<
Ответы Алексея Учителя на ваши вопросы
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы

 Ответы народного артиста России, кинорежиссера Алексею Учителю на ваши вопросы Вопрос 1 Евгений Ильин, разработчик игр, Москва: Алексей Ефимович, расскажите пожалуйста, какие режиссёры и фильмы повлияли на вас и вашу манеру снимать и с чего у вас началось увлечение кинематографом. Заранее спасибо за ответ ) Ответ Увлечение кинематографом началось очень просто. Мой отец, известный оператор и режиссер-документалист, который снимал многие, уже ставшие хрестоматийными кадры блокады Ленинграда. И после Великой Отечественной войны он продолжал делать картины о Петербурге, тогда Ленинграде, о России. Поэтому я часто бывал с ним и на съемочной площадке и видел это все. И, собственно, потом стал ходить в фото— и кино-кружок Дворца пионеров в Ленинграде. Так что путь мой был как бы заранее определен. Но мне действительно это очень нравилось – и вопросов не было. Единственно, я первый год не поступил во ВГИК: мне не хватило одного балла. Поступал я на операторский факультет. Но это тоже оказалось как бы счастье, потому что я год проработал ассистентом оператора на студии, уже не понаслышке знал все азы и как вообще все устроено. И на следующий год я поступил во ВГИК, и дальше все завертелось и пошло. А.Учитель: Именно при Николае II Россия достигла наивысшего своего рассветаВопрос 2 stone_semen: Здравствуйте. Я студент — режиссер. До начала обучения я думал, что главное — это история и чтобы было интересно. Именно так я творческий конкурс и прошел. Теперь же педагоги мне говорят, что нужно иметь некое послание и строить свои идеи вокруг него. Попытка творить таким методом привела к тому, что я постоянно сомневаюсь в том, что делаю. Расскажите пожалуйста ваше видение творческого процесса. Какой из двух подходов, на ваш взгляд, лучше для режиссера? Спасибо. Ответ Да нет, это какой-то парадокс, потому что конечно надо иметь – я не знаю точно, что подразумевается под словом «послание» — но надо иметь свою идею, которую ты хочешь реализовать. Скорей всего, да, это послание. И при этом это послание надо облекать в очень четкую историю, которая должна в сценарном виде иметься, поэтому и то и другое. Если вы просто хотите быть режиссером, которому будут приносить некую идею, и дальше вы ее будете реализовывать, такой путь тоже может быть, но он, мне кажется, менее авторский, более ремесленный, будем говорить так. Если говорить об обучении, то вот уже было два выпуска во ВГИКе в моей мастерской, которая называется экспериментальной. И я считаю, что как раз мастер во ВГИКе прежде всего должен научить ремеслу. И это самое главное. И чем страдают многие выпускники — что они, даже обладая некоторыми интересными идеями, но воплотить их реально очень тяжело, потому что нет практики именно почувствовать это ремесло. Поэтому в мастерской, которой я руковожу, у нас строится очень просто. Мы с 1 сентября 1-го курса начинаем с того, что ребята должны принести синопсисы уже первого своего фильма. И, собственно, обучение строится на том, что в год каждый студент должен снять две картины короткометражные: одну документальную, одну игровую. Это тоже для меня очень важно, это сочетание. И к 5-му курсу они снимают 8 работ – 8 фильмов и 9-й – диплом. И отсняв такое количество, каждый раз мы на занятиях обсуждаем синопсис, потом сценарий, потом актерские пробы, это касается видеозаявки на документальный фильм, то есть идет все время то, что конкретного студента волнует в практическом смысле. И благодаря этому они к 5-му курсу уже понимают свою профессию и могут воплотить свои идеи, облекают в хорошую историю как в документальном, так и в игровом кино. Пока вот два выпуска, которые мы выпустили вместе с тем, с кем мы ведем курс – Алексей Игоревич Гелейн, – очень продуктивны. У нас даже есть победа на Каннском фестивале. Таисия Игуменцева победила как раз в разряде короткометражных картин. Поэтому, мне кажется, это приносит свои практические результаты тоже. А.