25 февраля 2017 года. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» – Владимир Ляпоров, начальник Военной академии воздушно-космической обороны имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова, генерал-майор. Эфир ведут Анатолий Ермолин, Алексей Дурново. А. Дурново ― Все правда, вам не врут, 12.08 в Москве, это «Военный совет». Анатолий Ермолин, Алексей Дурново, наш сегодняшний гость — начальник Военной академии воздушно-космической обороны имени маршала Жукова, генерал-лейтенант Владимир Ляпоров. Владимир Николаевич, здравствуйте. В. Ляпоров ― Добрый день. А. Дурново ― Мы вас поздравляем (неразборчиво) с нами да. А. Ермолин ― Да, в первую очередь Владимир Николаевич. Да, поздравляем вас. Даже вот открою секрет, даже в наших бумагах написано, что вы генерал-майор, а вот уже генерал-лейтенантом к нам пришли. Поэтому принимайте поздравление, искренне за вас рады. В. Ляпоров ― Да, спасибо, 22 февраля был доведен указ президента №83, в соответствии с которым мне присвоено воинское звание генерал-лейтенант. Спасибо за поздравление. А. Дурново ― А я напомню, что можно присылать вопросы с помощью СМС на номер +7-985-970-45-45, и то же самое можно сделать при помощи аккаунта @vyzvon в твиттере. А. Ермолин ― Да, а я напомню, что генерал-лейтенант Ляпоров Владимир Николаевич является начальником военной академии воздушно-космической обороны, имени маршала Советского Союза Жукова, и первый вопрос Владимир Николаевич такой: а вот как-то многие путаются в показаниях, кто-то говорит, что вы будете отмечать 60 лет, что больше похоже на правду официальную, да? Но есть статьи, публикации, где утверждается, что академии более 150 лет. Вот что на самом деле происходит? В. Ляпоров ― Правда такова, что в 1865 году на территории, где сегодня дислоцируется академия ВКО, в те годы дислоцировалось тверское военное… Тверские (неразборчиво) курсы. А. Ермолин ― Кавалерийские? В. Ляпоров ― Кавалерийские, да. На территории нашей академии. После революции в 1917 году данные курсы были реформированы, и здесь дислоцировались военный кавалерийские академические курсы ракетной красной армии. А в 1921 году была образована 4-я кавалеристская школа (неразборчиво) состава. Перед войной, на территории академии располагалось военное химическое училище, а с 1943 года по 1955 год, здесь располагалась военная академия тыла и снабжения. В 1955 году она была переведена в Санкт-Петербург, где сейчас располагается военная академия (неразборчиво) и транспорта имени Говорова. А. Ермолин ― То есть, территория всегда была за военными получается, да? Отсюда и эта небольшая путаница. В. Ляпоров ― Ну наверное да, скорее всего из-за этого. И хотел бы еще отметить, что вот 4-ю школу в свое время заканчивал народный артист Советского Союза Лемешев. А. Дурново ― Но вы свою историю ведь ведете, начиная с той даты, которая получается 60, или вы считаете, что вот все 150 – они ваши? В. Ляпоров ― Нет, мы считаем, что академии 60 лет, и 1 марта мы будем отмечать 60 лет образования военной академии ВКО. Я хотел здесь отметить, что 50-е годы, когда был образован новый вид вооруженных сил войска ПВО страны. И было принято решение о создании академии. И в 1957 году был издан приказ министра обороны РФ, в то время обязанность министра обороны исполнял маршал Советского Союза, четырежды герой Советского Союза, Георгий Константинович Жуков. В соответствии с его приказом и была образована академия. В 1957 году с 1 марта в академии началось обучение, и первый выпуск в академии состоялся в 1958 году. В начале в академии были образованы несколько факультетов. Факультет общевойсковой, который готовил начальников ПВО для всех видов и родов вооруженных сил Советского Союза, а так же реактивный факультет, который готовил специалистов для зенитно-ракетных войск. Несколько было создано кафедр, адъюнктуры, и вот с 1 марта началась история нашей академии, и дальше она развивалась, образовывались те или иные факультеты, кафедры, так что 1 марта мы отмечаем свое 60-летие. А. Ермолин ― Вот мы как-то начали все-таки с вас, да? Давайте немножко продолжим этот разговор. А как у вас военная биография складывалась, вот как становятся начальниками академии? В. Ляпоров ― Моя военная биография складывалась таким образом, что сам я родом с Курской области, закончил школу, поступил в Житомирское высшее военное училище, в 1983 году закончил военное училище, был распределен для службы в войска ракетно-космической обороны, непосредственно в дивизию ПВО. А. Ермолин ― А тогда космическое слово тоже присутствовало? В. Ляпоров ― Ну тогда мы проходили службу в войсках ПВО страны. И в войсковой части 52361, 9-й дивизии ПВО я в должности командира взвода начал свою службу. Затем прослужил несколько лет на