, люди более выносливые, живучие, гибкие, приспосабливающиеся, энергичные – а также умные, хитрые, изворотливые (и, увы, эгоистичные и подлые). Во-вторых, постоянное давление способствует развитию энергии преодоления, развитию мощности центральной нервной системы, создающей как можно большее число информационных моделей и прогнозов – еврей вырастает и формируется более умным, понятливым, расчетливым, упорным, хитрым, работящим – нежели сформировался бы из ребенка взрослых человек без воздействия постоянного фактора антисемитизма. Антисемитизм означает для еврея: справедливость не для тебя. Причина антисемитизма глубинная и вечная – потребность группы иметь близкого внутренне-внешнего врага, наделяя его при этом всеми отрицательными чертами. Это – аспект самоструктуризации социума. В детской группе всегда есть изгой. Жирный, или рыжий, или слабый, или богатый, или бедный, или приехавший из другого места. Его дразнят, бьют, отнимают игрушку или кусок, не принимают в игры или принимают на последние или отрицательные роли. Тем самым – группа утверждает свою внутреннюю норму, утверждает ценность этой нормы (все остальные члены группы одинаковы по каким-то параметрам). И – группа сплачивается в противопоставлении чужому, иному, отличающемуся, пораженному в правах. Это – естественная, инстинктивная социальная потребность. Взрослая группа может болеть в футбол против другой группы болельщиков за другую команду. Крупнейшая группа – народ – составляет себе самовозвеличивающую историю, противопоставляя себя реальным (либо же вымышленным!) врагам. Враг – это социальный и психологический архетип!!! Индивидуальное сознание обычно не имеет потребности во враге – ибо личность соответствует единому и единичному, целостному биологическому существу, организму. Индивидуальный человек автоматически противопоставлен и отделен от любого другого человека. Даже любимые члены одной семьи едины не только в своих совпадениях, но и в своих противоречиях: все они – отдельные люди. Индивидуум не нуждается во враге, в чужом другом человеке, чтобы осознать свое единство (оно же в ином смысле одиночество) как цельной личности. Тут природа как биология уже позаботилась обо всем. Социум же состоит из монад, автономных в своей индивидуальности. И однако социум имманентно стремится структуризировать себя из аморфной людской массы. То есть: социуму нужны единые для всех взгляды, единые симпатии и антипатии, единые оценки, единые объекты (информационные либо материальные) притяжения и отталкивания. Только тогда масса превращается в организованную систему, обладающую качествами, не равными арифметической сумме качеств единиц толпы. Социуму на уровне народа – потребно единство: языка, территории, власти, религии, ментальности, культуры, истории. А также – единство на уровне: мы – и они. Свои и чужие. Наши и не наши. Такие, как мы – и не такие. Враг внешний всегда есть в прямом либо латентном состоянии. Народы (страны, государства) «дружат» между собой до первого столкновения государственных и/или национальных интересов. Нейтральный или дружественный сосед превращается во врага мгновенно – в считаные дни после условного сигнала. Церковь, газеты, телевидение – любые СМИ быстро настраивают народ против любого внешнего соседа. Многие конфликты и войны прошлого и настоящего дают массу примеров. С внутренним врагом сложнее. Во-первых, внешний враг далек, абстрактен и иногда отсутствует в зоне враждебности вообще. А кого-то не любить, испытывать к кому-то неприязнь – социуму, группе, потребно в силу такого своего устройства. Свой-чужой – это диалектическая пара. Одного нет без другого. Потребность во враге живет в социальном человеке, входит в структуру его сознания и подсознания. Поэтому у любого народа есть анекдоты о малом народе – входящем в состав своей страны как часть ее либо иммигранты. О чукчах, поляках, шведах – у