Учитель: Наследник престола, которому было 26 лет, безусловно, мог влюбитьсяВопрос 3 Юрий, СНС в ИПФ РАН, Нижний Новгород: Является ли захлёстывающее страну мракобесие следствием политики путинской администрации или это врождённое качество населения, никогда не знавшего демократических и либеральных условий государственного устройства? Ответ Я не думаю, что администрация, руководство страны конкретно влияют на активность мракобесия в нашей стране. Это, безусловно, не так. Мы видим, что во всем мире как бы уровень и градус агрессии резко возрос. Это везде происходит. Возьмите волнения во Франции и то, что происходит в Германии, связано ли это с иммиграцией или еще с какими-то явлениями… Это, мне кажется, происходит не только в России. Меня лично пугает то, что под флагом — например, вот то, что происходило с фильмом «Матильда», — что под флагом православия, различных обществ по защите царской семьи – вот эти все организации (кстати говоря, после проверок выяснилось, что многие из них мнимые и состоят из одного-двух, трех человек), они, пытаясь к себе привлечь внимание, начинают пользоваться какими-то инструментами и агрессивными, в том числе. Из последних примеров: организация, которая называет себя таким странным названием «Православное государство», что тоже вызывает нездоровые ассоциации, открытым письмом в кинотеатры призывает к тому, что если они будут показывать фильм «Матильда», кинотеатры будут сжигаться, будут расправляться с руководством этих кинотеатров. Это, конечно, уже переходит грань другую – это просто нарушение наших законов, это просто уже агрессия, которая недопустима – такая, которую именно государство и государственные органы должны, на мой взгляд, немедленно пресекать. Понимаете, еще, мне кажется, подрывается доверие к церкви таким образом – к истиной церкви и к истинному православию, — потому что эти люди как раз основные принципы и устои православной церкви или любой церкви, они пытаются превратить в дубину, палку и пытаться еще запрещать что-то: запрещать фильм «Матильда», запрещать какую-то выставку, врываться на спектакли, срывать их и практически тоже запрещать. Вот это недопустимо, с этим надо категорически бороться всеми способами, включая то, что предусмотрено законами нашего государства. Вопрос 4 Александра, юрист, Москва: Если бы у Вас был неограниченные бюджет и сроки, на какую тему или произведение Вы бы сняли фильм? Спасибо Ответ О таком только можно мечтать, хотя два раза у меня были масштабные фильмы. Это фильм «Край», который, кстати, выдвигался и на «Оскара», получил номинацию «Золотого Глобуса» — это уж я похвастаюсь. Но тоже благодаря и финансированию значительному это могло случиться и мы могли пробиться в такие уже серьезные кинематографические дела. Это и »Матильда», безусловно. Но проблема, мне кажется, российского кино заключается в том, что когда очень сильно помогает государство и государственные деньги, которые выделяются на кинематограф, на производство, но они, как правило, делятся практически поровну. Есть много картин, они все получают по чуть-чуть и как-то должны что-то производить, добавляя. А вот фильмов-событий, фильмов такого серьезного постановочного уровня очень мало, и они происходят только лишь благодаря или поддержке какой-то финансовой структуры, будем говорить, или спонсорской, даже коммерческой, но это бывает крайне редко. И без некой системы меценатства или закона об этом, пока он не принят, довольно тяжело, потому что на 90% все-таки российский кинематограф не окупается. Это, к сожалению факт. И как с этим бороться… Бороться – надо прежде всего делать хорошее кино, которое будут смотреть зрители, массы. Но еще сложнее купить дорогие