<
Доехали
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы

 Обычная версияпередачаВсе передачи рекомендовать 16 RSS RSS Подкаст RSS сетевизор Доехали время выхода в эфир — четверг, 23:05 Ведущие: Ольга Бычкова журналист «Эха Москвы» Михаил Горбачев журналист, автогонщик, тренер-инструктор по вождениюОбычная версияэфир Содержание комментарии (1) вопросы к эфиру (1) слушать (50:59) читать смотреть скачать (11.7 МБ) версия для печати25.04.2013 23:10 Доехали : Как правильно рулить Ведущие: Ольга Бычкова журналист «Эха Москвы» Михаил Горбачев журналист, автогонщик, тренер-инструктор по вождениюКак правильно рулить код для блога  О. БЫЧКОВА: 23 часа и почти 10 минут, у микрофона Ольга Бычкова и Михаил Горбачев, гонщик – инструктор, автомобильных журналист, мы в программе «Доехали», до которой мы ехали, ехали и вот через неделю наконец снова доехали, добрый вечер. М. ГОРБАЧЕВ: Добрый вечер. О. БЫЧКОВА: И сегодня мы будем говорить о том, как собственно правильно это делать, как правильно рулить, и как вообще правильно сидеть за рулем, держать руль, что ещё нужно делать. Вот такая у нас сегодня абсолютно практическая как обычно, история. Я напомню, что мы ещё некоторые новости чуть позже обсудим. Сегодня президент Путин встречался с трудящимися, в течении 5 часов почти отвечал на вопросы, и по интересующем нас темам тоже там кое-что у него было, что можно обсудить. Ну, и как обычно, в 23.45 мы собираемся включить телефоны прямого эфира, и отвечать на все остальные вопросы, которые связаны или не связаны с нашими сегодняшними основными темами. Вот такой у нас план на ближайший эфирный час. Ну, и теперь Миша, как правильно рулить? М. ГОРБАЧЕВ: Да, Ольга. Вы знаете, мне недавно… О. БЫЧКОВА: Ой, я прошу прощения, извините мня пожалуйста, ещё одна секунда буквально. М. ГОРБАЧЕВ: Да. О. БЫЧКОВА: СМС номер: +7-985-970-45-45. Позднее телефон прямого эфира: +7-495-363-36-59, ну и аккаунд в твитере, всем хорошо знакомый поз названием @vyzvon, где вторая буква как Y, а третья буква как Z. Вот, все. Давайте, мы следим за тем, что поступает. М. ГОРБАЧЕВ: Ольга, а я вот хотел рассказать вам, как мне недавно не повезло. Я поехал в аэропорт на такси, и водитель рулил одной левой рукой все время. Причем, одним пальцем левой руки, а правой руки он почему-то крепко держал ручник. И я думал, что это только вот когда мы трогаемся и выезжаем на дорогу, он так будет делать, а он так ехал всю дорогу. О. БЫЧКОВА: А это привычка от механической коробки. М. ГОРБАЧЕВ: Ну, я не знаю, какая привычка, потому, что да, бывает привычка от механической коробки, когда водитель держится за селектор переключения передач на автомате, все время правой рукой. Так он привык, чтобы у него лежала правая рука на каком-то рычаге. Но он не знает, что когда скользко, то нужно включать нейтраль. Это комично выглядит потому, что если бы он это знал, это хоть как-то было бы оправдано. Но мы не об этом говорим, мы говорим о руле. И о посадке естественно, о положении за рулем. Вот когда такой водитель одной левой рукой рулит, это конечно уже очень плохою О. БЫЧКОВА: И ещё лежит, бывает. М. ГОРБАЧЕВ: Нет. О. БЫЧКОВА: Полулежит. М. ГОРБАЧЕВ: Полулежит бывает, а бывает наоборот, в такой скрюченной позе, не касаясь спинки сидения спиной. Вот я таких водителей… Таких водителей мне очень жалко. Потому, что очень конечно большое напряжение. О. БЫЧКОВА: Тяжело. М. ГОРБАЧЕВ: Сидеть очень тяжело. Я несколько раз видел, такая… Знаете, бывают очень красивые такие белые машины, такие внедорожники. И в них девушка за рулем, которая вот как тростинка сидит, не касаясь спиной сидения. О. БЫЧКОВА: Ну, как за партой в классе. М. ГОРБАЧЕВ: Мне больно просто смотреть на таких водителей. Потому, что нужно, чтобы лопатки облокачивались обязательно… Касались обязательно спинки сидения. Поза должна быть… О. БЫЧКОВА: То есть, нужно спиной чувствовать эту спинку. М. ГОРБАЧЕВ: Спиной обязательно нужно облокачиваться на спинку, так удобнее, не будет уставать спина, и так далее, и так далее. Вообще история такая, что когда выступали на гонках в 20-х годах скажем так, и раньше, и в 30-х, то рули были у гоночных машин даже такие большого размера очень. И гонщик очень крепко держался за руль в повороте, иначе бы он… Такие были болиды открытые, боялся выпасть просто в повороте, и он держался за такой огромный руль крепко двумя руками. А потом ситуация изменилась, и вот где-то уже в 60-х годах стало модным такая вот полулежачая посадка за рулем. Такое положение, как будто в формуле: абсолютно прямые руки. В фильме «Гран-при» это показано, это кстати фильм очень интересный про автогонки с Ив Монтаном в главной роли. По-моему в конце 60-х вышел фильм. О. БЫЧКОВА: Да, фильм знаменитый конечно. М. ГОРБАЧЕВ: Он интересен тем, что там, что касается гонок, нет ни одной ошибки. Там абсолютно правильно все показано, и есть такой эпизод, когда гонщик везет свою возлюбленную девушку, за которой он ухаживает. Девушку, за которой он ухаживает просто на гражданском автомобиле, ну, конечно такой полуспортивный автомобиль просто в гостиницу по извилистой дороге. И вот так он абсолютно правильно держит руки, и правильно поворачивает рулем. И мы в общем учились на этом, и не только на этом. Ещё известный польский гонщик Собеслав Засада в 70-е годы писал в своей книге, которая была издана… Может быть, отрывки публиковались скорее всего в журнале «За рулем», что руль надо держать вот практически вытянутыми руками. И такая поза, немножко развалившись считалась правильной. Сейчас все изменилось, и это пришло из ралли. И сегодня спинку кресла принято ставить практически вертикально. Её угол, по отношению к подушке сидения должен находиться в диапазоне 90-100 градусов, практически прямой угол. Потому, что доказано, что выпрямленная спина и шея способствует лучшей координации движения, и лучше