<
Юрий Кулешов — Военный совет — Эхо Москвы, 26.08.2017
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы

 А. Ермолин ― Добрый день всем, кто нас слушает, в эфире программа «Военный совет», сразу скажу, что программа наша проходит в записи, ведущий в студии Анатолий Ермолин. Наш гость сегодня генерал-майор Кулешов Юрий Владимирович, заместитель начальника Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского по учебной и научной работе. Юрий Владимирович, добрый день. Ю. Кулешов ― Здравствуйте Анатолий, добрый день уважаемые радиослушатели. А. Ермолин ― Ваши коллеги, ваши командиры неоднократно были в этой студии, но тем не менее давайте напомним, что за ВУЗ вы представляете? ВУЗ надо сказать известный на всю страну, но тем не менее, давайте освежим в памяти наших радиослушателей. Ю. Кулешов ― Да, военно-космическая академия имени Можайского является одним из крупнейших ВУЗов Минобороны РФ, ведущим учебным, научным, методическим центром в области военно-космической деятельности, инфо-телекоммуникационных технологий, технологий сбора и обработки специальной информации. ВУЗ входит в состав воздушно-космических сил, этого большого вида вооруженных сил РФ, включающий в себя три рода войск, и находится в ведении космических войск этого рода воздушно-космических сил. ВУЗ действительно с богатой историей, в этом году мы отметили 305 лет со дня образования академии. Потому, что нашим историческим предшественником является инженерная школа, созданная в далеком 1712 году, по указу Петра I, и с тех пор все те учебные заведения, которые имеют отношение к историческим предшественникам академии, занимались инженерным образованием, как и академия сегодня. А. Ермолин ― Откровенно говоря, все время с трепетом случаю людей, которые представляют учебные заведения, особенно военные учебные заведения с такой традицией. Честно говоря, заканчивал школу в Ленинградской области, в поселке Северский, и даже как-то не рискнул поступать, да? Потому, что считалось, что это настолько круто, что не всякий может рискнуть. А расскажите чуть подробнее вот о направлениях, по которым вы готовите сейчас специалистов? И как вообще сегодняшние школьники оценивают свои шансы к вам поступить? С таким же трепетом и страхом, или все-таки сейчас как-то ситуация меняется, становится более демократичной. Ю. Кулешов ― В академия поступают ребята со всех… Ну, практически со всех регионов нашей страны. Академия готовит будущих офицеров, военных специалистов, прежде всего для воздушно-космических сил, как я уже сказал, а так же для ряда органов военного управления, находящихся в ведении генерального штаба вооруженных сил РФ, а так же управление метрологии вооруженных сил РФ, Этим определяется вот спектр тех специальностей, по которым ведется подготовка будущих офицеров. А. Ермолин ― Можно сказать, что все-таки основной профиль все равно военно-инженерный? Ю. Кулешов ― Безусловно. А. Ермолин ― Хотя вы и аналитиков готовите, и собственно и… Ю. Кулешов ― Безусловно, да. Сейчас академия имеет достаточно стройную структуру, это безусловно управление академии, в состав академии входит 9 факультетов, на которых ведется подготовка по программам высшего образования, программам специалитета. Кроме того, у нас есть факультет среднего профессионального образования, факультет переподготовки и повышения квалификации, специальный факультет, офицерские курсы, на которых обучаются уже офицеры, осваивающие образовательные программы высшего образования, программы магистратуры. 16 обще-академических кафедр, докторантура, адъюнктура, и очень большое научное подразделение, военный институт научно-исследовательский так же входит в состав академии. Кроме того, ряд подразделений обеспечения. Всего в академии по штату более 10 тысяч человек. А. Ермолин ― Юрий Владимирович, вот вы как заместитель руководителя по учебной и научной части, вы присматриваетесь вот к тем изменениям, которые происходят с инженерным образованием в мире вообще? Вот сейчас вышли замечательные книги Высшей школы экономики об обновлении инженерного образования, о новых подходах, о новом ведении интегрированных учебных планов. Вот что вам возможно кажется интересным, перспективным, а может быть у вас совсем другая точка зрения? Ю. Кулешов ― Я считаю, что у нас уже достаточно устоявшаяся система подготовки кадров для вооруженных сил. Тем не менее, вот те изменения, которые коснулись системы образования нашей страны, они нас затронули. Как я уже сказал, все уровни профессионального образования в академии реализуются от средне-профессионального, и три уровня высшего образования. То есть, специалитет, магистратура и адъюнктура. И вот эта возможность непрерывного совершенствования