К.Ларина ― 11 часов 10 минут, доброе утро, добрый день. Радиостанция «Эхо Москвы» продолжает свою работу, здесь в студии ведущие передачи «Человек из телевизора» Ксения Ларина и Ирина Петровская. И.Петровская ― Доброе утро. К.Ларина ― С нами Наталья Кузьмина. Вам напоминаем номер SMS +7 985 970-45-45. И вот сейчас как обычно по традиции на страничке в Facebook, на моей странице Ксении Лариной тоже есть приветствие к нашей аудитории, к нашим слушателям, которые могут подключиться и через Facebook к нашему прямому эфиру и поделиться своими телевпечатлениями, что вот там интересного увидели, чего не видели, хотели видеть да не увидели. Вот, например, Ира как раз про это написала текст в »Новой газете» о том, чего было в жизни, а в телевизоре этого вообще не было – там целая россыпь событий, да? И.Петровская ― А мне кажется, это вообще такой тренд, да? Вот этого вот, весеннего, я бы сказала, такого, позднезимнего и весеннего нынешнего сезона, когда на смену глумлению, издевательствам над разными событиями, которые не вписываются в общую линию генеральную, приходит очень простая вещь – мы просто молчим, мы ничего не будем на эту тему говорить. А как известно, такая есть аксиома, что то, что не показано по телевизору, того и не было. Вот, собственно… К.Ларина ― Да. Мы так при советской власти жили, почему все мимо нас проходили самые драматичные события как в нашей стране, так и в любой другой, да? И.Петровская ― Совершенно верно, оттуда это и пошло, собственно говоря. В нашей стране при советской власти не было авиакатастроф, не было землетрясений, они были там, в мире чистогана, да? А у нас была тишь да гладь, поэтому произошла такая аберрация памяти у людей многих, живших при советской власти. Из-за того, что они не видели этого по телевизору, они считают, что этого, действительно, не было. И что страна жила, вот, в некоей такой какой-то, в оболочке, да? Или в упаковке из ваты, где ничего дурного никогда не происходило. Вот это прекрасно. К.Ларина ― Ну вот смотри, вот, даже на примере. Вот эта неделя невероятно была насыщенная по событиям, которые обсуждались не только в сети, но и, вот, допустим, у нас на радиостанции. Главные события политические, внутриполитические в стране – это, безусловно, освобождение Ильдара Дадина, это годовщина гибели Бориса Немцова и большая акция памяти, политическая акция (марш памяти). Это и ужасно гадкие события нежданные, неожиданные обыски в квартире… И.Петровская ― И необъяснимые по сию пору. К.Ларина ― Необъяснимые в квартире у Зои Световой и у ее коллеги (также у правозащитницы) Елены Абдуллаевой. Вот, как минимум то, что мы вчера обсуждали в эфире с Николаем Сванидзе. Ну, естественно, Алексей Навальный с его расследованием. Это мы отдельно поговорим, да? И.Петровская ― Это вот уже, да, это буквально последние 2 дня, да. К.Ларина ― Вот это всё – это было?.. Вот, мы с тобой делились, что там на РБК по новостям прошел сюжет про расследование Навального, первой новостью прошел. Всё? И.Петровская ― Смотри, вчера… К.Ларина ― Где-нибудь еще было? И.Петровская ― Ну, на Дожде было. К.Ларина ― Нет, это мы не берем. И.Петровская ― Это да, да. Нет, у федералов… Вообще вчера были опубликованы данные Медиалогии, которая мониторит весь эфир и события, которые попадают в федеральный эфир и в радиоэфир, а также в печатные СМИ. Так вот ни один федеральный канал (это уже не по ощущениям нашим, а по данным)… И.Петровская: Это чистый цензурный факт, против которого не попрешь К.Ларина ― По факту. И.Петровская ― По факту, да. То есть это уже такая социология. Ни один федеральный канал ни словом, ничего, не знаю, ни звуком не обмолвился об этом журналистском расследовании Навального. Из радиоэфиров там, по-моему, тоже там считанные, да? Газеты почти все за исключением «Новой», «Ведомостей» и там еще кого-то промолчали. К.Ларина ― РБК. Ну, газета тоже «РБК». Всё. И.Петровская ― Я не уверена, что газета. Возможно, сайт. К.Ларина ― Ну, не знаю. Я видела, что Володя Варфоломеев там как раз отметил, кто. Там 3 газеты, 3 упоминания. И.Петровская ― Это абсолютно тотальное молчание свидетельствует только об одном, да? О том, что всячески пытаются отрицать наши коллеги наличие цензуры. Это чистый цензурный факт, против которого не попрешь. Потому что не может быть, чтобы все солидарно, дружно… Мы об этом уже говорили, когда обсуждали вдруг исчезновение темы Трампа, да? Сейчас он появился, но немного в другой интерпретации. Не может так быть, чтобы эти темы, вот, вдруг моментально сделались просто неинтересными каналам и, скажем, там объяснения предыдущие, что это редакционная политика, это не вписывается в нашу редакционную… Значит, получается, что редакционная политика на всех одна. К.Ларина ― Почесал репу. И.