должности командира взвода, командира роты, поступил в академию в 1990 году. В академию, которой на сегодняшний день я руковожу. В 1993 году академию закончил, затем проходил службу на должностях заместителей командира воинской части. В этой же дивизии был назначен на должность командира 9-й дивизии ПВО, до этого исполнял обязанности командира 45-й дивизии контроля космического пространства, ныне главный центр ракетно-космической обстановки. Затем был назначен на должность заместителя командующего противовоздушной и противоракетной обороны, и с этой должности в 2013 году назначен на должность начальника академии ВКО. А. Ермолин ― А расскажите в двух словах для наших слушателей, вот противовоздушная оборона какое имеет отношение к ВКС, как проходили эти трансформации, потому что ну, собственно чуть ли там… Ну, большое количество видов… Или там видов вооруженных сил имели свои… Или родов вооруженных сил имели свои противовоздушные силы, да? Сейчас это как-то объединено, вот с точки зрения структуры, как это сейчас выглядит? В. Ляпоров ― На сегодняшний день в состав ВКС входит и войска противовоздушной и противоракетной обороны, командование противовоздушной, противоракетной обороны. И академия готовит специалистов для зенитно-ракетных войск, радиотехнических войск, и ракетно-космической обороны. То есть у нас проходит подготовка слушателей, офицеров, которые после академии выпускаются на должности командиров, начальников штабов, заместителей командиров, зенитно-ракетных полков, радиотехнических полков, а так же командиров воинских частей ракетных войск ракетно-космической обороны для дивизии ПВО главного центра (неразборчиво) о ракетном нападении, главного центра ракетно-космической обстановки. А так же готовит специалистов для управления разведкой, радиоэлектронной борьбы, офицеров для управления в войсках соединений, объединений ВВС, армии военно-воздушной и противовоздушной обороны. А. Ермолин ― То есть командиры полков – это вот те должности, по которым вы готовите, да? В. Ляпоров ― Ну да, заместители командиров полков, командиры полков, и в перспективе данные офицеры могут быть назначены и командирами соединений, в перспективе и командирами объединений. А. Ермолин ― А у вас и курсанты есть и слушатели, вот две категории. Потому, что курсант же не может заканчивать лейтенантом, и идти на должность командира полка, да? В. Ляпоров ― Да, специфика академии состоит в том, что она проводит подготовку как офицеров – специалистов магистратуры. Это те офицеры, которые прослужили в войсках несколько лет, назначаются на ту или иную должность, а затем поступают к нам в академию, и я уже доложил по каким специальностям мы готовим, и после академии на какие они должности назначаются. Кроме этого академия готовит и курсантов. В академию поступают юноши, которые заканчивают 11 классов, подают соответствующие заявления, поступают в академию. И в течение 5 лет мы готовим курсантов, после 5 лет они выпускаются в войска, уже в воинском звании лейтенант. На сегодняшний день академия готовит специалистов по 11 специальностям. Несколько специальностей, я считаю, они являются уникальными для вооруженных сил РФ. Это в первую очередь готовим специалистов для новейшей системы, которые будут в перспективе поступать… Это (неразборчиво) комплексы противовоздушной, противоракетной обороны, как «С-500″, готовим специалистов, способных эксплуатировать программы (неразборчиво) комплексы для национальных центров, региональных центров обороны. Готовим офицеров-исследователей, которые в перспективе будут выпускаться военные ВУЗы, на полигоны, которые будут заниматься вопросами построения и исследования тех новейших видов вооружения, которые поступают в войска, и в первую очередь в командование войска противовоздушной и противоракетной обороны. Специалисты зенитно-ракетных войск, радиотехнических войск. А. Ермолин ― А это такая специализация, да? Там офицер-следователь. Или это просто как применение его возможно, может быть? В. Ляпоров ― Ну, я же еще раз повторю, что мы готовим по одиннадцати специальностям, вот одна из специализаций – это офицер-специалист по эксплуатации (неразборчиво) новейших средств, и офицеры-исследователи которые занимаются разработкой и исследованием тех новых видов вооружения военной техники, которая поступает в войска. А. Дурново ― А скажите пожалуйста, ведь насколько я знаю, офицеров для ВКС готовят еще несколько ВУЗов. А чем уникальна ваша академия? В. Ляпоров ― Ну, этот вопрос уже мне… Постоянно такой вопрос задают, я бы хотел сказать первое, что мы готовим… Уникальность академии состоит в том, что здесь проводят комплексную подготовку специалистов как для зенитно-ракетных войск, радиотехнических войск, и для войск