<
Ответы Евгения Бунимовича на ваши вопросы
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы

 2017 06 01 ЭМ Бунимович ответы Вопрос 1 Юрий, пенсионер, Нижний Тагил: Уважаемый Евгений Абрамович! У меня к вам вопрос как к учителю математики. Как Вы оцениваете качество современных школьных учебников математики? Есть ли на Ваш взгляд здесь проблема? Юрий Красильников. Ответ Качество учебников, естественно, разное, однако я не поддерживаю идею создания некоего образцового «единого учебника» — в том числе и по математике. Монополизм, отсутствие нормальной конкуренции еще нигде и никогда не приводили к повышению качества. Учебники – не исключение. Е.Бунимович: Невозможно запретить молодежи думать, анализировать, приходить к самостоятельным выводам Впрочем, в современном образовании речь уже должна идти не столько об учебниках, сколько об учебных комплектах, в которые (помимо прочих учебных материалов и пособий) входит и компьютерная приложение. Входит не как модное дополнение, а как равноправная составляющая учебного комплекта. «Активные точки» компьютерной версии позволяют в один клик углубиться в заинтересовавшую школьника тему, идею, задачу, найти исторические сведения и т.д. У каждого ученика появляется возможность своей образовательной траектории. Вот за этим – будущее. Вопрос 2 pilschikov: Уважаемый Евгений! По моему личному мнению, налицо типичный случай разрухи в головах власть имущих, когда с одной стороны активно продвигается идея запрета молодёжи участвовать в общественных акциях, т. е. демонстрировать понимание слов ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, а с другой стороны активизируется пропаганда военизированного воспитания молодёжи начиная с юных лет через штурм рейхстага, отряды юных гвардейцев и другие «войноподобные игрища». Я родом из тех времён, когда в нацистской Германии создавались отряды гитлерюгенда, хорошо помню реалии 1941-1945 годов и видел не в кино юнцов-оккупантов. Может не следует так активно гнать волну подготовки солдатов с самых их младенческих лет, а дать детям возможность стать гражданами Страны и выступить на ЕЁ ЗАЩИТУ при всякой необходимости? Я, как и ВЫ — тоже Евгений. С искренним уважением к Вашему делу и мнению! Ответ Невозможно запретить подросткам, молодежи думать, анализировать, приходить к самостоятельным выводам. Более того, согласно Конвенции о правах ребенка, дети не только имеют право свободно выражать свое мнение, но и государство должно уважать право ребенка на свободу мысли. Кроме того, дети имеют право на свободу ассоциаций и мирных собраний. И »в отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности». Только так и можно вырастить не пушечное мясо, а (как вы сами пишете) настоящих граждан страны, способных выступить на её защиту. Другое дело, что, если мы, взрослые, научимся лучше слушать друг друга, уважать разные мнения и вести цивилизованный диалог, это позволит не вовлекать в решение взрослых политический проблем наших детей. Хотелось бы все-таки обходиться без гаврошей на баррикадах – как это удалось во время путчей 90-х годов. Вопрос 3 julia_dvoriki Дети — у них своя жизнь, или у нас у всех общая жизнь? Мне кажется, то наши законодатели и чиновники, и многие взрослые считают, что детство отделено от обычной, нормальной жизни. Дети — это как бы люди, но они пока не внутри нашего общества, пока не вырастут. Мы как-то их совсем не замечаем. Как инвалидов. Для них нет места в наших «взрослых» мероприятиях. О детях не думают, когда проектируют квартиры или концертные залы, автобусы или новые микрорайоны. О них не думают (об их реальных нуждах), когда разрабатывают всякие программы поддержки семьи и даже когда назначают их родителям минимальную зарплату или пенсию. Их вообще как бы нет в нашей жизни. Вам не кажется? Почему мы отделяем их от себя? Ведь в семьях они не отделены от взрослых, а в обществе, в государстве — о них всегда как бы отдельно говорят, как будто они за пределами нашей «нормальной» жизни. Юля. Извините, если сумбурно. Ответ Помню, как, став детским омбудсменом, я буквально сразу оказался на высоком совещании, посвященном поддержке детских общественных организаций. Там выступали взрослые солидные люди, большие начальники, я же ограничился одним удивившим всех вопросом «А где дети? Как можно без детей решать, какая поддержка им нужна?». Я убежден, что постоянный диалог, учет мнения детей во всех вопросах, их касающихся – необходимая часть нашей жизни, в семье, в школе, в городе, в стране. Е.