компетенции будущих защитников родины, считаем наиболее выигрышной, когда это сосредоточено в одном учебном заведении. А. Ермолин ― А вот какой ваш все-таки ключевой фокус? Вы готовите инженеров, разработчиков, изобретателей, которые создают будущее по сути дела? Или для вас важнее такие дисциплинированные инженеры, которые ни на шаг не отступят вот скажем от инструкции, от правил. Вот я вспоминаю время, когда вот взаимодействовал с крупной промышленностью, и мне один главный инженер крупного завода объяснял, ты же говорит пойми, один человек может запустить, один инженер… Крупную там нефтеперерабатывающую установку, да? Но он никогда не сможет ее эксплуатировать, это другой тип личности. Вот вам кто больше (неразборчиво)? Ю. Кулешов ― Вы абсолютно верно подметили, если в гражданских ВУЗах в основном упор на конструкторские способности, у нас все-таки специалисты по эксплуатации вооружения, военной специальной техники. То есть, вот эта эксплуатационная направленность, она является превалирующей. Хотя, и в рамках дипломного проектирования, уже у тех выпускников, которых мы практически выпускаем из академии, ряд работ посвящен именно проектированию, конструированию каких-то отдельных элементов, узлов, сложный систем вооружения, и военной техники. А. Ермолин ― И это правильно. Потому, что у нас такая техника, где лучше быть более дисциплинированным, чем инновационным. А скажите, вот абитуриенты когда к вам поступают, ну в общем-то конкурс большой? Ю. Кулешов ― Да, я хотел бы прежде всего сказать, что академия готовит по 41-й военной специальности, по программным специалитетам, в рамках 14-ти федеральных государственных образовательных стандартов. По трем военным специальностям, и двум специализациям по программам магистратуры, в рамках двух федеральных государственных образовательных стандартов. Если говорить о среднем профессиональном образовании, то в академии реализуется 6 образовательных программ такого уровня, мы по 6-ти военным специальностям и готовим. Если говорить о таким уровне, как адъюнктура, то все организовано в рамках одного направления подготовки, ну по 14-ти научным специальностям. И этот год не исключение, мы осуществили набор обучающихся в академию по всем уровням подготовки, по всем образовательным программам. Но если вот позволите углубиться, то начну с магистратуры в хронологическом порядке. Поскольку набор был завершен в мае, мы набрали около 30 человек, конкурс был около 2 человек на место. Затем в июне был осуществлен набор по программам адъюнктуры, набрали около 50 адъюнктов как очной, так и заочной формы подготовки. И там конкурс по очной форме подготовки составил примерно 2,3 человека на место, по заочной форме даже несколько выше, 2,4 человека на место. Радиослушателям безусловно интереснее наверное о том, какой был конкурс на курсантские специальности, то здесь хотелось бы отметить следующее, что в этом году набор составлял около 1000 человек, чуть не многим более 1000 человек по всем специальностям подготовки. И в зависимости от специальности, и от пола, конкурс отличался. Средний конкурс, если так можно говорить, составил примерно 3,5 человека на место, то есть на 1000 мест приехало 3,5 тысячи желающих поступить в наше учебное заведение. Из которых около 400 – это были девочки. Поэтому, конкурс среди мальчиков составил в зависимости от специальности, от 2 до 6 человек на место, среди девочек от 3 до почти 12 человек на место. А. Ермолин ― А какие специальности вот самые выбираемые, самые престижные, что ли? Вот куда вот 6 человек стремятся попасть на место, и куда 12 девушек стремятся? Ю. Кулешов ― Ну, так сложилось, что в основном стремятся попасть на те специальности, которые связаны с информационными технологиями защиты информации, то есть с информационной безопасностью. Вот это наверное наиболее востребованные специальности. Те, которые имеют механический профиль, те специальности наименее наверное востребованы. Небольшие изменения за последние годы произошли в части вот специальностей, связанных с ракетно-космической обороной, они становятся все более популярные, конкурс на эти специальности год от года увеличивается. А. Ермолин ― А вот собственно, что определяет судьбу в итоге? Ну понятно, что к вам приходят ребята с ЕГЭ, да? И если например у них какие-то одинаковые баллы, одинаково нравится… Вот профессионально-психологический отбор что из себя представляет? Или это для всех обязателен профессионально-психологический отбор? Ю. Кулешов ― Тогда я себе позволю немного пояснить сам процесс поступления. Наша академия, как любое учебное заведение, действует в рамках той законодательной базы, которая существует в нашей стране. Мы все руководствуемся законом об