проекты. А что бы я хотел снять, если бы меня не ограничивали, я считаю, что на сегодняшний день нет ни одного и правдивого, и масштабного, и интересного, на мой взгляд, фильма о блокаде Ленинграда. И такой заход я пытаюсь уже сделать много лет. И ищу интересную историю, интересный сценарий. И если такая возможность будет мне предоставлена, то это будет вот направление о блокаде Ленинграда, о том, что пережил этот город. Мне кажется, это действительно может быть и страшным, и интересным. И много человеческих потрясающих историй, например, исполнение 7-й симфонии Шостаковича во время самого тяжелого периода блокады. Поразительно, что ВВС сейчас будет об этом снимать фильм. А мы как-то пропускаем такое – то, что сами пережили и сами могли бы сделать, наверное, тоже очень интересно. А.Учитель: Ни о какой скандальности я не думалВопрос 5 ilayz: Что для Вас как кинорежиссёра важнее: получить «Оскар», «Нику» и др. или большой прокат и кассовые сборы? Можно ли здесь маневрировать? Спасибо. Ответ Я отношусь к режиссерам-максималистам. Я пытаюсь делать картины, которые будут и »Орла» и »Нику», и »Оскара» и при этом будут зрительно успешными. Это почти невыполнимая задача. Мне больше пока удается – я уже получал несколько раз и »Ник» и »Орлов», получал международные премии различные, но до «Оскара» не добрался. В этом коридоре то, что я называл – «Край» был номинирован на »Золотой глобус», что является тоже большим успехом до фильма. Мечтаю об »Оскаре», потому что считаю это высшей кинематографической наградой пока что на земном шаре. Конечно, есть награды Каннского, Венецианского, Берлинского кинофестивалей. Это тоже всё очень престижно и необходимо, скажем. Если режиссер выигрывает, это поднимает его на другую ступень. Зритель — безусловно, я хочу, чтобы мои картины смотрело как можно больше зрителей, но не всегда… Парадокс в том, что, чем больше ты имеешь успехов на фестивале, тем меньше почему-то смотрит зритель. Почему это происходит – вопрос, который остается пока вопросом. И провести какой-то четкий математический анализ, что это так или не так, очень сложно. Могу сказать, что, скажем, получив «Оскара» в той категории, где мы можем участвовать – это лучший иностранный фильм – это влияет на прокат картины в Америке, у тебя появляется намного больше шансов и, может быть, больше копий. А как известно, американский прокат составляет, по-моему, около 70% всего мирового проката. Но это пока что мечта недостижимая. Что касается российского проката, посмотрим, что будет с фильмом «Матильда». Интерес с каждым днем, благодаря какому-то отрицанию и возникшей дискуссии, все возрастает. Во что это выльется и в какое количество зрителей?.. Я надеюсь, что просто интерес к фигуре Николая II, к его жизни именно в начальный период, когда он еще не был императором, все это должно привести зрителей в кинотеатры, и их должно быть как можно больше. И если это произойдет, я буду счастлив. Вопрос 6 Ольга, домохозяйка, Нарткала: Господин Учитель, вы специально скандально преподнесли вашу версию личной жизни последнего Русского царя, чтобы вызвать гнев консервативной части российского общества и на этой волне получить премии и награды на фестивалях наших заклятых европейских друзей? Или вами двигали другие идеи? Ответ Мной двигало только одно, и вообще, все, что я делал в кино – это неординарные люди, неординарные поступки как с человеческой, так и эмоциональной точки зрения. Поэтому, конечно, ни о какой скандальности я не думал. И снимать фильм ради того, чтобы сразу тебя взяли на фестивали – это, вообще, безумие и никогда этого не будет. И вообще, есть, кстати говоря, такое понятие, что любой масштабный фильм, — а я считаю, что «Матильда» — это очень большое кино по своим постановочным задачам – очень редко берут в конкурсы даже крупных международных фестивалей, как отдельные премьеры вне