работает вестибулярный аппарат. О. БЫЧКОВА: То есть нужно… Извините, вот пойму. Нужно сидеть не как в кресле, а как на стуле например, да? М. ГОРБАЧЕВ: Как на стуле, совершенно верно. О. БЫЧКОВА: Потому, что у стульев обычно бывает вертикальная… М. ГОРБАЧЕВ: Совершенно верно. О. БЫЧКОВА: А у кресла – там по-разному. М. ГОРБАЧЕВ: Совершенно верно, тогда лучше работает вестибулярный аппарат, ну и координация движений, и меньше устает водитель. И руки могут быть немножко согнуты конечно в ладонях, в смысле в локтях. И очень просто проверить расстояние. Значит нужно положить руку на руль, и вот руль должен лежать в том месте, где кисть… Как это правильно объяснить? О. БЫЧКОВА: Запястье. М. ГОРБАЧЕВ: Запястье, да. Запястье должно быть полностью за рулем уже, за ободом руля, спереди. Тогда у вас получается, что вы сидите правильно. О. БЫЧКОВА: То есть значит получается тогда, что например… Вот как некоторые так вот снизу одной рукой держат, это не годится. М. ГОРБАЧЕВ: Нет, нет, нет. Дело в том, что… Это я просто проверить, как расстояние, на каком расстоянии вы сидите от руля. О. БЫЧКОВА: Да. М. ГОРБАЧЕВ: Запястье положить на верхнюю часть – значит правильное расстояние. А есть вообще одно… Один прием, как держать руль. Это если по циферблату часов, это без 15-ти три. Ну, или без 10-ти два. То есть, вот вы держите руль, и никаких других вариантов быть не может. Если водитель держит руль одной рукой… Ну, понимаете, если едет велосипедист без рук, ну, это трюк, да? Мотоциклист может ехать без рук, может даже встать на сидение, да? О. БЫЧКОВА: Пусть так не делает. М. ГОРБАЧЕВ: Это трюки они показывают, это просто трюки. Если водитель держит руль одной рукой, это не трюк. Это он себя ставит заведомо в сложную ситуацию, если возникнет какая-то аварийная ситуация, он себя ставит в сложное положение. Потому, что ему придется сначала брать руль двумя руками, чтобы сделать быстрый поворот руля, если вообще он это умеет делать. И только потом, он сможет исправить… То есть, ну как бы объехать препятствие, или бороться с заносом автомобиля. То есть, что-то такое изменить, потому, что руль – это главный орган управления автомобилем. Руль, а не тормоза, и не педаль газа. И вот значит Собеслав Засада очень интересный пример привел, как держать руль. То есть, впиваться в него тоже не нужно, и расслабленно не нужно его… То есть, некоторые водители, они как бы ласкают так руль, руки так по нему скользят все время и так далее, это все не правильно. Себеслав Засада написал так, что руль надо держать так крепко, как утку за горло. Сожмешь сильнее – задушишь. Слабее – она вырвется и улетит. То есть, держать руль нужно практически расслабленными руками, сжимать его незачем. И недопустимо использовать естественно руль, как дополнительную точку опоры. Руки просто удобно опираются на руль, лежат в положении вот где-то без 15-ти три, или без 10-ти два, это тоже допускается. И сегодня современные автомобили, у них рулевое управление устроено так, что можно поворачивать руль для прохождения даже 90 градусных поворотов. А это значит, что вы можете любой поворот, который вам встречается на дороге, проходить, не меняя положение рук на руле. То есть, как вот вы держите руль, так вы поворачиваете. Ни в коем случае нельзя передавать руль как бы из одной руки в другую. Вот это положение рук, оно должно быть фиксированным, всегда одинаковым. То есть, вы поворачиваете руль, не меняя положение рук на руле налево – направо, и этого поворота, вот направо — налево, не снимая рук с руля хватит, чтобы ездить и поворачивать. Сегодня автомобили с сервоусилителями в основном. Ну, я не беру, конечно, там старые «Волка», «ГАЗ-24″, где больше 3,5 оборотов от упора до упора, там конечно так не получится, но на современных автомобилях в сервоусилителями этого достаточно. О. БЫЧКОВА: А извините, а вот мне например говорили, что это все хорошо, но нельзя допускать перекрещивания рук, это тоже небезопасно. М. ГОРБАЧЕВ: Перекрещивание на самом деле – это старая школа, когда было очень много оборотов руля, и если инструктор не объяснял, как правильно рулить, а обычно не объяснял, то начинающий водитель вот поворачивал руль, так вот у него руки перекрещивались, он не знал, что дальше делать. О. БЫЧКОВА: Запутывались. М. ГОРБАЧЕВ: Запутывались, да, там завязывались узлом и так далее, и так далее. Но на самом деле, на современных автомобилях это происходит только тогда, когда вы маневрируете, когда вам нужно сделать разворот на 180 градусов, куда-то во двор, на площадку заехать, на стоянку к супермаркету. И тогда если вы не убираете руки вот с этого положения, они действительно перекрещиваются, например при повороте налево, нижняя рука, она просто перехватывает за верхнюю половину руля, а рука та, которая при повороте налево правая рука, она остается в том месте обода, где она и была для того… Ну, это так просто проще и быстрее рулить. Нам по радио трудно об этом сказать, трудно это все показать так, чтобы было понятно. О. БЫЧКОВА: В сетевизоре кстати вас видно, если что. М. ГОРБАЧЕВ: Да, но важно то, что руль нужно держать двумя руками. И водитель, который держит одной рукой, он очень сильно рискует. Потому, что он не показывает никакой трюк, он просто… Ну, это то же самое, что у него замедленная будет реакция на… О. БЫЧКОВА: Он лишает себя короче нескольких драгоценных секунд, если что вдруг. М. ГОРБАЧЕВ: Он лишает себя нескольких драгоценных секунд, потому, что рулить нужно естественно очень плавно. Рулем мы увеличиваем или уменьшаем боковые нагрузки. Рулем мы руководим перемещением веса автомобиля. И поэтому рулить надо очень плавно, этот вес чтобы перемещался как можно медленнее, и тогда возможность заноса или сноса, отодвигается эта граница. Если автомобиль потерял сцепление, то рулить нужно резко. Машина, когда выходит из-под контроля, это может