каждого свой объект юмора, свой иной народец, этническая группа. Эта группа отличается на самом деле – или же условно, как некий выдуманный трафарет. Малая группа внутри большой – отличается. Не важно чем. Это отличие может быть выдумано отчасти или вообще полностью. А евреи веками действительно отличались. Религией, ритуальной одеждой, своими праздниками и традициями, языком или акцентом, внешностью. А также – поражением в правах, проживанием в своих гетто (кварталах), запретом для евреев на некоторые профессии – и вследствие этого сконцентрированность евреев на кратком перечне профессий разрешенных. Того, что они – иные, было в принципе достаточно для назначения на роль внутреннего врага. Запрет на карьеры и землевладение, а также на цеховые профессии – собирал значительный процент умных энергичных людей в ростовщичество и торговлю, что увеличивало отделенность и неприязнь. Мало того, что иные – еще и богатые среди них, и очень богатые. Не сеют не пашут (а запрещено), чинов не имеют (а запрещено), молятся иному богу – а денег у них до хрена. Нищие не считаются – вонючие чесночные неряхи, противные, еще хуже богатых. По нехитрому закону психологии отрицательные черты во враге складываются вместе: чесночные неопрятные богачи и ростовщики. Силы нет, закон защищает их мало – значит, хитрые, подлые и очень жадные, коли при таких качествах и ограничениях сумели разбогатеть, не горбатясь в тяжком физическом труде. А если еврей еще смеет быть умным, честным и полезным стране – так эта сволочь просто маскируется. Если он умнее и полезнее меня – это просто оскорбительно и унижает мое нееврейское достоинство! И вот уже все видные личности, которые сочтены патриотами из народной гущи вредными для страны, объявляются евреями! Ибо еврей – это просто собирательное название внутренних врагов, пьющих соки страны и кровь народа. То есть. Евреи для антисемитизма необязательны. Евреи – это бренд. Вывеска для внутренних врагов, расхитителей, узурпаторов, воров и казнокрадов, богачей и всех, кто высказывает вредное для народа (по мнение патриотов из гущи народа) мнение. А также – все, кто слишком высоко высунулся, будь то в телевидении или культуре, науке или политике – коли эти люди не проповедуют открыто и последовательно исключительно патриотизм, народный по форме и православный по содержанию. Поскольку евреями объявлены в ряде патриотических течений Ельцин и Лужков, Дзержинский и Сталин, Сахаров и Солженицын, несть числа – евреев просят не беспокоиться. Их может не остаться в России ни одного – но информационный каркас останется, а архетип врага требует наполнения конкретным содержанием. Но еще долго христианство и ислам будут заботиться о высокой выживаемости евреев, повышенной энергетике, уме и предприимчивости. Хочешь жить – научишься добиваться своего не мытьем, так катаньем. Парень Наверху позаботился об избранном народе своем – хотя не так, как думают раввины и нет, как считают антисемиты. А по своему: пусть живет в условиях, не позволяющих расслабиться и благодушествовать, пусть жесткий тренинг поддерживает его в форме. Антисемитизм не мог бы существовать, если бы в нем не было потребности. Сейчас у нас перерыв на новости. НОВОСТИ М.Веллер ― Другая площадка дискуссий на религиозные темы, которые шли всю неделю, это, скажем, некоторое разногласие между Рамзаном Кадыровым и министром образования нынешним насчет хиджабов для девочек в школах. На что, совершенно естественно, мнение министерства – что все-таки не надо, знаете ли, и мнение главы Чечни: «Мои девочки ходят в школу в хиджабах, они отличницы. Попробуйте заставить их снять». М. Веллер: Там, где есть больше одной национальности, всегда будет национальный вопрос, что бы, кто бы ни говорил Что здесь надобно понять, мне кажется. Когда, начиная с самого 92-го и чуть раньше, начали всячески восстанавливать, реконструировать, реставрировать