конкурса еще возможно. Поэтому я сразу понимал, что, скорей всего, мы не попадем в конкурсы серьезных фестивалей, значит, надо думать о зрителе. Что касается скандальности, то из этого пытаются сделать скандал. А на самом деле в то время наследник престола, которому было 26 лет, безусловно, мог влюбиться. И эта история не придумана мной. Известно, что это, действительно, была большая романтическая история между очень известной балериной Матильдой Кшесинской и будущим императором, и ничего в этом оскорбляющего, как многие пытаются подать, чувства верующих нет. И Николай, и его семья, эта ужасная, трагическая смерть, и после этого стали – вся царская семья – святыми. Но жизнь была прожита с различными событиями – эмоциональными, любовными, свадьбы, коронации, с различными политическими, военными делами, которые происходили в этой стране. Но это была жизнь, которую прожил этот человек, — которого я безумно, кстати говоря, уважаю и отношусь к нему по человечески с огромнейшей симпатией, — сделавший для России очень и очень много полезного и интересного. Я не раз уже говорил в своих интервью, что именно при Николае II Россия достигла наивысшего своего рассвета в 13-м году, став первой в Европе по экономике, по многим показателям, второй в мире, и после этого ни до, ни после не было. Значит, этот человек уже неординарен, и он обладает, безусловно, способностями и организаторскими. Но, конечно, у него были некие слабости и человеческие, которые привели к тому, что произошло уже чуть позже, в 17-м году. И именно поэтому он мне интересен, поэтому любопытно, с чего начиналась его жизнь. Поэтому я делал картину именно не про мелкую интрижку, а как человек выбирал между любовью, долгом, честью и к чему пришел. Поэтому для меня это очень серьезное кино с массой интересных поворотов, событий драматургических. И я только настраивался на это. А.Учитель: На сегодняшний день нет ни одного правдивого и масштабного фильма о блокаде ЛенинградаВопрос 7 love_etc: Алексей, почему в России не снимают кассовое кино, как в СССР? Неужели так сложно набахать любови и голубей и вокзалов для двоих? Деньги-то у людей есть, но почему-то сливаете Голливуду. Ответ Это отчасти так, отчасти не так. Во-первых, советское кино доминировало на экранах того времени. Почему? Потому что американское кино практически не показывали и зарубежное, в том числе, поэтому на три четверти весь репертуар состоял из советских фильмов. Зритель отчасти был вынужден на него идти, но он был приучен к нему, его любили – такое кино. Тоже было и плохое и хорошее. Это не значит, что тогда снимали шедевры, а сейчас нет. Но и тогда в той стране было 40 тысяч, по-моему, киноустановок, кинозалов. А сейчас около 5 тысяч, и это тоже колоссальная разница. Да, есть проблема, что американские фильмы смотрят намного больше, чем российское кино, но я вижу в этом две причины. Одну я уже озвучил: надо снимать хорошее кино. У нас очень мало хорошего кино, очень мало того, что я называю «средний уровень». У нас есть очень много плохих фильмов и очень мало хороших, а вот среднего кино, такого крепкого, жанрового кино очень мало. Не то что мало… его делают много, но качество очень низкое. Вот нам надо повышать общий уровень кинематографа и, конечно, думать о том, как с помощью качественного российского кино постепенно, постепенно отвоевывать позиции у зрителей, чтобы они и привыкли, что им не покажут некую подделку, а будут показывать кино очень высокого уровня, и оно будет удовлетворять во всех компонентах: и драматическое кино, и драмы, и комедии, и мистики, и триллеры и так далее. Вот тогда мы обратно начнем завоевывать зрителей. И к моему счастью, и не только к моему, с прошлого и уже с началом этого года такой процесс, как мне кажется, медленно, но пошел. Появилось несколько картин событий. Это и »Экипаж» и »Викинг», и »Бриллиант», и »Ледокол», и сейчас вот »Притяжение» и еще несколько картин, которые постепенно начинают собирать довольно большую кассу, тем самым повышать общее доверие к российскому кино. Поэтому, если этот процесс пойдет и мы не остановимся и будем выпускать и много кино и авторского, и чисто коммерческого – тогда будет разнообразие и будет выбор у зрителей, и мы вновь вернем доверие к российскому кино. Вопрос 8 Константин, Санкт-Петербург: Считаете ли вы эстетику Тарантино по-прежнему современной сейчас, спустя 20 лет после известной победы в Каннах и может ли режиссёр Учитель неожиданно для всех снять ремейк «Бешеных псов» на российский лад? Ответ Я думаю, что нет, Тарантино – это, конечно, поразительное явление. Кстати, мой сын Илья Учитель, который в этом году дебютировал после окончания ВГИКа с первой картиной. У него вышла «Огни большой деревни» — о том, как снимаю кино в небольшом городке любители. И я как раз почему вспомнил – потому что там есть отсыл: они когда придумывают кино, они вспоминают известные такие голливудские произведения, и там есть как раз Тарантино. Вот надо спросить лучше моего сына, потому что он большой поклонник Тарантино. И я тоже, но не до такой степени фанат. Но, мне кажется, что то, что этот человек сделал и »Криминальное чтиво» и его победа тогда в Каннах – это действительно был некий поворот во форме, по подходу к чему-то новому. Потому что как бы все время делать по какой-то единой матрице очень тяжело и нужно идти вперед. Про себя могу сказать, что я каждым фильмом пытаюсь, мало того что себя не повторить, но и жанром и какими-то другими кинематографическими средствами пытаться сделать что-то новое – ну, для себя точно, а может, для зрителя в том числе. Ремейки делать, даже такого великого человека, как Тарантино не хотелось бы. Лучше придумывать что-то оригинальное. А если это будет вдруг похоже в какой-то степени на Тарантино, не расстроюсь, а обрадуюсь. А.Учитель: Не думаю, что руководство страны конкретно влияет на активность мракобесия в нашей странеВопрос 9 echovenik: Ваша фамилия Учитель, а чему Вас главному научила профессия — режиссёр? Ответ Действительно, моя фамилия Учитель. Там, где я монтирую, на монтажной висит такая табличка «Учитель». Своеобразный за дверью происходит процесс. Но, мне кажется, что режиссура – я буду говорить банальности, — но это, действительно, уникальная профессия, потому что она сочетает в себе все: умение работать с актерами, умение построить мизансцену, умение работать с живыми людьми, если это документальное кино; ты и психиатр и психолог, и должен обладать экономическими знаниями. Появляется иногда масса историй, когда к тебе приходит актер на площадку, а он, может быть, приехал из Москвы после тяжелейшей съемки или спектакля (я имею в виду, если он приехал в Санкт-Петербург), и ты должен определить, насколько он готов к тому, что у тебя должно быть в кадре. И ты, действительно, должен быть в хорошем смысле не только даже психологом, а даже психиатром. И уметь настроить его, что очень важно. Режиссер должен обладать колоссальной интуицией. Режиссер – я это тоже часто подчеркиваю, и когда была моя мечта – оно еще как в футболе, тренер. Умение построить полтора часа футбольный матч – это как в кинофильме: 11 актеров, масса импровизации. Действительно, иногда и ногами можно творить чудеса. Поэтому это настолько интересно… Вот у меня была сценаристка, с которой мы сделали несколько замечательных картин благодаря ей – Дуня Смирнова. И как-то она написала сценарий, который я предполагал снимать, и меня многое там чего-то не устраивало, и я в сердцах сказал: «Вот хочешь — снимай сама!». И через неделю раздался звонок и Дуня меня спросила: «Ты правду это сказал?» То есть она решила снять как режиссер. Это сидит у всех. И я ей сказал: «Дуня, учти, что с этого момента ты вступаешь в совершенно другую