Петровская ― Ну, кто? Редакционная политика? (все смеются) Короче говоря, это, правда, можно уже вводить специальную рубрику, даже и не пользуясь Медиалогией, вот там то, что я и в »Новой газете» написала, что когда-то во »Времечке» вот такой был зачин: «Сегодня из нашего выпуска вы никогда не узнаете, вы ни за что не увидите». Вот, собственно, да. Но только там было от обратного, да? Не увидите, но показывали. А сейчас, вот, абсолютно то, что не увидели большинство наших зрителей, и, соответственно, они пребывают в убеждении, что этого и не было. То есть, вернее, ни в каком не убеждении – просто не было и не было. К.Ларина ― Но, с другой стороны, мы с тобой знаем, что в числе представителей правоохранительных органов, которые ворвались в квартиру Зои Световой для того, чтобы провести там обыск, был один человек, который представлял совсем другую сферу жизни – это телевизионщик с камерой. И.Петровская ― Какой-то, да. Пока еще не опознанный. К.Ларина ― Не опознанный, естественно. Ну, мы можем предполагать как минимум из двух вариантов, наверное, да? И.Петровская ― Да теперь уже, наверное, и больше. К.Ларина ― Мне кажется, что это вот… Обычно они ходят. Мы знаем просто эти уже. И.Петровская ― Ну да. К.Ларина ― И они как раз, как я поняла из рассказа Зои, они как раз снимали самое начало, когда они еще… И.Петровская ― Ну, когда люди растеряны, в халатах. К.Ларина ― Когда звонили и стучали. Звонили и стучали, и когда она открыла. И она говорит мне, что «будем ждать кино – обязательно они это используют, эту съемку. Безусловно». Это какой-нибудь там специальный проект, какая-нибудь Анатомия очередная, 11 друзей Ходорковского или кого. Вот, что-нибудь обязательно такое сляпают. Это пригодится. Вообще все эти сюжеты, которые они не показали в телевизоре как новости, как события, они всё равно им сгодятся, я тебя уверяю. Они, наверняка, еще что-нибудь… Они к этому вернутся в нужное время. И в нужном месте. И.Петровская ― Я даже думала, например, да, когда после марша 26-го и после того, как огромное количество людей с марша пошли на мост Немцова и понесли цветы на мост Немцова, и буквально там было всё завалено цветами, портретами его, свечами и так далее. Так вот я подумала, что вот эта зачистка моста, которая произошла, ну, вот, циничнее, как-то вот кощунственней невозможно представить. 26-го марш, 27-го сам день памяти, день убийства. И, вот, в ночь с 26-го на 27-е они забирают этих ребят-активистов-волонтеров, которые там дежурят. К.Ларина ― Это как с могилы забрать, ты понимаешь? И.Петровская ― Да-да-да! К.Ларина ― Это как люди приходят для того, чтобы почтить память, на могилу, а там мародеры, которые на таких, самых гадких кладбищах, они обычно цветы оттуда ломают. И.Петровская ― Так вот я подумала, на самом деле, что это сделано для того, чтобы рано утром туда приехали, когда рассветет, съемочные группы… К.Ларина ― А, в этом смысле? Да. И.Петровская ― Да, сняли там 3 жалких букетика, которые там остались на тот момент, и дальше сказали бы, что вот, как коротка память-то у оппозиционеров. К.Ларина ― Ты им подсказываешь. И.Петровская ― Так нет, ну вот просто это вот логика вот этого действа непосредственно накануне, а точнее уже в день памяти. Нет, даже и это не сработало. К.Ларина ― Я уже хочу просто перейти плавно, поскольку, как бы, одно другое продолжает… Вот, мы сейчас приводили всякие примеры, что происходит и чего не происходит на новостном контенте телевидения. И вот интересная информация, которую мы тоже хотели обсудить с Ирой, которая пришла нам из сайта Знак.ком. Катя Винокурова написала большой текст. В ее распоряжении оказались документы, аналитическая записка, такое исследование телевизионной политической информационной составляющей, которую сделали… Коммерческая компания это исследование проводила по заказу Администрации президента, лично по заказу Сергея Кириенко, зам главы, чтобы он, значит, понимал, что там происходит в телевизоре. Я не буду всё читать, просто там выводы интересные. Обращаю ваше внимание, что это читал, вместе с нами это читал Сергей Владиленович. И.Петровская ― Да, глава президентской Администрации. Правильно я понимаю? К.Ларина ― Зам главы. И.Петровская ― Зам главы он, да? А я думала… К.Ларина ― «Федеральное телевидение создает единую картину общественно-политической реальности, центральной идеей которой является отстаивание национального суверенитета России перед враждебным внешнеполитическим окружением, государственный патернализм и патриотические ценности, оправдание экономических и социальных проблем внешней угрозой. Олицетворением государства и доминирующим ньюсмейкером выступает президент Владимир Путин», — пишут авторы, отмечая «игнорирование телевидением внутриполитической повестки, интересов общественных организаций и отдельных граждан». «Эти программы являются основным каналом муссирования негативных и тревожных дискурсов», — пишут они о программах «Вести недели» Киселёва и Владимира Соловьева «Воскресный вечер», «Поединок». «Выстраивают черно-белую картину полярного мира и ведут к эскалации эмоциональной напряженности». Что… И.