Бунимович: Детство – это не подготовка к жизни, а сама жизнь, и, быть может, самая лучшая, важная ее часть Кстати именно тогда и был создан Детский совет при Уполномоченном по правам ребенка в Москве, состоящий из лидеров школьного ученического самоуправления и различных детских общественных организаций – экологических, спортивных, краеведческих, организаций детей с инвалидностью и т.д. Идеи и предложения ребят из Совета и меня иногда ставят в тупик – но ничего, договариваемся… Пора понять, что детство – это не подготовка к жизни, а сама жизнь, и, быть может, самая лучшая, важная ее часть, когда ребенок, подросток постигает, быть может, самое главное, задумывается о любви и смерти, дружбе и предательстве, да много еще о чем… Мне не кажется, что «детей как бы нет в нашей жизни». Честно говоря, вообще не знаю, что может быть важнее в жизни, чем дети… Вопрос 4 Андрей, разнорабочий, Кузьминки: Является ли отсутствие мест в детских садах нарушением права на образование? Ответ Коль скоро новый российский закон об образовании называет дошкольное образование и воспитание составной частью образования детей, то и детские сады сегодня должны быть не только »камерами хранения детей», как их традиционно воспринимают, но и важнейшей составляющей развития, образования и воспитания ребенка. А значит и отсутствие мест в детских садах – в том числе и нарушение права на образование. Точнее — права формально никто никого не лишает, а вот реализовать его могут не все. Сегодня в Москве этот вопрос решен для «постоянно проживающих» и только с трех лет (в последнее время — уже с 2,7). Это связано с нехваткой самих детских садов, строительство которых идет, но это процесс не быстрый. Необходимо решить вопросы для детей с временным пребыванием в городе и для детей в возрасте от полутора до трех лет. И здесь уже на первый план выходит не вопрос образования, а необходимость выходить на работу, чтобы обеспечить семью и ребенка. Одним из путей решения этого вопроса сегодня видится, например, выплата семьям, которые не могут устроить ребенка в детский сад, хотя бы той суммы, которую тратит город на ребенка, посещающего детский сад. Сейчас это предложение, с которым мы не раз выходили, находится в стадии обсуждения. Вопрос 5 Михаил Сорокин: Уважаемый Евгений. В одном из Ваших давних интервью Вы высказали мысль о том, что дети, оставшиеся, по тем или иным причинам, с отцом, быстро отчуждаются. При этом Вы умолчали про оборотную сторону медали, когда дети, оставшиеся с матерью без отца, рискуют остаться детьми до материнской гробовой доски (вспомните «Матерь» Франсуа Морика). Не находите ли Вы, что то, что первая проблема в нашем обществе считается важной, а вторая — не стоящей даже быть упомянутой в контексте обсуждения первой, и есть величайшая проблема нашего общества. Ответ Это не моя мысль, а, к сожалению, результаты социологического исследования, которое меня попросили прокомментировать. И здесь есть о чем задуматься отцам, особенно тем, кто полагает: «Одел, обул, накормил – что ему/ей еще от меня надо?». Это важно, но надо много чего еще. И об этом в том числе передача «Эха», которая так и называется: «Отцы». Меня радует в последнее время то, что я все чаще вижу отцов с детьми – на прогулке, на детских и спортивных площадках, в кафе, в театрах, в музеях… Е.Бунимович: Стоит ли удивляться детской жестокости, если каждый третий взрослый считает физические наказания нормой? Конечно же, есть, как вы пишете, и другая сторона медали: безотцовщина, проблема отсутствия мужского начала в семье (да и в школе). Каков вывод? Как учитель, предлагаю сделать вывод самостоятельно, в качестве домашнего задания. Вопрос 6 ilayz: Евгений Абрамович, на Ваш взгляд, с чем связана детская жестокость? (Если судить по многочисленным роликам в Интернете, да и не только) Спасибо. Ответ Увы, детская жестокость существовала всегда. Этому посвящено множество книг, фильмов, научных исследований. Однако некоторое время назад действительно возникла новая ситуация – взрывное развитие интернета, гаджетов, социальных сетей привело в том числе к эпидемии кибербуллинга — к новому витку демонстративного детского насилия, когда всё еще и фиксируется на видео, выкладывается в сеть. Наверное, не стоит утешать себя тем, что эта проблема коснулась многих стран. Борьба с этим явлением идет с переменным успехом. Явление новое, а вот рецепты борьбы – вечные. Взрослые должны понять, что одними запретами не обойтись. Воспитание ответственности за свои поступки, способности к