образовании РФ, и конечно в гражданском секторе весь отбор ведется в основном по общеобразовательной подготовленности. Та, которая оценивается по результатам ЕГЭ. По каким предметам, это определяется уже выбранной специальностью, на которую хочет попасть тот или иной абитуриент. В этом смысле мы тоже не исключение, но у нас еще добавляется ряд испытаний, относящихся к профессиональному отбору будущего защитника родины. Это прежде всего состояние здоровья, и вот тот самый профессиональный отбор, о котором вы говорили. Но к вступительным испытаниям еще относятся и испытания, на уровне физической подготовленности. Вот в рамках этих 4-х направлений, определяется конкурсный список, по которому мы осуществляем набор в наше учебное заведение. Если более подробно говорить про определение категории профессиональной пригодности того или иного кандидата, на поступление в военное учебное заведение, то этот процесс организован на основе психолого-психофизиологического, психологического обследования, и социально-психологического изучения. Во-первых начинается работа с ответа на определенные вопросы в виде тестов, которые с помощью специальных автоматизированных рабочих мест обрабатываются, выявляются те или иные тенденции, а в дальнейшем, уже по мере того, как кандидат находится на территории, где у нас осуществляется профессиональный отбор будущих курсантов в академии, происходит то самое изучение его каких-то личностных качеств. Все это направлено на получение какой-либо оценки, относительно двух направлений. Это его адаптационного потенциала, насколько он адаптирован к тому, чтобы потом подчиняться, выполнять те сложные задачи, сопряженные с риском для жизни, и его интеллектуальный уровень оценить. Не смотря на то, что есть вот объективные критерии, это собственно уровень общеобразовательной подготовленности, по результатам ЕГЭ. А. Ермолин ― Вот сейчас так получилось, что рынки труда переходят ну, на методики оценки рабочих компетенций там, так называемый компетентностный подход. А вот наша школа, и наше образование, как-то вот не спешат оценивать своих выпускников, с точки зрения наличия сформированности у них тех или иных черт личности, как компетенция, которая позволяет им эффективно выполнять какие-то трудовые функции. Вот собственно говоря, вот тот самый профессионально-психологический отбор, не является ли такой попыткой как-то вот компенсировать ну, скажем так, нехватку знания абитуриентов, которое дает ЕГЭ? Потому, что ну что ЕГЭ дает? То, что ты запомнил в школе. Он же как личностные характеристики по сути дела не раскрывает никоем образом? Ю. Кулешов ― Да, я соглашусь здесь с вами, но вот в военной среде это было и раньше, и сейчас. Развивается вместе с остальной высшей школой, переход на компетентностный подход. И проведение вот этих дополнительных вступительных испытаний в ходе профессионального отбора, конечно позволяет выбрать тех, кто в дальнейшем будет способен оспорить эту профессию, приобрести необходимые знания, умения, навыки, и главную способность действовать ну, практически в любых условиях обстановки. То есть, не только в комфортных для себя, но и тогда, когда надо очень быстро принимать решение, и в достаточно сложных психологических условиях. А. Ермолин ― А совпадает в целом вот тот прогноз, которые дают ваши тесты с тем, как себя потом курсанты проявляют? Ю. Кулешов ― Я так скажу, что это большое подспорье. И дело в том, что эти методики и в рамках научных исследований, организованных в Минобороны, постоянно совершенствуются. И там участвуют именно специалисты главного военно-медицинского управления, военно-медицинской академии, которая так де расположена в нашем городе. Этот процесс непрерывно развивается, и я считаю, что он только помогает отобрать тех, кто действительно в дальнейшем способен выполнять сложные и ответственные задачи. А. Ермолин ― Ну вы помните, раньше… Ну, по крайней мере в мое время, когда я поступал, там существовали профессиограммы, и существовали собственно такие, часто критикуемые формы оценки абитуриентов, как комсомольские характеристики. Хотя это было ничем иным, как ну, такие методики (неразборчиво) оценки вот как раз черт личности. Нет желания, вот как-то вот вернуться в том числе к этому. Сейчас вот портфолио говорят, тем более появилась «Юная армия», которая собственно должна каким-то образом влиять. Вот для вас это интересно, и вообще вы как-то рассматриваете вот общественную деятельность молодого человека. То, что о нем думали там… Ну я не знаю, там общественные коллективы в школе, и так далее. Или только ЕГЭ, и только тесты? Ю. Кулешов ― Это все рассматривается на этапе вот именно профессионально-психологического отбора, и изучение