и накачивать всем чем можно, давая права торговли безакцизным алкоголем, табаком, всем на свете, Русскую православную церковь, то одновременно, естественно, было провозглашено совершеннейшее равенство всех религий. То есть ислам имеет точно такое же право на подъем и на соблюдение всех своих обычаев, традиций, законов, как православие. Поскольку, у нас государство светское, от религии отделенное, и каждый имеет право. Таким образом, если можно одному, то можно и другому. Если вам – Исаакиевский собор, то нам – ходить в школу в хиджабах. Всё, здесь никакая дискуссия невозможна. Равенство так равенство. Понять надо только следствие, что, разумеется, это не одежда сама по себе, надеть можно что угодно. Это именно тот случай, когда дресс-код, вот слово соответствует своему смыслу. Это означает, что человек, девочка в данном случае, подросток, девушка, которая ходит в школу, она растет, воспитывается, придерживается взглядов, находится в лоне другой религии, которой, однако около полутора тысяч лет, у которой свои традиции, свой уклад, своя ментальность, свое мировоззрение, свои привычки, свои взгляды на настоящее и будущее. И здесь ислам и православие во многом не совпадают, начиная от норм поведения. Так что здесь, если вы будете соблюдать полностью — православие православным, ислам мусульманам, — разумеется, это продолжающийся раскол страны по религиозному признаку, религиозному принципу. И раньше или позже это, безусловно, расколется, потому что такие расколотые образования, где народы разных религий живут решительно по-своему, это всячески подчеркивая, такие государственные образования долго существовать не могут. Вот Российская империя была весьма либеральным, однако, государством. И как только свергли царя, объявили республику, мгновенно все окраины, которые Россией за полвека с небольшим до этого были вытащены из феодализма, из темного средневековья – я имею в виду сейчас среднеазиатские окраины, — они мгновенно заявили о своей независимости. Закавказье… Где была бы чудесная Армения, если бы только благодаря России она не избежала турецкой резни? Армяне прекрасно знали, что с турками-то не уживешься. И, тем не менее, все поотделялись. И вот здесь, если что, вдруг чего – будьте уверены, что все разделся, потому что государство может выжить многонациональное, многотерриториальное в одном единственном случае: если в нем будет работать плавильный котел. Если вы будете кивать на Америку, то в Америке сейчас с каждым годом опасность и возможность отделения Калифорнии, еще ряда мест настолько велики, что там крепко чешут репу. Так что или все будут по своим обычаям и скоро все развалится на куски, или не развалится на куски, и тогда все будут ограничены в своих религиозных, национальных и прочих традициях, а будут несколько более-менее все на один уклон. Говорите, что это лишение индивидуальности. Правильно, лишение. Пересмотрите, пожалуйста, «Андрея Рублева»: «Братцы, мы же свои, русские!» — «Я тебе покажу своего, сволочь владимирская!» Это все правильно, это все бывало. Историю свою нужно знать. Это вот насчет хиджаба. Еще мне страшно понравилось заявление Мадлен Олбрайт. Вот, понимаете, все-таки старость не радость. Ну, конечно, мозги, конечно, окружение, конечно, что делать… Вот Трамп, он запретил кому там в каком случае на 90 суток, в каком на 120 мусульманам из 7 стран и прочее, а при этом христианам оттуда разрешил. Ну, почему же в самом деле? Вот ехали чудесно мусульмане откуда-то от берегов Ливии. По дороге оказалось, что судно перегружено, тонет. Что делать? Ну, посмотрели – кто, христиане? Выкинули христиан за борт. Приплыли в Италию и сказали: «А теперь, дорогие итальянские христиане, поите нас, кормите, селите, дайте покурить. И никто не сказал, что всех вот этих вот – в каменоломни на два года, за колючую проволоку, а потом – домой! Нет. Ну, как же? Они