<
Эхо Москвы :: Человек из телевизора: Ирина Петровская
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы

 Л. Гулько ― 11.06. Доброе утро. Ирина Петровская. И. Петровская ― Доброе утро. Л. Гулько ― «Человек из телевизора» — мы начинаем нашу передачу. Скажите, пожалуйста, где, почему так долго нет, и когда будет Ксения Ларина. Ксения Ларина будет скоро, она находится в небольшом отпуске, в отъезде. Буквально в начале июня приедет. Правильно я говорю? И. Петровская ― Абсолютно. Л. Гулько ― Поэтому не надо нам задавать этих вопросов уже 25-й раз. И. Петровская ― Сейчас она наблюдает визит Папы Римского в Португалию. Город Фатима. Где было явление Богородицы, по-моему. К столетию. Я там тоже была, я видела, там стоит памятничек такой девочке, мальчику. Л. Гулько ― А у нас есть для вас подарки, дорогие уважаемые радиослушатели. Их много. От киноклуба-музея «Эльдар». Что на Ленинском, 105. Приглашение на вечер Александра Анатольевича Ширвиндта. Их достаточное количество. Сейчас как называется, пресс-релиз… И. Петровская ― Сопроводительная записка. И.Петровская: 22 года нет нашего коллеги Владислава Листьева. И до сих пор вообще ничего неизвестно Л. Гулько ― Он выступит в киноклубе с творческим вечером «Мой Рязанов» 18 ноября Эльдару Рязанову исполнилось бы 90 лет. И на протяжении всего года друзья и коллеги, режиссеры делятся своими воспоминаниями о дружбе и совместной работе с Эльдаром Александровичем. И Александр Анатольевич впервые снялся у Рязанова в маленькой роли в фильме «Старики-разбойники». 1971 год. В 1975 состоялась судьбоносная встреча на съемках картины «Ирония судьбы или с легким паром!», на следующий день после премьеры он проснулся знаменитым. А потом Александр Анатольевич снялся еще в трех фильмах Эльдара Александровича. В одном из своих интервью в 2012 Александр Ширвиндт так описал работу с Рязановым: «Он приносит тебе сценарий и, глядя в глаза, со всей искренностью, на какую способен, произносит: «Старик, у меня для тебя есть прекрасная роль! Ключевая! Она либо сделает картину, либо загубит. Ты же понимаешь, что лучше тебя это никто не сыграет». И ты ему в который раз веришь. Я, во всяком случае, верил, в результате чего снялся то ли в четырех, то ли в пяти картинах. И как же я их ему украсил. Несмотря на то, что каждый раз в готовом материале от меня в »ключевой роли» оставалось минут 5-10. Один-единственный раз Эльдар Александрович написал для меня настоящую большую роль — председателя гаражного кооператива. Но у меня в театре спектакль был на выпуске, и он ее Вале Гафту отдал. И больше уже ничего капитального не предлагал. Несмотря на это я дружу, уже 40 лет кажется. И дальше буду, потому что люблю я его». Александр Анатольевич назвал этот вечер «Мой Рязанов». Вот давайте, пожалуйста, дорогие друзья – хочу в киноклуб «Эльдар». +7-985-970-45-45. Каждое приглашение на одно лицо. Кто первый пришлет sms, того и приглашение. И еще у нас есть, можно я сразу… И. Петровская ― Конечно. Л. Гулько ― Билеты в Российский академический молодежный театр, на взрослые спектакли «Вишневый сад» на 25-е число и »FSK-16″ на 25-е. В разных залах, видимо. Дальше «Лада или радость» — 18.05 и »Эраст Фандорин» – 27.05. Пожалуйста, хочу в Российский академический молодежный театр. Есть для вас билеты. И билеты в Московский театр юного зрителя, но тоже для взрослых спектакли. «Скрипка Ротшильда». И. Петровская ― Это прекрасный спектакль. Л. Гулько ― «Невидимые друзья» это 24.05, 26-05. И »Свидетель обвинения» — 25 мая. Тоже ваши sms +7-985-970-45-45. Ну вот, как много у нас сегодня. И. Петровская ― Исполняем три желания сразу. Л. Гулько ― Нет рыбки золотой. С этим мы закончили. Подарки, надеюсь, достанутся тем, кому надо. Ну а мы приступаем с вами к нашей повседневности телевизионной. С чего мы начнем? И. Петровская ― Я начну с очень грустной темы. Потому