личности. То есть мы приветствуем, когда абитуриенты приводят с собой все такие сопутствующие материалы, свидетельства об индивидуальных достижениях. Те абитуриенты, которые сейчас проходят военную службу, а такая категория тоже есть. Те, кто проходили военную службу, они так же представляют характеристики с места службы, которые рассматриваются нашей группой профессионально-психологического отбора, и учитывается при отнесении к той или иной категории. То есть вообще, в рамках этой работы, все поступающие относятся к одной из четырех категорий – это те, кто рекомендуется к поступлению в первую очередь, просто рекомендуются к поступлению, рекомендуются к поступлению условно, и не рекомендуются. То есть, у кого вот этот адаптационный потенциал развит не очень, и ему будет тяжело в армии в таких условиях, связанных с большим количеством ограничений. Хочу отметить, что в этом году около 65% поступающих у нас было отнесено к первой, и второй категории вот профессиональной пригодности. А. Ермолин ― А вот известно, что в Санкт-Петербурге вы стали одним из первых высших военных учебных заведений, которые стали шествовать на юнармейцами. А в чем заключается вот такое шефство, можно чуть поподробнее? Ю. Кулешов ― Вы правильно отметили, еще до создания вот этого всероссийского военно-патриотического общественного движения юнармия, в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ», академия взаимодействовало с около 50-ю школами Санкт-Петербурга, и начиная с момента создания юнармейского движения, уже в октябре прошлого года мы в 210-1 школе Санкт-Петербурга приняли в это движение класс, в количестве 30 человек. Эту работу не прекратили, в феврале 2017 года еще около 10 классов из 4-х школ Петроградского района Санкт-Петербурга так же были приняты в состав юнармейского движения. И мне бы хотелось еще отметить, что в базе обеспечения учебного процесса, которая расположена в Ленинградской области, в поселке Лектусе, Всеволожского района, мы так же давно привлекали все школы, которые расположены рядом с нашей полевой учебной базой, к различным военно-патриотическим мероприятиям. Кульминацией таких мероприятий являлись военно-патриотические зарницы, которые мы проводили в конце учебного года в этих школах, и в рамках различных конкурсов, включающих в себя элементы боевой подготовки, военно-прикладных видов спорта, проводились соревнования, определялись лучшие, и тем самым популяризовалась служба в вооруженных силах. Поэтому, сейчас эти школы Всеволожского района тоже на пути к вступлению в это общественное военно-патриотическое движение. А если говорить о том. В чем же заключается эта работа, ведь недостаточно просто вступить в это движение. Эта работа… А. Ермолин ― Ну, у нас иногда так и бывает. Ю. Кулешов ― Да. А. Ермолин ― Надел берет, и ты уже свой. Ю. Кулешов ― Здесь эта работа организована следующим образом, что наставниками вот этих юнармейских отрядов являются одни из лучших курсантов, офицеров академии, преподавателей, которые в свободное от учебы школьников время, проводят с ними занятия по элементам боевой подготовки, по огневой подготовке, по строевой подготовке, по военно-прикладным видам спорта. И правила оказания первой медицинской помощи, по каким-то основам безопасности жизнедеятельности. Кроме того, юнармейцы теперь стали постоянными гостями академии не только музея, не только специализированных лабораторий академии, ну и различных торжественных, праздничных мероприятий. Примерно вот половина из того, с кем мы работаем, мечтают стать и связать свою жизнь с вооруженными силами, и стать курсантами академии. А. Ермолин ― Давайте продолжим наш разговор такой интересный и содержательный, после не продолжительных новостей. НОВОСТИ. А. Ермолин ― Мы продолжаем заседание «Военного совета», ведущий в студии Анатолий Ермолин, у нас сегодня очень интересная тема, и очень интересный гость, генерал-майор Кулешов Юрий Владимирович, заместитель начальника Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского по учебной и научной работе. Мы так, как-то так очень основательно и медленно идем от одного вопроса к другому, пока успели дойти только… Даже до космоса пока не дошли, остановились на »Юной армии», но тем не менее, давайте как бы доутюжим этот вопрос, который я хотел задать перед перерывом. Вот как вообще эта система организована? То есть, военно-учебное заведение Санкт-Петербурга каким-то образом распределили подшефные школы, да? Или вы как вот… Ю. Кулешов ― (Неразборчиво). А. Ермолин ― Именно так и происходит. Ю. Кулешов ― Ну конечно, территориально нам ближе школы Петроградского района, где расположена академия. Кроме того, в городе же еще есть кроме нас 5 военных академий, которые так