быть любой случай. Ну, может покрышка лопнуть например. И водитель, который одной рукой держит руль, никогда в жизни не успеет как говорят автогонщики – поймать машину. Поймать машину – это значит, удержать её на дороге. О. БЫЧКОВА: Кошмар какой, да. М. ГОРБАЧЕВ: Водитель, передающий руль из рук в руки, то есть перехватывающий её поочередно обеими руками, никогда во-первых не может точно определить, в каком положении находятся передние колеса. Чтобы он начал так перехватывать, и он (неразборчиво), да. О. БЫЧКОВА: Уже не помнит, да. М. ГОРБАЧЕВ: То есть, повернуты ли они влево или вправо, или стоят прямо в момент скольжения. Ему нужно поворачивать руль в сторону заноса, да? А он не знает, в каком положении у него… Вот это тоже очень важный момент. О. БЫЧКОВА: Да, это важно действительно. М. ГОРБАЧЕВ: И коль скоро мы вот этой вот… Коснулись такого момента, когда машина… Начинает её заносить, и нужно поворачивать руль в сторону заноса, здесь очень важно не опоздать. Нужно обязательно, как только руль повернут в сторону заноса, тут же вращать его обратно, не дожидаясь ответной реакции автомобиля. То есть, упреждать поведение автомобиля, если мы будем ждать обратной реакции автомобиля, то начнется ритмический занос, и обычно с увеличивающейся амплитудой автомобиль полностью выходит из повиновения, это вот аксиома контраварийного вождения. О. БЫЧКОВА: То есть, чем дальше, тем хуже. М. ГОРБАЧЕВ: Да. О. БЫЧКОВА: Нужно скорее принимать меры. М. ГОРБАЧЕВ: Нужно возвращать руль обратно. То есть, если вы повернули руль в сторону заноса, и естественно смотрите в ту сторону, в которую вам нужно ехать. Нужно его моментально вернуть обратно. И если этого не достаточно, ещё раз повернуть в сторону заноса, и ещё раз вернуть. То есть, не фиксировать его повернутым в сторону заноса, это очень опасная ситуация. Потому, что когда машину занесло, и вы повернули руль в сторону заноса, скорость из-за того, что машина скользит, очень быстро падает. И в какой-то момент передние колеса получат полное сцепление, правильное вы сделали движение, и машина выстрелит туда, кода вы повернули руль в сторону заноса. Понимаете, да? Это очень опасно, таких очень много есть в ютубе выложено таких очень много ситуаций, когда машина вдруг из дороги вылетает в сторону. О. БЫЧКОВА: А вот смотрите, Николай пишет: «Так вроде же есть известная техника управления рулем одной рукой». М. ГОРБАЧЕВ: Одной рукой можно рулить, когда вы маневрируете на стоянке. Приблизительно вот вы одной рукой можете поворачивать так вращательным движением руль, чтобы он проскальзывал на ладони, когда вы маневрируете на маленькой скорости 1 км/ч. Вам нужно руль от упора до упора поворачивать, это очень правильно. Многие не могут… плохо себя чувствуют во время маневрирования в узком месте. Знаете, почему? Потому, что они очень мало поворачивают руль, понимаете? Вот вам нужно заехать там параллельная парковка, или что-то. И водитель чуть-чуть повернул руль, и уже он едет. И при таком маленьком повороте руля конечно ему надо очень много проехать, чтобы сделать маневр. Нужно при маневрировании, при парковке и так далее, руль поворачивать от упора до упора. О. БЫЧКОВА: Тем более, что большинство современных колес и машин в общем, позволяют делать такие движения. М. ГОРБАЧЕВ: Позволяют это делать, никаких усилий не нужно, конечно. Совершенно правильно Ольга вы заметили, что усилия не надо никакого, и вот в этот момент нужно крутить руль одной рукой. Одной рукой можно оборвать резко начавшийся занос. Потому, что одной рукой быстро повернуть руль в сторону заноса и обратно иногда бывает быстрее, чем двумя. Но это уже сложная техника спортивного вождения. Руль нужно всегда держать двумя руками. И не стоит провоцировать потерю сцепления колес с дорогой резкими движениями. Пока автомобиль имеет хорошее сцепление, нужно управлять плавно и мягко рулем. И только когда он выходит из повиновения, рулем надо действовать резко и быстро. То есть, плавность нужна, пока все идет нормально, а во время ситуации даже на скользком покрытии вращать рулем надо максимально быстро, причем очень быстро поворачивать его в сторону заноса, и чуть медленнее поворачивать его обратно, не дожидаясь реакции автомобиля. А если кому интересно, то дальше углубить немножко эту тему, то в спортивном вождении гонщик действует рулем максимально быстро, но при этом максимально плавно. Резких движений быть не должно. Резкие движения только когда автомобиль выходит из повиновения. И вот мы будем ещё говорить о спортивном вождении обязательно, что это такое, для чего это нужно, но вот самая распространенная ошибка водителя, который не знаком с основами спортивного вождения, и вдруг решил ехать быстро. В том, что он так быстро подъезжает к повороту, как он никогда не делал, естественно ему кажется, что ему не хватает времени, и он рулем очень резкие делает движения. Ну, как бы у него времени нет, и он боится, что он опоздает повернуть, понимаете, да? Так не рулят автогонщики, автогонщики рулят очень медленно и плавно, и делают это заранее. И вот эта точка поворота руля – это очень важно, вот нужно учиться находить эту точку. И так же, в общем-то, и любому водителю желательно поворачивать руль в правильном месте не поздно. Потому, что чем позже вы поворачиваете руль в повороте, тем вам нужно повернуть его на больший угол. А чем больше вы сделали угол поворота, тем больше риск срыва колес если скользко, или влажное покрытие и так далее, и так далее. Потому, что не один водитель не застрахован от попадания в экстремальную ситуацию. Как я уже говорил, может шина лопнуть, или в какую-то яму попасть. На наших дорогах это элементарно происходит. И одной рукой одержать автомобиль в этой критической ситуации на приличной скорости практически не реально. Поэтому я боюсь ехать с водителями, которые рулят одной