что на этой неделе так получилось буквально один за другим ушли очень важные для нашей культуры вообще и для того института, который мы регулярно обсуждаем и обозреваем, для телевидения, это Даниил Борисович Дондурей. Частый гость у нас на »Эхо Москвы». И Галина Михайловна Шергова. Вот Даниил Борисович не дожил девяти дней до своего 69-летия. Совершенно несмотря на то, что вроде как было известно, что он болен, болен тяжело, все равно это было как гром среди ясного неба и обухом по голове. И за это время очень многие люди в Интернете, конечно, преимущественно, но не только, в разных других СМИ, написали о той роли, о том значении Даниила Дондурея для вообще нашей культуры и общества. Которое, к сожалению, этим обществом и не осознан толком. Тем не менее, это такой был человек совершенно невероятного глубокого мышления и взгляда на процессы, которые происходят в том обществе, которое, к сожалению, отказывается или игнорирует культуру в широком смысле этого слова. Он был абсолютно уверен, что культура вообще и телевидение в очень значительной степени формируют картину мироздания нашего общества. И не выполняет тех важных функций, которые в общем, должны были бы выполнять. Он возглавлял журнал «Искусство кино», это было одно из направлений его деятельности. Он спас чудом «Искусство кино», потому что на него наезжали известные деятели, и лишили его здания и тем не менее, журнал продолжал выходить. Каким-то чудом невероятным. И это самый интересный и самый на мой взгляд глубокий журнал, а некоторые считают, что вообще в мире такой единственный журнал, который именно  не только о кино писал, но в совокупности о культуре, о массовой культуре, в том числе о телевидении. И.Петровская: Дондурей спас чудом «Искусство кино», потому что на него наезжали известные деятели И о сериалах, которые можно считать низким жанром, но Даниил Борисович например, считал, что через сериалы тоже можно формировать разные картины мира в головах у зрителей. Чем телевидение не занимается или занимается ровно с противоположным знаком. Поэтому это огромная потеря для нашей культуры вообще, для нашего сообщества. Помимо всего прочего, он был невероятно искренним, невероятно дружеским человеком, очень теплым. И действительно это огромная наша потеря. И, кстати сказать, скажу, что завтра в Доме литераторов с ним состоится прощание. И Галина Михайловна Шергова, всего лишь неделю назад в этой студии я говорила, что живых фронтовиков настоящих ветеранов, которые реально воевали, были ранены, осталось совсем просто считанные единицы. И вот Галина Михайловна, мы с ней говорили, 9 мая ее поздравляла как всегда с Днем Победы, мне показалось, что голос ее был вполне оптимистичный. Она сказала, что мы обязательно в ближайшее время увидимся. А через день пришло это горестное известие о том, что Галины Михайловны не стало. Она, конечно, прожила невероятную жизнь, она ушла на 94-м году жизни, в совершенно трезвом уме. Мало сказать, иным молодым бы такую трезвость ума, такое чувство юмора, такое невероятное жизнелюбие, интерес ко всем сферам до последнего момента. Она была не только сценаристом, не только ведущей программ, не только руководителем двух документальных проектов «Наша биография» и »Стратегия победы», она еще писала романы, художественную литературу, она писала стихи. И тоже, в общем, человек в высшей степени многогранный и очень много сделавший для того института, о котором говорим. О телевидении. И недаром сейчас, когда пришло это известие, многие в фейсбуке написали, что помнят ее и ее стать невероятную, красоту, но помимо этого еще невероятную культуру речи, вот всего, что она делала. В кадре или за кадром. Ну и я еще раз напомню, что основную часть текста «Минута молчания» этого ритуала, который появился к 20-летию победы в 65-м году, тоже написала, там были еще