же принимают участие в этой работе. Но тем не менее, работы хватает всем, и она стоит того. Потому, что от того, как организовано взаимодействие со школами Петербурга, зависит и качество тех выпускников, тех ребят, которых мы наберем, а в дальнейшем подготовим для вооруженных сил. Хотя я должен сказать, что поступают в академию со всех регионов, может быть Петербург не очень активно поставляет нам абитуриентов, но тем не менее это хорошо подготовленные ребята. А. Ермолин ― Ну, это же нормально, если вы будете юнармейцев рассматривать как свой дальний кадровый резерв? Ю. Кулешов ― Мы именно так и делаем, безусловно, да. А. Ермолин ― И, слава Богу. А вот… Ю. Кулешов ― Эта работа именно с этой целью и организована. А. Ермолин ― То есть, это некий для вас интерес такой вот… Ну, не просто общегосударственный, да? А такая довузовская подготовка, да? Ю. Кулешов ― Да. А. Ермолин ― А вот есть у вас что-то такое, типа вот военно-инженерных классов? Я помню, кто-то вот их наших гостей рассказывал… Ю. Кулешов ― Нет, такого нет. А. Ермолин ― Вы не забегаете вперед, да? Ю. Кулешов ― Да. Помимо юнармейских отрядов, мы взаимодействуем с довузовскими образовательными организациями Минобороны, Суворовскими, кадетскими училищами, кадетскими корпусами. Вот с ними некоторые ростки такого взаимодействия уже есть. Но это вот в части юнармейских отрядов, это прицел на будущее. А. Ермолин ― Расскажите несколько слов о том, что представляет из себя ваша материальная база сейчас? Ну, в общем-то не секрет, что вы занимаетесь военным космосом, ваши выпускники там и… Ну, и не только военным, наверное. Ну, это уже мои догадки, да? Значит и база у вас материально-техническая должна соответствовать каким-то вот таким, самым передовым представлениям о том, кто готов… Ю. Кулешов ― Если говорить общими словами, то учебно-материальная база академии отвечает всем требованиям, которые предъявляются руководству вооруженных сил, учебно-материальной базе образовательных организаций высшего образования с тем, чтобы дать тот необходимый уровень компетенции, о которых мы говорили чуть выше. Она включает в себя и вооружение, военную технику, которая поставляется к нам в рамках государственного оборонного заказа. И учебно-лабораторную базу, то есть здания, сооружения, полевую базу, включающую в себя различные караульные городки, военные городки, стрельбища, городки радиационной химической, биологической защиты. То есть, тех объектов, которые помимо непосредственно объектов, предназначенных для боевой подготовке, так же задействованы при обучении будущих офицеров. Это и база информационного обеспечения, то есть библиотеки, в том числе электронные. Я думаю, что гости этой студии уже подчеркивают, что по решению министра обороны РФ в 2016 году, все военно-учебные заведения перешли на реализацию образовательных программ по электронным учебным изданиям. Огромная работа была проведена, и в частности нашей академии, нами было разработано почти полторы тысячи электронных учебных изданий с тем, чтобы идти в ногу со временем, использовать не только печатные учебные издания, но и любой курсант, любой офицер, обучающийся по программам магистратуры, адъюнктуры, мог в свободное время, в удобном виде изучать, и получать новые знания. Кроме того, развиты объекты базы обеспечения учебного процесса. Но наверное наиболее интересная – это учебно-тренажерная база, потому, что вся космическая техника, она безусловно очень дорогая, очень большая, габаритная, поэтому все объекты, к эксплуатации которых мы готовим в академии, наверное разместить в академии не возможно, поэтому это единственно возможный выход, когда отдельные элементы, отдельные узлы этой сложной техники представлены в виде тренажеров, в виде учебно-тренировочных средств. И такие средства у нас есть, по всем направлениям подготовки наших обучающихся, это касается и элементов стартовых. Технологических комплексов, и элементов центра управления, то есть тех объектов, которые управляют космическими аппаратами на орбите. Все, что касается баллистического, навигационного обеспечения, это тоже подкреплено учебно-тренировочными средствами. Поскольку космические войска еще отвечают и за безопасность нашей страны в рамках системы предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства или разведки космического пространства, или разведки космической обстановки, то такие тренажеры постоянно поступают в академию, и по этому направлению нашей деятельности с тем, чтобы выпускники академии, потом им не требовалось переучиваться на новую технику, а они уже были сразу готовы к эксплуатации той техники, которая сейчас находится в войсках, и той техники, которая будет поступать в будущее. То есть, перспективные