ракетно-космической обороны, это с одной стороны. Со второй стороны мы готовим как специалистов-курсантов, так и офицеров. То есть, курсант может закончить академию, получить воинское звание лейтенант, прослужить несколько лет в войсках, после этого прибыть в академию, продолжить обучение в академии уже в качестве слушателя, и получить дальнейшее назначение на должность заместителя командира полка, или командира полка в то или иное объединение, или соединение в воздушно-космических силах. А. Ермолин ― А вы как любите, чтобы к вам приходили ваши выпускники, или все-таки… Или вам без разницы, да? То есть, закончили они вашу академию, или нет? В. Ляпоров ― Вы знаете, наверное с одной стороны без разницы, а с другой стороны наверное приятно, когда молодой человек, который поступил в военную академию, отучился в течение 5 лет, зарекомендовал себя в войсках, и затем поступает в нашу академию, продолжает уже дальнейшее обучение в академии, занимает те или иные должности которые соответствуют его обучению в академии, в качестве слушателя академии. А. Ермолин ― А считали соотношение когда-нибудь, вот сколько каждый год в процентном составе, ваших выпускников приходит (неразборчиво) других училищ? В. Ляпоров ― На сегодняшний день я пока не считал, в 2013 году начался набор и слушателей, и курсантов, поэтому первый выпуск курсантов состоится в 2018 году, выпуск офицеров (неразборчиво) состоялся у нас в 2015 году, а когда состоится выпуск курсантов, тогда я посчитаю, и на следующем нашем… Нашей беседе, нашей встрече я обязательно вам об этом доложу. А. Дурново ― Владимир Николаевич, любим мы очень эти вопросы задавать. Как поступить в академию? Вот если мы говорим о человеке, который школу закончил, да? И хочет там в будущем стать офицером ВКО. В. Ляпоров ― Что касается школьников, которые закончили 11 классов, им необходимо подать заявление в военкомат до 1 апреля, и изъявить свое желание поступить в тот или иной военный ВУЗ. Если они желают поступить к нам в академию, так же они подают заявление, и указывают, где они хотят учиться. После того, как они подают заявление, в военкомате оформляется личное дело, личное дело поступает в академию, личные дела мы изучаем. Если по всем требованиям подходит школьник, мы направляем вызов в военкомат, и к 1 июля того или иного года они прибывают в академию. В обязательном порядке они должны прибыть, и у них уже должны быть результаты ЕГЭ. Что касается нашей академии, в обязательном порядке они должны сдать ЕГЭ по математике, физике и русскому языку. После этого в академии еще состоится экзамен по физической подготовке, медицинское обследование проходят, и профессионально… Профотбор. По результатам профотбора, медицинской комиссии, сдачи экзамена по физической подготовке, и результатов ЕГЭ составляются конкурсные списки, затем заседанием мандатной комиссии мы определяем кто поступил в академию, кто не поступил в академию. Если говорить о школьниках, то они поступают с 16… Могут поступить с 16 до 22 лет, если это военнослужащие по призыву – до 24 лет, если военнослужащий, проходящий службу по контракту, то до 27 лет. А. Дурново ― А какой конкурс у вас обычно, простите Анатолий, сколько человек у вас на место? В. Ляпоров ― В прошлом году конкурс составлял для юношей на одно место 4 человека. И я хотел бы вам сказать о том, что в прошлом году мы впервые в академии набрали девушек. Поступало 30 человек вот девочек, конкурс составлял в прошлом году – на одно место 7 человек. Хотел бы отметить, что решение о наборе девочек министром обороны было принято в апреле 2016 года а в июле они уже прибыли для поступления. И конкурс составил на одно место 7 человек. Вот по сегодняшним прогнозам, по той работе, которую мы проводим, по агитации… В академии проводилось несколько мероприятий. Такие, как день открытых дверей, когда прибывают те или иные абитуриенты, знакомятся со школой, с условиями поступления, с условиями проживания в академии. На сегодняшний день мы прогнозируем, что девушек на одно место будет где-то 15-20 человек. А. Дурново ― Вот тоже наш любимый вопрос – набирают ли девочек. В дальнейшем будет как-то расширяться набор девочек? Или вот это вот финальное число пока? В. Ляпоров ― В прошлом году 30 человек, в этом году 30 человек. Я думаю, что где-то в этих показателях там 30, 35, 40 человек, вот в этих рамках и набор нашей академии, он я думаю наиболее оптимален. А. Дурново ― Нас спрашивают слушатели, физподговку какого рода сдают? То есть, из чего такой экзамен состоит? В. Ляпоров ― Значит физическую подготовку сдают юноши подтягивание, бег 100 метров, и бег 1 километр. А. Ермолин ― Как и 30 лет назад, как сейчас помню. А. Дурново ― Сейчас еще новое – плавание сдают вот кстати. А. Ермолин ― Да? В. Ляпоров ― Ну плавание – это на решение начальника ВУЗа. Можно сдавать, можно не сдавать. У нас есть современный бассейн, но на сегодняшний день решение таково, что сдают еще раз повторю 100 метров… А. Ермолин ― Вы решили как начальник, что будет 100 метров да? Владимир Николаевич, а вот вы упомянули, что с 16 лет юношей берете. Это что получается, вот до 18 лет он в каком-то особом статусе находится, или он присягу все равно дает? В. Ляпоров ― Нет, он присягу принимает, только он в течение… До 18 лет проходит военную службу по призыву, а затем на втором курсе (неразборчиво) правила по исполнении… Ему исполняется 18 лет, (неразборчиво) заключает контракт, и уже после 18 лет, после того как он заключает контракт, он проходит службу по контракту. Как правило, в академию поступают, да и другие военные учебные заведения это уже в 17, после 17 лет. На протяжении одного года они проходят службу по призыву, затем на втором курсе за 90 с лишним процентов им уже исполняется 18 лет, заключают контракт, и проходят военную службу по контракту. А соответственно там и условия проживания меняется, если военнослужащий… А. Ермолин ― Как раз хотел спросить, есть разница когда ты по контракту, и когда ты по призыву? В. Ляпоров ― Да, военнослужащий по призыву проживает в казарме – это первое. Второе, зарплата у военнослужащего по призыву около 2000. После того как заключил контракт, проживает в офицерском общежитии, на сегодняшний день у нас проведено несколько общежитий, проведен капитальный ремонт. Это вот в одном из них проживают курсанты второго курса. Комната, в комнате проживает… Если девочки, то проживают в комнате по 2 человека, юноши проживают в комнате не более 3 человек. И зарплата соответственно у них от 12 до 25 тысяч. В зависимости от той должности, которую занимает. Если командир отделения, замкомвзвода, соответственно и зарплата выше, но и все. Большое внимание уделяет физической подготовки. Если уровень… Высший уровень, или оценка отлично, хорошо, соответственно и денежное довольствие ему другое. А. Ермолин ― А контрактник получается, у него уже свободный выход, да? В город уже… В. Ляпоров ― Да, свободный выход в город. А. Ермолин ― Никаких увольнений, то есть увольнение… В. Ляпоров ― Да, плановое занятие, затем самостоятельные подготовки. После самостоятельной подготовки, она у нас заканчивается в 18 часов 30 минут, свободный выход в город. А. Дурново ― Без увольнений, то есть вот сам за себя отвечает, получается? В. Ляпоров ― Ну сам за себя, да, после занятий по… После занятий самостоятельной подготовки, он свободно может выходить в город. А. Ермолин ― Ну по военному билету, да? Или у него уже не военный билет, у него удостоверение личности… В. Ляпоров ― У него военный билет, ну и так да, удостоверение личности ему предоставляется право. Он военнослужащий, проходящий службу по контракту. Да и сами общежития, где проживают курсанты по контракту, они находятся в городе. А. Дурново ― Мы сейчас прервемся на 5 минут. Потому, что у нас впереди краткие новости, и у нас впереди реклама. Но ровно через 5 минут мы вернемся, и еще поговорим. Я напомню, что говорим мы об особенностях и специфике подготовки офицерских кадров ВКО имени маршала Жукова, и в гостях у нас начальник Военной академии воздушно-космической обороны имени Жукова, генерал-лейтенант Владимир Ляпоров. Ровно через 5 минут вернемся. НОВОСТИ. А. Дурново ― 12 часов 35 минут в Москве, продолжается «Военный совет», по-прежнему в студии Анатолий Ермолин и Алексей Дурново, по-прежнему мы говорим об особенностях специфики подготовки офицерских кадров ВКО имени Маршала Жукова, и в гостях у нас я напомню, Владимир Николаевич Ляпоров, начальник Военной академии воздушно-космической обороны имени Жукова, генерал-лейтенант. И напомню, что можно присылать вопросы на СМС номер +7-985-970-45-45, и аккаунт @vyzvon в твиттере тоже предназначен для ваших вопросов. А. Ермолин ― Владимир Николаевич, я хочу задать вопрос про связанность организации учебного процесса. Ну, более-менее понятно, как построено изучение дисциплин, получение дисциплинарных знаний. Но в принципе сейчас вот весь мир активно использует… Ну, по-разному это называется, организационная деятельность на игры, как угодно, да? Но мы-то знаем, что в армии всегда были командно-штабные игры, командно-штабные учения. Вот расскажите подробно, вот какую практику можно вот в ходе таких учебных форм работы получить курсантам, слушателям, и… В. Ляпоров ― Ну я считаю, что на сегодняшний день в академии создана уникальная система учебных командных пунктов, представляющих собой совокупность командных пунктов зенитно-ракетных войск, радиотехнических войск, командные пункты войск ракетной космической обороны. А. Ермолин ― То есть, это