соавторы, безусловно, потому что это был такой коллективный труд, но большую часть написала Галина Михайловна Шергова. И, по-моему, в прошлом году или может быть позапрошлом, она вот здесь нам в эфире прямом по телефону рассказывала, как создавался этот ритуал к 20-летию победы. Прощание с Галиной Михайловной состоится во вторник 16-го числа. В ритуальном зале ЦКБ. В 12.30. Это тоже, если кто-то захочет лично поклониться и сказать ей слова какие-то благодарности или просто отдать дань ее памяти. Такая у нас выпала грустная неделя. Л. Гулько ― Я хочу добавить, что эфир памяти Даниила Борисовича Дондурея сегодня состоится. «Культурный шок» после 13 часов. А канал Россия-24 9 мая я смотрел, рассказывал историю праздника День Победы, и там Галина Шергова рассказывала о той самой «Минуте молчания», как она писала это, удивительные совершенно были интересные… И.Петровская: Фактически судят за то, что он отрицает существование бога, пророка Мухаммеда И. Петровская ― И кстати переходя, к сожалению, так устроено, что все равно банальности, жизнь продолжается. Я благодарна каналу «Дождь», который в день, когда стало известно об уходе Даниила Борисовича, повторил программу, по-моему, 2016 года, программу «Синдеева», где интервью, беседу с Дондуреем вела руководитель канала Наталья Синдеева. И это было очень правильно. Потому что в очередной раз, а точнее уже может быть в последний мы услышали, зрители услышали очень важные слова о той роли, которую обязано было бы играть в частности телевидение в том, чтобы формировать общественное сознание и той негативной роли, которую, к сожалению, сегодня играет телевидение, которое формирует совсем иные установки и возбуждает в людях далеко не лучшие качества. В зрителях, в людях. Л. Гулько ― Светлая память. И. Петровская ― Да, светлая память и счастье, что они были с нами и очень большая потеря и очень большая печаль, что их теперь с нами нет. Действительно как написал в фейсбуке Павел Чухрай, семья которого, отец Григорий Наумович дружил с Галиной Михайловной. Ну и Павел Чухрай вырос практически у нее на глазах и тоже подружился, он написал, что ощущение, что вот из здания вынули какую-то несущую балку, опору и это ощущение очень неприятное и очень какое-то тревожное. Потому что когда люди такого масштаба даже можно не общаться часто, но знаем, что они живут и не знаю, как кому, но мне это правда давало и дает пока еще живы вот эти замечательные, многие из замечательных людей ощущение как-то, что не будет чего-то самого ужасного и страшного. Что они как какая-то каменная стена, само их существование дает вот это чувство некой уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне. А потом бабах, и уверенность и так уже иссякает с каждым днем все больше. А тут так еще. Л. Гулько ― Да. Но мы продолжать должны каким-то образом. И. Петровская ― Я хочу сказать о хорошем, о том, что было важным мне кажется. Тот же самый канал «Дождь» на этой неделе показал фильм, который стал вообще лидером в прокате. Это редчайшая вещь, что документальное кино собирало и продолжает собирать вообще полные залы. Это я говорю фильм «Слишком свободный человек». О Борисе Немцове. Который сделали Вера Кричевская и Михаил Фишман. И вот сейчас он наконец добрался до эфира. Понятно, что на большой экран телевизионный этому фильму рассчитывать не приходится. Поскольку имя Немцова я так считаю практически под запретом. И даже марш его памяти вообще не упомянули, когда он состоялся. И тем важнее, что хоть на таких площадках, то есть менее, конечно, площадка масштабная, но все равно дошло до части зрителей это кино и этот образ совершенно замечательного человека и нашего современника. И какая-то прямо одна и та же тема получается. Все об ушедших. Вчера тоже канал «Дождь» показал фильм, который сделали коллеги Павла Шеремета нашего друга, журналиста, убитого