образцы вооружения военной техники. А. Ермолин ― А свои спутники у вас есть? Ю. Кулешов ― Да. А. Ермолин ― Учебные. Ю. Кулешов ― Этот вопрос традиционно задают, он касается нашей группировки малых космических аппаратов. Я здесь должен сказать, что академия стояла у истоков. А. Ермолин ― То есть, у вас даже (неразборчиво) своя есть, не только спутник? Ю. Кулешов ― Да, собственных космических аппаратов в конце 90-х готов прошлого века, начале 2000-х, профессорско-преподавательский состав академии выступил с предложением о том. Что необходимо запустить ряд малых космических аппаратов, это было связано с тем, что такой вид космических аппаратов, судя из названия, он имеет малые габаритные размеры. То есть, имеет низкое потребление энергии, и вообще за счет того, что вся электронная, компонентная база (неразборчиво), конечно вот это направление очень перспективное было. И эта идея была поддержана, вот уже более… В сентябре мы отметим 14 лет, как был запушен первый малый космический аппарат «Можаец». И эта идея в дальнейшем была поддержана другими ВУЗами нашей страны, в частности я в качестве примера могу привести (неразборчиво) «Татьяна», который запускает Московский государственный университет, это и МГТУ Баумана, это и МАИ. В последнее время все чаще встречается информация о том, что Томский политехнический университет готов к запуску своего первого малого космического аппарата, отпечатанного на 3D принтере. Наш «Можаец-4″ вот уже 11 лет находится на орбите, это такой приличный срок, срок активного существования многих серийных выпускаемых аппаратов, и даже меньше, чем тот срок, о котором я сказал. Сейчас идея наращивания этой космической группировки, она уже нашла поддержку со стороны командования космических войск, воздушно-космических сил, и этот вопрос находится на этапе согласования. Какая же прагматическая польза от этого? Я могу сказать, что сотни курсантов проводили занятия, или участвовали в проведении занятий на нашем учебном отдельном командно-измерительном комплексе, на нашем учебном центре управления полетами. Более 100 дипломных работ связано с этой тематикой. Это очень перспективно, особенно в плане создания группировок малых космических аппаратов. Все это определяется низкой стоимостью выведения, вообще не очень большими затратами на запуск. Ну и то, что это позволяет отрабатывать какие-то новые технологии, которые в дальнейшем будут использоваться вот в серийных космических аппаратах, в интересах обеспечения безопасности нашей страны. А. Ермолин ― А вы довольны своими курсантами? Их мотивацией, их интеллектуальными способностями, их отношением к делу? Вообще, насколько хорошо они представляют, и гордятся тем, что являются именно военными инженерами? Ю. Кулешов ― Я думаю, что можно сказать с уверенностью, что безусловно гордятся, да. Тем, что они принадлежат к вооруженным силам РФ, к воздушно-космическим силам, к космическим войскам, и вот в такой богатой своей истории академии, они проходят учебу. Это подтверждается их результатами участия в различных интеллектуальных, спортивных состязаниях, культурно-досуговых мероприятиях, и я хочу сказать, что действительно настрой у всех на таком уровне, что нам не стыдно за своих курсантов. А. Ермолин ― А трудно конкурировать за лучших, тем более в городе с такими традициями инженерными, и достижениями. Тут же (неразборчиво) чего стоит. Ю. Кулешов ― Да, это вы правильно отметили, трудно, трудно. Ну вот по тем результатам, которые были объявлены комитетом по науке Высшей школы Петербурга в этом году. По результатам вступительной компании. Там было отмечено, что военное образование достойную конкуренцию составляет гражданскому. То есть, вот последовательно поступательная работа всех военных ВУЗов под руководством Главного управления кадров, тех органов военных… Управлением интересов которых осуществляется подготовка, она дает свои плоды, и действительно конкурсы в военные ВУЗы большие, и уровень подготовки высокий. Достаточно привести пример, что в этом году у нас вот по мальчикам средний балл ЕГЭ выше 70 баллов, по девочкам еще выше, выше 85 баллов. Поэтому ну, конкуренция действительно есть, мы соревнуемся друг с другом, но вот как видно из конкурса, желающих много, поэтому я думаю, мы на правильном пути. А. Ермолин ― Я кстати сейчас почему-то вспомнил опыт, который когда главкомом был Горшков, есть такая книжка интересная очень, «Прыжок кита». Там про военно-морских инженеров, как раз про микроминиатюрные ЭВМ, как тогда говорили, да? И описывается очень интересный опыт о том, что брали лучших выпускников военных инженерных ВУЗов, и лучших выпускников гражданских ВУЗов. Так военных отправляли в гражданские структуры, гражданских