несчастные. Так вот Мадлен Олбрайт сказала, что она в таком случае тоже хотела бы быть мусульманкой. Я боюсь, что мне не удастся побеседовать с этой достойной знаменитой женщиной и спросить, как она насчет того, чтобы носить хиджаб, чтобы носить закрытое темное одеяние до пола, чтобы вести такой образ жизни, как подобает мусульманской женщине, чтобы образованием себя не обременять (а то училась в жизни много чересчур), чтобы не высовывалась никуда, чтобы никакого избирательного права, и вообще, чтобы сидела и молчала, пока муж не велит говорить, а то ишь, мусульманская женщина. Но люди как-то не понимают, что дело же не во внешнем виде, дело не в религии. Дело во всем укладе жизни и мировоззрении, а это весьма серьезно. Вопросы тут еще пишут раз за разом. Такие упорные писания. Ответа, безусловно, заслуживают. Все насчет того самого Ту-154, отчего он упал. И совершенно чудесный наш радиослушатель… Пишет Наталья, Москва: «Совсем недавно, в феврале 16 года «Эйрбас» 320214 — называется рейс, номер, компания — Рейс Амстердам – Берлин. Все это касается британской службы, потому что про кусок полета над британской территорией. Пилот перепутал уборку закрылков и шасси. Так что все-таки случаи такие бывают. К счастью пилот быстро заметил ошибку и исправил ее. «И здесь же, поскольку, вы любитель армейских историй, то даже в оружейке сначала отстегивается магазин, потом передергивается затвор, потом делается контрольный выстрел, потом ставится туда… — и вот это бывает добрый вечер — в оружейке сначала передергивают, потом отстегивают магазин, забывая, что патрон дослан в патронник, потом делают выстрел и пуля свистит у уха дежурного. Значит, сначала об оружейке. Любой нормальный сержант любому новобранцу, который вздумает направить ствол разобранного оружия, зияющий насквозь, на живого человека, влепит столько нарядов, сколько положено: сержант – два, старшина – пять нарядов. Горячий старшина может въехать в рыло. И никто не посмеет сказать, что он неправ, потому что в солдата вбивается в подсознание: никогда, ни в каком случае ты не смеешь направлять ствол на человека. Контрольный выстрел производится только в потолок. Это, кстати, об армии. Что касается самолетов «Эйрбас-320″, где тоже рукоятка, тумблер уборка закрылков в одном месте, а уборка шасси в другом, поэтому можно перепутать. Ребята, кому будет охота посмотреть, как выглядит это изнутри, там такие ровные ряды кнопочек, там так все компьютеризировано, что перепутать, там, однако, несравненно легче. Это не то, что у нас, где сравнительно грубые рычаги в разные стороны и кроме того, контроль блокировки шасси. М. Веллер: Российская империя была весьма либеральным, однако, государством Кроме того, чтобы было понятно, чтобы не верили всем этим глупостям. Шасси убирается, когда высота самолета 5-10 метров над взлетной полосой. Скорость отрыва 154-го 280 километров в час. На скорости 300 километров в час на высоте 5, 10, 15, максимум 15 метров входят – вот вы слышали этот стук, все, кто летал, — когда входит в гондолу тележка шасси и захлопываются створки. Если на скорости 300 и на высоте 5-10 метров вместо этого убрать закрылки, то самолет, несколько опустив нос – центровка 154-го, который загружал чего-то в Сочи, смещена к хвосту – опустив хвост, потеряв подъемную силу, уменьшив ее, на скорости 300 километров в час начнет опускаться с этих 10 метров и совершит посадка на грунт, на продолжение этой полосы или в ее конце. Посадка будет довольно жесткой, с ударом, но ничего с ним больше не случится. Дальше он не полетит. То, что я говорю, я не сам придумал. Это то, что говорили серьезные, опытные летчики с огромным стажем, летчики отставные, летчики-испытатели, летчики инструкторы и так далее. Кроме того, скажите, пожалуйста, независимо от того, какова была причина этой катастрофы, вы верите, что вам гарантированно скажут правду при любой