Петровская ― Что я на это скажу? К.Ларина ― Что ты на это скажешь? И.Петровская ― Значит, во-первых, я хочу напомнить… К.Ларина ― Целеполагание. И.Петровская ― А, составление такого документа? К.Ларина ― Да. Он что-то хочет изменить? И.Петровская ― Я только хочу напомнить, если ты помнишь, что Борис Ефимович Немцов, светлой памяти, ровно об этом тогда, если ты вспомнишь, говорил, что нынешнее телевидение способствует вот этой вот возгонке ненависти, напряженности. И именно в этой атмосфере ненависти происходят в том числе и такие события. Это он уже об этом не говорил, но косвенная, наверное, или какая-то из причин того, что произошло, это вот эта вот, действительно, ненависть к всякому инакому, которая никогда не скрывалась последние там 3 по меньшей мере года, а вообще-то и больше. И которая льется, начиная с утра и заканчивая поздним вечером, с экранов. Зачем это делается (вот, в смысле эти записки пишутся)? К.Ларина ― Они же заказали. Они хотят реальную картину увидеть, понимаешь? И.Петровская ― Значит, я думаю, что эту реальную картину… Как увидеть из записки, да? Можно было увидеть из наших эфиров – мы постоянно это обсуждаем. Из публикаций, там, правда не многочисленных, но тем не менее. К.Ларина ― Ну, мы с тобой это называется «Всё вы врете». И.Петровская ― Мы, да, мы »всё вы врете». А здесь уже, значит… К.Ларина ― Да. Тут люди старались, да. И.Петровская ― Хотя, там последняя фраза тоже из разряда «Всё вы врете». Самая последняя фраза вот в этом материале, когда какой-то еще один эксперт говорит, что это всё вкусовщина. К.Ларина ― Это понятно. Здесь просто несколько людей высказываются по этому поводу самые разные. Это как раз не важно. Он же получил, как я понимаю Кириенко, он получил не мнение политологов, а вот эту вот аналитическую записку. Я думаю, что это самое главное. И.Петровская ― Ну, с одной стороны, он получил эту записку, да? И не знаем, когда это произошло. А с другой стороны, всё это продолжается. Значит, два варианта. Либо это неуправляемая уже ситуация и они не могут остановиться (каналы). Хотя, мы видим, что останавливаются, когда необходимо и когда явно поступает на то некое указание и явно не снизу, а сверху, да? С тем же Трампом и с теми событиями, о которых мы говорили. Но, наверное, есть какая-то озабоченность тем, что телевидение, действительно, у нас из цветного превратилось в прямом смысле в черно-белое и генерирует только одну эмоцию – генерирует ненависть ко всему чужому и вот эту вот патриотическую, истерическую реакцию, связанную с тем, что, на самом деле, у нас всё хорошо. Но, в конце концов… К.Ларина ― Не то, что хорошо, а просто зашибись. И.Петровская ― Лучше, чем у всех остальных, да, именно что зашибись. Вот, ровно тот самый случай «зашибись». И.Петровская: Если бы это попало в наш ящик, то аудитория увеличилась в разы бы Дальше что с этим они будут делать, с этой запиской?.. А, может, вообще ничего не будут делать. К.Ларина ― Тут цель какая? Очень смешно: «Разобраться в картине реальности, которую создает телевидение, и выяснить, насколько эта картина отвечает задачам модернизации России». (все смеются) И.Петровская ― Это смешно, да. Особенно будет смешно, если после того, как они вот это выяснили с помощью этой записки, вдруг неожиданно полетят, например, головы, да? И вдруг окажется, что первые друзья власти, руководители этих компаний, а также вот эти вот лица, которые продолжают изо дня в день, из вечера в вечер… Я не побоюсь этого слова даже, да? …изрыгать проклятия, учить жить, в основном, Украину, кстати. Я вот опухла, честно тебе скажу, вот, употребляю уже какие-то крайние выражения, чтобы не сказать совсем… К.Ларина ― От этой темы, да? Больше ничего нет. И.Петровская ― Значит, вот всё, что я смотрела на протяжении минувшей недели до 23-го февраля и сразу после, когда праздники закончились: включаю днем – Украина, переключаю на НТВ – место встречи, Украина. Одни и те же люди, одни и те же лица. Ковтун, лицо которого используют как грушу уже, да? К.Ларина ― И тексты одни и те же. И.Петровская ― Тексты одни и те же. К.Ларина ― Просто как под копирку. Даже ничего не могут найти уже интересного. И.Петровская ― Дальше переключаюсь на эту Первую студию, которая почему-то на этой неделе выходила аж с 5-ти часов вечера и до 8-ми. Опять там вся сетка вниз съехала, сократили время показа (ну, это беда не большая). Дальше, соответственно, все программы опять съехали вниз. К.Ларина ― Опять орали, да? И.