в Киеве прошлым летом в июле. Расследование там тоже как-то идет ни шатко, ни валко. И в отсутствие каких-либо результатов, вот коллеги Павла провели собственное расследование, и на основе этого расследования сделали фильм. Они проделали, конечно, невероятную работу, причем работа должна была быть проделана людьми, специально обученными. То есть следователями, оперативниками. Потому что то, что мы увидели почти сразу после гибели Павла, отдельная запись с камер наблюдения, видно было, как какие-то двое людей в ночи подходят к машине Павла в два часа ночи и женщина приседает и, в общем, как потом выяснилось, закладывает взрывчатку под днище машины. Дальше как выяснилось, другие камеры видеонаблюдения, которыми утыкан весь район, люди, которым по долгу службы полагалось бы их посмотреть, как-то оставили, видимо, или без внимания, или нетщательно их изучили. Потому что вот эти наши коллеги журналисты нашли еще километры или не знаю, в чем это исчисляется видеозаписи с камер наблюдения, с огромного количества и проследили маршрут и этой пары, которая непосредственно закладывала взрывчатку и автомобилей, которые каким-то совершенно невероятным, казалось бы, образом не попали в поле зрения следователей. Хотя они все это время 4 часа стояли непосредственно перед домом Павла Шеремета, даже не выключая фар. Водители этих машин между собой взаимодействовали и когда они поняли, что видимо, так можно считать, взрывчатка заложена, они уехали с этого места. Они нашли владельца этой машины, они расшифровали с помощью специалистов плохо видный на этой камере номер машины. Они нашли владелицу машины, они нашли человека, который был за рулем. Который вначале как-то пытался сказать, что он никакого отношения не имеет, и что он там стоял совершенно по другим делам. Но они выяснили, что этот человек то ли работал раньше… И.Петровская: Я на самом деле телезритель. Телекритик, постольку-поскольку Л. Гулько ― В 2014 году. И. Петровская ― Да, в общем, это тот самый случай, когда журналисты действительно делают не свою, но очень качественную работу и результаты некоторые просто ошеломительные. Слава богу, они это сделали. Будем надеяться, что это будет подспорьем в расследовательской деятельности тех, кому это надо делать по долгу службы. И удивительно, кстати, что если «Дождь» показал этот фильм, то об этом фильме сообщили большинство новостных программ на Первом, по-моему, на Втором канале. И там присутствует некая такая как всегда в репортажах об Украине и о том, что там происходит, некая такая злорадная нота. Что вот те, кому положено — следователи, не выполняют свою работу. Не чешутся. Вовремя ничего не делают и, видимо, по какой-то непонятной причине либо не хотят расследовать, либо утаивают результаты расследования. И так получается, что это как будто бы только на Украине возможно. Притом, что в эти же дни 10-го был день рождения убитого уже теперь, сколько лет 22 года назад нашего коллеги Владислава Листьева. И до сих пор вообще ничего неизвестно. Я не говорю о более близких примерах, о том же Борисе Немцове. Следствие там идет и суд даже какой-то идет. Но мы не можем быть уверенными, что истинные заказчики, да и даже исполнители окажутся, в конце концов, на этой скамье подсудимых. Да и сколько таких еще примеров, когда да, пожалуй, наверное, большая часть, резонансные убийства, которые происходили, мы так толком и не знаем все-таки кто, как, когда и за сколько. Зачем – как раз более-менее понятно, все это делал. Поэтому я бы на месте коллег с Первого канала, Второго, причем молодые все люди это делают, то ли они не в курсе того, что в нашем анамнезе есть не менее похожие и аналогичные истории, только там все зависит еще и от времени. Срок давности дай бог у некоторых. Как то же самое преступление — убийство Листьева. Л. Гулько ― «Скажите, пожалуйста, где