причине катастрофы? Вот у меня этой веры нету. И после всего того, что было с подрывом «Невского экспресса» якобы – это отдельная тема, не будем сейчас говорить; когда-то говорил и писал, — после того, как отпили нос у »Курска», после еще ряда вещей у меня нет никакой веры в то, что скажут правду. Так что тут надо думать, вычислять что-то между строк, читать между букв, на пальцах… Я боюсь, что мы никогда не узнаем – очень вероятно — в чем там на самом деле было дело с этим несчастным Ту-154 Б2. Здесь еще… Ну нет, надо же как-то порадовать людей, а то что же, в самом деле. Вы знаете, английские ученые – мерзавцы. Англичане… вообще англичанка всю жизнь России гадила (и почему только России? Гадила всей Европе), поддерживала европейское равновесие: натравить одних на других, чтобы все друг друга взаимно ослабляли, а Англия была бы сильной на этом фоне. И вот, когда вся прогрессивная общественность борется с глобальным потеплением и только подлый клоун Трамп, олигархическая скотина, не верит в это глобальное потепление… и министра экологии тоже назначил какого-то Фому неверующего. Что говорят английские ученые? Что зима эта была холоднее, чем обычно. А следующая тоже будет холоднее, чем обычно. Что давно заметили такую особенность, что на солнце чем меньше пятен, тем ниже солнечная активность, тем прохладнее, понимаете, климат на земле. Так вот, все последнее время после 2010-11 года пятен становится меньше. И после этого патологического подпрыга все оно уменьшается, и мы, наоборот, вступаем в малый ледниковый период. Мы достигнем этого уровня температур приблизительно к 2030 году и все это примерно полвека – очень трудно сказать точно – будет продолжаться. Так что будет не глобальное потепление, а некоторое глобальное похолодание. В этом глобальном похолодании, знаете ли, нет ничего страшного, потому что в 16-м, 17-м, 18-м, 19-м веках такое уже было. Была чрезвычайно холодная зима 1564 -65-го года (смотрите пейзажи малых голландцев). Была в России страшно холодная зима 1570-71-го года при Иване Грозном, когда кроме прочего голод начался великий. Но как-то вот на климат реже обращали внимание историки русские этого периода. Так что, понимаете, глобальное потепление, кажется, отменяется. Удар страшный. Я бы лично таких ученых, разумеется, запретил. Да, чтобы я не забыл, Александр из Ростова спрашивает, как там со мной обсудить некоторые вещи. Сразу говорю, Александр, уважаемый, напишите, пожалуйста, по адресу электронной почти на »Эхо Москвы». Это пишется так: echo@echo.msk.ru. Вот на этот адрес напишите, пожалуйста, свою электронную почту, свой телефон, и с вами свяжутся или от меня или я сам. А то, если человек хочет конкретно, как-то вот неудобно. И теперь, наконец, наши вопросы, на которые мы никогда не успеваем отвечать. Так. Вот это с пилотом мы немножко ответили. Про коррупционеров — Россия, Украина на 131-м – мы ответили. Вот это ужасно! Это не вопрос, это какая-то гадость. Я думаю, что мы с этим должны бороться, если это правда. Если это неправда, то все равно должны бороться: «В США только 5% граждан, обвиняемых в уголовных преступлениях, находятся под стражей до суда, вступившего в законную силу приговора. А в России – около 90% обвиняемых, в том числе, обвиняемых в ненасильственных преступлениях, отправляют в СИЗО, которые своего рода пыточная камера. Как вы думаете, почему?» Я этот вопрос переадресую всем: Как вы думаете, почему? Да, вот это вопрос глобальный: «Не кажется ли вам, что времена либерального интернационализма на нашей планете подошли к концу?» Вы знаете, Трамп – это очень интересный пример для рассуждений на тему «Роль личности в истории». Я-то был убежден еще год назад, что все-таки в общем и целом конец, а сейчас вдруг наблюдаются какие-то противоположные тенденции. Я повторяю, по моему разумению все это кончится тем, что будет элита весьма успешная, которая