Петровская ― Это не просто орали. Это не просто орали, это какая-то бесконечная истерика, вот такая какая-то, вот, напоминающая уже, знаешь, такую вот, блатную, что ли, истерику. К.Ларина ― А, вот, Екатерина Стриженова – она же женщина-мать. И.Петровская ― И чего? Она как мать истерит. К.Ларина ― Ну, она, во-первых… И.Петровская ― Она как мать заботится. К.Ларина ― Да? Нет, она как Родина-мать уже. И.Петровская ― Родина-мать, да. К.Ларина ― Ты обратила внимание, как она возмужала за эти годы, пока ведет эту передачу? И.Петровская ― Потому что, да, и вообще груз такой ответственности на ней, там такие фразы бывают. К.Ларина ― Просто вообще. Ну, вот, я вот… Министр обороны. И.Петровская ― На самом деле, это даже, понимаешь, уже даже не смешно. Я вот думаю, ну, правда, ну, люди же тоже не какие-то там семижильные (зрители я имею в виду). К.Ларина ― Ну, они же смотрят, видимо? И.Петровская ― А кто их знает? Может быть… К.Ларина ― Ну, ты же видишь, как они? Они же если это показывают, если это визжат и кричат, значит, это смотрят. С другой стороны, это же новое тоже такое ноу-хау появилось за последнее время. Раньше во всех поликлиниках, там, где телевизоры, или в общественных местах, короче говоря, где висят телевизоры для посетителей в ожидании своей очереди, там обычно ставили какие-нибудь МузТВ, что-нибудь такое прыгало, скакало. Сейчас… Вот это все на это обращают внимание, во всяком случае, то, что я читаю в сетях. Везде! Если ты дома телевизор не смотришь, ты придешь в какую-нибудь, не знаю, поликлинику или в ЖЭК, или в ЕИРЦ, там будет «Время покажет» днем обязательно орать… И.Петровская ― А дальше? К.Ларина ― …на полную катушку. И все остальные. Всё это показывают. И.Петровская ― А медсестра сидит и: «Я тебе попереключаю», да? По рукам хлопает? К.Ларина ― Да-да-да. Видимо, да. Видимо, да. Висит этот телевизор, и ты никуда от него не скроешься. Никуда. И.Петровская ― Ты знаешь, мне не нужно в поликлинику ходить, хотя, безусловно, скоро я окажусь, видимо, в каком-то таком месте, где там будет хорошо и будут гладить по голове, а главврач Маргулис телевизор запретит. К.Ларина ― Маргулису запретили запрещать телевизор, судя по всему. И.Петровская ― Ну, в известных заведениях, может быть, и можно, чтобы не усугублять ситуацию психиатрическую. Но это правда, это, вот, правда, нереально. К.Ларина ― Бьет по голове, да? И.Петровская ― Вечером, днем. Первая студия, 60 минут. И вот так… Я на этой неделе, честно, да? Вот, в принципе, у меня это, как бы, мой профессиональный долг всё это отслеживать. Я поняла, что я больше… Я включаю… К.Ларина ― …и больше не могу, да? И.Петровская ― …и переключаю. Переключаю, а там то же самое. Переключаю, еще то же самое. Но я считаю, что было бы в высшей степени несправедливо нам не отметить, что именно те события, которые остались не просто за бортом федеральных каналов, они как раз стали основными и очень грамотно, и профессионально отработанными нашими коллегами и с Дождя, и с РБК. Ну, не буду… К.Ларина ― А Таманцев прям потряс. И.Петровская ― Кто? К.Ларина ― Мы с тобой над ним всё посмеивались, над Таманцевым, потому что вечно он там… И.Петровская ― Это РБК, да. К.Ларина ― Да-да-да. Он вечно там борется с какими-то неправильными мнениями, кого-нибудь вызвонит. А оттуда человек ему в ответ вдруг совершенно неожиданно что-то говорит и он начинает кричать, чуть ли не бросать микрофоном в него. Но на сей раз… Во-первых, еще раз повторю, что это было очень важно, что это первая новость была (расследование Навального) в вечернем выпуске новостей на РБК у Таманцева. Так и называется эта передача «Таманцев. Итоги». Там был Георгий Албуров, который, собственно, один из руководителей этого расследования Фонда борьбы с коррупцией. Был в прямом эфире по Skype’у. После этого был один… Кто там был? Один политолог и второй политолог. Один политолог был такой, который, как бы, немножечко так, посмеивался над этим расследованием, а второй политолог был как раз наоборот. Несневич, по-моему, из Высшей Школы Экономики, да? И.Петровская ― Да-да-да. К.Ларина ― Который, наоборот, очень серьезно к этому отнесся и вполне так, профессионально пытался откомментировать всё, что они успели сделать. И.Петровская ― И то, что сейчас имеем в виду это расследование, которое опубликовал Навальный и его фонд. К.Ларина ― Так что, вот, РБК в этом смысле молодцы. И.Петровская ― Но я… Это уже, как бы, вот сейчас финальное событие в череде других событий недели, да? К.Ларина ― Да. И.Петровская ― Я должна отметить, что Дождь отработал на марше в прямом эфире с прямыми включениями, с постоянными… К.Ларина ― Мы тоже. И.