в военные, потом их смешивали, и годам в 30 у них были такие уникальные полномочия, которые вот сейчас можно прочитать только про кремниевую долину, и так далее. Вот какие-то такие вот инновационные формы (неразборчиво). Ю. Кулешов ― Пример такого, смелого интересного эксперимента. Вот я явном виде такого нет, но академия хоть и является военной образовательной (неразборчиво), военным учебным заведением, взаимодействует в городе практически со всеми родственными, смежными высшими учебными заведениями, и мы конечно обмениваемся опытом, и стажировка у нас проходит преподавателей из других ВУЗов, мы у них проходим стажировку, участвуем в совместных интеллектуальных состязаниях, сами являемся организаторами по теоретической механике. В качестве примера могу провести по военной топографии, может быть это ближе все-таки к военной сфере деятельности. Но мы участвуем в тех состязаниях, которые проводятся в городе. То есть и в региональных студенческих олимпиадах, и в олимпиадах более высокого уровня, всероссийских. Даже международных олимпиадах, особенно если это проводится на площадках тех ВУЗов, которые расположены в Санкт-Петербурге. В качестве примера могу привести международный чемпионат мира по программированию, который курирует университет (неразборчиво), о котором мы говорили. Мы в этом году впервые вышли в полуфинал этого состязания, хотя мы соревнуемся в северо-восточном европейском сегменте университетов и ВУЗов. Вот в полуфинале конечно нам пока еще не удалось высоких результатов достичь, но это уже для нас такое знаковое событие. Кроме того, хотелось бы еще такой пример привести, что в 4-й студенческой олимпиаде по математике, среди студентов северных стран, среди 21-й команды мы принимали участие в этой олимпиаде, и заняли 9-е место. То есть, у нас идет постоянно обмен опытом, мнением, методические разработки находят общее обсуждение. Кроме того, мы привлекаем все ВУЗы города без исключения, на наше такое мероприятие научно-технического творчества курсантов академии, оно в открытом формате проходит. В этом году, в ноябре будет очередная такая выставка научно-технического творчества, куда приглашены все военно-учебные заведения, и гражданские ВУЗы. В состав жюри входят и представители вот гражданской образовательной среды. А. Ермолин ― Почему-то вспомнилось, как пошутил один мой знакомый академик. Говорит: «Мне совсем не обязательно быть первым, главное не быть вторым». Мне кажется, очень правильный такой вот заход, что надо быть все время в когорте лучших. А в какую секунду ты первый, это уже не важно. А как—то вот за ваши курсанты, слушатели там, исследователи, вот за тем же (неразборчиво) как-нибудь присматривают? Ю. Кулешов ― Конечно, мы следим за успехами, вот за теми смелыми идеями. Какие-то может быть не очень перспективные, какие-то так же прорабатываются на уровне поисковых научных исследований, которые проводятся в академии. А. Ермолин ― Ну, он кстати недавно выступил очень с интересным заявлением, на него совсем не похожим, но мне кажется абсолютно адекватным времени о том, что надо жестче регулировать исследования в области искусственного интеллекта. Потому, что мы не умеем этим управлять, и неизвестно, к чему это может дальше привести. Ну, это такое небольшое отвлечение, хотя собственно искусственных интеллект наверное прямое отношение имеет к управлению нашей воздушно-космической группировкой. Вот но вопрос у меня такой: вот ну, в общем одна из самых важных проблем конечно, вообще и в инженерном образовании, и вообще, это вот как от дисциплинарных знаний перейти к дисциплинарному мышлению. И мы уже говорили, что по сути дела, вот ваши слушатели, они с какого-то момента начинают работать на абсолютно реальной технике. А вот как у вас выстроена связь с войсками? Вот собственно новые комплексы ракетные космические, та же «Ангара», новые радиолокационные системы предупреждения. Вот с какого момента ребята начинают к этому приобщаться, чтобы уже лейтенантами… Они вообще лейтенантами могут сразу же приступить к исполнению своих функциональных обязанностей? Ю. Кулешов ― Да, это возможно. Ну здесь бы я прокомментировал таким образом ваш вопрос. Участие профессорско-преподавательского состава академии, научных работников академии, выполнение научно-исследовательских работ, которые выполняются по заказу органов военного управления Минобороны РФ, позволяет нам знать, и участвовать в разработке новых и перспективных образцов вооружения военной техники. Вот через участие в работе различных комиссий по приемке эскизных, технических проектов на эту технику. В работе государственных комиссий по испытаниям уже на уровне, когда эта техника дошла до периода государственных испытаний, или