сопереживанию, сочувствию. Причем не постоянными нотациями. А всем строем жизни, укладом семьи, укладом школьной жизни, своим собственным поведением. Стоит ли удивляться детской жестокости, если, согласно свежим опросам Левада-центра, каждый третий взрослый считает физические наказания подростков нормой? Вопрос 7 Светлана, служащий, Москва: Пожалуйста, помогите наказать полицейских, задержавших в прошлую пятницу ребенка на Арбате. Вы же сделаете это? Ответ Свое мнение об этой резонансной истории я высказал сразу, в том числе и на «Эхе Москвы». Жесткость и чрезмерность действий сотрудников полиции, запечатленные на видео, вызывают очевидную эмоциональную реакцию. А дальше требуется взвешенное и внимательное рассмотрение всех аспектов этой истории. Е.Бунимович: Нельзя бить детей! Вот просто нельзя – и все! Это не может быть нормой в XXI веке Сейчас мы разбираемся в том, был ли вообще повод для таких действий, действительно ли можно характеризовать эту ситуацию, как безнадзорность? как попрошайничество? Возможно, полицейские действовали соответственно букве закона, но не духу закона, который прежде всего должен защищать наших детей. Вопрос 8 Максим, дизайнер, Москва: Как Вы относитесь к ювенальной юстиции? Ответ Многочисленные дискуссии на эту тему показали, что под ювенальной юстицией люди понимают совершенно разные вещи. Если «ювенальная юстиция» — это особая форма судебного разбирательства, когда в нем участвует ребенок, подросток в качестве подозреваемого, свидетеля или жертвы, то необходимость специальных процедур (присутствие педагога, психолога, социальных служб, особая форма допроса, особая квалификация судьи, следователя) — для меня очевидно, это настоятельная необходимость. Впрочем, часто под ювенальной юстицией понимается совсем другое — чрезмерное вмешательство государственных структур в дела семьи. К этому и у меня гораздо более сложное отношение. Эти деликатные вопросы требуют особенно тщательного и внимательного рассмотрения. Наша задача — это помощь и поддержка семьи. Защита ребенка вне этой поддержки зачастую бессмысленна и вредна. Отобрание ребенка должно стать мерой редчайшей и исключительной и проходить в строго прописанных рамках. Когда задерживают потенциального преступника (преступника!), то все действия силовых органов и их ответственность расписана подробнейшим образом. А в случаях изъятия ребенка из семьи, к сожалению, очень много юридических неясностей и неопределенностей. И даже, когда ребенку действительно грозит серьезная опасность, сама форма изъятия приводит к серьезным стрессам для ребенка. Здесь нужны очень точные действия и внятно прописанные процедуры. Е.Бунимович: Дети, подающие в суд на родителей, потому что их поставили в угол или не купили мороженное — это миф Однако в последнее время под знаменами борьбы с ювенальной юстицией предлагается прямой возврат к домострою, к каким-то вообще средневековым принципам воспитания детей. И здесь я категорически против. Нельзя бить детей! Вот просто нельзя – и все! Это не может быть нормой в XXI веке. Вопрос 9 Светлана, домохозяйка, Екатеринбург: Евгений Абрамович, бывали ли в Вашей практики случаи, когда дети подавали в суд (или просто жаловались) на родителей – условно говоря, за то, что их в угол поставили? Ответ Дети, подающие в суд на родителей, потому что их поставили в угол или не купили мороженное — это миф. По крайней мере, ничего подобного в моей практике никогда не было. Вот взрослые, подающие в суд друг на друга по абсурдным, надуманным поводам, ослепленные ненавистью, мстящие друг другу, шантажирующие друг друга детьми –увы, в моей практике встречались. И не раз. Вопрос 10 Александр Владимирович, инженер, Санкт-Петербург: Евгений Абрамович, добрый день. На Ваш взгляд, какие права детей сейчас чаще всего нарушаются? Ответ К нам приходит несколько тысяч обращений в год. Конечно, мы по итогам года анализируем обращения, представляем в докладе уполномоченного проценты, таблицы и графики. Но я бы не хотел вести разговор в категориях чаще-реже. Самое главное, базовое, право ребенка – право на жизнь. Это право, конечно, нарушается куда реже других прав – на образование, здравоохранение и т.д., но здесь даже подсчеты кощунственны. Потому проблемы подростковых суицидов, модных опасных увлечений типа зацепинга, угроз для жизни и безопасности детей в самых разных ситуациях — в родильных домах, в школах, на каникулах, мне представляются важнейшими.

Ссылка на источник

admin @ 5:00 дп

Извините, комментарии сейчас закрыты.