жизнь, ты никогда уже не скажешь: Нет, больше я не буду режиссером, я вернусь писать сценарии. Этого не произойдет». Она мне пыталась перечить, говорить: «Да нет, если я сниму плохой фильм, я вернусь, не буду…». Я говорю: «Не будет этого никогда». Это та вещь – я имею в виду режиссуру – и болезнь и наркотик, все, что хотите, но никогда из этой профессии не уходят, это уже на всю жизнь. И я оказался прав и с Дуней Смирновой и еще со многими людьми. Это, действительно, настолько тебя забирает и до конца, до самой смерти не отпустит никогда. Вопрос 10 foton_777 23: Вы снимаете кино, кстати когда-то снимался в одном из ваших фильмов, есть почва для наблюдений и размышлений. У вас наверняка возникал подобный вопрос: «Какую роль в жизни человека играют стартовые условия?». Вопрос-то, можно сказать ключевой! Ибо куда мы не посмотрим, везде действующие лица — люди. Они вступают в различные отношения. У нас порой пишут об убийствах, воровстве, коррупции, лицемерие и т.д. и т.п. Зададимся вопросом: человек – вот он появился на свет, он что, родился таковым головорезом, бандитом.. или стал?? О роли стартовых условий В.Сухой: «Стартовые условия, на мой взгляд, безумно важны». И так возвращаемся к вопросу: «Какую роль в жизни человека играют стартовые условия?»(генетика, родители, материальное обеспечение, культура родителей и так далее). И кстати почему этот вопрос не звучит ни на каких ТВ-шоу, в сми…? Говорят о чём угодно, но мне ни разу не попадался этот вопрос хоть в какой-либо передаче на тв, а он, на мой взгляд, ключевой или один из ключевых. Чем это можно объяснить? Я задал подобный вопрос многим известным людям в твиттере, ответила лишь И.Роднина и ещё несколько человек не столь знаменитых. Ответ Нет, генетика, безусловно, играет огромную роль, и родители, и воспитание. То есть это не значит, что обязательно твои родители должны быть творцы, и тогда ты станешь хорошим режиссером или хорошим актером, хотя не без этого, на мой взгляд. Но бывают и исключения. Бывают люди, которые приезжают… Я не знаю… Юра Быков, который дебютировал – сейчас он уже знаменитый режиссер – он учился не актерском факультете ВГИКа и как-то дал мне сценарий, и вот мы его запустили. Он снял у нас на студии три очень известных картины: «Жить», «Майор», «Дурак». Он из Рязани, из совершенно не творческой семьи, но обладает природным талантом и очень интересный человек. Но я вам могу сказать про себя, что помимо отца, с которым, кстати, про кино мы стали говорить только, когда я закончил институт – как бы всерьез обсуждать какие-то вещи, спорить и так далее. Может быть, он невольно мне что-то давал, хотя в основном меня воспитывала мама. И вот мама моя работала в издательстве «Искусство» редактором по театру. Мало того, что она была человеком неглупым, но вот от нее я получил тоже очень много человеческих каких-то вещей, понимание этой жизни… Ведь очень важно не только ремесло, а вот как ощущать людей, как к ним относиться: прагматично, так или сяк или комбинировать это. Вот от мамы я получил очень точно – как понимать людей. Вот как ты посмотришь ему в глаза, несколько реплик, и ты уже начинаешь придумывать ему или биографию, или уже понимать про него что-то. Потом несколькими вопросами ты выясняешь, ты был прав или ты был неправ. Но, мне кажется, что те 10 лет до института, они, конечно, колоссально влияют на то, что будет происходить на экране или на сцене, если ты в театр уходишь, то, что ты потом будешь делать в творческом плане. На мой взгляд, это крайне важно. И то, что это редко поднимается, я абсолютно согласен с тем человеком, который задал этот вопрос. Конечно, об этом надо говорить, потому что это то, что мы будем получать, условно говоря, пойдет наш зритель на российское кино, это закладывается еще в детстве.

Ссылка на источник

admin @ 3:00 пп

Извините, комментарии сейчас закрыты.