рукой. О. БЫЧКОВА: Не надо понтов, да, чуваки. М. ГОРБАЧЕВ: Но это не понты, это просто умышленное… Ну, я не знаю, когда знаете, человек прыгает, например, такое бывает там… Прыгает например с обрыва, не зная, какое дно, чтобы показать свою браваду, да? Потом он на всю жизнь значит лежит со сломанным позвоночником, у него там… Ну, вот этого я не понимаю совершенно. О. БЫЧКОВА: То есть вы считаете, это из той же серии? М. ГОРБАЧЕВ: Из той же серии, абсолютно это из той же серии. Потому, что потом, когда происходит авария, водитель говорит, что ему просто не повезло. Что у него кто-то выскочил и что-то произошло, ему просто не повезло, вот он разбился сильно, лежит там в Склифосовского с переломами, ему просто не повезло. А это не повезло произошло из-за того, что он рулил одной рукой, понимаете? И очень трудно восстановить всю эту ситуацию, понимаете? Как, из-за чего это случилось. Потому, что каждый будет придумывать свое, что тормоза отказали там, или еще что-нибудь, понимаете? Никто не сознается. О. БЫЧКОВА: Да. М. ГОРБАЧЕВ: А как он может сознаться, когда он считает, что одной левой рукой правильно? Я вам расскажу такой короткий пример. Я проводил на гоночной трассе в Мичково для читателей журнала «За рулем» такую акцию, когда сами читатели, мы их собрали, они отвечали на вопросы, выбрали из многих… Там 6 человек отобрали, они на гоночной трассе сами тестировали новые автомобили, новые модели автомобилей. И приехал такой мальчик из Нижнего Новгорода. Он ко мне подошел и говорит: «Вы знаете, я водитель от бога. Я никогда не учился, меня никто не учил. Но так как я вожу машину, никто у нас в Нижнем Новгороде не водит, это все знают. Я в общем звезда такая вот, я вам по секрету скажу. Но у меня есть одна особенность, я только одной рукой всегда держу руль». Я ему говорю: «Давай, садись со мной сейчас справа, и пару кругов я его прокатил по гоночной трассе, в режиме гоночного вождения. И когда мы остановились, он вышел, такой немножко побледневший и сказал: «Михаил Георгиевич, кончено я глупость сейчас говорил про одну руку. Конечно, нужно двумя руками руль держать». О. БЫЧКОВА: Пересмотрел свои взгляды на жизнь этот человек. М. ГОРБАЧЕВ: Да, он пересмотрел за два круга по гоночной трассе, он пересмотрел полностью свои взгляды. Во всяком случаи на то, что нужно руль конечно держать не одной рукой, а двумя. Потому, что… О. БЫЧКОВА: Если он такой крутой, то девушки его все равно будут любить. Даже если он будет двумя руками рулить, это ему не помешает, как и всем остальным. Что мы предлагаем в качестве приема? М. ГОРБАЧЕВ: Держать руль всегда двумя руками. О. БЫЧКОВА: И вот в этом положении без 15-ти три. М. ГОРБАЧЕВ: Без 15-ти три попробовать. Тот, кто до сих пор этого не делал, без 15-ти три попробовать делать левый и правый поворот, не снимая руку с руля. Не нужно держать руль там за верхнюю часть, за нижнюю часть, и так далее, так далее, нужно держать двумя руками. И вы, если при этом у вас лопатки прижаты к спинке сидения, вы… Сначала вам это будет неудобно очень, но очень быстро вы почувствуете комфорт, и потом вы поймете, что другого варианта быть не может. Что если вы потом будете вспоминать, как вы держали руль одной рукой, вам будет просто… О. БЫЧКОВА: Смешно. М. ГОРБАЧЕВ: Смешно, больно, обидно, досадно, и так далее, и так далее. О. БЫЧКОВА: Нет, больно не надо, просто обидно. М. ГОРБАЧЕВ: Да. И в одном из учебников по вождению есть такой прием, если вы все время не правильно держите руль, и вот вы теперь услышали, как это правильно делать, но переучиваться очень сложно. Потому, что привычка, она уже… Это автоматически если человек привык вот так одной рукой на форточку, и одной рукой держать руль, и вторая рука у него зачем-то на переключателе скоростей, потому, что он переключать не собирается. То трудно переучиться очень. И вот в этом учебнике написано сделать такую вещь… Возьмите стикер такой, который наклеивается, да? И на руль наклейте, и напишите там просто одно слово: руль. Чтобы вы не забывали, что нужно руль держать двумя руками. А если у вас пассажир спросит: «Вы что, с ума сошли? Вы чего не знаете, что это руль»? Нудно ему сказать: «А это вообще не твое дело. Я знаю, чего у меня здесь написано». О. БЫЧКОВА: Вот именно. Да, хорошо, понятно. Ну что, пошли дальше тогда? М. ГОРБАЧЕВ: Да, и ещё один маленький момент. О. БЫЧКОВА: А, сейчас, маленький момент. М. ГОРБАЧЕВ: Ещё одна фраза очень важная, она взята из американского учебника для автогонщиков. Нужно добиваться минимального поворота руля в повороте. Вот если вы на минимальный угол поворачиваете в повороте, и по нужной траектории идет машина, значит вы абсолютно правильно управляете. Вообще, ошибка водителей большинства в том, что они очень сильно поворачивают, очень сильно крутят руль в повороте. Это значит поздно, нужно в нужный момент руль поворачивать. И это особенно важно для скользкой дороги. Потому, что вы знаете, очень часто водитель ставит сам себя в сложную ситуацию. Он сам создает вот… Раз, два, три… меня учили рулить… О. БЫЧКОВА: Да, СМС-ка пришла: «Меня учили рулить техникой раз, два, три, известна ли вам такая…». Спрашивает… М. ГОРБАЧЕВ: Вы знаете, это значит… Мне очень хочется ответить на все подобные вопросы, обсудить это все. Потому что я то, что рассказываю – это не придумано как это было раньше, ха железным занавесом. Это не наша интерпретация российская вождения автомобиля. Все, что я говорю, это полностью соответствует мировой теории вождения автомобиля, которая разработана в 60-70 годах в мире. И если кто-то очень сильно сомневается, я могу доказать множеством примеров и так далее, все вот эти тезисы, которые я здесь высказываю. И поэтому если кто-то вот хочет что-то обсудить, то можно… О. БЫЧКОВА: Раз, два, три-то это что? Это Надежда из Петербурга спрашивает. М. ГОРБАЧЕВ: Ну можно ну вот такие