как бы дублеры реальных пунктов получается, да? На время обучения? В. Ляпоров ― Нет, это… Мы их называем учебные, командные пункты. Это прототип тех командных пунктов, которые есть непосредственно в боевых порядках тех или иных воинских частей, полков, соединений, объединений. И в ходе занятий на учебно-командных пунктах, слушатели академий, профессорско-преподавательский состав, проводятся занятия в виде таких занятий, как командно-штабная тренировка, командно-штабные учения, исследовательские командно-штабные игры, или исследовательские командно-штабные учения. В нашей академии проводятся занятия не только с профессорско-преподавательским составом, со слушателями, курсантами, но и последние 2 года проводим такие командно-штабные тренировки, командно-штабные игры, и широкое распространение получило 1 раз в год на базе наших командных пунктов, под руководством заместителя командующего ВКС, командующего противовоздушной и противоракетной обороны, генерал-лейтенанта (неразборчиво) Виктора Васильевича, проводится исследовательское командно-штабное учение, с привлечением с одной стороны преподавателей и слушателей, с другой стороны руководящий состав органов управления, входящий в состав командования противовоздушной обороны. А. Ермолин ― Это красные против синих? В. Ляпоров ― Никак нет, мы формируем боевые расчеты, и основная цель исследовательской командно-штабной игры, это провести проработку вопросов. К примеру на последней командно-штабной исследовательской игре, прорабатывался вопрос оптимального построения системы ПВО города Москвы с учетом того, что последние годы в состав вооружения поступают все новые и новые виды образцов вооружения и военной техники. И вот такие исследовательские задачи ставятся в ходе командно-штабной игры, и преподаватели, слушатели, совместно с руководящим составом объединили, соединили входящий состав в первую очередь командование противовоздушной, противоракетной обороны, так же на эти исследовательские игры привлекаются и преподаватели тех или иных ВУЗов, входящих в состав воздушно-космических сил, и институтов. И вот такие занятия мы проводим. А. Ермолин ― Это какие-то длительные занятия? Вот есть ли варианты там… Ну, получения водных, да? Которых слушатели не знают, и в то же время там ограничение по времени на принятие решений, то есть… В. Ляпоров ― Конечно, мы проводим такие занятия как в ходе… Плановые занятия, которые проводятся профессорско-преподавательским составом, проводится со слушателями. А вот те учения, которые… Командно-штабные учения или командно-штабные исследовательские игры, под руководством командующего противовоздушной, противоракетной обороны, как правило проводим в течение 2-3 суток. Разрабатываются водные, они ограничены по времени, (неразборчиво) ту или иную ситуацию, которая может быть, вдруг возникнет при той или иной боевой обстановке. А. Ермолин ― Ну, то есть разные варианты (неразборчиво), разные варианты защиты. А кто выступает в роли жюри? В. Ляпоров ― В роли жюри выступают, создаются соответствующая исследовательская группа, которая оценивает те итоги, которые уже по результатам игры, но и составляются посредники, они в состав посредников входят как преподаватели, так и руководящий состав командования противовоздушной и противоракетной обороны. Я еще хотел бы сказать, что в академии, помимо учебно-командных пунктов которые созданы, у нас на сегодняшний день имеется пласт оперативно-тактических расчетов. И на вооружении его стоит (неразборчиво) тренажерные комплексы. У нас в свое время в конце 90-х, в начале 2000 годов был нашими преподавателями, нашими учеными разработан тренажерный комплекс «Кольчуга», он позволял имитировать боевые действия как своих сил, так и боевые действия противника. Если «Кольчуга» позволяла имитировать боевые действия в воздушной сфере, то на сегодняшний день нашими учеными был создан прототип тренажерного комплекса «Кольчуга», сегодняшний тренажерный комплекс называется «Небосвод», он позволяет имитировать боевые действия уже и в воздушной сфере, и в воздушно-космической сфере. И вот если говорить о том, как профессорско-преподавательский состав участвует в тех или иных конкурсах, выставках и международных, всесоюзных… В 2016 году наш (неразборчиво) тренажерный комплекс «Небосвод», инновации Минобороны РФ, на номинации «Прорыв будущее года» занял первое место, и получил приз как лучший инновационный проект для вооруженных сил РФ. И в ходе командно-штабных учений, тренировок, мы непосредственно использовали вот имитационно-тренажерный комплекс. Как «Кольчуга», так и »Небосвод». (Неразборчиво) руководящий состав соединений, объединений, входящий состав ВКС, и в первую очередь это командующие, руководящий состав той или иной