заседаний межведомственных комиссий. Анализ вот тех результатов, которые представляет промышленность, занятая разработкой перспективной техники, позволяет повышать квалификацию и профессорско-преподавательского состава, и научных работников через призму непосредственного участия и знакомства с теми идеями, конструкторскими и техническими, технологическими решениями. Поэтому профессорско-преподавательский состав может в ходе учебных занятий как теоретических, так и занятий практической направленности, доносить вот те результаты, тот опыт участия в разработке новейших образцов. И кончено образование не отстает в этом смысле, вот эта интеграция науки и образования, она только положительную роль играет в деле подготовки наших курсантов. Кроме того, вот эта система проведения учебных, эксплуатационных практик, войсковых стажировок, она так же нацелена на то, чтобы без раскачки в дальнейшем выпускник мог приступить к эксплуатации даже самой современной, перспективной техники. А возможно, и принимать участие в испытаниях новой техники. А. Ермолин ― Вот сейчас в гражданском инженерном образовании принято, чтобы были такие, чуть ли не постоянно открытые (неразборчиво), это конструкторские центры, куда студенты могут ну не только в учебное время придти, там соответственно важное внимание уделяется такому проектному подходу, то есть созданию системы, объектов, и так далее. Вот… Ну, сейчас почему-то все бросились (неразборчиво) создавать в такие центры, но тем не менее, вот у вас есть какие-то вот такие площадки, где… Ю. Кулешов ― Да, у нас это называется на такими громкими словами, как вы сказали… А. Ермолин ― Это не важно, главное как и какими. Ю. Кулешов ― Это определяется термином военное научное общество, где под руководством преподавателей, научных работников, курсанты осваивают те вопросы, те проблемы, которые не входят непосредственно в образовательные или в учебные программы, и могут привлекаться к научным исследованиям, или к разработкам, которые ведутся в академии. А. Ермолин ― Ну, то есть они делают это руками. То есть, они не просто там в обществе… Ю. Кулешов ― Ну, у кого-то это получается, в виде алгоритмического, программного обеспечения, у кого-то именно в виде проектирования каких-то радиоэлектронных систем. Всего около 1000 курсантов являются членами военно-научного общества, это работа организована, она планируется, отводится на это специальное время, учебно-материальная база. Все преподаватели заинтересованы в этом потому, что это непрерывное образование, в том числе в такой, проектной деятельности, о которой вы говорили. Оно играет на руку, в смысле подготовки потом выпускных квалификационных работ. То есть, в виде дипломных проектов, дипломных работ. И кульминацией ежегодной является это вот процессы проведения конференции (неразборчиво). Где каждый во-первых выступает с докладом о проделанной работе, о тех результатах, которые получены за истекший год. Приобретает опыт публичных выступлений, защиты каких-то своих решений. Ну, и демонстрирует реальные макеты, или какие-то изделия, которые могут быть в дальнейшем либо наращенные его последователями, либо имеют какую-то самостоятельную ценность. А. Ермолин ― А вы как-то с курсантами обсуждаете проблемы коммерциализации, экономический целесообразности? Ну, собственно как-то немножко обидно, когда там знаешь, что те же литиевые батарейки были изобретены в институте московском стали и сплавов, да? Там это до сих пор собственно говоря, уровень таких современных нано-технологий, там вот а когда-то за это Сталинскую премию дали, но собственно ничего кроме этого, инженеры-изобретатели в общем-то и не получали. Ю. Кулешов ― Нужно заметить, что вот проблемы оценивания военно-экономического обоснования, экономической эффективности, или иных решений, они всегда сопутствуют вот основной работе. Во-первых потому, что мы получаем комплексное образование, в том числе и в рамках учебных дисциплин гуманитарного цикла, но и эти же вопросы, они естественно связаны не только с обеспечением требуемой эффективности каких-то инженерных, конструкторских, технических решений, ну и так, чтобы это не очень дорого было, и по силам нашей промышленности. А. Ермолин ― Юрий Владимирович, спасибо за очень интересный разговор. Я хочу напомнить нашим слушателям, что сегодня в эфире «Военного совета» был генерал-майор Кулешов Юрий Владимирович, заместитель начальника Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского по учебной и научной работе. Ну, и собственно мы говорили об академии, и о том, чем живут ее слушатели и выпускники, спасибо. Ю. Кулешов ― Спасибо, всего доброго.

Ссылка на источник

admin @ 2:00 пп

Извините, комментарии сейчас закрыты.