вещи да, вот такие вещи, то можно значит или прислать развернутый вопрос и получить развернутый ответ например в Фейсбуке, в поиске программа «Доехали» вы нажимаете, и она у вас выскакивает. Это мой блог. Или можно зайти на сайт http://www.drive-class.ru/, там есть мой мейл, и по е-мейлу… Вот например Леонид прислал вопрос: «Слушаю все эфиры на «Эхо Москвы» с вашим участием, очень ценю…». И так далее, и так далее, но вопрос такой: как… О. БЫЧКОВА: Подождите, а давайте его на потом немножко? На попозже Леонида оставим с его вопросом, а сейчас про Путина. М. ГОРБАЧЕВ: Давайте, да. О. БЫЧКОВА: А вопросы у нас будут ближе в без 15-ти, давайте так. М. ГОРБАЧЕВ: А, точно, очень хорошо, да. Тем более что интересные произошли события. О. БЫЧКОВА: Да, мы едем дальше, и приезжаем прямо непосредственно в центр Москвы, практически в Кремль, где сегодня встречался президент Путин, и отвечал на вопросы слушателей, хотела я сказать. На самом деле граждан. Ну, и конечно за те пять почти часов, у него чего только не спросили, у нашего президента. И конечно задали ему вопрос, ну любимый вопрос российского народа, про нулевой промилле. И там вот было мне кажется, несколько таких информационно важных вещей. Ну, он во-первых сказал, что погрешности существующих алкотестеров необходимо проверить в Росстандарте. Мы опять возвращаемся, хотя мы уже говорили про промилле, и про алкотестеры, но нас сегодня президент вынудил это сделать. М. ГОРБАЧЕВ: Ну, я думаю, что пока Госдума не примет окончательно этот закон, мы… О. БЫЧКОВА: Мы ещё поговорим. М. ГОРБАЧЕВ: Мы ещё будем конечно обсуждать. Потому, что до этого у нас премьер министр тоже говорил, что он допускает погрешность как 0,1 промилле. При этом говорит, что дословно его слова: «Моя позиция по употреблению алкоголя перед тем, как сесть за руль прежняя, пить нельзя». И моя личная позиция абсолютно такая же. Я уверен, что Ольга, и у вас такая же позиция, да? О. БЫЧКОВА: Ну, я думаю, что да, ну просто тут же ещё вопрос заключается в том, что есть страны, мы это обсуждали с вами, да? Где есть допустимый уровень промилле. Он, как мы видели по разным данным, где-то больше, где-то меньше. М. ГОРБАЧЕВ: Да, есть страны. Есть страны, где 0 промилле, есть страны, где для новичков 0 промилле. Есть страны, например Германия, где до 21 года 0 промилле. О. БЫЧКОВА: Или для тех, кто профессиональный… М. ГОРБАЧЕВ: Для водителей автобусов, для водителей большегрузных автомобилей, перевозящих (неразборчиво) и так далее. И у них не возникает никаких дебатов по этому поводу. И у них не президенты, не канцлеры не выступают с обсуждением, сколько разрешить промилле. А там есть допуск прибора, и если в допуске прибора стоит например 5 сотых, и если при этом эти 5 сотых выскакивают, да? Если нули, то совершенно понятно любому здравомыслящему человеку, что это допуск, и за это забирать права… Это просто является должностным преступлением, понимаете? О. БЫЧКОВА: Потому, что если у человека 0,05 или 0,1 промилле, это не является опьянением, это может быть… М. ГОРБАЧЕВ: Да, кончено не является. О. БЫЧКОВА: Это может быть погрешностью данного прибора, которым его в данном случае замеряют. М. ГОРБАЧЕВ: Совершенно верно. О. БЫЧКОВА: Или это снимает все вот эти разговоры про мифические кефиры, про лекарства, там про ржаной хлеб, про что ещё говорят? М. ГОРБАЧЕВ: Ну, естественно это снимает, потому, что на самом деле это ничтожное оказывает влияние, и никакие таблетки… Ну, представляете, нужно…Ну вы что, вы будете пить стакан валерианки, или 20 таблеток валидола? Ну, это смешно об этом говорить. После кефира, в течении 15 минут будет естественно 0. И кстати во всех приборах написано, что измерение производится через 15 минут после принятия пищи, или принятия таких напитков как квас, или кефир. Речь идет естественно о вот таких вещах, и если у нас премьер-министр говорит, что 0,1 промилле – это приемлемая норма, а так оно и есть. И сегодня… Что там, Росстандарт, да? Обещал проверить? О. БЫЧКОВА: Да, он не то, что обещал, а президент Росстандарту сказал, что он ему поручит проверить. Но вот я хочу вам сказать, что вот этот вот депутат Лысаков, который обращался с этим вопросом к президенту сегодня, он так же внес поправку вот в этот закон о промилле с тем, чтобы утвердить допуск в 0,2 промилле для водителей, что эквивалентно суммарным погрешностям алкотестера, и условиям окружающей среды, где происходит проверка. М. ГОРБАЧЕВ: Совершенно верно, это очень разумно. О. БЫЧКОВА: Это разумно. М. ГОРБАЧЕВ: Это абсолютно разумно, и мне бы например хотелось увидеть вот по телевизору, как сотрудника ДПС, который лишил человека прав за… О. БЫЧКОВА: 0,05. М. ГОРБАЧЕВ: За 0,05, привлекли к ответственности. И он выплатил ему неустойку, потому, что этот человек там… Если это водитель, он не получал зарплаты и так далее, и так далее. Вот это я бы хотел увидеть. О. БЫЧКОВА: Но Росстандарт все равно пускай проверяет свои алкотестеры. М. ГОРБАЧЕВ: Нет, понимаете, дело в том, что ну… Вот сегодня у нас президент в этом направлении мне понравилось, как себя повел. Он сказал, что нужно проверить в Росстандарте эти приборы. Это правильно. Потому, что до сих пор была рекомендация по погрешности производителя. А погрешности производителя могут быть не такими, какие выяснят какие они есть на самом деле, которое проведет исследование Росстандарт. О. БЫЧКОВА: Да. Потому, что это дело серьезное на самом деле, это не будильник какой-нибудь. М. ГОРБАЧЕВ: Да, это не будильник, людей лишают прав, они не знают удостоверения, они не знают своих прав. О. БЫЧКОВА: Ну, да. М. ГОРБАЧЕВ: Они должны идти в суд, и доказывать. Они не идут, они боятся, они испуганы, у них обобрали там за какие-то 0,00… О. БЫЧКОВА: Или они идут, а суд слушает инспектора, у которого свои там интересы, например. М. ГОРБАЧЕВ: Конечно, а суд там на стороне… Мы