армии ВВС, или ПВО, прибывают к нам в академию, и проводят расчеты на комплексе или «Кольчуга»… Тренажерный комплекс или «Кольчуга», или «Небосвод», и затем готовятся к проведению той или иной командно-штабной тренировки, или командно-штабного учения уже непосредственно в войсках. А. Ермолин ― Ну вот я понял то, что важно. То есть, у вас интеллектуальная игра связана таким образом с практической деятельностью. То есть, кому положено принимать решение – принимают решение, а кому положено действовать, они вот используя как раз вот эти комплексы и »Небосвод» и »Кольчуга», да? Они действуют. То есть, это… Ну, как бы это не пешим по конному получается, да? То есть, это практически выход имеется… В. Ляпоров ― Практический выход имеется. А. Ермолин ― Такие теоретические игры с практическим выходом получается. В. Ляпоров ― Ну вы сами понимаете, если тут же тренажер или «Кольчуга», или (неразборчиво), он позволяет имитировать боевые действия. Планировать создавать ту реальную обстановку, которая может сложиться при ведении реальных боевых действий. Вот такие тренажерные комплексы у нас есть, они разработаны нашими учеными. А. Ермолин ― Вот сразу же хочется спросить про следующий шаг, да? Вот на каком уровне ваши слушатели… Ну я не знаю, может быть даже и курсанты, начинают участвовать в реальных учениях? То есть, вот где это не командно-штабные игры, а вот когда это переходит в реальную имитацию, с реальными мишенями там, с реальными комплексами. В. Ляпоров ― Я понимаю, о чем вы говорите. Да, действительно курсанты проходят обучение. И в ходе плановых занятий предусмотрено еще проведение стажировки слушателей, допустим на протяжении тех лет, которые проходят обучение в академию, в соответствии с плановыми занятиями он в течение года выезжает в ту или иную часть, и проводит стажировку. В конце обучения на 30 суток слушатели выезжают в те или иные воинские части, стажируются на тех воинских должностях, где они уже будут проходить военную службу. И каждый год по выпуску (неразборчиво) слушатели выезжают на полигон Ашулук, где соответственно формируются боевые расчеты как курсантами Ярославского ВУЗа противовоздушной обороны, так и наши слушатели формируются боевые расчеты, и здесь проводятся реальные боевые стрельбы. Кроме этого, и преподавательские составы, слушатели выезжают в ходе того или иного срока обучения в части и принимают участие непосредственно командно-штабных тренировок, или учениях, которые проводятся в войсках. А. Дурново ― Расскажите пожалуйста вот в нескольких словах о научной деятельности академии. В. Ляпоров ― Помимо образовательной деятельности, академия конечно занимается и научной деятельностью, это исторически уже сложилось. На сегодняшний день в академии существуют 8 научных школ. Военная академия, название военная академия, военная академия воздушно-космической обороны. В 60-е годы именно в академии был обоснован термин воздушно-космическая оборона, затем была разработана концепция ВКО, а далее был и разработан документ государственного образца, проект концепции ВКО. Существует научная школа по данной проблематике, в этой области на сегодняшний день работает кафедра, работает научно-исследовательская лаборатория, в этой области работают на сегодняшний день два доктора военных наук, которые работают в академии, 17 кандидатов военных и технических наук. Именно работают по вопросам развития построения, развития системы ВКО. Но и по остальным школам так же академия работает успешно. На сегодняшний день профессорско-преподавательский состав… Около 60% профессорско-преподавательского состава академии являются… Обладают высшей квалификации, более 40 преподавателей являются докторами или военных, или технических наук, более 300 человек кандидатами военных или технических наук. Я уже говорил о том тренажерном комплексе, который разработали именно ученые нашей академии «Кольчуга», «Небосвод», активно принимаем участие в международных конкурсах, всесоюзных конкурсах. Во всесоюзном конкурсе инженер года на протяжении уже трех лет, наши преподаватели нашей академии занимают первые места, и в Тверской области равных нашим преподавателям на сегодняшний день нет. А. Ермолин ― Владимир Николаевич, а вы учите иностранцев? В. Ляпоров ― Да, иностранцев мы учим с момента образования академии, как я уже говорил, было… У нас функционировали два факультета, а в 1959 году было создано отделение по подготовке иностранных военнослужащих. За этот период академия подготовила более 4000 военнослужащих иностранных государств, из 40 стран. На сегодняшний день в академии обучаются более 200 военнослужащих иностранных государств, из 17 стран. А. Ермолин ― Это слушатели, или курсанты тоже? В. Ляпоров ― Здесь и слушатели, и курсанты, и