Петровская ― Я сейчас про телевидение. Мы – безусловно. С постоянными включениями. Дальше. Дождь… Да, из Питера были включения тоже с маршей, из других городов. Самое важное, они показали несколько программ и фильмов. Один из них – фильм «Немцов» младшего Владимира Кара-Мурзы. Кстати, должна отметить, что очень качественный и очень хороший фильм. И.Петровская: Ни один федеральный канал ни словом не обмолвился о расследовании Навального Он отличается от фильма, который пока еще никто не показал кроме… В прокате он идет, да? К.Ларина ― Нет, он в прокате идет. И.Петровская ― Да, он идет, но я просто говорю, по телевизору его не показывали еще. По телевизору, кстати, показали те фрагменты, которые не вошли в фильм не по цензурным соображениям, а потому что просто… К.Ларина ― Не вместились. И.Петровская ― …не резиновый, да. И Вера Кричевская, и Михаил Фишман это комментировали. Но, вот, «Немцов» отличается тем, что он такой, как бы, более, как сейчас принято говорить, линейный, да? Он рассказывает более внятно и подробно вот эту всю политическую биографию. К.Ларина ― Давайте мы остановимся, сейчас новости будем слушать. Продолжим через несколько минут. НОВОСТИ К.Ларина ― Вот видите, мы тут поспорили с Сашей Плющевым по ударению, решили, что мы самые умные с Петровской, да? Хотели сделать ему тактичное замечание, а оказалось, что он прав. Вот, мы с удивлением сейчас проверяли в интернете по всем возможным сайтам, мироточИть, действительно, так правильно. Так странно, потому что, конечно же, то, что мы, во всяком случае, слышали от служителей церкви, духовенства, они все говорят «миротóчить». Ну, собственно говоря, сама героиня так сказала. Ну, это не авторитет, конечно, для лингвистов, но всё равно. Значит, поэтому… Я просто хочу публично извиниться перед Сашей за то, что мы его сбили. Будем говорить правильно. И.Петровская ― Мы его не сбили. К.Ларина ― Да. Он стоял как скала. И.Петровская ― Насмерть. К.Ларина ― Насмерть, да. Ну что? Мы возвращаемся в телевизор. Я напомню, что здесь Ирина Петровская, Ксения Ларина, Наталья Кузьмина и вы. SMS +7 985 970-45-45 и Facebook, страница Ксении Лариной – тоже там есть наша ветка прямого эфира. Наши слушатели, конечно же, хотят тоже обсудить видео расследования Алексея Навального именно с точки зрения как телевизионного продукта, как картинки. Мне кажется, это важно, потому что это уже не первый так называемый, ну, фильм документальный, документальное расследование Алексея. И даже, вот, по сравнению с тем, что мы в прошлый раз смотрели… Это был Чайка, наверное, да? И.Петровская ― Чайка. А еще до этого были собачки. К.Ларина ― Собаки Шувалова, да. Ну, просто мне показалось, что это вот налицо какое-то невероятно важное, динамичное развитие этого жанра у этой команды, да? Они делают это здорово. И.Петровская ― Вообще, на самом деле, вот это вот то, о чем вообще забыло наше телевидение, классическое журналистское телевизионное… Причем, там же два есть варианта – один видеовариант, а второй письменный вариант с приложением всех таблиц, документов, всяких там этих реестров, куда вносятся сведения о владельцах, о недвижимости и так далее. С точки зрения телевидения тоже это сделано потрясающе. Потому что здесь очень умело и остроумно, я бы сказала, с основным материалом, с картинками, которые сняты с воздуха, сбоку, снизу, там не знаю, фотографии и так далее, монтируются высказывания фигуранта главного, героя этого расследования, который говорит ровно противоположное. К.Ларина ― Контрапунктом. И.Петровская ― Это, да, именно такой контрапункт. Использованы, ну, мне кажется, все возможности такие аудиовизуальные, визуальные для того, чтобы не просто донести до нас… Потому что читать, все-таки, это тяжеловато. К.Ларина ― Это очень сложная схема. Очень скучно в этом во всем разбираться. И.Петровская ― Ты заметила, что там, во-первых, Алексей сидит в кадре, и у него выработался именно в этом жанре какой-то свой фирменный стиль, такое остроумие без всякого, как бы это сказать, хамства, наездов, да? Но какими-то маленькими фразами он нас постоянно держит вот в этом материале и отсылает такими же способами с помощью такой же иронии к следующим каким-то эпизодам, да? Плюс для затравки именно в видеоварианте использовано, конечно, то, что больше всего привлекло многих зрителей и многих тех, кто смотрел и читал. Эта вся история начинается у него в видеоварианте с очень безобидного как будто бы, да? С 70-ти пар кроссовок, рубашечек в клеточку и там еще чего-то. К.Ларина ― Очень мило. И.Петровская ― Да, очень мило. Заказанных, опять же… Каждый раз нам показывают не только… К.Ларина ― Героя. И.Петровская ― Нет-нет, нет-нет. Не только заказ, там, рубашечка в снежинках или, там, кроссовки такие-то, да? Но тут же и показывают в этом самом, да?.. И не один это кадр (это не совпадение). В этой самой одежде, в этой рубашечке, в этих кроссовочках сам герой. И уже от этого частного как будто бы, если не считать, конечно, промышленных масштабов закупаемого вот этого всего, дальше от этого, как бы, курьеза он уже идет к всё более и более серьезным эпизодам во всем этом расследовании. И, конечно, это производит невероятное впечатление. К.