знаем, что суд у нас на стороне… Ну, то есть, суд на стороне государства, а работники ДПС, полиция – это работники государственных структур. Поэтому это сложно. Конечно, здесь нужно все-таки прислушаться к здравому смыслу, и 0,2 промилле конечно должно быть. О. БЫЧКОВА: Понятно. Ну, и ещё буквально полторы минуты нам на ещё один пункт, который так же присутствует в законопроекте. Внесенном в Госдуму, и прошедшем даже уде первое чтение, по поводу введения бальной системы за нарушение ПДД. 200 баллов в течении года – по одному баллу за каждые 100 рублей штрафа, и водитель будет лишаться автоматически прав на год, вот сейчас предлагается. М. ГОРБАЧЕВ: Я полностью поддерживаю эту идею, только мне кажется, что она должна проходить… Вот этот подсчет баллов, должно проходить абсолютно в удаленном электронном виде. Можно начать, например с видеорегистраторов. Если видеорегистратор фиксирует нарушение, то он автоматически эти баллы где-то там у себя в памяти собирает, и… То есть… Ну, чтобы исключить человеческий фактор. О. БЫЧКОВА: Все тот же человеческий фактор. М. ГОРБАЧЕВ: Все тот же. Ну, так например в Германии происходит, там все это собирается в счетном центре, и уведомляется водитель, сколько баллов ему начислено, и нету физического лица, кто эти баллы начисляет. То есть, трудно повлиять на это вычисление. Если это в таком варианте, то нужно попробовать, конечно. Потому, что получается, у нас безнаказанность абсолютная, если есть деньги – плати сколько хочешь штрафов, нарушай сколько хочешь. Так в общем не должно быть. О. БЫЧКОВА: Да, а потом люди сбивают людей там на остановке, и выясняется, что они до этого уже 5 раз делали что-то такое. М. ГОРБАЧЕВ: Ну, конечно. Так, Ольга, сейчас я только Леониду отвечу, пока там звонки настраиваются. О. БЫЧКОВА: Сейчас, давайте, отвечайте Леониду, а мы сейчас перейдем к следующему пункту нашей программы, потому, что теперь у нас 15 минут последних нашего эфира посвящены ответам на вопросы на любые темы, связанные с безопасным вождением. Это вот вопрос Алексея про гонщиков? Или пор что? М. ГОРБАЧЕВ: Да, вот вопрос мне нравится, почему гонщики постоянно подруливают короткими движениями? А знаете, почему? Потому, что гоночные машины очень жесткие, и они когда быстро едут, их все время немножко сдергивает в сторону или влево, или вправо. И вот эти сдергивания, которые происходят из-за того, что подвеска очень жесткая. Гонщик естественно короткими резкими движениями компенсирует, это абсолютно нормально. О. БЫЧКОВА: То есть к нам, обычным людям это не относится. М. ГОРБАЧЕВ: Не относится к нам, обычным людям, он компенсирует вот эти прыжки машины просто. О. БЫЧКОВА: Да, и что спрашивают… Я только напомню, извините. Напомню телефон, по которому пока вы можете нам начинать звонить: +7-495-363-36-59. И нам Михаил Горбачев отвечает на все уже вопросы, связанные с безопасным вождением. Так, и вот Леонид что у вас спросил? М. ГОРБАЧЕВ: Вот Леонид нас спрашивает, прислал мне e-mail, у него здесь развернутое письмо… И такой же e-mail все, кто хочет подробно разобраться, может прислать мне, зайти на сайт http://www.drive-class.ru/, там есть мой e-mail, и спросить. Вот он пишет, что ему… Что 2,5 года он водит машину, но никак не получается у него плавно трогать с места. Потому, что… О. БЫЧКОВА: Рывками дергает? М. ГОРБАЧЕВ: Ну, да. И на самом деле я давно заинтересовался этим вопросом. Потому, что все помнят такую предательскую дрожь в коленках, когда нужно трогаться с места, сцепление выжимать, ловить там какой-то момент, как объяснял всегда инструктор. И так далее, этот момент никак не удавалось поймать. А вообще вот я пришел к выводу, что этот момент не надо ловить. Потому, что если мы посмотрим, как трогается профессиональный водитель, то кончено никакой момент он не ловит. Он дает газ, и тут же отпускает сцепление. И так же должен трогаться новичок, только с той разницей, что время между тем, как он дал газ и опустил сцепление, у него дольше просто. То есть, если вы поставите… Тахометры сейчас почти во всех машинах есть, поставите 2000 оборотов правой ногой, и правой ногой больше не будете делать вообще никаких движений. О. БЫЧКОВА: То этого хватит. М. ГОРБАЧЕВ: А левой просто плавно отпустите сцепление, машина плавно пустится с места. О. БЫЧКОВА: Понятно. М. ГОРБАЧЕВ: Из 100 раз, у вас 100 раз это получится. О. БЫЧКОВА: А если автоматическая? М. ГОРБАЧЕВ: Ну, как? Автоматическая – у вас всегда плавно получится. О. БЫЧКОВА: Ну, вот не скажите. М. ГОРБАЧЕВ: Мы, кстати говоря, будем говорить про автоматическую коробу, там есть нюансы. Там может быть опасность, когда бордюр какой-то и прыжок получается, понимаете? Там вот этот… О. БЫЧКОВА: Фу, гадость какая! М. ГОРБАЧЕВ: Для женщин специально обсудим, да. Но правильное трогание с места, когда вы правой ногой нажимаете а газ, держите постоянные обороты… Внимательно слушайте, кто учится сейчас водить машину. 2000 оборотов, а левой просто плавно опускаете педаль газа. Из 100 раз – 100 раз вы тронитесь плавно с места. О. БЫЧКОВА: Наушники возьмите, пожалуйста. Потому, что мы теперь будем принимать звонки, вот например вот этот. Алло, добрый вечер, мы вас слушаем очень внимательно. Алло. Слушатель: Добрый вечер, это из Самары вас беспокоят. О. БЫЧКОВА: Как вас зовут? Слушатель: Сергей. О. БЫЧКОВА: Да, слушаем вас, Сергей. Слушатель: Я вот Михаил слушаю вас на протяжении получаса, я знаете, немножко как бы связан с этим делом, и спортом занимался, ралли в частности. И хотелось сделать замечание к вашему интервью. М. ГОРБАЧЕВ: Давайте. Слушатель: О том, что Собеслав Засада в отличии от того, что вы сказали, он как раз обрисовал эту ситуацию положения за рулем. Именно так, как вы потом изложили её. На положении рук на руле без 15-ти три, Без десяти два и без пятнадцати три. И вертикальная практически