будет сотрудничать с машинным миром. Будет это все через каких-то 80 лет к концу 21-го века. И будет плебс, каковой плебс будут содержать, может быть, он для вида будет что-нибудь делать, а в общем, он будет даже не нужен, потому что парикмахеры, пекари, вытиратели носов – этим всем через 80 лет роботы спокойно смогут заниматься. М. Веллер: Государство может выжить многонациональное, если в нем будет работать плавильный котел Но если вдруг окажется, что как когда-то благоустроенная огромная, могучая, богатая, производительная Римская империя развалится на куски, потому что в каждой культурно-этнической группе будет потребна самоидентификация, отделение себя от других, и вот тот же самый процесс вдруг пойдет сейчас на земле, то это значит, такой кошмарный глобализм на сколько-то времени, может быть, даже на сколько-то веков откладывается. Это будет очень радостно, вы знаете. Так что мы живем в интереснейшее время: результат не предсказан. Про Трампа, конечно: «Наконец в Америке президент выполняет свои предвыборные обещания. За один только запрет для въезда граждан мусульманский стран ему надо поставить памятник. – Ужасный такой вопрос! – При этом все леваки от американских и европейских подняли визг». Ну, естественно, подняли визг. Понимаете, когда человек с младых ногтей воспитывается в каких-то убеждениях, то его представление о мире, его представление перестает быть вопросом разума, вопросом аргументов, но превращается в символ веры. Это же, действительно, было несколько таких историй, когда группа простых советских женщин, ткачих или кого – как-то женщины оказываются впечатлительней к бытовым подробностям – из Советского Союза отправлялась в мир проклятого капитала, и она вошла и увидела 300 сортов колбасы в магазине и упала в обморок. И когда ее привели в себя, она тихо плакала и спрашивала: «За что?.. Потому что мы-то ведь лучше, мы-то ведь правильнее, у нас-то ведь все вернее, наши-то люди счастливы – падла! — почему у них 300 сортов колбасы?» Вот здесь точно то же самое. Все люди равны. Как Марк Цукерберг… Вот в своей области гениальный человек, прекрасный инноватор, бизнесмен, компьютерщик и так далее. Но, как только он лезет в политику – ну, идиот идиотом. Америка создана мигрантами. Я вот там тоже какой-то польско-германско-русско-еврейской…» и так далее. Понимаете, но не все йогурты одинаково полезны. Америка создана иммигрантами. Еще одна вещь: Америка создана христианами, понимаете – христианами! А когда в Америку стали проникать иудеи – очень мало, в ничтожном соотношении, — они, в общем, этот христианский уклад никак не меняли, они на него ни в чем не покушались. Если они имели какую-то религиозную автономия – да больше ничего не надо было, понимаете? Ну, могли где-то по субботам не работать. Да и хрен с ним! А здесь это совсем другая история, потому что представители мусульманской цивилизации – это носители иной культуры и иного мировоззрения, которые ассимилировать не собираются. Но говорить так нельзя, потому что это не подвергается никакому рациональному анализу, это подвергается только антитезису, что значит, ты фашист и расист. Вопрос, правда это или неправда даже не встает. Это не имеет значения – правда или неправда. Самое главное, что мы не хотим верить, что так оно может быть. А раз не хотим, значит, оно не так. Кстати, это имеет отношение к успеху художников всех родов, в том числе, писателей сегодня на Западе. Для того, чтобы тебя прославляли, признавали, премировали, необходимо придерживаться правильного мировоззрения, исповедовать то, что сегодня называется по жестокой иронией судьбы европейскими ценностями. Ты должен или гласно разделять или, в крайнем случае, молчать. Не приведи тебя бог, ляпнуть против. Так то, что сказали Петру Толстому, тебе покажется так… типа «позвольте войти в трамвай». Так что вот, понимаете, это тяжело. Или ты