офицеры, которые проходят переподготовку, так же адъюнкты и докторанты проходят обучение в нашей академии. А. Ермолин ― Трудно иностранным гражданам поступить в академию? Это какие-то отдельные документы регламентируют межгосударственные наверное, да? Не просто по желанию (неразборчиво). В. Ляпоров ― Заключается контракт между нашей страной, и той страной, откуда поступает тот или иной курсант, или слушатель. Отбор проходит в их стране, и после этого они прибывают к нам, что обучение они проходят… Бывает так, что учатся в течение пяти лет, отдельно прибывают сначала в течение года, изучают русский язык, а затем уже в течение 5 лет мы готовим по той или иной специальности, на которую они заявляются. А. Ермолин ― Они как-то изолированы т наших слушателей, или это такая вот общая среда, столовая, не знаю там, спортзал там и так далее. В. Ляпоров ― Я вам скажу, на сегодняшний день слушатели иностранных государств, которые входят… Стран участников объединенного договора коллективной безопасности, они проходят обучение совместно с нашими слушателями. Если это иностранцы, будем говорить со стран дальнего зарубежья, так же на территории корпус, единый спортзал, единые классы. Естественно мы учитываем специфику соответствующую, что это является иностранным военнослужащим, ну а так спортзал один, столовая одна единственная, есть залы, которые… В одном зале принимают слушателей, в другом зале курсанты, а в третьем зале военнослужащие иностранных государств. А. Дурново ― Ну вот кстати раз уж мы спортзал упомянули, занимаются ли курсанты спортом, и вообще время у них на это остается с учетом того, какая у вас программа, и интенсивность обучения? В. Ляпоров ― Ну во-первых спорту уделяется в академии самое пристальное внимание. Я думаю, что каждый ВУЗ, и в частности я, как начальник академии перед собой ставлю задачу, чтобы их нашей академии выпускалась знаете, такая всесторонне подготовленная личность. Не только специалист в области там зенитно-ракетных войск, радиотехнических войск, или той специальности, которая выпускается. Должен обладать знаниями, умениями, навыками, но и чтобы он (неразборчиво) физически подготовлен, и морально был устойчив. На сегодняшний день в академии создано несколько секций, в академии офицеры, курсанты активно занимаются и футболом, и баскетболом, или волейболом, создана хоккейная команда. Слушатели, курсанты занимаются дайвингом, а по итогам 2015 и 2016 года наша академия в спартакиаде воздушно-космических сил заняло первое место. Помимо спорта, мы активно занимаемся и другими видами, в академии создан на сегодняшний день хор, который занимает ведущие места в Тверской области. Есть кружок бальных танцев, где наши курсанты… Стоит им задача, и они обучаются бальным танцам, чтобы курсант уже по выпуску, лейтенант мог пригласить девушку на танец, и станцевать с ней. Манерам поведения учим, в этой области курсанты занимаются и слушатели. Задача стоит заниматься не только учиться, учиться и учиться, но и чтобы умел… Физически был готов, и по другим по всем направлениям, по которым должен развиваться современная личность. А. Дурново ― Говорят, у вас очень успешная команда КВН? В. Ляпоров ― Да, в 2013 году была создана наша команда КВН, несколько раз мы выступали на кубок министра обороны, доходили до ¼, надеемся в этом году выйти в финал. А по итогам прошлого 2016 года, в Верхневолжье, на кубок КВН Тверской области мы заняли первое место. В 2017 году, в январе месяце выступали на кубке «Кивин» в Сочи, получили соответствующий рейтинг, вышли в соответствующую лигу, и завтра у меня команда КВН уже убывает в Курск на дальнейшее соревнование. Мы надеемся, что команда в конце концов добьется еще больших успехов, и мы ее увидим на телевидении. А. Ермолин ― А кто с ребятами работает? Ну, в общем не секрет, что КВН – это такой серьезный бизнес, где к нему подключены очень серьезные авторы, очень серьезные специалисты, там я не знаю, по актерскому мастерству, там специалист по тому, как надо правильно шутить, это же тоже такая большая наука. Вот где вы берете людей, которые готовят курсантов? В. Ляпоров ― Ну, курсантов во-первых направлением занимается мой заместитель по воспитательной работе. Ну среди курсантов оказались два таких подготовленных человека, ну и в 2015 году на военную службу по контракту был призван один из гражданских лиц, на сегодняшний день он проходит службу по контракту, и в свободное время готовит команду. А. Ермолин ― И он специалист по КВН, да? В. Ляпоров ― Специалист в этой области, да. А. Ермолин ― Интересно, да. А. Дурново ― А если коротко, потому, что у нас совсем немного времени остается. Каковы планы академии на будущее? Вот в ближайший год, два, три? В. Ляпоров ― Вы знаете, в 2013 году