можно посмотреть фильм о Немцове», — спрашивает Людмила из Москвы. И. Петровская ― На сайте, я вчера заходила как раз, на сайте канала «Дождь». Единственное, наверное, для этого вам придется, я не посмотрела, иногда они выкладывают в открытый доступ, а иногда все-таки нужно быть подписчиком. Л. Гулько ― Ну можно подписаться. И. Петровская ― Там есть такие опции, как подписка на год, на три месяца и на месяц. Поэтому если вы за 400 с чем-то рублей я думаю, подпишетесь на месяц, то это будет не очень большая плата за то, что вы посмотрите у себя дома фильм «Слишком свободный человек». В кино, по крайней мере, в некоторых кинотеатрах билеты стоят дороже. Л. Гулько ― Мы прерываемся на новости, потом возвращаемся и продолжаем разговор. НОВОСТИ Л. Гулько ― Мы продолжаем нашу передачу. Ирина Евгеньевна, помяните добрым словом Колчинскую Светлану Аркадьевну. Ушла на этой неделе. И. Петровская ― Да. Л. Гулько ― Sms из Нижегородской области. И. Петровская ― Я прочитала об этом у нашей коллеги Нины Зверевой. Из Нижнего Новгорода журналиста. Я выражаю тоже соболезнование, она была руководителем нижегородской одной телекомпании. Под ее крылом многие выросли и работали. Поэтому это огромная потеря для нижегородских коллег. Я говорю, какая-то неделя выдалась просто… Л. Гулько ― Такая же, как весна. Странная и грустная. И. Петровская ― Ну а что, еще пока мы не перешли к плохому, скажу о хорошем. Канал РБК, который мы с недавнего времени упоминаем практически ежедневно, вот я на этой неделе посмотрела… Л. Гулько ― У меня все время включен. И. Петровская ― Я посмотрела те проекты, которые мне были интересны. Там появились с недавнего времени свои новости, там были раньше новости, но появились новости, которые идут по будним дням в 18.50, называется «Истории дня». Л. Гулько ― Бывшие НТВшники. И. Петровская ― Да, ведет Павел Селин и Юлия Панкратова. В очередь. Очень качественная история с очень качественными репортажами, включениями. И с темами, которые точно так же, как я только что говорила про «Дождь», вот какая-то параллельная реальность, что «Дождь», что РБК. Темами, которые практически не обсуждаются в новостях других каналов. Главных. А если обсуждаются, то совершенно не так. И реновации и все подводные рифы и опасности, Евровидение, которое у нас или не освещается вообще или освещается так, что, в общем, ужас-ужас и вообще зачем это нужно и, слава богу, что наши там сегодня не выступают. И вообще крест на этом всем Евровидении ставят. Множество других, вчера, например, был вначале кусок интервью с Андреем Макаревичем, он рассказывал и о цензуре, и о том, с какой глупостью он сталкивается при организации своих концертов. С глупостью тех, кто в результате отказывает ему в помещениях и срывают разными другими способами. Потом это интервью еще просто отдельно вслед вышло… Л. Гулько ― После экономической программы. И. Петровская ― Да. Ну и с недавнего времени существующее там ток-шоу, программа, хотя ток-шоу уже настолько дискредитировано понятие, что просто хочется сказать программа, дискуссия. Авторская программа, называется она «Специальный эфир». Станислав Кучер. Л. Гулько ― Вчера интересный был. И. Петровская ― Вчера я смотрела с огромным интересом, потому что Станислав Кучер собрал разных совершенно людей, разных взглядов, включая представителей православной церкви в лице Всеволода Чаплина. Л. Гулько ― Он такой отреченный представитель православной церкви. И. Петровская ― Неважно, все равно сидел в облачении. И представитель синодального отдела, я не запомнила, к сожалению, как его зовут… Л. Гулько ― Грузинская фамилия. И. Петровская ― Это неважно, в конце концов. Короче, тема обсуждалась, которая на этой неделе была самая обсуждаемая в соцсетях. Это разумеется, приговор блогеру екатеринбургскому Руслану Соколовскому. Три с половиной, правда, условно. Называлось «Оскорбление чувств верующих». Мы тоже, я думаю на »Эхо Москвы» я сама слышала, как обсуждали и оценивали это, и как оценивал Виктор Шендерович. Но удивительным образом в федеральном эфире вообще эту тему обошли. Или очень коротко сообщали только об этом приговоре. На самом деле мне кажется, что это как раз актуальнейшая из тем, которую необходимо было бы широко обсуждать. И чем шире, тем лучше. Чтобы, в конце концов, как-то с позиции здравого смысла разобраться в этом и вообще… Л. Гулько ― Определиться. И. Петровская ― Определиться и понять, как же так может быть, что в светском обществе человека тем более такого юного молодого человека судят, там же формулировки гениальные совершенно в этом экспертном заключении, которое легло в основу приговора. Фактически судят за то, что он отрицает существование бога, пророка Мухаммеда. А еще также… Л. Гулько ― Это сказала судья. И. Петровская ― Да. Л. Гулько ― Вчера у Кучера представители РПЦ и Всеволод Чаплин говорили, что судят его совершенно за другое. За то, что оскорбил нехорошим словом, связал его с Иисусом. Не за покемонов, не за что-то еще, а вот за это. И вокруг этого начался… И. Петровская ― В данном случае, на самом деле сама статья вызывает тысячу, а то миллион вопросов. Получается, и как правильно вчера ставил вопрос Станислав Кучер, что в принципе можно сегодня сделать более универсальную статью. Не только за оскорбление чувств верующих, вообще любых чувств. Потому что каждый из нас может по какому-то поводу оскорбиться. Я вот, например, часто оскорбляюсь, когда телевизор смотрю. Но пока что мне не приходит в голову… Л. Гулько ― Оскорбление чувств телезрителей. И. Петровская ― Да, такую инициировать статью — оскорбление чувств телезрителей. Л. Гулько ― Или телекритика – можно отдельно. И. Петровская ― Я на самом деле телезритель. Телекритик, постольку-поскольку я все излагаю все свои претензии на бумаге или здесь высказываю. И что меня еще особенно поразило — что особую нетерпимость в отношении этого Соколовского высказывали как раз представители православной церкви, которые по идее должны были бы демонстрировать христианское смирение и, в общем, всепрощение. И, по-моему, этот Чаплин Всеволод сказал, что… Л. Гулько ― Это придумали либералы: всепрощение и смирение. И.Петровская: В связи с победой опять эта тема — роль Сталина, хорош он или плох, — опять активизировалась И. Петровская ― Нет, он сказал, по-моему, здесь, хотя еще видела его на канале «Дождь» в программе «Здесь и сейчас». Где он тоже излагал свое видение ситуации. Он сказал, что православная церковь не  имеет отношения к самой инициативе, что эту инициативу, письмо, запрос в прокуратуру рассмотреть дело Соколовского написал совершенно просто оскорбленный действительно православный. Но вчера в Интернете (это все-таки великая сила) выложили как раз этот запрос и письмо, которое было послано из екатеринбургской епархии от имени какого-то иерея. Который первым обратил внимание на содержание этого ролика, блога, клипа Соколовского и там по пунктам доказывал, почему это все можно квалифицировать как оскорбление чувств верующих и почему это подпадает под статью эту 148-ю, по-моему. Что особенно ценно в этой программе у Кучера – во-первых, что он абсолютно квалифицированный человек, который какую бы тему ни обсуждали, он абсолютно в ней подкован, и он удивительно как-то умеет не доводить до тех истерик, которые возникают в любом ток-шоу на любом канале. Когда речь идет о каких-то таких важных проблемах и темах и когда сходятся непримиримые противники. Правда, как правило, одни противники напрочь забивают других. Но орут и истерят так, что это невозможно порой смотреть. Л. Гулько ― Вчера как-то пытались немножко… И. Петровская ― Пытались. Но Кучер, тем не менее, вводит это в какое-то такое нормальное человеческое русло, в русло