Ларина ― Тут еще, да, по жанру и по приему, который использует Алексей Навальный, рассказывая нам об этом, я всё время себе… Я ужасно в это вовлечена. У меня такое даже возникло в какой-то момент чувство, что мы вместе это делаем, потому что он не то, что мною манипулирует, он меня втягивает в эту игру, я начинаю уже сама, и мне хочется вслух, когда он говорит «Угадайте», я говорю вслух: «Да, он!» И.Петровская ― Да-да-да. К.Ларина ― Это, конечно, здорово. И.Петровская ― «И как вы думаете? А вот вам, пожалуйте». К.Ларина ― Да, да. Это очень здорово. Это очень важно понимать, учитывая, что это, все-таки, интернет, это сеть, да? Вы понимаете, дорогие друзья, он очень точно чувствует аудиторию, которая это смотрит, которая вот в таком формате, в таком обращении, в таком жанре она это воспринимает. Эти скучные схемы становятся невероятным каким-то детективным увлекательным расследованием в стиле вот того самого Шерлока английского с Камбербэтчем, которого мы так любим смотреть, и поражаемся скоростям. Кому-то не нравится – очень быстро, да? Вот, я ничего не успеваю понять. Вот, как раз Алексей эту скорость очень точно выдерживает, скорость сегодняшнего восприятия информации у молодой аудитории. Вот, понимаешь? И.Петровская ― Уверяю тебя, что если бы это попало в наш ящик, то аудитория помимо того, что она увеличилась в разы бы, да? Но я думаю, что и восприятие этого тоже было бы ровно таким же, потому что… К.Ларина ― Прости. Спрашивают: «Где можно посмотреть фильм Навального?» Товарищи, откройте интернет, напишите «navalny.com», и вы сразу же попадете на сайт Алексея. Да, собственно, везде просто наберите, это будет. И.Петровская ― Я сегодня в ночи прочитала хороший очень пост Станислава Кучера, Стаса Кучера, нашего коллеги, тоже телевизионщика и радийщика, и вообще многостаночника по поводу того, как, собственно, девальвировалась профессия (я имею в виду телевизионщиков и газетчиков тоже), которые вот такие вот не замечают, в общем-то, бомбы и сенсации. При том, что он пишет справедливо, что можно было бы в любом ключе это обсудить, да? Можно было бы сказать «А вот вам, как сказала пресс-секретарь Медведева, предвыборный пиар, а ничего не доказано». К.Ларина ― Осужденный уголовник. И.Петровская ― И размазать того же самого Навального. Можно еще было какие-то найти углы вот эти вот, угол зрения, через который можно было бы как минимум проинформировать о том, что это существует, не говоря уже о том, — справедливо также в этом своем тексте он пишет, — что сама по себе картинка этого расследования чрезвычайно привлекательна, потому что это… К.Ларина ― «Взлетаем», — он говорит. (смеется) И.Петровская ― «Взлетаем». «Яхты. Дворцы. Конюшни. Жители Мансурово в Курской области, которые все знают прекрасно». Да? К.Ларина ― Но церковь и часовня. И.Петровская ― Церковь и часовня. К.Ларина ― Это абсолютный Левиафан. И, вот, мы сразу вспомнили фильм «Левиафан», да? И.Петровская ― Да-да-да. К.Ларина ― Абсолютно оттуда сюжет взят, с этой церкви… По сути, вот, вот в этом кошмаре, как он очень точно обращает внимание: покосившиеся дома, грязные дворы, несчастные, забитые… Без слез не взглянешь на этих людей, которые там появляются в кадре. И церковь. Да? И.Петровская ― Но при этом эти люди гордятся тем, что… И он тоже об этом говорит, что вот у них там такое существует (эта резиденция). Более того, они благодарны, потому что в это самое Мансурово провели газ, наконец-то, да? Там 100 лет, там не знаю сколько прошло советской власти. Там дороги провели. То есть они еще и благодарны, что вот здесь вот, значит, вот такое у них появилось. Да, плюс там агроферма! И там, значит, соответственно, получили рабочие места, очевидно, люди, которые там живут. Поэтому… Здесь вот удивительная вещь такая, да? Что здесь не возникает у людей ненависти или зависти и желания пойти с вилами, и пустить красного петуха. К.Ларина ― Это, кстати… Ты зря вот так иронизируешь, потому что… И.Петровская: Совершенно оболганный, облитый помоями Запад на самом деле милосерден И.Петровская ― Я не иронизирую. К.Ларина ― …это желание рано или поздно возникнет. И.Петровская ― Возможно. К.Ларина ― Дело в том, что Алексей помимо всего прочего обратил внимание на очень точную деталь, которая отличает каких-нибудь там условных олигархов и вчерашних еще воров и казнокрадов от сегодняшних. Это, действительно, такая даже не аристократия, это такая мода на помещичьи усадьбы, деревни, да? И.Петровская ― Ну, да-да-да. Там какая-то прародительская… К.