академия, хочу сказать, получило свое второе возрождение. В 2014 году у нас работал заместитель министра обороны, генерал-полковник, ныне генерал армии Попов. По итогам работы, деятельность академии была признана эффективной, по результатам работы была составлена программа развития академии. В соответствии с этой программой развития, которая (неразборчиво) министром обороны Сергеем Кужугетовичем Шойгу, в эту программу вошли все направления деятельности академии. Она на сегодняшний день успешно выполняется, по вопросам организации образовательной деятельности, научной деятельности, поставки вооружения военной техники, эта программа успешно выполняется. Я думаю, что… И основная задача, вот если программа, которая у нас разработана, утверждена, дальше будет реализовываться, то в академии большие, большие успехи. А. Дурново ― 4 минуты у нас до конца программы, все-таки… А. Ермолин ― Про учебный центр. А. Дурново ― Да. А. Ермолин ― Хочу спросить, вот у вас Гатчинское… В. Ляпоров ― Да, в Гатчине А. Ермолин ― В Гатчине есть, да? В. Ляпоров ― В Гатчине, и во Владимире. А. Ермолин ― И во Владимире, да? В. Ляпоров ― Да, есть. А. Ермолин ― Вот какой у них функционал? В. Ляпоров ― Значит два учебных центра, учебный центр в Гатчине, и учебный центр во Владимире. Учебный центр во Владимире, его направленность – подготовка офицерского состава, боевых расчетов для радиотехнических войск. А. Ермолин ― Это типа полевых учебных центров, или это такие, тоже стационарные? То есть… В. Ляпоров ― В этих центрах имеются вооружение, военная техника, на которых (неразборчиво). А. Ермолин ― (Неразборчиво) ярославские вспоминаю, да? Там где много комаров, болот. Стрельбище, техника, вот это вот. Но в Гатчине такого в общем (неразборчиво). В. Ляпоров ― В Гатчине такого нет, и во Владимире такого нет. Здесь проходит подготовка специалистов для зенитно-ракетных войск, это в Гатчине, и специалистов для радиотехнических войск, проходит подготовка во Владимире. Эти учебные центры подчинены мне, как начальнику академии, я ими руковожу. Проводится переподготовка, повышение квалификации. Слаживание боевых расчетов проводится в этих учебных центрах. А. Ермолин ― Но они не в интересах слушателей работают, да? А это они набирают прямо из войск. В. Ляпоров ― Да, из войск прибывают офицеры, которые проводят, я еще раз повторюсь переподготовку, или повышение квалификации, или… Бывает боевые расчеты готовятся на те или иные средства, которые есть в том или ином учебном центре. А. Ермолин ― А вот так называемые учебки – это другая система, или вот это и есть как бы некая… В. Ляпоров ― Ну, можно сказать, где-то так… Можно (неразборчиво), что это и есть учебка. Во Владимире мы готовим, и прибывают военнослужащие по призыву, которых в течение полугода готовят, они выпускаются сержантами, командирами отделений, на ту или иную специальность. А. Ермолин ― Еще на полгода, а потом домой, да? В. Ляпоров ― Ну, да. А. Ермолин ― Дорого получается? Полгода готовить, чтобы полгода служить? В. Ляпоров ― Ну, такое решение принято, это решение мы исполняем, да. А. Ермолин ― А как вы считаете, вот сама концепция военных учебно-научных центров, она себе оправдало вот такое вот укрупнение и объединение… Ну, создание именно центров на базе сети в общем-то неплохих училищ, не плохих академий в свое время. В. Ляпоров ― Ну если на сегодняшний день учебные центры существуют, функционируют… Вы знаете, в военно-учебном центре есть и в ВКО и в ВМФ, и в сухопутных войсках, значит они востребованы, значит так и должно быть. А. Ермолин ― Как по-армейски говорится: любое решение, доведенное до конца, правильное. В. Ляпоров ― Правильное, да. А. Дурново ― Минута у нас остается, Владимир Николаевич, поздравляем вас с наступающим 60-летием академии. Если вы хотите поздравить коллег по радио, то у вас есть такая возможность. В. Ляпоров ― Я хотел бы поздравить в первую очередь ветеранов академии, ветеранов войск ПВО страны с нашим юбилеем, пожелать крепкого-крепкого здоровья, успехов, личного счастья, бодрости, оптимизма А личному составу академии, кто сегодня на боевых постах а академии, профессорско-преподавательскому составу, слушателям, курсантам, адъюнктам, докторантам реализации успехов. Тех, которые стоят перед нашей академии. А. Дурново ― Вот так вот удачно у нас получилось сегодня, мы начали с поздравлений, и закончили поздравлениями Владимир Ляпоров, начальник академии воздушно-космической обороны имени маршала Жукова. Анатолий Ермолин, Алексей Дурново, «Военный совет», до следующей недели, до следующей субботы мы с вами прощаемся. А ну собственно, через неделю снова встретимся.
Мар 01
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы
Комментарии отключены
Извините, комментарии сейчас закрыты.