приличной и очень важной общественной дискуссии. Поэтому я рекомендую тем, кто еще не обратил внимания и кто главное думает, что ток-шоу заключается задача его в том, чтобы орать и по возможности еще очень хорошо если бить морды, они могут посмотреть по пятницам в 21, по-моему, час канал РБК, который сегодня есть в большинстве мне кажется телевизоров. Л. Гулько ― Он в антенне просто есть. И. Петровская ― И соответственно увидеть прямо противоположный стиль, как дискуссии, так и ведения. Я очень надеюсь, что, несмотря на то, что якобы, судя по сообщениям прессы… Л. Гулько ― Покупки 65% акций как нам пишут РБК компанией ЕСН господина Березкина… И. Петровская ― Процесс идет. Судя по всему… Л. Гулько ― Они изменились, но в другую сторону немножко. Они стали жестче. И. Петровская ― Я имею в виду этот процесс продажи акций якобы сейчас уже или не якобы вступил в некую завершающую стадию. Но никогда не угадаешь, что там дальше будет со сменой владельца, в какой степени владелец позволит себе вмешиваться в редакционную политику. Тут такое дело абсолютная удача, ну и как позволят, конечно. Потому что кураторы-то не дремлют. Л. Гулько ― Ну в общем, да. Но, тем не менее, мне кажется, что РБК стоит иногда включать. И. Петровская ― Без сомнения. Его и раньше-то стоило. И сейчас тем более. Л. Гулько ― Это было хорошее сейчас. И. Петровская ― Все остальное можно сказать уже, ну, поскольку сериал на Первом канале «Тень Сталина», тут что-нибудь спрашивают… Л. Гулько ― Дайте оценку сериалу «Власик. Тень Сталина». И. Петровская ― Он пока еще в пути, видимо, я так понимаю, что половину прошел. Что меня изумляет. Меня многие вообще вещи изумляют. Но в первую очередь здесь выбор главного героя меня изумляет. Л. Гулько ― Самого Власика. Начальник охраны был. И. Петровская ― Он начальник личной охраны Сталина. И то, что про тень Сталина уже начинают снимать сериалы это какая-то для меня отчасти даже анекдотическая ситуация. Хотя ничего смешного, конечно, в этом нет. И я не говорю о том, о художественном уровне в принципе не приходится говорить этого произведения. Но главным образом я пытаюсь понять, зачем, какой у нас сейчас — в 2017 году снимать фильм о верном слуге, солдафоне, просто даже верный пес или как там называется, который был готов действительно, преданность его была вождю просто абсолютная. И никакому сомнению не подлежит. Мог, наверное, загрызть любого, кто приблизился бы или тем более с какими-то дурными намерениями, что мы видим, кстати, в сериале, как он там его собой закрывает и так далее. Что не помешало, правда, хозяину отправить своего верного пса на живодерню. Правда, тот уцелел. Но награда, конечно, весьма специфическая была за эту верную службу. Тем не менее, повторяю, у меня вопрос – чем обусловлен выбор этого героя, этой темы. И зачем вообще все это. Вот что меня мучает. Л. Гулько ― Там же есть намек и на репрессии, там даже есть закадровый текст и какие-то документальные кадры по поводу 37-го года. И. Петровская ― Намек-то сколько угодно… Л. Гулько ― Может быть так. И. Петровская ― На самом деле в связи с победой опять эта тема — роль Сталина, хорош он или плох, — она опять активизировалась. И я лично собственными ушами, а также собственными глазами видела, как сидящие в студии Соловьев Владимир и Никита Михалков, которые комментировали «Бессмертный полк» на канале «Россия», в какой-то момент они дошли до разговоров о роли Сталина и пришли к выводу, что время было сложное, сынок. И товарищ Сталин тоже был очень сложный, неоднозначный и глубокой фигурой и уж не говоря о его роли в нашей победе. И потом целая с позволения сказать дискуссия была в одном из »Вечеров», возобновившихся Владимира Соловьева. Где как всегда в этой теме солировал Проханов, который, несмотря на возражения, притом репрессиям были подвергнуты и его собственные родственники