Ларина ― Да. Значит, когда-то Михалков это начинал в свое время в конце 80-х годов, когда он сказал, что он вообще-то… И.Петровская ― Но у Михалкова есть хоть какое-то основание, потому что он из дворянского рода, да? К.Ларина ― А здесь они тебя еще и убедят, что они все из дворянских родов! И что скоро.. Я вспомнила, знаешь, что? Вот эту вот знаменательную статью, выступление Зорькина, где он называл крепостное право главной духовной скрепой. Вот оно всё к этому идет-то! Вот, сейчас еще только поля и угодья маркиза Карабаса, а завтра уже пойдут души! Сколько душ! И.Петровская ― Так помнишь же анекдот, когда там обсуждают?.. К.Ларина ― Крестьяне! И.Петровская ― Да-да-да. Да. Когда, допустим, условный Михалков обсуждает, что «Так, это у нас есть. Это у нас есть. Дома есть, конюшни есть, охотничьи угодья есть. Не пора ли позаботиться о людях?» К.Ларина ― О крестьянах, да-да. И.Петровская ― Вот это имеется в виду, что прикупить какое-то количество еще душ. К.Ларина ― Душ, да. И.Петровская ― Ну а что? Если ты вспомнишь, в общем, ведь, исторически очень многие вспомнят того же Фирса в »Вишневом саде», который говорит: «Год, когда случилось несчастье»… Как там фраза? Ты лучше знаешь, да? К.Ларина ― Да, да-да. И.Петровская ― То есть это огромное количество людей тогдашних, освобожденных той самой реформой 1861 года, восприняли это как одно из огромных несчастий своей жизни, потому что мне вчера дали свободу, а, действительно, а что я с ней делать буду? К.Ларина ― Ну, давайте мы дальше пойдем, потому что у нас есть еще темы, которых хочется коснуться и отметить. Это, безусловно, фильм Романа Супера, документальный фильм «На кончиках пальцев», который был показан на Первом канале. Это было поздно, опять же, да? И.Петровская ― Это было в ночи, конечно, где-то почти уже полпервого, по-моему, началось. К.Ларина ― Мы с этой работой с Ириной были знакомы раньше, когда она была сделана. Это было уже сколько? Наверное?.. И.Петровская ― Два, по-моему. К.Ларина ― Два года назад. И сейчас это была премьера, по сути, на телевидении. И.Петровская ― На Первом канале. К.Ларина ― Да. И я думаю, что люди, которые этот фильм посмотрели, это, все-таки, не может оставить равнодушным человека. Это замечательная, очень тонкая работа Ромы Супера. И я, кстати… Сейчас ты скажешь, Ира. Просто скажу, главное что для меня было. Боже мой, как мне жаль, что этих людей нету на телевидении. Высокопрофессиональных, тонких, умных. И.Петровская ― Ну, Рома есть. Он сейчас на РБК. К.Ларина ― Ну, это не то всё. И.Петровская ― Да, не то. Ну, что делать? К.Ларина ― Андрей Лошак, который умеет делать такое кино документальное. Это лучшие мастера репортажа настоящего, которые давно уже формат репортажей переросли и способны делать полнометражное, умное документальное кино телевизионное. И.Петровская ― Ну, собственно, это кино выросло из сюжета, да. К.Ларина ― Да, да. Конечно. Это очень жаль. И.Петровская ― Это, во-первых, это жаль. Во-вторых, ведь, Роман и его группа… Не должны забывать, что там целая группа была. Они прикоснулись, вошли в историю тяжелейшую просто. К.Ларина ― История конкретного человека. И.Петровская ― История конкретного человека. Я представляю, сколько вот такого личного душевного мужества нужно молодым парням (а они молодые все ребята, и Рома молодой – ему 30 там едва), чтобы, вот, преодолеть в себе то, что у всех у нас есть, да? Мы стараемся всё равно за редким исключением оттолкнуть это от себя, как бы вот отвернуться. Потому что, правда, это очень тяжело, это тяжело видеть. К.Ларина ― Ну, ты объясни людям-то, о чем ты говоришь. О том, что у этого человека тяжелейшее заболевание (девочка). И.Петровская ― Значит, героиня с генетическим заболеванием под названием в народе… Ну, не в народе, а в простом названии «синдром бабочки», у которой кожа такой хрупкости, что она не выдерживает никаких случайных там порезов, даже контакта… К.Ларина ― Движения воздуха. И.Петровская ― Да, движения именно воздуха. Поэтому, вот, дожив до 28-ми лет, героиня эта Надя Кузнецова из Нижнего Новгорода – она практически… Она сплошная одна такая, вот, кровоточащая рана, потому что нет ничего и не было, пока она росла. И то, что ей обрабатывают там мама какими-то… То, что имеется под рукой, перевязочные средства, лекарства. Это всё еще больше даже калечит, потому что это впивается в эти раны, присыхает, да? Ну, страшно даже об этом рассказывать. Но короче говоря, то, как деликатно это сделано, как ни одним взглядом, ни одним словом Роман не дает даже, вот… Он не позволяет себе жалеть, он абсолютно общается на равных. Мало того, после того сюжета, который он сделал просто о людях с таким, да? И через эту Надю. К.Ларина ― Это было еще в программе «Неделя» у Марианны Максимовской. И.