посадка. Единственно, что он заметил, это кстати «За рулем» издавалось на протяжении 9-ти номеров в 67-м году, если мне память не изменяет. Да, вот это я хотел сделать. Просто это не профессионально, когда вы такие заявления делаете. Большинство ваших комментариев и объяснений в принципе да, похожи. М. ГОРБАЧЕВ: Большое спасибо, я очень польщен вашей характеристикой Сергей, большое спасибо. О. БЫЧКОВА: Ладно. Все Сергей, спасибо вам за уточнение. Да? Правильно? Я не все поняла, но хорошо, да. Слушаем ещё один звонок. Алло, добрый вечер. Слушатель2: Алло, здравствуйте. О. БЫЧКОВА: Здравствуйте, как вас зовут? Вы откуда? Слушатель2: Меня зовут Андрей, я из города Екатеринбурга. О. БЫЧКОВА: Прекрасно, Андрей. Слушатель2: Алло. О. БЫЧКОВА: Да, вы в эфире, задавайте ваши вопросы немедленно, время идет. Слушатель2: Ну, это кстати вы всё правильно это говорите. Я сам водитель, и никогда, когда я учился, никогда… Мне четко сказали, ты не должен пускать руль руками. То есть, ты всегда должен держать обе руки… О. БЫЧКОВА: На руле, да. Стлушатель2: Обязательно. М. ГОРБАЧЕВ: Ну, вот видите Андрей, вам очень повезло с тем, что вам это сказали, когда вы обучались. И с тем вам повезло, что вы это запомнили, и на всю жизнь. Вот это… Вот у некоторых получается, а у некоторых нет. Слушатель2: Ну, у меня… Я хочу с вами связаться честно говоря, и как с вами связаться? М. ГОРБАЧЕВ: Очень просто. Заходите на сайт http://www.drive-class.ru/, там есть мой e-mail, и мы можем… Слушатель2: У меня нету компьютера. М. ГОРБАЧЕВ: Ну, тогда попросите, у кого есть компьютер, это очень просто сделать сегодня, это самый простой способ, или через Фейсбук можно связаться. Слушатель2: Ну, вы скажите, как? М. ГОРБАЧЕВ: Ну, вы заходите на сайт http://www.drive-class.ru/. Любому человеку, у кого есть компьютер вы говорите, и полная будет связь со мной, мы подробнейшим образом все обсудим вопросы. О. БЫЧКОВА: Все, удачи. Слушатель2: А она… Это… Она… (Неразборчиво). О. БЫЧКОВА: Чего? Я уже не поняла. М. ГОРБАЧЕВ: Ну связывайтесь, и мы с вами все вопросы обсудим. О. БЫЧКОВА: Да, разобрались, хорошо. Ну, я ещё раз хочу сказать, что способ через интернет связывания – он удобный, оптимальный и единственный в данном случае. Алло, добрый вечер, мы вас слушаем. Слушатель3: Да. О. БЫЧКОВА: Алло, здравствуйте, как вас зовут? Вы откуда и вы в эфире уже между прочим. Слушатель3: Да. … О. БЫЧКОВА: О, забанила. Какой красивый номер: 801-34-81. Ещё один звонок. Алло, добрый вечер. Слушатель4: Здравствуйте. О. БЫЧКОВА: Здравствуйте, вы откуда, и как вас зовут? Слушатель: Сергей из Московской области. Щелковское шоссе, по 30-му километру еду. М. ГОРБАЧЕВ: Очень приятно. О. БЫЧКОВА: Хорошо. М. ГОРБАЧЕВ: Но лучше припаркуйтесь, чтобы поговорить. Слушатель4: А нет, у меня все, громкая связь. М. ГОРБАЧЕВ: А, громкая связь – отлично. Профессионально все. Слушатель4: Нет, я не профессионал-водитель, я профессионал-электронщик. Такой вопрос, вот вы говорите всегда прямая спина, да? Или я не правильно вас понял. М. ГОРБАЧЕВ: Правильно. Слушатель4: Правильно. То есть я не должен… Вернее не должно быть… Вот у меня градусов наверное ну, может быть 10 отклоняется от вертикали. М. ГОРБАЧЕВ: Ну, 10 – это значит у вас 100 градусов. Это проходит нормально. Главное, чтобы у вас лопатки… О. БЫЧКОВА: Ой, радио только выключите, пока вы с нами говорите по телефону. Слушатель4: А выключено. О. БЫЧКОВА: Спасибо. М. ГОРБАЧЕВ: Да, лопатками нужно обязательно опираться на спинку сидения. Нет, почему? Небольшой наклон возможен, просто некоторые привыкли полулежать вот так за рулем – это не правильно. Вот, что я имел в виду. Слушатель4: Ну, в «Porsche» например нам 90 градусов не сделаешь. М. ГОРБАЧЕВ: Сделаешь, и сейчас так ездят. Внимательно посмотрите, все автоспортивные программы, ралли, и другие гонки, и вы обратите внимание то, как сидят сегодня водители. Есть очень много on board, камера установлена в ютубе, все это показано, можете открыть например ралли мастер-шоу 2013 года, и там очень хороший проезд в Крылатском нашего лучшего раллиста Евгения Новикова. И посмотрите, как он сидит, и как он держит руль? И как он поворачивает, ни разу не снимая ни левой, ни правой руки с руля, проходит все повороты, очень интересное видео. Слушатель4: Спасибо большое, до свидания. О. БЫЧКОВА: Сейчас ещё один звонок принимаем, сейчас вот этот отключаем. Ага, все, да. Слушатель5: Алло. О. БЫЧКОВА: Алло, мы вас слушаем, добрый вечер. Слушатель5: Здравствуйте. Михаил, Санкт-Петербург. М. ГОРБАЧЕВ: Очень приятно. Слушатель5: У меня вот как бы небольшое замечание. Можно по поводу 0 промилле? М. ГОРБАЧЕВ: Обязательно. Слушатель5: Я постоянно смотрю телевизионные передачи, связанные с автомобилями и радио слушаю. Вот я ни в одной передачи не услышал, чтобы водителям объяснили, как сотрудники ДПС должны правильно проводить освидетельствование. Не медицинское освидетельствование, а именно освидетельствование сотрудниками ДПС. То есть, чтобы правильно растолковать людям, что его вначале должны отстранить от управления транспортным средством с двумя понятыми. М. ГОРБАЧЕВ: Да, вы знаете, вообще эта информация есть в интернете, там все это расписано подробно. Слушатель5: Нет, я знаю. Нет, я-то эту процедуру знаю. Просто часто общаюсь со своими друзьями-водителями, да? Многие этого не знают, они сразу начинают дышать в трубку. М. ГОРБАЧЕВ: Нет, во-первых, не в трубку. Во-вторых, я сам сталкивался с тем, что сотрудник ДПС из кармана так воровским таким движением достает алкотестер, который никакого отношения не имеет к сертифицированному, у него как бы такая первичная проверка. И дальше начинается давление, и так далее, и так далее. Я вообще считаю, что подобное поведение, конечно это полное несоответствие служебному положению, и очень там просто по острию ножа ходят сотрудники ДПС. Потому, что это очень