Проханова. Полностью это оправдал и сказал, что это было все необходимо, потому что без этого не было бы великой победы. В общем, волосы дыбом, честно говоря, встают. Л. Гулько ― Мы в эти дни читали, разбирали архивы, моя теща разбирала архивы и нашла дневники своего отца. Он прошел войну от начала до конца. Дневники, человек записывал документально, что было. Буквально за неделю до войны и до конца. И там понятно становится, это документальная история, понятна становится роль Сталина в том, что произошло. Как высшее командование подставляло, подставило на самом деле солдат и офицеров, которые, честно говоря, вот они-то совершили подвиг точно совершенно. И. Петровская ― Никто абсолютно не отрицает беспрецедентного подвига народа. Л. Гулько ― Товарищ Сталин с высшим командованием своим это было, конечно, нечто. Когда там есть один из эпизодов, когда они попали в окружение в Белоруссии, как высший состав этого полка просто ушел во главе с командирами и остались одни старшие лейтенанты. Вот такая история. И. Петровская ― Столько уже издано, написано исторической литературы, художественной литературы на эту тему, что снова и снова пытаться пересмотреть… Л. Гулько ― Просто товарищ Сталин тут совсем ни при чем. И. Петровская ― И все эти песни и легенды — на устах со Сталиным погибали. С матом погибали. Л. Гулько ― Нет, совсем не со Сталиным. И. Петровская ― Мы опять же там не были, естественно, но, наверное, у нас есть основания, читая многое из того, что мы читали и слушали, все-таки доверять непосредственным свидетелям, у которых точно не было никаких оснований врать или что-то. Вообще это тяжелейшая тема… Л. Гулько ― Очень тяжелая. И праздник очень тяжелый. И. Петровская ― И праздник тяжелый. Л. Гулько ― Грустный. И. Петровская ― И то, как это все преподносилось и чудовищные реконструкции событий, которые сопровождали концерты, просто клипы, в которых отсутствует не просто вкус художественный. Но вот если говорить об оскорбленных чувствах, то честное слово, мои чувства как внучки погибшего фронтовика оскорблены вот этими произведениями. Я имею в виду, например, клип, которым страшно гордится канал РЕН-ТВ на песню «Темная ночь», которую перепели звезды рока. А в промежутках как изобразительный ряд шли вот эти реконструкции якобы военных событий. Банальнейшие до пошлости стереотипы, кричащий воин со знаменем, мать-старушка с письмецом типа: прощай, любимая мама. Это все причем невозможно даже толком объяснить, почему это так шокирует вот в таком исполнении. Ладно бы даже они там спели не ахти как, пусть бы. Это не так бы шокировало, как вот эта попытка сыграть нам в красивеньких гимнастерках величайшую, правда, трагедию 20-го века. Или реконструкция во время концерта на Красной площади, когда детишек в полосатых, правда, новеньких робах якобы малолетних узников концлагеря сажают в клетку и они таким образом изображают еще одну трагедию войны. И они сквозь решетки тянут свои ручки навстречу воину-освободителю. Это просто правда, для меня какой-то нечеловеческий ужас. А потом уже после того, как отгремел сам непосредственно праздник, в ток-шоу начали искать тех, кто не так праздновал, не так родину любит. Не те слова сказал в тех же соцсетях и, разумеется, они были объявлены моральными уродами и упырями, и тоже там договорились в частности, писатель Эдуард Лимонов договорился до того, что следует уже ввести в Уголовный кодекс статью. В общем, это все ужасно и отвратительно. Но, тем не менее, мы храним память, каждый как помнит, умеет. И, возвращаясь к первой нашей теме – памяти Галины Михайловны Шерговой, фронтовички, она очень умела дружить, и одним из ее друзей был Юрий Иосифович Визбор. И вот он ей и ее мужу Александру Яковлевичу Юровскому посвятил целую песню. Послушайте.

Ссылка на источник

admin @ 6:00 пп

Извините, комментарии сейчас закрыты.