Петровская ― Да, и здесь есть в фильме кусочек такой – это что в программе «Неделя». Он организовал сбор денег, и на эти деньги вместе с Надей, группой они отправились в Германию, где ей согласились помочь и сделать операцию по разделению пальцев, которые срослись из-за того, что ей всё неправильно бинтовали. Какого света этот человек (девушка), эта Надя Кузнецова. К.Ларина ― И потом она, действительно, какая-то очень самодостаточная личность. И.Петровская ― Самодостаточная, внятная, светлая. К.Ларина ― Как она успокаивается, когда она понимает, что здесь не будет никаких подвохов, никто не будет из нее делать, ну, какое-то чудо такое чудное, она такая… И.Петровская ― Нет, для нее чудо то, что она вышла из своего заточения в четырех стенах, потому что у нас мы прекрасно понимаем, как относятся к таким людям и будут коситься, и говорить там, и подозревать, что не дай господь, там, что-то с нее перелетит на здорового ребенка или кого угодно. И дальше она попадает совсем в иную атмосферу, в которой нету этого понятия «полноценный и какие-то там ущербные». Как у нас всё равно волей-неволей в сознании людей есть люди… К.Ларина ― Нормальные и не нормальные. И.Петровская ― Да, нормальные и не нормальные, которых отказываются лечить или, там, своих детей, или учить рядом с такими людьми. А там… И главное, это тоже приходит в какой-то чудовищной… Почему нужно, чтобы это огромное количество посмотрело и не в ночи, да? Даже, там, через «не хочу» и »не могу», принудительно вообще, на самом деле. Я не знаю, как это сделать. Но просто параллельно буквально в одном из эфиров тоже, вот, обсуждалось, что какие у нас прекрасные, добрые люди. Это «Россия» обсуждала, да? Они помогают детям, деньги собирают. Почему они собирают деньги? Потому что… Дальше объяснение пропагандистов, да? «Просто потому, что у нас такие люди – они не могут пройти мимо». Да, у нас есть такие люди, безусловно. Но только в Германии для своих граждан это делают бесплатно. И там параллельно история мальчика, который абсолютно нормальный, с надлежащим уходом, специальные есть перевязочные средства, он абсолютно среди нормальных людей, и никому в голову не придет на него покоситься. К.Ларина ― И ходить еще с протянутой рукой. И.Петровская ― И тем более ходить еще с протянутой рукой. К.Ларина ― Ну, кстати, здесь опять закольцовываются, между прочим, два этих фильма, Навального и Супера. Потому что если ты помнишь, Алексей как раз тоже про это говорил. Что мы собираем деньги на больных детей, на больных взрослых, лечим, пытаемся найти деньги для того, чтобы человека спасли от неизлечимой, от страшной болезни, сделали операцию, а здесь вот вам кошелек. И он когда этот кошелек наполнял (условный кошелек премьер-министра), сколько там? 70 миллиардов он насчитал всего, по-моему, да? И.Петровская ― 70. 70, да. К.Ларина ― Вот, где, — говорит, — деньги. Вот они, эти деньги! Вот это наши с вами деньги. И.Петровская ― Нет, и вторая еще вещь, которая тоже здесь не может нормальному человеку не кинуться, не броситься в глаза. То, что совершенно оболганный, облитый помоями вот этот Запад, который у нас считается там миром чистогана, миром разврата и вообще всех несчастий, которые только возможны, вот, на самом деле, он милосерден. Он милосерден, у него есть всё, что позволяет людям нормально существовать. Подумайте об этом, люди. К.Ларина ― Это было выступление Ирины Петровской в честь замечательной работы Романа Супера «На кончиках пальцев». Теперь этот фильм, поскольку он в телевизоре показан… Я думаю, что он в сети давно уже есть. Если кто пропустил, обязательно его посмотрите. И.Петровская ― Да. К.Ларина ― Ну, теперь к главному, собственно. Чем спасемся-то? Как вы слышали, замироточил таки бюст Николая Второго. И.Петровская ― У прокуратуры, что характерно. К.Ларина ― Да. И в этом я усмотрела главный признак, Ира. Весна пришла! Н.Поклонская ― Мне мои сотрудники звонят из Крыма, из прокуратуры, которые ухаживают за часовней. Вы знаете, сегодня утром бюст Николая Второго, государя нашего, который мы установили в сквере возле часовни, замироточил бюст. Корреспондент ― Да вы что? Н.Поклонская ― Да. Люди приходят… Это сегодня случилось утром. Поэтому люди приходят с детьми, чтобы приложить их, чтобы исцелились дети, которые болели. Корреспондент ― Это необыкновенно. Это надо снимать и показывать. Это, на самом деле, чудо. Н.Поклонская ― Мне, да, сделали фотографии, направили. Но… Вот это вот чудо, которое не объяснят ни ученые, никто. И это в столетнюю годовщину. Видите, как? Государь нам помогает, ведь. Они погибли для того, чтобы мы сделали Россию процветающей и великой. И мы обязаны это сделать.
Мар 05
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы
Комментарии отключены
Извините, комментарии сейчас закрыты.