близко к совершению тяжкого преступления я считаю, если человека трезвого вдруг отстраняют от управления из-за того, что сфабриковано вот это показание и так далее. Я считаю это очень серьезным нарушением вообще. Вообще – это уголовное преступление. О. БЫЧКОВА: Ну, то есть, вы сейчас предлагаете не вникать в эти подробности, потому, что там действительно целые есть протоколы, процедуры, как это делать. Но всем кончено совет – внимательно изучить правовую базу, да? Слушатель5: Административный регламент. М. ГОРБАЧЕВ: Давайте знаете, как сделаем? Михаил… О. БЫЧКОВА: Да, совершенно… Спасибо, вы мне подсказали, административный регламент. И знать точно, что должно происходить. М. ГОРБАЧЕВ: Михаил, давайте знаете, как сделаем? Вы пришлите нам этот регламент например на Фейсбук, на передачу «Доехали», и мы в следующий раз его зачитаем. Это хорошая идея, мы подробно его разберем. И там много интересных моментов. Акт об отстранении должен быть, потом там нужно указать, по каким причинам пришло в голову сотруднику ДПС, что водитель в нетрезвом состоянии находится… Слушатель5: Конечно. Какие? Пять признаков. М. ГОРБАЧЕВ: Пять признаков… Пришлите нам, пожалуйста на передачу «Доехали» на Фейсбук, мы обязательно это зачитаем. Слушатель5: Хорошо. М. ГОРБАЧЕВ: Спасибо вам за звонок. О. БЫЧКОВА: Хорошо, спасибо вам за звонок. Ещё один звонок принимаем, у меня тут все наладилось, да? Извините. Мы вас слушаем внимательно. Алло, добрый вечер. Слушатель6: Добрый вечер, меня зовут Сергей, город Зеленоград. О. БЫЧКОВА: Слушаем вас Сергей, ваш вопрос. Слушатель6: Послушал вашу всю передачу, я бы ещё хотел добавить по поводу, вот когда паркуешься одной рукой, там очень активно люди крутят руль, и это очень вредно для рулевых реек. Потому, что человек не чувствует усилие, а с одного конца до другого прямо на месте крутит. Поэтому совет чуть-чуть трогаться прямо, минимально трогаться… М. ГОРБАЧЕВ: Да, это правильный совет. Раньше, когда не было сервоусилителей на «Жигулях», на «Москвиче», на «Волге», конечно это был такой секрет небольшой. Потому, что когда буквально достаточно проехать там 10 сантиметров, и в этот момент поворачивать руль, значительно во-первых легче. Но вы знаете, сегодня рулевое управление современного автомобиля имеет большой запас прочности. И никто из автопроизводителей, я специально стати интересовался этим вопросом, и в Германии на представительстве «Mercedes Benz» я спрашивал, можно ли на стоящем автомобиле, не проезжая вот сколько-то сантиметров вперед или назад, поворачивать руль от упора до упора. И не страдает ли сервоусилитель из-за того, что раздается в крайнем положении такое неприятное шипение, которое очень хорошо слышно, когда поворачиваешь руль до упора. И мне сказали инженеры, что никаким образом не страдает рулевое управление. И на этот звук не надо обращать внимание, это перепускной клапан просто. Ну, если это гидравлическое управление. Если электрические сервоусилитель, то тем более, это совершенно не вредит рулевому управлению. О. БЫЧКОВА: Хорошо. Алло, добрый вечер, мы вас слушаем внимательно, как вас зовут? Стушатель7: Алло. О. БЫЧКОВА: Здравствуйте. Слушатель7: Здравствуйте. Сергей, Город Выборг. О. БЫЧКОВА: У нас сегодня все Сергеи, да? Круто! М. ГОРБАЧЕВ: Выборг – это у нас автогоночный город. Потому, что у нас Петров из Выборга. Слушатель7: Да. Вы знаете, такую хотел спросить ситуацию. Вот дело в том, что если допустим остановили водителя, у него нашли 0,5 промилле там, или больше, его повезли в пункт освидетельствования, врач зафиксировал у него допустим алкогольное опьянение, и если этот человек например выходит из этого пункта освидетельствования и тут же кидает камень, выезжает наряд милиции, и по закону получается так, что этот человек при этом же алкогольном опьянении является трезвым. М. ГОРБАЧЕВ: Конечно. Слушатель7: Как такое может… Двойные стандарты. М. ГОРБАЧЕВ: Абсолютно верно, из-за этого такое вот идет обсуждение этой проблемы. Потому, что до… То есть, 1,5 промилле у медиков считается допустимой нормой. То есть, свыше этого содержания промилле, человек признается пьяным вообще. О. БЫЧКОВА: 1,5, или 0,15? М. ГОРБАЧЕВ: То есть, 0,15. Я оговорился, извините. О. БЫЧКОВА: 1,5 это как-то… М. ГОРБАЧЕВ: Абсолютно верно. И один суд, вот сейчас у меня нет под рукой этой информации, он даже признал… Вернули водителю права, у него было 1,75 например… То есть, 0,75 например, а суд учел погрешность 0,4 и осталось меньше, и он признал его трезвым. О. БЫЧКОВА: Все, спасибо вам большое за вопросы, спасибо большое Михаилу Горбачеву, мы встречаемся ровно через неделю, на этом же месте говорить о безопасном вождении. М. ГОРБАЧЕВ: Спасибо, до свидания, всего хорошего. комментировать 1 1649 рекомендовать 1 тэги: авто сетевизор видео передачи Другие эфиры 18 апреля 2013, 23:11Доехали Тема: Правильное торможение слушать (49:36) читать смотреть скачать (11.4 МБ) Ведущие: Михаил Горбачев журналист, автогонщик, тренер-инструктор по вождению Ольга Бычкова — журналист «Эха Москвы» 264 поделиться 11 апреля 2013, 23:10Доехали Тема: Как уцелеть в аварии? слушать (55:02) читать смотреть скачать (12.6 МБ) Ведущие: Ольга Бычкова журналист «Эха Москвы» Михаил Горбачев — журналист, автогонщик, тренер-инструктор по вождению 3 72 поделиться1 04 апреля 2013, 23:08Доехали Тема: Вежливый водитель слушать (50:08) читать смотреть скачать (11.5 МБ) Ведущие: Михаил Горбачев журналист, автогонщик, тренер-инструктор по вождению Ольга Бычкова — журналист «Эха Москвы» 7 53 поделиться4 28 марта 2013, 23:08Доехали Тема: «Тормозить или объезжать» слушать (50:18) читать смотреть скачать (11.5 МБ) Ведущие: Михаил Горбачев журналист, автогонщик, тренер-инструктор по вождению Ольга Бычкова — журналист «Эха Москвы» 7 54 поделиться2


Ссылка на источник

admin @ 4:00 дп

Извините, комментарии сейчас закрыты.