должен быть дураком или ты должен лгать и быть подлецом, или тебя выкинут вон. Нет-нет, это тяжелая дилемма. Тут два вопроса литературных. На оба я не успею. Тогда про Стругацких я не буду. А все-таки вопрос о Чацком: «Почему необходимо придерживаться именно белинско-советского взгляда? Этот герой не проповедовал на Сенатской. Он был в тепле, в безопасности, типа как отец Федор проповедовал птицам – это уже понятно, Ильф и Петров, — От приглашения Репетилова в тайное общества отказался. В реформах Александр I не участвовал…». Ну, и так далее. «То есть если награждать за слова, то Чацкому за каждое – по две медали. Чацкий обречен говорить не переставая, дабы не дать возможность собеседнику задать сакраментальный вопрос: «А ты кто такой?» Не напоминает Чацкий кухонного интеллигента-нытика 80-х?» Вы знаете, когда-то давно мне, который неудачно зашел в Ленинграде в какой-то театр – наверное, это был Театр музыкальной комедии — я в нем был два раза, один раз я чудесно поспал, там кресла были удобные. А второй раз меня что-то привело в большое раздражение. Были в Ленинграде замечательные театры. Театр музыкальной комедии в те времена к ним не относился. Я подумал, что, в самом деле, нужно «Горе от ума» поставить совсем иначе: где все люди будут абсолютно достойными людьми, то есть вот Молчалин, он, действительно, старается быть полезным людям и никому не хамить. Скалозуб, действительно, герой войны. Вот вы, понимаете, Репетилов, он, действительно, горит жаждой реформ, необходимых отечеству. А этот откуда-то свалился и только всем мешает, только раздражает, будучи сам по себе никто. М. Веллер: Глобальное потепление, кажется, отменяется Знаете, как-то принято говорить о Евгении Онегине, как об образе лишнего человека. Чацкий – это не просто лишний человек. Вот Онегин, ему не хочется ничего. Он не знает, как надо, у него нет никаких идеалов, никаких высоких идей, помыслов, да ни фига у него нет. Вот ему дано от жизни положение, состояние. Что делать, чем заняться? Ну, бог его знает, или сопьется или еще что-нибудь. А у Чацкого несколько иначе. Он появляется в пьесе вдруг откуда-то. Чистый западник, нахватался идеалов за границей. И они идеалами горит. Он приезжает чего? Он приезжает с любовью. Он любит Софью. И она ведь любила его. И он надеется обрести счастье на родине. А основа любого счастья – это любовь, любовь… И в друг оказывается, что нет ему любви, нет ему понимания, нет ему уважения, нет ему ни фига. В принципе, Чацкий, хотя он центральный герой, а в чем-то ведь герой служебный. Он для того, чтобы произносить монологи и язвительные реплики. Но еще он для того, чтобы ему говорили всякую фигню. Вот в него вдруг вылетает вся дурь из этих несчастных людей. Грибоедов был человек редкого скептического ума. Весьма пессимистичен он был с молодых лет. Знал он всему цену. Я не раз говорил, очень характерно, что умнейший и образованнейший Александр Сергеевич Грибоедов лучшим другом имел Фаддея Булгарина, человека непростой судьбы и талантливого разносторонне. Его связи с Третьим отделением – это отдельная история. Так что здесь, конечно, Чацкого можно рассматривать иначе, потому что эта пьеса, в чем прав наш слушатель, она гораздо богаче и многозначнее, чем прочитал ее Белинский. Сознаюсь, Белинского я никогда не любил. Достоинство Белинского, вероятно, в том, что он был первым профессиональным критиком и писал о выдающихся произведениях. Строго говоря, по большому счету с него эта критика началась. Но вот, когда она Белинским и кончается, это уже не совсем хорошо. Представьте себе современную постановку «Горе от ума», когда есть боевой генерал, парламентарий, кто там еще…бизнесмен. А здесь является такой шмендрик и всех раздражает. Гениальная была бы постановка! Ладоши бы отбивали. Всего вам доброго. До свидания!

Ссылка на источник

admin @ 7:00 пп

Извините, комментарии сейчас закрыты.